Наzад v ГСВГ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наzад v ГСВГ » Лодки » Японские подлодки


Японские подлодки

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

http://sa.uploads.ru/t/hdBiP.jpg

Кайтены: японские камикадзе
Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем , кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!». Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Законсервированные в стальную капсулу — управляемую торпеду-кайтен, камикадзе уничтожали врагов императора, жертвуя собой ради Японии и в море. О них и пойдет речь в сегодняшнем материале.

http://s9.uploads.ru/t/liGwp.jpg

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй.

В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй — крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной — пожертвовав собой, уничтожить врага.

http://sa.uploads.ru/t/TUi8F.jpg

Из неба в воду
Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени.

Торпеда изнутри — это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна

http://s4.uploads.ru/t/tpKUP.jpg

Японский кайтен в Camp Dealy, 1945. 2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года. 3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года. 4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.
Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами — расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего — школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками.

Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам.

По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

http://s9.uploads.ru/t/QhLi5.jpg

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще. На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях.

Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Провал проекта «Кайтен

http://s4.uploads.ru/t/ixFJY.jpg

Первое свидетельство атаки кайтенов, зафиксированное со стороны США, датируется ноябрем 1944 года. В нападении участвовали три субмарины и 12 торпед-кайтенов против пришвартованного американского судна у берегов атолла Улити (Каролинские острова). В результате атаки одна субмарина попросту затонула, из восьми оставшихся кайтенов два вышли из строя при запуске, два утонили, один исчез (хотя позднее был найден выброшенным на берег) и один, не дойдя до цели, взорвался. Оставшийся кайтен врезался в танкер «Миссиссинева» и потопил его. Японское командование расценило операцию как успешную, о чем немедленно было доложено императору.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности — долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу — уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась.

http://s4.uploads.ru/t/UlqQ0.jpg

А вообще можно и более подробно вспомнить историю японских сверхмалых лодок. Вашингтонское морское соглашение 1922 года стало существенным препятствием в нарастающей гонке морских вооружений, начавшейся в годы Первой мировой войны. По этому договору, японский флот по числу авианосцев и «капитальных» кораблей (линкоров, крейсеров) существенно уступал флотам Англии и США. Некоторой компенсацией за это могло служить разрешение на строительство пунктов передового базирования на островах Тихого океана. А поскольку договоренностей о количестве подводных лодок достичь в Вашингтоне так и не удалось, японские адмиралы стали планировать размещение на удалённых островных базах малых прибрежных лодок.

В 1932 году капитан Кисимото Канеджи заявил: «Если мы пустим большие торпеды с людьми на борту, и если эти торпеды проникнут глубоко в неприятельские воды и, в свою очередь, пустят небольшие торпеды — промахнуться будет практически невозможно». Это высказывание определяло, что в случае атак вражеских баз и якорных стоянок противника к месту проведения операции малые лодки будут доставлять на специализированном корабле-носителе или подводной лодке. Кисимото считал, что если установить на четырёх кораблях по двенадцать сверхмалых подводных лодок, то победа в любой морской битве будет обеспечена: «В решающем сражении между американским и японским флотами мы сможем выпустить почти сотню торпед. Этим мы сразу сократим силы противника вдвое».

Разрешение на реализацию своей идеи Кисимото получил от главы морского штаба, адмирала флота, принца Фушими Хирояси. Кисимото вместе с группой морских офицеров, состоящей из четырёх специалистов, разработал чертежи и в условиях строжайшей секретности в 1934 году были построены две экспериментальные сверхмалые подводные лодки. Официально их классифицировали как А-Нуotek («лодки-мишени тип А»), Для достижения сверхмалыми лодками высокой подводной скорости на них установили мощный электродвигатель, а корпусу придали веретёнообразную форму.

По результатам испытаний в проект внесли необходимые усовершенствования, после чего было развёрнуто серийное строительство лодок под обозначением Ко-Нуotek Изменения в конструкции подлодки оказались небольшими — возросло водоизмещение (47 т вместо 45 т), до 450 мм уменьшился калибр торпед (вместо 533 мм) и до 19 узлов (с 25) уменьшилась максимальная подводная скорость субмарины.

http://s7.uploads.ru/t/jnptJ.jpg

Японская лодка Тип А младшего лейтенанта Сакамаки в момент отлива на рифе у берега Оаху, декабрь 1941 г.

http://s8.uploads.ru/t/3Iwmv.jpg
Схемы японских сверхмалых подводных лодок

http://sd.uploads.ru/t/lIMbq.jpg

Японские карликовые лодки Тип С на захваченном американцами острове Киска, Алеутские острова, сентябрь 1943 г.
В качестве кораблей-носителей тогда же оборудовали авиатранспорты Chiyoda и Chitose, а также подлодки типа Неі-Gаtа (С). Есть данные, что модернизацию с этой же целью проходили также гидроавиатранспорты Mizuihо и Nisshin, каждый из которых мог перевозить 12 сверхмалых подводных лодок.

Палуба с уклоном к корме и рельсы давали возможность быстро, всего за 17 минут, спустить на воду все лодки. Корабли-базы сверхмалых подлодок предполагалось использовать в морском бою вместе с линейными кораблями.

15 апреля 1941 года 24 младших морских офицера получили секретное предписание войти в состав специального формирования. Они встретились на борту гидроавианосца Сhiуоdа. Командир корабля Харада Каку объявил им, что японский флот обладает сверхсекретным оружием, которое внесёт революцию в морские битвы, их же задача — овладеть им. Все молодые офицеры имели опыт подводного плавания, а лейтенант Иваса Наодзи и сублейтенант Акиеда Сабуро уже больше года проводили испытания нового оружия.

Тренировки экипажей подводных лодок проводились на Базе-II, располагавшейся на небольшом островке Оуразаки в 12 милях к югу от Куре. Во время освоения подлодок подчас случались аварии и поломки. Гибли и экипажи, а вместо мишеней поражались катера, которые обеспечивали их доставку…

Первые сверхмалые лодки обладали слишком малой дальностью плавания, которая определялась ёмкостью аккумуляторов, а их подзарядка была возможна только на корабле-носителе. По этой же причине невозможно было использовать лодки с необорудованных стоянок на островах. Для устранения этого недостатка осенью 1942 года началось проектирование усовершенствованного варианта субмарин типа В, в котором был учтён опыт эксплуатации типа А.

В начале 1943 года последние пять подлодок типа А (полный заказ на них составлял 51 единицу) переоборудовали в тип В.

http://sd.uploads.ru/t/hVWgT.jpg

Японский десантный корабль Тип 101 (S.B. №101 Type) в гавани Курэ после капитуляции Японии. 1945 год.
Первой из усовершенствованных субмарин на испытания вышла На-53, а после их завершения была построена серия уже специально спроектированных модернизированных подлодок типа С. Основное отличие от субмарин типа А заключалось в установке дизель-генератора — с его помощью полная перезарядка аккумуляторной батареи производилась за 18 часов.

В качестве кораблей-носителей для лодок типа В и С использовались десантные корабли типа Т-1.

В декабре 1943 года на основе подлодки типа С началось проектирование более крупной лодки типа D (или Коryu). Основные отличия от подлодок типа С заключались в установке более мощного дизель-генератора — с ним процесс зарядки аккумуляторов снизился до восьми часов, повысилась мореходность и улучшились условия обитаемости экипажа, возросшего до пяти человек. Кроме того, корпус стал заметно прочнее, что повысило глубину погружения до 100 м.

Весной 1945 года, ещё до окончания испытаний головного корабля, было развёрнуто серийное строительство субмарин. В соответствии с планами морского командования, к сентябрю 1945 года предполагалось сдать флоту 570 единиц с последующим темпом строительства -180 единиц в месяц. Для ускорения работ был применён секционный метод (лодка собиралась из пяти секций), что сокращало строительный период до 2-х месяцев. Однако, несмотря на привлечение к программе строительства Koryu большого числа верфей, темп сдачи флоту этих субмарин выдержать не удалось, и к августу 1945 года в строю насчитывалось всего 115 лодок, а ещё 496 находились на разных стадиях постройки.

На основе сверхмалой подводной лодки (СМПЛ) Koryu в 1944 году был разработан проект подводного сверхмалого минного заградителя M-Kanamono (дословный перевод — «Металлическое изделие Тип М»), предназначенного для постановки минных банок в местах базирования противника. Вместо торпедного вооружения он нёс минную трубу, вмещающую четыре донных мины. Построить успели только одну такую подлодку.

Тактико-технические характеристики японских сверхмалых подлодок

http://s3.uploads.ru/t/cNlwL.jpg

В конце войны помимо семейства карликовых субмарин, ведущих свою родословную от подлодок типа А (типы А, В, С и D), японский флот пополнился также подлодками меньшего размера типа Kairyu (характерной их особенностью были фиксированные бортовые рули (плавники) в средней части корпуса. Проектное вооружение состояло из двух торпед, однако нехватка их привела к появлению варианта лодки с 600-кг подрывным зарядом вместо торпедных аппаратов, что фактически превращало их в человеко-торпеды.

Серийное строительство лодок типа Kairyu началось в феврале 1945 года. Для ускорения работ оно велось секционным методом (подлодка делилась на три секции). Планами морского руководства предусматривалось к сентябрю 1945 года поставить флоту 760 сверхмалых лодок этого типа, однако к августу было сдано только 213 единиц, и ещё 207 находились в постройке.

Информация о судьбе японских сверхмалых подводных лодок носит обрывочный и зачастую противоречивый характер. Известно, что во время нападения на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года было потеряно 5 сверхмалых лодок типа А.

Молодые офицеры-подводники настойчиво добивались включения сверхмалых подводных лодок в операцию против Пёрл-Харбора. И, наконец, в октябре командование разрешило включить их, с условием, что водители возвратятся после атаки. Закипела работа. В Куре первой прибыла I-22 для внесения в конструкцию необходимых доработок.

Несколькими днями позже прибыли ещё три. Четвёртую подлодку, І-24, только что построили в Сасебо и сразу же начали её ходовые испытания.

На подводные лодки прибыли командиры: лейтенант Иваса Наодзи (І-22), сублейтенант Ёкояма Масахару (I-16), сублейтенант Харуно Сигэми (I-18), младший лейтенант Хироо Акира (1-20) и младший лейтенант Сакамаки Кацуо (І-24). Вторыми членами экипажей были унтер-офицеры: Сасаки Наохару (І-22), Уэда Тэдзи (I-16), Ёкояма Харунари (I-18), Катаяма Ёсио (І-20), Инагаки Киодзи (І-24). Характерная деталь: экипажи формировали только из неженатых подводников, из многодетных семей и не старших сыновей. Сакамаки Кацуо, например, был вторым из восьми сыновей.

Соединение сверхмалых подводных лодок носило название «Токубецу Когекитай», сокращенно «Токко». Это словосочетание можно перевести как «Соединение специальных атак», или «Специальное морское ударное соединение».

Рано утром 18 ноября подводные лодки покинули Куре, остановившись ненадолго в Оуразаки, чтобы забрать малые лодки. Под вечер они взяли курс на Пёрл-Харбор. Лодки шли, держась в 20 милях друг от друга. Флагман — І-22 -находилась в центре. В дневное время лодки шли под водой, боясь обнаружения, и всплывали только по ночам. По плану они должны были прибыть в пункт сбора, расположенный в 100 милях к югу от Пёрл-Харбора, ночью, после захода солнца, за два дня до начала атаки. Ещё раз проверив лодки под покровом темноты, субмарины-носители должны были затем уйти к Пёрл-Харбору, занять позицию в 5 — 10 милях от входа в гавань и рассредоточиться дугой. За три часа до рассвета первой производит пуск своей сверхмалой лодки крайняя левая субмарина I-16. Затем последовательно, с интервалом в 30 минут стартуют сверхмалые лодки с носителей І-24, І-22, I-18. И, наконец, карликовая лодка с последней лодки І-20 должна была пройти через створ гавани за полчаса до рассвета. В гавани всем лодкам было приказано лечь на дно, после чего присоединиться к воздушной атаке и нанести врагу максимальные разрушения своими десятью торпедами.

В 3:00 сверхмалые лодки спустили на воду, а лодки-носители приступили к погружению. Не повезло «малютке» лейтенанта Сакамаки. Вышел из строя гирокомпас, устранить неисправность не удалось. Уже было 5:30, а она ещё не была готова к спуску, опаздывая на два часа от установленного планом времени. Рассвет приближался, когда Сакамаки и Инагаки протиснулись в люк своей лодки.

Вход в бухту Пёрл-Харбор преграждали два ряда противолодочных сетей. Американские тральщики каждое утро проводили контрольное траление вод, окружающих базу. Проскочить за ними в бухту не составляло труда. Однако планы японцев оказались нарушенными с самого начала. В 3:42 тральщик «Кондор» обнаружил перископ подводной лодки перед входом в бухту. В её поиск включился старый эсминец «Уорд» постройки 1918 года. Около 5:00 американцы открыли проход в сетях, чтобы пропустить тральщики, а также транспорт, буксир и баржу. Видимо, две сверхмалых подводных лодки сумели скрытно проникнуть в гавань, а третья была замечена с «Уорда» и с кружащейся над морем летающей лодки «Каталина».

Над поверхностью воды возвышались рубка лодки и часть сигарообразного корпуса. Казалось, что она никого не замечала, двигаясь в гавань со скоростью 8 узлов. «Уорд» открыл орудийный огонь прямой наводкой с дистанции 50 метров и со второго выстрела попал в основание рубки. Лодка вздрогнула, но продолжала движение с рваной дырой в рубке. Взрывы четырёх глубинных бомб разорвали лодку пополам. Свою лепту внесла и «Каталина», также сбросив несколько бомб. Предположительно, под удар попала лодка лейтенанта Иваса с лодки-носителя I-22.

Младший лейтенант Сакамаки и унтер-офицер Инагаки больше часа отчаянно пытались выправить дифферент своей подлодки. С трудом им удалось это сделать, и они достигли входа в бухту. Гирокомпас по-прежнему оставался неисправным. Сакамаки был вынужден поднять перископ, и лодку заметили с эсминца «Хелм». Погрузившись и уходя от него, лодка налетела на риф и высунулась из воды. Эсминец открыл огонь и бросился на таран. Однако он проскочил мимо, в то время как лодке удалось освободиться от рифа и уйти, но в результате удара о риф один из торпедных аппаратов заклинило, в корпус стала поступать вода. Из-за химической реакции воды с серной кислотой аккумуляторов начал выделяться удушливый газ. Где-то в 14:00 подлодка снова налетела на риф. Вышел из строя второй торпедный аппарат.

Под утро 8 декабря беспомощная неуправляемая лодка оказалась вблизи берега. Сакамаки запустил двигатель, но лодка снова наткнулась на риф! На этот раз она застряла накрепко. Сакамаки принял решение лодку взорвать, а самим добираться до суши вплавь. Вставив в подрывные заряды детонаторы, он зажёг бикфордов шнур. Сакамаки и Инагаки бросились в море. Было 6ч. 40 минут… Прыгнувший в воду вслед за командиром Инагаки утонул. Обессилившего Сакамаки на берегу пленили пятеро патрульных 298-й американской пехотной дивизии…

http://s7.uploads.ru/t/tHOCW.jpg

Повреждённые авиацией транспорт Yamazuki Маrи и карликовая подводная лодка Тип С брошены на берегу Гуадалканала

http://s5.uploads.ru/t/cuewV.jpg

Сверхмалая лодка Koryu Тип D на верфи Yokosuka Naval Base, сентябрь 1945 г.

http://sh.uploads.ru/t/I6SE0.jpg
В 1961 г. американцы подняли лодку (Тип А), затонувшую в декабре 1941 г. в канале Пёрл-Харбора. Люки лодки открыты изнутри, ряд публикаций сообщает, что механик лодки Сасаки Наохару спасся и попал в плен
История подводной лодки лейтенанта Сакамаки известна достаточно подробно, чего не скажешь о четырёх других подлодках. Скорее всего, только две сверхмалые сумели проникнуть в гавань. А без особых проблем проникла в гавань лишь лодка лейтенанта Ёкоямы. Правда, и её заметили, когда она всплыла в 700 метрах от базы гидросамолётов «Кертисс». Артиллеристы добились двух попаданий в неё, но она сумела выпустить две торпеды, взорвавшиеся на берегу. Эсминец «Монагхэн» протаранил лодку и вдобавок сбросил глубинные бомбы.

Ещё одна сверхмалая подводная лодка, вероятнее всего, была потоплена в 10:00 крейсером «Сен-Луис». Направляясь к выходу из бухты, он подвергся торпедной атаке. Уклонившись от двух торпед, крейсер обнаружил лодку за внешней стороной сетевого ограждения и обстрелял её. Что касается пятой лодки, то она, по современным данным, сумела пробраться в гавань, где участвовала в торпедной атаке линейного корабля, а потом затонула вместе с экипажем (возможно, была потоплена им).

Из других операций сверхмалых подлодок следует упомянуть, что ещё три лодки этого типа погибли 30 мая 1942 года в районе Диего-Суареса, и четыре -в гавани Сиднея 31 мая 1942 года.

В ходе боёв у Соломоновых островов в 1942 году погибли восемь подлодок типа А (в том числе На-8, На-22 и На-38). В районе Алеутских островов в 1942 — 1943 годах погибли ещё три лодки типа А. В 1944 — 1945 годах в ходе обороны Филиппин и острова Окинава погибло восемь лодок типа С.

2

http://s5.uploads.ru/t/F3NWE.jpg
http://sg.uploads.ru/t/DsHAX.jpg
http://s5.uploads.ru/t/QsBiD.jpg
http://s9.uploads.ru/t/zYvdy.jpg
http://s3.uploads.ru/t/p5Rxt.jpg
http://s3.uploads.ru/t/pW2le.jpg
http://s5.uploads.ru/t/Pl5L2.jpg
http://sg.uploads.ru/t/IJw3r.jpg
http://s8.uploads.ru/t/w0fmE.jpg
http://sg.uploads.ru/t/jiVgX.jpg

3

Подводные авианосцы Японской империи.

http://s8.uploads.ru/t/dNeJF.jpg

В ходе Второй мировой войны в Японском императорском флоте строились специальные подводные лодки больших размеров для перевозки гидросамолётов. Гидросамолёты хранились в сложенном виде в специальном ангаре внутри подлодки.
Взлёт осуществлялся в надводном положении субмарины; после вывода самолёта из ангара и сборки для взлёта на палубе в носовой части подлодки строились специальные полозья катапульты укороченного старта, с которых гидросамолёт поднимался в небо. После завершения полёта гидросамолёт приводнялся, и его убирали обратно в ангар подлодки.

Проекты Японии

Проект J-1M — «I-5» (с одним гидросамолетом-разведчиком, запуск с воды);
Проект J-2 — «I-6» (один гидросамолет-разведчик, запуск с катапульты);
Проект J-3 — «I-7», «I-8»;
Проект 29 тип «B» — 20 единиц;
Тип «B-2» — 6 единиц;
Тип «B-3» — 3 единицы (подлодки имели ангары, но самолетов никогда не несли — переоборудованы под «Кайтэн», торпеды, управляемые пилотами-смертниками);
Проект А-1 — 3 единицы (один гидросамолет-разведчик, запуск с катапульты);
Тип I-400 — 3 единицы (3 гидросамолёта Aichi M6A Seiran);
Тип «АМ» — 4 единицы (2 гидросамолета-бомбардировщика «Сэйран»), 2 единицы не достроены.

http://s9.uploads.ru/t/1WKla.jpg

Гидросамолёт бомбардировщик-торпедоносец Aichi M6A Seiran

Создание начато в 1942 году, первый полёт состоялся в декабре 1943 года, принят на вооружение в 1944 году. Главный конструктор машины — Норио Одзаки. Всего построено 28 единиц.

Основные ТТХ:

Экипаж: 2 человека;
Крейсерская скорость: 300 км/ч;
Макс. скорость у земли: 430 км/ч;
Макс. скорость на высоте: 475 (5200 м) км/ч;
Дальность полёта: 1200 км;
Практический потолок: 9900 м;
Длина: 11,64 м;
Высота: 4,58 м;
Размах крыла: 12,3 м;
Площадь крыла: 27 м²;
Пустой: 3300 кг;
Снаряжённый: 4040 кг;
Максимальная взлётная масса: 4445 кг;
Двигатели: Айти AE1P Ацута 32;
Тяга (мощность): 1400 л.с.;
Стрелково-пушечное вооружение: 1х13-мм пулемёт Тип 2;
Кол-во точек подвески: 3;
Подвесные вооружения: 2х250 кг или 1х800 кг или 1х850 кг торпеда;

http://s7.uploads.ru/t/9kczu.jpg
http://sh.uploads.ru/t/HDGlv.jpg

Проект Тип I-400

Японские субмарины, спроектированные в 1942-1943 гг., как подводные авианосцы сверхдальнего радиуса действия для операций в любой точке земного шара, в том числе у побережья США. Подлодки типа I-400 были крупнейшими среди построенных во время Второй мировой войны и оставались таковыми до появления атомных субмарин. По проекту планировали построить 16 ПЛ, в 1943 году план сократили до 9 ПЛ. Начали строить 6 субмарин, успели построить в 1944-1945 гг. только три. Они не успели побывать в бою, после капитуляции их передали США, в 1946 году их затопили, т. к. СССР стал требовать доступ к ним.

Базовые ТТХ

Скорость (надводная) - 18,75 узлов;
Скорость (подводная) - 6,5 узлов;
Предельная глубина погружения - 100 м;
Автономность плавания - 90 дней, 69 500 км на 14 узлах, 110 км подводная;
Экипаж - по разным данным, от 144 до 195 человек, включая 21 офицера;
Водоизмещение надводное - 3 530 т стандартное, 5 223 т полное;
Водоизмещение подводное - 6 560 т;
Длина наибольшая (по КВЛ) -122 м;
Ширина корпуса наиб. – 12 м;
Средняя осадка (по КВЛ) - 7 м;
Силовая установка - дизель-электрическая, 4 дизеля, 7 700 л.с, 2 электродвигателя, 2 400 л.с, 2 гребных вала;
Вооружение: Артиллерия - 1 × 140-мм/40, 10 × 25-мм Тип 96, торпедно-минное вооружение - 8 носовых 533-мм ТА, 20 торпед;
Авиация - 3—4 гидросамолёта (один в разобранном состоянии) Aichi M6A Seiran.

http://s3.uploads.ru/t/sgaKZ.jpg
http://s8.uploads.ru/t/9sbf5.jpg

Есть сведения, что японские авианосцы готовились для ответного удара по территории США, после атомной бомбардировки территории Японии Токио планировало биологическую атаку. ПЛ должны были выйти к Западному побережью США («Операция PX»), и там гидросамолёты-бомбардировщики должны были нанести удары по американским городам, сбросив на них контейнеры с живыми крысами и насекомыми, зараженными возбудителями бубонной чумы, холеры, лихорадки Дэнге, тифа и других смертельных заболеваний.
Рассматривалась также возможность удара по Панамскому каналу и атаки американских авианосцев на стоянке у атолла Улити (где концентрировались силы вторжения на Японские острова).

http://sd.uploads.ru/t/ceF1i.jpg

Американские авианосцы на стоянке в Улити CV-18 «Уосп», CV-10 «Йорктаун», CV-12 «Хорнет», CV-19 «Хэнкок» и CV-14 «Тикондерога», 8 декабря 1944 года.
15 августа 1945 года Япония капитулировала, и в тот же день командиры субмарин получили приказ возвратиться на базу в связи с прекращением войны и уничтожить все наступательное оружие как особо секретное. Командир флагманской лодки I-401 капитан I ранга Аридзуми застрелился, а команда катапультировала самолеты без пилотов, не запуская моторы. На I-400 поступили проще — и самолеты, и торпеды попросту столкнули в воду. Так завершилась история самых крупных ПЛ Второй мировой войны, сочетавших самые передовые технологии того времени и пилотов-смертников.
Все «подводные авианосцы» были доставлены для изучения на базу ВМС США Пёрл- Харбор (штат Гавайи), а в мае 1946 года были отведены в море и расстреляны торпедами, т. к. доступ к ним потребовали советские ученые.
Тот факт, что японские субмарины действительно могли нанести удар по территории США, доказывает инцидент, произошедший в сентябре 1942 года. Когда самолеты с японскими опознавательными знаками сбросили несколько бомб на населенные пункты американского штата Аризона, это вызвало волну паники среди населения штата. Было совершенно непонятно, откуда взялись бомбардировщики, т. к. ВМС США никогда после Пёрл-Харбора не подпускали японские авианосцы к американским берегам на дистанцию возможного налета. Как выяснилось уже после войны, бомбардировщики стартовали с японских подводных авианосцев.
Японцы до конца войны смогли сохранить в секрете программу «подводных авианосцев».

http://sh.uploads.ru/t/ca4YD.jpg

                                                       Ангар на I-400.
Автор: Самсонов Александр

Источник Ссылка

Отредактировано Владимир Белорус (2018-10-15 17:12:28)

4

Бог хранит детей, дураков и пьяниц...
http://s8.uploads.ru/t/BRbdD.jpg
5 мая 1945 года в День японского императорского флота, подводная лодка I-14 покинула Курэ и прибыла в Модзи (ныне порт в городе Китакусю), а вечером к ней присоединилась I-13.
Командир I-14 с всеми офицерами сошли на берег…
http://s7.uploads.ru/t/9IEji.jpg
Командир японской подводной лодки I-14 Тошио Кусако, после капитуляции, приблизительно 29 августа 1945.
И тогда старший торпедист, заявив, что начальство вернется только на следующий день, предложил устроить попойку в честь дня ВМС. История не рассказывает где команда достала алкоголь, но до чертиков перепилась вся команда (около 80 человек).
http://sh.uploads.ru/t/u78Cq.jpg
Офицеры и экипаж японской подводной лодки I-14 в бухте Сагами, Япония.
Но в 23.30 прозвучала воздушная тревога...
Все огни в городе и порту были потушены, а матросы начали вглядываться в ночное небо. Вскоре появились американские бомбардировщики, но вместо бомбардировки порта они начали скидывать боезапас на заводы в Явате и Кокуре, что располагались с противоположной стороны бухты. Однако, японское ПВО вскоре проснулось и начало отстрел "янки".
Что не осталось без внимания "в зю-зю" бухой команда подлодки, которая радостно приветствовала сбитие "американца".
http://s9.uploads.ru/t/q45P6.jpg
I-14 и I-401 в бухте Сагами, Япония.
И тут на борту японской подлодки класса «I-400» материализовалось бравое начальство! Гнев командира был страшен, но это уже другая история...
Причиной же столь внезапного появления стало то, что после объявления "воздушной тревоги" радостные крики и песни пьяных подводников были слышны по всей бухте города Модзи!
http://sd.uploads.ru/t/ZD9fX.jpg
Но, как известно Бог хранит детей, дураков и пьяниц, поэтому ни одна бомба в ту ночь не упала ни на порт ни на подлодку, не смотря на все старания команды I-14.

Всегда приятно знать, что рас******ство - это не только наша национальная черта.

5

дала залп из шести торпед по авианосцу "Уосп" с дистанции примерно 1400 м. Три попали в цель, одна ушла в молоко. Из оставшейся пары одна торпеда попала в линкор "Северная Каролина", а одна в эсминец "О'Брайен". Два последних попадания были чистой случайностью — торпеды нашли цели на пределе своей дальности, причем сами японцы даже не знали, что попали еще во что–то кроме "Уоспа". Этот залп считается самой удачной атакой подводной лодки в истории.

На фото запечатлен момент попадания в эсминец. На заднем плане горит только что получивший торпеды "Уосп". Так как спасти авианосец окажется невозможно, команда покинет его и через шесть часов он будет затоплен торпедами эсминца «Лэнсдаун»."О'Брайен" временно останется на плаву, но затонет через трое суток, а "Северная Каролина" надолго уйдет зализывать раны в Перл–Харбор.

I–19 через год с небольшим будет потоплена американцами.
https://b.radikal.ru/b06/1906/f4/f71a731a6534.jpg

6

Андрей Михайлов написал(а):

Этот залп считается самой удачной атакой подводной лодки в истории.

Думаю, это все же одна из легенд той войны. Больно уж много случайностей и нет реальных подтверждений с японской стороны, что это были злодеяния лишь одной лодки. Между тем,  в том сражении участвовало не менее шести японских  океанских подлодок. Но насколько знаю, их донесений не сохранилось, а сами лодки вскоре погибли. Вот послевоенные американские сочинители легенд и приписали все эти попадания, не реальные для практики той войны, лишь одному экипажу из всего того соединения лодок.
[edit]undefined[/edit]

Отредактировано сержант-1 (2019-06-14 06:39:57)


Вы здесь » Наzад v ГСВГ » Лодки » Японские подлодки