"Назад в ГСВГ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Stendal. Штендаль. » 93-й Пехотный полк.


93-й Пехотный полк.

Сообщений 11 страница 20 из 33

11

Артилерия в 93 -м МПП
К двум батальонам полка были прикреплены по 3 противотанковых пушки Pak-35/36

Противотанковая пушка Pak-35/36
http://s2.uploads.ru/t/MO3zC.jpg
http://s2.uploads.ru/t/MYU4P.jpg
http://s2.uploads.ru/t/CEFRV.jpg
http://s2.uploads.ru/t/XqE8M.jpg
http://s2.uploads.ru/t/4EU3C.jpg
http://s2.uploads.ru/t/2Bs8L.jpg
http://s3.uploads.ru/t/GHtBU.jpg

Противотанковая пушка Pak-35/36 является одной из первых немецких разработок в области противотанковой обороны. Разработанная в конце 20-х годов, Pak-35 по своим боевым качествам отвечала требованиям того времени и была грозным противником для бронированных целей.
Пушка заслужила хорошие отзывы после ее применения в боях Гражданской войны в Испании и на начальном этапе Второй мировой войны, когда германским войскам противостояли танки, не обеспеченные противоснарядной броней. Уже после начала активных боевых действий на Востоке немецкие конструкторы пытались поднять эффективность пушки путем установки более мощного орудия, но этот путь оказался тупиковым. К началу "Восточного похода" "колотушка" могла стрелять разве что по легкобронированным целям и по живой силе противника. К середине войны пушка уже выработала свой ресурс, но отдельные ее части еще использовались при создании других минометных и артиллерийских орудий. В 1944 году на базе лафета Pak-35 было создано 75-мм легкое орудие IG-37. Модифицированный лафет использовался при разработке 150-мм и 210-мм реактивных минометов.
По штату каждый полк имел роту Pak-35 (12 единиц), в противотанковом дивизионе находилось еще 36 пушек, плюс 3 единицы в разведывательном батальоне. В итоге вся дивизии располагала 75-ю противотанковыми пушками Pak-35. Легкий двухколесный лафет с раздвижными станинами обеспечивает при раздвинутых станинах угол горизонтального обстрела 60 градусов. Также стрелять можно и при разведенных станинах, но выключив подрессоривание. Первые серийные пушки имели деревянные колеса.
Клиновой горизонтальный затвор с механизмом автоматического закрывания обеспечивает скорострельность до 20 выстрелов в минуту. Огонь велся бронебойными (стандартный бронебойный весил 0,68 кг) и осколочными снарядами. В боекомплекте имелись также пециальные бронебойные снаряды образца 40 (подколиберный) сплошной. Такой снаряд применялся при стрельбе на расстояния свыше 300 м и имел вес 0,368 кг. Стандартный снаряд при 30 градусах поражения цели с расстояния 100 м пробивал броню толщиной 31 мм, а с расстояния 500 м - 22 м. Специальный бронебойный снаряд образца 40 обеспечивал поражение с таких же расстояний цели с броней толщиной - 50 мм и 30 мм. Несколько большую бронепробиваемость имеет разработанная для этой пушки надкалиберная кумулятивная мина весом 9,3 кг. Она пробивает броневой лист толщиной около 90 мм. Предельная дальность при стрельбе миной составляет 300 мм, наиболее эффективная стрельба ведется на дальностях около 100 м. Для поражения живой силы противника в боекомплект пушки входит осколочный снаряд с головным взрывателем мгновенного действия. Стрельба из пушки ведется с помощью оптического или коллиматорного прицела.
ТТХ
Калибр - 37 мм
Начальная скорость:
бронебойный снаряд - 762 м/сек
бронебойный подкалиберный снаряд - 1020 м/сек
кумулятивная подкалиберная мина - 110 м/сек
осколочный снаряд - 745 м/сек
Длина ствола - 45 калибров
Угол возвышения - 25 градусов
Угол склонения - 8 градусов
Горизонтальный обстрел - 60 градусов
Вес в боевом положении - 450 кг
Скорострельность - 20 в/мин
Дальность стрельбы - 6800 м
Эффективная стрельба - 600 м
Бронепробиваемость:
100 м - 34 мм
1000 м - 27 мм

12

Кроме ПТО в 93-м МПП было по два лёгких орудия в каждом батальоне, скорее всего это были 7,5 cm leIG 18 

75-мм лёгкое пехотное орудие 7,5 cm leIG 18

http://s2.uploads.ru/t/0Wbvf.jpg
http://s3.uploads.ru/t/7XeM0.jpg
http://s3.uploads.ru/t/vNHab.jpg
http://s3.uploads.ru/t/VXW9y.jpg
http://s3.uploads.ru/t/uOgG8.jpg
http://s3.uploads.ru/t/bpdYw.jpg
http://s3.uploads.ru/t/329eh.jpg

7,5 cm leIG 18— немецкое лёгкое пехотное орудие периода Второй мировой войны. Эта артиллерийская система была разработана в 1927 году фирмой «Рейнметалл» для непосредственной поддержки пехоты в бою, но, в отличие от сходных образцов в армиях других стран, имела очень большой максимальный угол возвышения и раздельно-гильзовое заряжание с переменной мощностью метательного заряда. В результате орудие обладало очень широкими возможностями по выбору траектории полёта снаряда и, как следствие, высокой эффективностью и гибкостью в применении. Фактически оно сочетало в себе свойства пушки, гаубицы и мортиры. В начале 1930-х годов le.IG.18 было принято на вооружение рейхсвера. После преобразования последнего в вермахт оно активно использовалось им и войсками СС во Второй мировой войне с момента её начала и до безоговорочной капитуляции Третьего рейха. Для обозначения этих орудий в Красной Армии использовался термин «75-мм немецкое лёгкое пехотное орудие обр. 18».
В годы Первой мировой войны армия кайзеровской Германской империи не имела специализированных пехотных (полковых) орудий, при необходимости их функции выполняли придаваемые пехотным подразделениям 77-мм дивизионные пушки 7,7 cm Feldkanone 96 n.A. Однако практика показала неприспособленность дивизионных орудий к этой роли — вследствие больших габаритов и массы их подвижность на поле боя была недостаточной. В связи с этим ещё в годы войны была начата разработка специализированных пехотных орудий, завершившаяся созданием к 1918 году фирмой «Крупп» 77-мм пехотного орудия Infanteriegeschütz 18 (I.G.18). По сравнению с дивизионными орудиями эта артиллерийская система отличалась более слабой баллистикой за счёт уменьшения длины ствола до 23 калибров, что, в свою очередь, позволило снизить массу пушки до 650 кг. В то же время максимальный угол вертикального наведения остался практически таким же, как и у дивизионных орудий, и составлял +15°, что не позволяло вести навесную стрельбу. В связи с поражением Германии в войне пушка I.G.18 на вооружение не поступала и серийно не производилась[1].
Заключённый в 1919 году Версальский договор наложил тяжёлые ограничения на качественный и количественный состав послевоенных вооружённых сил Германии — рейхсвера. Ему было дозволено иметь небольшое количество полевой артиллерии в составе разрешённых семи пехотных и трёх кавалерийских дивизий, а её модельный ряд был ограничен статьёй 165 договора 77-мм полевыми пушками и 105-мм полевыми гаубицами. Отдельно стоит отметить, что регламентации подверглась и их организационно-штатная структура, в которой все орудия пехотной дивизии сводились в её единственный артиллерийский полк, а обычные полки́ лишались права иметь средства качественного усиления своей боевой мощи, которыми как раз в немецкой армии и были пехотные орудия. Статьёй 170 Германии явно запрещался импорт и экспорт любого военного снаряжения, а статья 164 оговаривала производство новых орудий только для замены уже имеющихся. Поскольку статьёй 165 устанавливался общий лимит для всего рейхсвера в 204 77-мм полевых пушки, а в наличии их имелось гораздо больше, то отпадала необходимость в даже в небольшой серии новых орудий. Согласно статье 169, излишки вооружения после сокращения вооружённых сил до установленных договором пределов должны были быть выданы победившим союзникам. С целью наблюдения за соблюдением условий Версальского договора вводился институт контрольных комиссий[2].

Модификация 7,5 cm le.IG.18 с деревянными колёсами
Таким образом, хотя в Версальском договоре явно нигде не прописан запрет на разработку новых 75-мм полевых орудий, все вышеперечисленные его положения фактически вводили его в действие. Руководство рейхсвера, тем не менее, не желало смириться с существующим положением дел и втайне начало прорабатывать пути обхода наложенных ограничений. В области артиллерийских вооружений такая возможность представилась путём международного сотрудничества с Советским Союзом под эгидой подставных фирм известных немецких оружейных концернов[3], а также со Швейцарией[4] и Швецией[5] через продажу патентной и технической документации на перспективные образцы. Не были забыты и собственные разработки, но их приходилось вести в обстановке строжайшей секретности. Пехотные орудия, предназначенные для полкового звена армейской иерархии, не соответствовали версальским ограничениям, а потому их развитие требовало серьёзных мер предосторожности. Одной из таких мер являлось официальное обозначение новых по сути образцов вооружения 1918-м годом для «отвода глаз» союзнических контрольных комиссий от конспиративных разработок[6].
Как следствие такой секретности, о ранних этапах разработки 7,5 cm le.IG.18 практически ничего не известно. Фирма «Рейнметалл» построила его первые опытные образцы в 1927 году, как и у ряда других орудий индекс «18» служил маскировочным целям, в течение как минимум трёх последующих лет продолжались испытания в войсках и доводка конструкции. Преемственности проекта с I.G.18 орудие не имело. Согласно ряду источников, окончательное принятие на вооружение последовало в 1932 году, немецкий историк Александр Людеке высказывается об этом с меньшей степенью определённости — «в начале 1930-х гг.»[7]
После преобразования рейхсвера в вермахт и денонсирования запрещающих статей Версальского договора дальнейшее развитие немецкой артиллерии стало менее секретным. Уже поступившее на службу лёгкое пехотное орудие le.IG.18 стало базой для дальнейших работ, в частности по горным и авиадесантируемым артиллерийским системам. Однако, несмотря на мелкосерийный выпуск модификаций для такого применения (85 шт. le.Geb.IG.18 и 8 шт. le.IG.18F соответственно), основой артиллерийского вооружения горных и парашютных частей они так и не стали. В первом случае предпочтение было отдано специализированным горным, а во втором — безоткатным орудиям. Также не вышел за пределы опытных образцов усовершенствованный вариант пехотного орудия 7,5 cm Infanteriegeschütz L/13, работы по которому велись в середине 1930-х годов. Однако интенсивный процесс моторизации вермахта привёл к появлению и принятию на вооружение модификации le.IG.18, приспособленной для быстрой возки посредством механической тяги, с 1937 года такие орудия с новым колёсным ходом и подрессориванием стали поступать в войска[7][8].
В 1940 году Управление вооружений сухопутных сил (нем. Heereswaffenamt) выдвинуло требования к современному пехотному орудию, которые привели к созданию в середине войны совершенно новых образцов 7,5 cm Infanteriegeschütz 42 и 7,5 cm Infanteriegeschütz 37. Они отличались от le.IG.18 как несколько более мощной баллистикой, так и типом лафета с уменьшенным максимальным углом возвышения, но большим горизонтальным сектором обстрела.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

75-мм лёгкое пехотное орудие 7,5 cm leIG 18
Калибр, мм 75
Экземпляры около 11 000
Расчёт, чел. 6
Скорострельность, выстр/мин 12
Скорость возки по шоссе, км/ч 50
Высота линии огня, мм 650
Ствол
Длина ствола, мм/клб 885/11,8
Длина канала ствола, мм/клб 782/10,4
Масса
Масса в походном положении, кг 1560 (с передком и прислугой)
Масса в боевом положении, кг 400
Габариты в походном положении
Длина, мм 2750
Ширина, мм 1600
Высота, мм 1200
Клиренс, мм 250
Углы обстрела
Угол ВН, град от −10 до +75°
Угол ГН, град 11°

13

150-ММ ТЯЖЕЛОЕ ПЕХОТНОЕ ОРУДИЕ SJG-33
http://s2.uploads.ru/t/9X1mp.png

Производство орудий этого типа было начато в 1933 году. По два таких орудия входили в роту пехотных орудий каждого пехотного полка пехотных дивизий вермахта. Всего на 1.6.1941 г. на вооружении частей вермахта имелось 867 тяжелых пехотных орудий. Наличие орудий столь крупного калибра не наблюдалось в пехотных полках других армий мира ни в те времена, ни во времена более поздние, хотя именно благодаря этим орудиям, стреляющим снарядами весом 38 кг, немецкие полки имели возможность оперативно решать возникающие в ходе боевых действий задачи самостоятельно, не запрашивая огневой поддержки со стороны дивизионного артиллерийского полка (что как правило сопряжено с потерей времени). Орудие использовалось для уничтожения живой силы, подавления огневых точек, разрушения полевых фортификационных сооружений и для борьбы с танками и бронеавтомобилями.
http://s3.uploads.ru/t/sP3zS.png
Конструктивно орудие состоит из ствола-моноблока с клиновым затвором, люльки с противооткатными устройствами, механизмов наводки, станка с боевой и походной осями, колесами и подрессориванием. Орудие имеет также относительно узкое щитовое прикрытие и необходимые прицельные приспособления. Несмотря на то, что некоторые части орудия изготовлены из легкого сплава, его вес весьма значителен: 1 750 кг в боевом положении и 2 750 кг в походном.
Станок орудия однобрусный, коробчатый. В хоботовой его части имеется постоянный зимний сошник. Летний сошник съемный и в походное положение укрепляется на станке сверху при помощи специальных стопоров. Из-за наличия однобрус-ного станка угол горизонтального обстрела ограничен и составляет 11°. Поворот на больший угол осуществляется переносом хобота орудия с помощью правила. Огонь может вестись при углах возвышения от — 4 до 75°. Благодаря наличию шести переменных зарядов и большому диапазону углов возвышения возможно как ведение навесного огня, так и стрельба на рикошетах, требующих малых углов падения.
Вследствие применения выстрелов раздельного гильзового заряжания и большого веса снарядов скорострельность ограничена 3—4 выстрелами с минуту. Для пушки разработаны 150-мм фугасные снаряды обр.ЗЗ и 38 весом 38 кг, а также дымовой снаряд 38.
Все снаряды недальнобойной формы с биметаллическим ведущим пояском и двумя центрирующими утолщениями. В зависимости от номера заряда снаряды имеют начальную скорость от 125 до 240 м/сек, при этом обеспечивается дальность стрельбы от 1 475 до 4 700 м.
Из пушки можно было стрелять также 150-мм кумулятивными снарядами, разработанными для тяжелой 150-мм полевой гаубицы sFH-18. При начальной скорости 280 м/сек этот снаряд пробивал броню толщиной до 160 мм.
Прицельные приспособления пушки состоят из прицела и панорамы. Прицел с полунезависимой линией прицеливания и независимый от орудия.
Пушка транспортировалась конной или механической тягой. В случае использования конной тяги (шестерки лошадей) изготовленные из легкого алюминиевого сплава колеса пушки снабжались железными шинами. При возке механической тягой на колеса надевались сплошные резиновые шины. Колеса снабжены колодочными тормозами, к которым имеется ручной и пневматический приводы. Благодаря наличию подрессоривания допускалось передвижение орудия по хорошей дороге со скоростью до 35 км/час.
Для повышения тактической мобильности орудия был разработан его самоходный вариант на базе чехословацкого танка Р-38 (t). Эта боевая машина имела обозначение Sd.Kfz 138/1 «Базон».
Как и легкое пехотное орудие, 150-мм пехотное орудие в целом было приемлемым средством непосредственной огневой поддержки пехоты и использовалось вермахтом до конца войны.
http://s3.uploads.ru/t/EPxqZ.jpg

Тактико-технические характеристики пушки sJG-33
Калибр, мм: 150
Начальная скорость
осколочно-фугасного снаряда, м/сек: 125-240
Длина ствола, калибров: 114
Наибольший угол возвышения, град: 75
Угол склонения, град: -4
Угол горизонтального обстрела, град: 11
Вес в боевом положении, кг: 1750
Вес в походном положении, кг: 2 750
Скорострельность, выстр/мин: 3-4
Наибольшая дальность стрельбы, м: 4 700
Наименьшая дальность навесной стрельбы, м: 925
Бронепробиваемость кумулятивным снарядом, мм: до 160

Отредактировано Sergey сержант (2013-04-01 16:13:04)

14

Транспортные средства 93-го МПП:
Грузовые автомобили
Если судить по видеоролику парада и заселения полка в казармы Гинденбурга, то похоже передвигался на грузовых автомобилях Opel Blitz («Опель Блитц»)
Грузовых автомобилей для перевозки личного состава, а так же артеллерийской прислуги было 301 штука. Но тут не совсем понятно, какое количество Einheits Diesel, которые тоже считались грузовыми и должны были присутствовать в 93-м полку, а сколько было Опелей.
Судя по тому, что в хрониках, 37 мм, 75 мм пушки и 81 мм миномёты первозились
Einheits Diesel и штабная рота также передвигалась на этих автомобилях, то получается, что таких автомобилей было не менее 41 штуки, значит Опелей должно быть не менее 260 штук, количество может варироваться, оставляя неизменным общее число грузовиков.
Итак Opel Blitz 3,6-6700А («Опель Блитц»)

http://s2.uploads.ru/t/6tgE2.jpg
http://s3.uploads.ru/t/WwmJf.jpg
http://s2.uploads.ru/t/IME1S.jpg
http://s3.uploads.ru/t/lEN59.jpg

История Opel Blitz
начинается в начале осени 1930 года, когда был объявлен конкурс на название нового грузовика Opel, приобретенного в 1929 корпорацией Дженерал Моторс. Результаты конкурса были оглашены 25 ноября 1930 на заседании дилеров Opel во Франкфурте-на-Майне. Первые владельцы транспортных средств были частными перевозчиками. Изначально армия не рассматривала эту модель в качестве штатного транспортного средства, так как автомобиль принадлежал американской компании. 28 февраля 1935 года вступили в силу положения, регулирующие размер налога для владельцев транспортных средств как стимул для производителей грузовиков.
Чтобы получить льготы при налогообложении, принадлежащее лицу транспортное средство должно было отвечать следующим условиям:
- соответствующее отношение веса к нагрузке
- высокая мощность двигателя
- по крайней мере, 5 передач вперед
- высокий клиренс
- длинная колесная база.
Выполняя эти условия во второй половине 1936 года, Opel начинает производство 3-тонного грузовика модели Blitz S (обозначение S произошло от слова Standart, то есть базовая версия). Изначально, 3-тонный Опель Блиц оснащался двигателем 3,5 литра мощностью 65 л.с., но уже в 1937 году получил новую силовую установку Бьюика с объемом 3,6 литра и мощностью 75л.с. (стоит отметить, что конкурирующие компании в своих проектах планировали выполнить эти условия только к следующему году).
Во время строительства Западного Вала (так называемое линии Зигфрида), возглавлявший проект Фриц Тодт обратился к компаниям и государственным учреждениям с требованием обеспечить 11 тысяч грузовых автомобилей для производственных нужд. Значительная часть транспортных средств составляли именно Opel Blitz, благодаря их хорошей управляемости, надежности и простому дизайну. Благодаря хорошей репутации, которую заработала модификация Blitz -3600 при строительстве Западного Вала, Вермахт принимает решение о закупке этих автомобилей и для военных целей. Первая партия автомобилей количеством 1200 единиц поступила в войска уже в начале 1937 года. Автомобиль прошел все испытания с отличными результатами. Он мог подняться на уклон до 34%, преодолеть водную преграду глубиной до 0,5 м. В марте 1939 года рейхсмаршал Герман Геринг подписал документы с указанием количества необходимых военных грузовиков. Не имевший себе равных в классе 3-х тонных грузовиков, Opel Blitz стал основным грузовым автомобилем немецкой армии. Opel Blitz 3,6-3600S был произведен во многих модификациях, в зависимости от задач, для которых он предназначался. А именно: стандартная бортовая — для перевозки войск или материалов, пожарный автомобиль, цистерна, огромный лимузин для VIP-персон. Автомобиль с металлическим кузовом мог использоваться как штабной или радиоцентр, техпомощь для ремонта автомобилей, автомобиль для перевозки заключенных, скорая помощь, почтовый автомобиль многое другое. Конструкция транспортного средства развивалась на протяжении всего периода производства. Первоначально увеличилась грузоподъемность и мощность бензинового двигателя, который оказался лучшим вариантом, чем менее надежный и более сложный в использовании дизель. Автомобиль получил высокую оценку бронетанковых подразделений, так как танки и бронемашины использовали тот же тип топлива, что и Opel Blitz. На протяжении всей войны, Opel производил запасные части к своим грузовикам, благодаря чему многие виды ремонта можно было производить в полевых мастерских. Начиная с 1942 года рессоры оснащаются дополнительным листом во избежание частых поломок из за постоянных перегрузок.
В 1940 году Opel ввел еще одно новшество для своего грузовика – привод на обе оси. Эта модификация Opel Blitz получает индекс 3.6-6700А (буква А — от немецкого слова Allrad обозначающее привод на все колеса). Полноприводный Blitz мог подняться на гору с уклоном до 70%. Привод на переднюю ось осуществлялся благодаря редуктору, который находился под управлением водителя в кабине. Очередным инновационным решением была реализация гусеничного привода — эта версия получила название Opel Blitz Maultier. В 1940 году Opel был в состоянии производить только 1000 грузовиков Blitz в месяц, а с каждым последующим месяцем увеличивался. Производство не успевало удовлетворить спрос, что привело к конфискации грузовиков у гражданских лиц для мобилизации в армию. Нехватка топлива стала причиной поиска новых типов питания транспортных средств. Большинство компаний, производящих грузовые автомобили (включая Opel), начали устанавливать в свои автомобили газогенераторные установки. В период с 1943 по 1944 год за счет использования принудительного труда, производство Opel Blitz удалось увеличить до 2500 единиц в месяц. Выпуск грузовиков Blitz на самом современном в то время заводе в Бранденбурге завершился 6 августа 1944 года, когда производственные мощности были уничтожены американскими бомбардировщиками «Освободитель» с высоты 8000м. В период с июля 1937 г. по август 1944 было выпущено 82 356 автомобилей Oplel Blitz S 3,6-3600, и около 25000 полноприводных версий. Тем не менее, в 1944 году производство грузовиков Opel возобновилось конкурирующей корпорацией Daimler-Benz AG, которая прекратила производство основного соперника Blitz в классе трехтонных грузовиков – Mercedes. Opel Blitz еще некоторое время производился на производственных мощностях Daimler-Benz AG под названием Mercedes L 701.

Масса 2810 кг
Грузоподъемность 3 т
Экипаж 1 человек
Длина 6020 мм
Ширина 2265 мм
Высота 2175 мм
Двигатель 6-цил., карб.
Мощность двигателя 68 л.с.
Коробка передач 5-скоростная
Скорость по шоссе до 90 км/ч
Запас хода по шоссе 400 км

Грузовой автомобиль Einheits Diesel Германия. В середине 30-х годов руководство вермахта поставило задачу создания армейской машины грузоподъемностью 2.5 тонны, имевшей полный привод и дизельный двигатель. Производство грузовика, получившего обозначение le. gl. Einheits Diesel LKW 2,5 t, началось в 1937 году. Данные машины выпускались на предприятии "Бюссинг-НАГ", "Боргвард", "МАН", "Хеншель", "Магирус", "ФАУН" и "Крупп". Главной особенностью машины, более известной под именем Einheits Diesel (Единственный дизель), являлось то, что отличить автомобиль одного производителя от другого практически невозможно. Благодаря такой стандартизации удалось добиться довольно большого объема выпуска - всего с 1937 по 1940 год было выпущено 11800 машин.
http://s3.uploads.ru/t/FRjoh.jpg
http://s2.uploads.ru/t/vt46y.jpg
http://s2.uploads.ru/t/0QZbr.jpg

Грузовик был разработан в предвоенные годы с учетом требований к полноприводному трехосному армейскому грузовому автомобилю. Машина обладала высокой проходимостью, что обеспечивалось индивидуальной подвеской колес и возможностью их больших вертикальных перемещений. Для погашения резонансных колебаний при работе двигателя был применен нестандартный порядок работы цилиндров.
http://s3.uploads.ru/t/UEqXn.jpg
http://s2.uploads.ru/t/ugR6N.jpg

В целом силовая установка грузовика отличалась надежностью работы и простотой обслуживания. Но в 1940 г. производство «Einheitsdiesel» было прекращено в связи с его недостаточной грузоподъемностью. Захваченные грузовики широко и охотно использовались Красной Армией.
http://s2.uploads.ru/t/jy4pd.jpg
http://s2.uploads.ru/t/N9fRz.jpg
http://s3.uploads.ru/t/JabrL.jpg
http://s3.uploads.ru/t/s9026.jpg
http://s3.uploads.ru/t/B3Q5S.jpg

http://s2.uploads.ru/t/SY84O.jpg
http://s2.uploads.ru/t/CBEWf.jpg

Внутренний интерьер и более детальные фотографии, можно посмотреть по ссылке: http://photo.qip.ru/users/pakuro/4134358/100113371/

Кроме грузовиков, на базе шасси «Einheitsdiesel» производились следующие специальные машины: Kfz 68 — машина радиосвязи с мачтовой антенной; Kfz 61 — машина телефонной связи; Kfz 63 — машина звуковой разведки.

Отредактировано Sergey сержант (2013-04-04 20:33:13)

15

Легковые и средние автомобили
Легковых и средних автомобилей по штатному расписанию в 93-м МПП, должно было быть 124 штуки.
При штабе полка-2шт.
В штабной роте-17шт.
В батальонах по 47шт.
В орудийной роте-11шт.

С уверенностью можно сказать, что в полку были автомобили Horch – 901, это видно по видеоролику.
Horch-901                                                                                                                                           
Годы выпуска: 1937-1944, выпущено 14911 экз.
• Двигатель: V8.
• Мощность: 92 л.с.
• Макс. скорость: 90 км/ч.
• Рабочий объем: 3800 куб.см
http://s3.uploads.ru/t/ef8cp.jpg
http://s2.uploads.ru/t/U7PM0.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Blipq.jpg
http://s2.uploads.ru/t/JUXgw.jpg

Эти машины предназначались в основном для командного состава полка, вплоть до командиров рот, так же на эти автомобили устанавливались батальонные и ротные радиостанции.
На равнее с этими  автомобилями широко использовались:
Adler (Адлер)
Adler -3Gd
http://s3.uploads.ru/t/ksZ65.jpg
http://s3.uploads.ru/t/a1klv.jpg
http://s2.uploads.ru/t/tF9l1.jpg

Годы выпуска: 1936-1940, выпущено 4297 экз.
Военная версия гражданского Adler diplomat 3Gd. Выпускался автомобиль в трех модификациях, которые внешне, отличались друг от друга.
• Двигатель: 6 цилиндровый
• Мощность: 60 л.с.
• Расход топлива: 17 л/100 км.
• Макс. скорость: 80 км/ч
• Объем бака: 43 л
• Масса: 1885 кг

А также автомобили серии «Кюбельваген» Kfz-12,15,20 созданные на разных заводах Германии
Adler 12N RW Kubelwagen
Годы выпуска: 1932-1933, выпущено 199 экз.
http://s3.uploads.ru/t/pt3VC.jpg
http://s2.uploads.ru/t/LkEhY.jpg

Adler 12N 3G Kubelwagen
Годы выпуска: 1933-1935, выпущено 1898 экз.
http://s2.uploads.ru/t/q45VB.jpg
http://s2.uploads.ru/t/QtIai.jpg

Horch 830R (Kfz.12,Kfz.15,Kfz.20)
http://s3.uploads.ru/t/cAsUr.jpg
http://s3.uploads.ru/t/mDKQO.jpg

Годы выпуска: 1934-1937, выпущено 3972 экз.
• Двигатель: V8.
• Рабочий объем: 3250 куб.см
• Мощность: 70 л.с.
• Расход топлива: 20 л/100км.
• Макс. скорость: 110 км/ч
• Масса: 1820 кг.


Краткий «справочник» о легковых, военных автомобилей Германии, можно посмотреть по ссылке: http://www.warimages.ru/справочник-техники/автомобили/германия

Отредактировано Sergey сержант (2013-04-04 20:31:43)

16

У Единого дизеля Хеншеля на радиаторе шестиконечная звезда.....ирония судьбы

http://s3.uploads.ru/t/Al04e.jpg

Отредактировано Arcady (2013-04-02 15:18:00)

17

Мотоциклы
По штату на июнь 1941 г. в  93-й МПП на вооружение был достаточно обширный мотоциклетный парк, который использовался, как для разведки, так и для связи и в некоторых случаях и огневой поддержки (тяжёлые мотоциклы с колясками и пулемётами MG-34), особенно на первых этапах войны.
Общее число мотоциклов с колясками было: 111 шт.
Из них
При штабе полка-2шт.
В штабной роте-19шт.
В батальонах по 41 мотоциклу
В орудийной роте-11шт.
Мотоциклов без коляски – 75 шт.
Из них
При штабе полка-6шт.
В штабной роте-8шт.
В батальонах по 23 мотоцикла
В орудийной роте-15шт.
Основную часть мотоциклетного парка Вермахта составляли гражданские модели доработанные под армейские нужды. В их конструкцию вносили изменения, например, заменяли двигатель на более надежный или добавляли противопесочные фильтры. Предназначавшиеся для армии мотоциклы старались унифицировать для упрощения производства и ремонта — скажем, BMW R-75 и «Цундапп» KS 750 имели около 70% взаимозаменяемых деталей.

BMW R 75
http://s3.uploads.ru/t/mh7i6.jpg
http://s2.uploads.ru/t/DiXnp.jpg
http://s3.uploads.ru/t/dyPfr.jpg
http://s2.uploads.ru/t/aTdPG.jpg
http://s3.uploads.ru/t/rVwdj.jpg
http://s3.uploads.ru/t/oJa93.jpg
http://s2.uploads.ru/t/DX8Ju.jpg
http://s3.uploads.ru/t/EGyUO.jpg

История создания этого мотоцикла как в капле воды отражает невероятный взлет германской идентичности в начале 40-ых с желанием показать всему миру, что арийцы – главная нация этой планеты во всем: от поля брани до технических новинок. С одним большим НО – отрыв от действительности и как следствие — отсутствие практического результата.
Однако, обо всем по порядку. Окунемся в атмосферу тех лет. Заглянем в душу германского обывателя. Это уже не «юный Вертер», в отношении которого великий Гете призывал читателя «проникнутся любовью и уважением к его уму и сердцу, и пролить слезы над его участью.» В 30-е годы немцы выбрали свою судьбу и абсолютно добровольно, демократическим большинством вверили свою судьбы в руки нацистов. Гитлер – суперудачливый авантюрист пошел ва-банк и сорвал куш, поочередно пали Чехия, Польша, Франция далее … везде. На практичных немцев обрушилось бюргерское счастье, ежедневный картофельный суп (попробовал ради интереса это блюдо, приготовленное по традиционному рецепту в Швабии. Без комментариев.), оказался щедро сдобрен дарами Европы. Французская проблема (существовавшая столетиями !) разрешилась в одночасье. «Быстроходный Гейнц» прошелся по запаниковавшим «frosh fressen» как ножом по маслу. Англичане еле успели унести ноги из Дюнкерка. Немцы взревели от восторга обожания своего бесноватого фюрера и … потеряли разум.
Это очень заметно на истории создания технического шедевра BMW R 75. После польской компании 1939 г. (признаем, что у несчастной Польши не было ни одного шанса, Франция и Англия – предали, а Сталин ударил в спину) и особенно блицкрига летом 1940 г. стало очевидным изменение рисунка современного боя. Богом войны стали моторы. В руки немцев попали многочисленные трофеи, среди которых были и образцы мотовездеходов из Бельгии и Франции…

BMW R75
В том же 1940 г. заказывающее управление вермахта объявило конкурс на разработку тяжелого мотоцикла с боковым прицепом, колесной формулы 3х2, способного буксировать легкое артиллерийское орудие либо трейлер с амуницией. К концу года концерн Bayerische Motoren Werke, AG разработал одну из лучших моделей военных мотоциклов всех времен и народов BMW R 75. Это был каскад технических новинок, многие из которых были впервые освоены в серийном производстве (прежде всего передняя телескопическая вилка, дифференциал в приводе колеса коляски, гидравлический привод тормозов). Технические характеристики этого шедевра (положим руку на сердце, немцы превзошли всех) любопытный читатель может найти на нашем сайте. И действительно, даже сегодня на этом мотоцикле приятно ездить. Однако своего предназначения это перевозочное средство не выполнило, да и не могло выполнить. Немцы ошиблись!
http://s2.uploads.ru/t/g0GtC.jpg
Внутреннее устройство двигателя BMW R75
Оборотной стороной технического совершенства этого мотоцикла стала его цена. Как следствие – ограниченный выпуск. Что такое 16 000 мотоциклов на театре военных действий от северной Африки до Волги? Правильно. Капля! Для сравнения американцы за годы войны выдали на-гора 380 000 джипов «Виллис». О какой мотоманевренности можно говорить, если насыщенность сопоставимыми техническими средствами армии противника отличается на порядок?
Здорово промахнулись, на наш взгляд, немцы и с самой концепцией, ставя именно на мотоцикл с коляской. Понятно, что этому обстоятельству способствовала самая мощная в Европе мотоциклетностроительная отрасль. Ход войны показал, что это была ошибка. Мы имеем в виду значительные преимущества четырехколесного джипа в сравнении с мотоциклом при сопоставимой цене.
Что совершенно неясно, так это разунифицированность (вопреки расхожему мнению) с другой основной моделью тяжелого мотоцикла вермахта – Zündapp KS 750. Взаимозаменяемы лишь некритичные части! Что ни говори, а в войне мелочей не бывает.
http://s2.uploads.ru/t/DBI02.jpg
Схема привода BMW R75
Скажем также несколько слов об основном предназначении этой модели – транспортировании трех человек в тяжелых дорожных условиях с прицепным трейлером. На наших экземплярах мы проехали не одну тысячу километров в порядке …получения удовольствия. Так вот, в условиях среднерусской местности весной, осенью, ранней зимой езда на этих «вояках» возможна только по дорогам с твердым покрытием. По грунтовке, по чернозему мотоциклы «не идут», даже небольшой подъем заставляет экипаж «спешиваться», попытки двигаться по стерне (неважно трава, либо какая то агрокультура) где всегда посуше чем на дороге, мгновенно приводят к налипанию «балды» на всех колесах, которые нужно чистить каждые 50-100 метров. Уверен, что в таких условиях пушку «тащить» не реально. А если мотоцикл «идет» только по твердой дороге, зачем привод? Это дорого и сложно.
Производитель Bayerische Motoren Werke, AG, г. Мюнхен, Германия
Годы выпуска 1940 – 1944
Количество, шт 16 510
Стоимость 1 595 RМ
Стоимость в современных ценах 10 309, 6 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, верхнеклапаный с оппозитным расположением цилиндров, 4-тактный
Объем двигателя, см3 746
Диаметр и ход поршня, мм 78 х 78
Мощность 26 л.с. при 4000 об / мин.
Зажигание магнето, расположение кикстартера с левой стороны
Карбюратор тип Graetzin Sa 24 / 1 и Sa 24 — 2 шт.
Аккумулятор 6В,50/70 Вт
Сцепление сухое однодисковое
Коробка передач 4-ступенчатая + задняя передача
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая сварная
Передняя подвеска телескопическая
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные с гидравлическим приводом, включая колесо коляски
Размеры колес 4,50 х 16 (3 колеса)
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2 400
Ширина, мм 1 730
Высота, мм 1 000
Колесная база, мм 1 444
Клиренс, мм 150
Высота сидения
Масса, кг 420
Емкость бензобака, л 24
Максимальная скорость, км/ч 92
Дальность, км 360

Zündapp KS 750
В конце 30-х годов на заводе Zündapp Werke GmbH, расположенном в г. Нюрнберг, был разработан и принят на вооружение Вермахта мотоцикл KS 750. Он предназначался для движения по тяжелому бездорожью и обладал повышенной проходимостью и маневренностью, а также, использовался для разведки, перевозки личного состава и различных грузов и эвакуации раненых.

Zündapp KS 750
http://s2.uploads.ru/t/2XNgw.jpg
http://s3.uploads.ru/t/OghdX.jpg
http://s2.uploads.ru/t/qvXab.jpg
http://s3.uploads.ru/t/E2LKQ.jpg
http://s2.uploads.ru/t/STMIO.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Q0y5k.jpg
http://s3.uploads.ru/t/ou2Vz.jpg

Мотоцикл Zündapp KS 750 был оснащен оппозитным, 2-цилиндровым, 4-тактным двигателем объемом 751 см3, мощностью 26 л.с. при 4000 об/мин., имел систему регулирования подвески колес в зависимости от состояния грунта, систему экономического хода без перегрева двигателя, зажигание от магнето и резервный фильтр бензобака, который позволял продолжать движение даже при пробитом баке. Он мог преодолевать мелкие водные преграды с погруженным в воду двигателем.
http://s2.uploads.ru/t/tgRAB.jpg
Мотоцикл с коляской весил 420 кг, но, несмотря на это, был прост в управлении и надежен в эксплуатации. Коляска мотоцикла имела торсионную подвеску, привод и тормоз колеса от задней оси мотоцикла. Слева и справа на кузове крепились сумки с боеприпасами, а в передней части была приспособлена установка для пулемета.
http://s3.uploads.ru/t/omPKI.jpg
http://s3.uploads.ru/t/EY80x.jpg
Внутреннее устройство двигателя Zündapp KS 750
Мотоцикл Zündapp KS 750 предназначался для европейских стран, где окрашивался в темно-серый цвет и не имел ни одной блестящей детали, и для североафриканских стран, где окрашивался в темно-желтый цвет.
http://s2.uploads.ru/t/M8JTa.jpg
Изготавливался как с коляской, так и без.
С 1940 по 1944 годы завод Zündapp Werke, GmbH выпустил 18 635 мотоциклов модели KS 750.
Производитель Zündapp Werke, GmbH, г. Нюрнберг, Германия
Годы выпуска 1940 — 1944
Количество, шт 18 635
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, 4-тактный с оппозитным расположением цилиндров
Объем двигателя, см3 751
Диаметр и ход поршня, мм 75 х 85
Мощность 26 л.с. при 4000 об / мин.
Зажигание магнето, расположение кикстартера с левой стороны
Карбюратор Solex 30 BFR (H)
Аккумулятор 6В, 50/70 Вт
Сцепление сухое однодисковое
Коробка передач 4 скорости, 1 понижающая, 1 задняя
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая сварная, дуплексная
Передняя подвеска параллелограммная
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные с гидравлическим приводом
Размеры колес 4,50 х 16 (3 колеса)
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2 385
Ширина, мм 1 650
Высота, мм 1 010
Колесная база, мм 1 410
Клиренс, мм    160
Высота сидения    785
Масса, кг    420
Емкость бензобака, л      24
Максимальная скорость, км/ч      92
Дальность, км    340

DKW NZ350
http://s3.uploads.ru/t/gwxVO.jpg
http://s3.uploads.ru/t/kJm6y.jpg
http://s2.uploads.ru/t/Pv5fX.jpg
http://s3.uploads.ru/t/WoaI9.jpg

Годы выпуска: 1939-1945, выпущено 57000 экз.
• Рабочий объем: 346 куб.см.
• Мощность: 11,5 л.с.
• Расход топлива: 3,3 л/100 км.
• Макс. скорость: 105 км/ч.

Более подробно о мотоциклах вермахта, можно посмотреть по ссылке: http://www.warimages.ru/справочник-техники/мотоциклы/германия

Отредактировано Sergey сержант (2013-04-04 20:30:25)

18

Радиостанции
Ну и о связи в 93-м МПП.
На вооружении полка по штату должно быть 21 радиостанция:
В штабной роте - 7шт.
В батальонах тоже по 7 радиостанций.
Скорее всего это были:
Ранцевый общевойсковой всеволновый приемник "Берта"
Возимая радиостанция пехоты "Фридрих" (1940 год)
КВ-радиостанция Torn.Fu.d2

Военная связь в Германии находилась на высоком профессиональном уровне — этому способствовало небольшое число боевых машин (в сравнении с СССР) и знакомство офицерского корпуса с преимуществом управления войсками с помощью радиосвязи. Разумеется, далеко не все было идеально. Однако, тактика "блицкрига", господствовавшая в вермахте с конца 30-х годов, была немыслима без связи различных боевых подразделений одного рода войск (обычно, танковых и мотострелковых) между собой, а также взаимодействия с поддерживающими частями артиллерии и авиации. В первой части материала мы рассмотрели специфику телефонной и радиосвязи в РККА, а сейчас, во второй части материала, мы рассмотрим решения, которые применялись в вермахте, а также ту аппаратуру, которая была доступна частям РККА по ленд-лизу.
Связь в вермахте
Готовясь к войне, германское командование еще в 1936 г. приняло доктрину военной радиосвязи, определявшую номенклатуру радиосредств для различных родов войск, их частотные диапазоны и т.д. Радиосвязь рассматривалась как один из решающих факторов превосходства отдельных броне- и моторизованных частей Германии над аналогичными частями прочих противников, поэтому монтаж устройств передачи и приемных беспроводных аппаратов рассматривался в аспекте "большой" тактической задачи, начиная от применения в пределах отдельного воинского подразделения (взвода, роты, танка), так и до уровня руководства армий.
Правда, немцы отнюдь не были оригинальны в данном вопросе — такие же разработки были и в РККА. Другое дело, что по темпам разработки новых радиосредств в предвоенные годы Германия существенно опережала и СССР, и союзников. Это было объективно обусловлено тем, что именно в Германии в начале 1930-х гг. были запатентованы изобретения, во многом определившие развитие радиотехники на многие десятилетия.
http://s2.uploads.ru/t/GibOM.jpg
Ранцевый общевойсковой всеволновый приемник "Берта" — 1935 г. производства.

http://s2.uploads.ru/t/8Anr5.jpg
Полевой телефон FF-33 — использовался в пехотных частях вермахта.

http://s3.uploads.ru/t/zXha4.jpg
Малый полевой коммутатор на десять абонентов.
После 1933 г. немецкая радиопромышленность сумела создать более 1 тыс. различных образцов приемников, передатчиков и радиостанций для всех областей военного дела. Но использовалось не так много экземпляров. Однако будем реалистами. Хоть в Генштабе сухопутных войск Германии и были сформулированы два главных требования к насыщению вермахта — "полная моторизация и устойчивая радиосвязь", — на практике они не выполнялись. Да, все передвижные бронированные средства вермахта на момент начала войны были радиофицированы (то есть имели приемник), но это было организовано по той простой причине, что их было не так уж и много (несколько тысяч танков вермахта против десятков тысяч в РККА). Кроме того, с "обратной связью" этой "танковой лавины" и, следовательно, оперативным управлением, было туговато. Еще хуже дело обстояло со взаимодействием с пехотой и артиллерией — оно тоже было в ограниченном режиме, поскольку танковые и пехотные части, к примеру, пользовались разными непересекающимися частотами и вынуждены были действовать через вышестоящие штабы. Кроме того, переход на радиосвязь был психологически непрост и для немецких офицеров. В свое время начальник генштаба Бек спрашивал Гудериана: "Как же они будут руководить боем, не имея ни стола с картами, ни телефона?"
http://s2.uploads.ru/t/KLECG.jpg
Носимая УКВ-радиостанция пехоты "Дора-2" — 1936 г. производства.

http://s2.uploads.ru/t/h3g64.jpg
Возимая радиостанция пехоты "Фридрих" (1940 год).

http://s3.uploads.ru/t/PDO8p.jpg
Портативная УКВ-радиостанция пехоты "Фридрих" (1942 год выпуска) и справа — СОЛДАТ-МОТОР для зарядки аккумуляторов в полевых условиях (1944 год).

http://s3.uploads.ru/t/aRj6Y.jpg
15-ваттная общевойсковая КВ-радиостанция.

Основа всех армий мира того времени — стрелковые и моторизованные части. В начале войны на уровне рот и взводов в вермахте применялись носимые УКВ-радиостанции — к примеру, Torn.Fu.d2, которая была разработана еще в 1936 г. и успешно применялась до самого конца войны. Однако рабочий диапазон Torn.Fu.d2 (33,8-38 МГц) не позволял напрямую связываться ни с танками, ни с появившимися в 1944 г. новыми УКВ-радиостанциями Feldfu.f (удачная разработка, послужившая прототипом для нашей Р-105М). Кроме того, в вермахте на уровне взводов и рот, наряду с радиосвязью и телефонной, сохранялся стародавний способ связи — гелиосвязь, когда сообщения передавались азбукой Морзе днем с помощью зеркальца, а ночью фонариком. Довольно примитивно, но во многих случаях весьма эффективно. Кроме того, немецкий пехотный батальон имел бронетранспортеры с УКВ-радиостанциями с радиусом приемопередачи 3 км и — на таких же бронетранспортерах — радиостанции для связи с командованием. Формально, в батальоне этих бронемашин было двенадцать, на практике, после активных боев первых месяцев и до конца войны — не больше половины.

Отредактировано Sergey сержант (2013-04-04 20:29:19)

19

Теперь, о самом главном для солдата:
ПОЛЕВАЯ КУХНЯ
В 93-м по штату должно быть 14 штук.
По одной в штабной и орудийной ротах.
По шесть в батальонах.
Вот, что удалось найти из фотографий о кухнях вермахта, возможно, какие то похожие были в 93-м МПП.
http://s2.uploads.ru/t/AGXCe.jpg
http://s3.uploads.ru/t/LtTob.jpg
http://s3.uploads.ru/t/LVdCN.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Uj0Wg.png
http://s2.uploads.ru/t/OBmbz.jpg
http://s3.uploads.ru/t/ThkHX.jpg
А это "сканы" из немецкой книге о кухнях вермахта:
http://s2.uploads.ru/t/dERXq.png
http://s2.uploads.ru/t/1QnkI.png
http://s3.uploads.ru/t/eNCM4.png
http://s2.uploads.ru/t/uCwkx.png
http://s2.uploads.ru/t/An681.png

Полевых кухонь в вермахте было несколько типов, отличались размерами.
Полевые кухни называли в войсках "Гуляшканоне" (Gulaschkanone или G-Kanone)

Feldkochherd передвижная, на колёсах:

- Большие Feldkochherd Hf. 11 и Feldkochherd Hf. 13
- Малые Feldkochherd Hf. 12 и Feldkoche Hf. 14

Существовали так же Feldkochherd - полевая печь.
Полевые печи так же были большими и малыми.

- Большие Feldkochherd 11 и 13
- Малые Feldkochherd 12 и 14
Полевая печь колес не имела и всегда транспортировалась на LKW.
Нормы питания военнослужащих Вермахта
Все в этом мире познается в сравнениях. Описывая нормы снабжения продовольствием в годы Второй Мировой войны солдат Красной Армии, военнопленных той и другой стороны, следует насколько это возможно, описать и нормы питания солдат и офицеров Вермахта.

К сожалению, не удалось отыскать нормативных немецких документов относительно питания немецких солдат. Приводимые данные взяты из вторичных источников, поэтому они не могут претендовать на абсолютную точность и полноту. Насколько это оказалось возможным, путем перекрестных сравнений  удалось  вскрыть картину питания военнослужащих Вермахта как до начала войны, так и в ходе ее.

Все описанные ниже нормы относятся только к Сухопутным Силам Вермахта (Das Heeres) и не затрагивают ни войск СС, ни Люфтваффе, ни военно-морской флот Германии. Кроме того, приводятся только те нормы, которые тыловые службы были обязаны выдать солдатам по линии, так сказать, централизованного снабжения.

Известно, что на оккупированных территориях (прежде всего, на территории СССР) Вермахт имел право изымать у местного населения продукты питания для улучшения обеспечения своих солдат сверх установленных норм. Однако, остается неясным, какая доля изымаемого продовольствия подлежала учету и отправке в Германию, какая должна была передаваться на централизованное обеспечение войск , находящихся на данной территории, и какую часть продуктов войсковые части могли изымать безучетно.

В том, что грабеж продуктов питания у местного населения был официально разрешен, сомневаться не приходится. Это четко прописано в сответствующей директиве (см. статью в этом же сайте "О военной подсудности в районе "Барбаросса") и целым рядом архивных документов ( ЦА ФСБ РФ. Фонд 40, опись 10, дело 83, лист 90; ЦА ФСБ РФ. Фонд 14, опись 4, дело 262, листы 67-69; ЦА ФСБ РФ. Фонд 3, опись 8, дело 83, листы 76-77; ЦА ФСБ РФ. Фонд 14, опись 4, дело 589, листы 194-198; ЦА ФСБ РФ. Фонд 3, опись 8, дело 4, листы 20-22; ЦА ФСБ РФ. Фонд 3, опись 8, дело 11, листы 14-16; ЦА ФСБ РФ. Фонд 3, опись 8, дело 11, листы 81-83; ЦА ФСБ РФ. Фонд 3, опись 8, дело 18, листы 51-56).
Во всяком случае, немецкий солдат, отнявший у белорусского крестьянина корову или кабанчика, никакому наказанию не подлежал.
Схема питания в Вермахте имела ряд отличий от той, что применялась в Красной Армии. Прежде всего стоит отметить. что никакой разницы в нормах питания для солдат, офицеров и генералов не существовало. Это косвенно подтверждает в своих мемуарах генерал-фельдмаршал Манштейн, бывший в тот момент начальником штаба группы армий "Юг" ( сентябрь 1939г.):
"Естественно, что мы, как все солдаты, получали армейское снабжение. По поводу солдатского супа из полевой кухни ничего плохого нельзя было сказать. Но то, что мы изо дня в день на ужин получали только солдатский хлеб и жесткую копченую колбасу, жевать которую старшим из нас было довольно трудно, вероятно, не было абсолютно необходимо"

Вторым отличным моментом было то, что завтрак немецкого военнослужащего ( мы сейчас говорим о питании в мирное время и в военное время, но не на позициях) состоял всего лишь из куска хлеба (примерно 350-400 грамм) и кружки кофе без сахара. Ужин отличался от завтрака только тем, что солдат получал кроме кофе и хлеба еще кусок колбасы (100грамм), либо три яйца, либо кусок сыра и что-то, чтобы намазать на хлеб (масло, смальц, маргарин).
Основную часть своего дневного рациона солдат получал на обед, состоявший из мясного супа, очень большой порции картофеля, чаще просто отварного (полтора килограмма) с довольно большой мясной порцией (около 140 грамм) и небольшого количества овощей в виде различных салатов. При этом хлеб на обед солдат не получал.
Вообще, в смысле снабжения хлебом и овощами против советских 1 килограмма хлеба, полукилограмма картошки и более чем 300 грамм овощей немцы имели 750 грамм хлеба, полтора килограмма картошки и 142 грамма других овощей. В общей сумме калорий те и другие получали примерно одинаково. Говорить о преимуществах того или другого пайка не приходится. Немецкий отличался от советского большим разнообразием продуктов (они получали колбасу, сыр, молоко,какао) но меньшим количеством каждого продукта. Если в Красной Армии давался в основном чай, то в немецкой кофе. Красноармеец не получал сливочного масла, а немецкий солдат, практически не получал рыбы.
Впрочем, есть возможность сравнить пайки немецкий и советский (описан в статьях "Нормы питания красноармейцев в 1941г.(ГКО)" и " Нормы питания красноармейцев в 1941г.(НКО)"). В немецких нормах не отражены приправы (соль, перец и прочее) поскольку они не нормировались, а закупались по мере необходимости. Не оговаривается в них и качество хлеба. Вермахт получал только черный хлеб.
Норма выдачи продовольствия Сухопутных Сил Вермахта на сутки по состоянию на 1939 год для частей, находящихся в казармах (следует отметить, что в немецких источниках все нормы даются из расчета на неделю, а автор привел эти нормы для удобства сравнения к суточным нормам):

Хлеб....................................................................... 750гр.
Крупы ( манная крупа, рис).................................... 8.6гр.
Макароны............................................................... 2.86гр.
Мясо (говядина, телятина, свинина) ........................118.6гр.
Колбаса.................................................................. 42.56
Сало-шпик.............................................................. 17.15гр.
Жиры животные и растительные.............................. 28.56гр.
Масло коровье....................................................... 21.43гр.
Маргарин............................................................... 14.29гр.
Сахар..................................................................... 21.43гр.
Кофе молотый......................................................... 15.72гр.
Чай........................................................................ 4гр. ( в неделю)
Какао-порошок........................................................ 20гр. (в неделю)
Картофель.............................................................. 1500гр.
-или фасоль (бобы)............................................ 365гр.
Овощи (сельдерей, горох, морковь, кольраби)........ 142.86гр.
-или овощи консервированные.......................... 21.43гр.
Яблоки.................................................................... 1шт. ( в неделю)
Огурцы соленые..................................................... 1шт. ( в неделю)
Молоко................................................................... 20гр ( в неделю)
Сыр........................................................................ 21.57гр.
Яйца....................................................................... 3 шт. ( в неделю)
Консервы рыбные (сардины в масле)...................... 1 банка ( в неделю)

Разумеется все эти продукты выдаются не ежедневно, а так, чтобы из них можно было что-то приготовить. Например, молоко используется для приготовления один раз в неделю молочного супа. Яйца все три штуки выдают в один из ужинов.
Чтобы читателю, не слишком сведущему в тонкостях продовольственного обеспечения все это предстало в более понятном виде, ниже приводится недельное меню одного их пехотных полков Вермахта в канун Второй Мировой войны. Вес указывает на количество основного продукта, закладываемого в котел.
Например, указано "Суп рисовый-20г." Это означает, что в котел для варки этого супа закладывается по 20 грамм риса на одну порцию. Варится суп на мясном бульоне, мясо из которого вынимается и используется для приготовления второго блюда. На выходе вес порции супа где-то 0.5-0.7 литра.

День                          Завтрак                       Обед                                              Ужин
Понедельник
Кофе                          -10гр.
Хлеб                         -350гр.                                           
Суп рисовый                                                  -20гр.
Гуляш из говядины, жир                                - 130гр.,                                           - 20гр.
Отварной картофель                                      -1500гр.
Салат из сельдерея с маслом и уксусом          -200гр.                                             
Кофе                                                                                                                      -10гр.
Хлеб                                                                                                                       -400гр.
Смальц (топл.сало)                                                                                                 -50гр.
Ливерная колбаса                                                                                                   -100гр.
Вторник
Кофе                            -10гр.
Хлеб                            - 350гр.                                       
Суп из манной крупы                                         -20гр.
Жаркое телячье, жир                                    - 140гр., 20гр.
Отварной картофель                                         -1500гр.
Горох с морковью                                             -200гр.                               
Чай, сахар                                                                                                               -2гр.,50гр.
Хлеб                                                                                                                           -400гр.
Масло коровье                                                                                                            -50гр.
Сыр                              -100гр.
Среда
Кофе                             -10гр.
Хлеб                             - 350гр.                                         
Суп с макаронами                                                 -20гр.
Битки, жир                                                      - 140гр., 20гр.
Отварной картофель                                            -1500гр.
Шпинат со шпиком                                               -200гр.                                           
Кофе                                                                                                                            -10гр.
Хлеб                                                                                                                            -400гр.
Маргарин                                                                                                                      -50гр.
Яйца                            -3 шт..
Четверг
Кофе                            -10гр.
Хлеб                            - 350гр.                                               
Суп рисовый                                                         -20гр.
Жаркое свиное                                                 - 140гр.,20гр.
Отварной картофель                                             -1500гр.
Огурец соленый                                                      -1шт.                                             
Кофе                                                                                                                             -10гр.
Хлеб                                                                                                                             -400гр.
Смальц                                                                                                                          -50гр.
Колбаса свиная                                                                                                            - 100гр.
Пятница
Кофе                               -10гр.
Хлеб                               - 350гр.                               
Суп из консервированных овощей                           -30гр.
Жаркое говяжье                                                     - 140гр.,                                            -20гр.
Отварной картофель                                              -1500гр.
Капуста кольраби                                                   -200гр.                                   
Чай, сахар                                                                                                                    -2гр.,50гр.
Хлеб                                                                                                                               -400гр.
Масло коровье                                                                                                                  -50гр.
Сыр эдамский               - 100гр.
Суббота
Кофе                              -10гр.
Хлеб                              - 350гр.                                           
Суп фасолевый                                                         -170гр.
Шпик любительский       - 120гр.
Отварной картофель                                                  -800гр.
Капуста кольраби                                                      -200гр.                                       
Кофе                                                                                                                               -10гр.
Хлеб                                                                                                                               -400гр.
Маргарин                                                                                                                          -50гр.
Сардины в масле                                                       - 1 банка
Воскресенье
Кофе                              -10гр.
Хлеб                              - 350гр.                                             
Суп молочный                                                             -20гр.
Котлеты свиные отбивные, жир                               - 140гр., 20гр.
Отварной картофель                                                    -800гр.
Яблочный мусс                                                           -200гр.
Какао, сахар                                                                                                                -20гр.,50гр.
Хлеб                                                                                                                                -400гр.
Масло коровье                                                                                                                  -50гр.
Колбаса                                                                                                                            -100гр.

Стоимость продуктов суточного пайка военнослужащего составляла 1.35 -1.50 рейхсмарок.

Как видим, особого разнообразия в немецкой солдатской столовой не наблюдается. Один единственный вид гарнира -отварной картофель. С утра до обеда солдат голодный, да и спать ложится на пустой желудок. Фактически горячая пища только раз в сутки - в обед. Сладкие чай или какао солдат пьет только два раза в неделю. Нет ни каш, ни киселя, ни овощных гарниров, ни рыбы. Хотя в целом рацион отвечает нормам - 3600 килокалорий в сутки.
Но это все питание так сказать в стационаре, т.е. в казармах в мирное время или в тылу на отдыхе.
Питание в боевых условиях строится несколько иначе. Солдат получал "Норму питания для войны" (Verpflegung im Kriege)
Она существовала в в двух вариантах -суточный рацион (Tagesration);
-неприкосновенный рацион (Eiserne Portion).
Первый представлял собой набор продуктов и горячей пищи, выдаваемые ежедневно солдату для питания, а второй представлял собой набор продуктов частично носимый солдатом при себе, а частично перевозимый в полевой кухне. Он мог расходоваться только по приказу командира если не представляется возможным выдать солдату нормальное питание.

Суточный рацион (Tagesration) делился на две части:
1- Продукты, выдаваемые в холодном виде (Kaltverpflegung);
2- Горячее питание (Zubereitet als Warmverpflegung).

Состав суточного рациона (Tagesration) :
Наименование                                                        Кол-во (гр.)              Примечание
1-Холодные продукты (Kaltverpflegung)
Хлеб                                                                        750
Колбаса или сыр или рыбные консервы                     120                 Колбаса обычная или консервированная
Джем или искуственный мед                                      200
Сигареты                                                                   7шт.
-или сигары                                                               2шт.
Жир (смальц. маргарин, масло)                                60-80
По наличию дополнительно выдаются яйца, шоколад, фрукты. Нормы выдачи на них не устанавливаются.
2-Горячее питание
(Zubereitet als Warmverpflegung) Картофель               250
-или свежие овощи                                                    150
-или овощи консервированные                                  1000
Макаронные изделия                                                125
- или крупа (рис, перловка, гречка)                           125
Мясо                                                                          250
Жир растительный                                                    70-90
Кофе натуральный в зернах                                         8
Кофе суррогатный или чай                                          10
Приправы (соль, перец, пряности)                               15

Суточный рацион, выдается солдату один раз в сутки сразу целиком, обычно вечером с наступлением темноты, когда становится возможно отправить подносчиков пищи в ближний тыл к полевой кухне. Холодные продукты выдаются солдату в руки и он имеет возможность сложить их в сухарную сумку. Горячее питание выдается - кофе во флягу, приготовленное второе блюдо - картофель (макароны, каша) с мясом и жиром в котелок. Место приема пищи и распределение продуктов на питание в течение суток солдат определяет самостоятельно.

Полный неприкосновенный рацион (volle eiserne Portion) состоял из:

Сухари твердые                              250гр.
Мясные консервы                           200гр.
Концентрат супа                            150гр.
-или колбаса консервированная     150гр.
Кофе натуральный молотый           20гр.

При полевой кухне перевозится два таких полных рациона (volle eiserne Portion) на каждого солдата. При невозможности обеспечить полевую кухню продуктами обычного суточного рациона (Tagesration) командир может отдать приказ либо выдать на сутки один полный неприкосновенный рацион (volle eiserne Portion) в холодном виде, либо приготовить из консервов и концентрата супа горячее блюдо и сварить кофе.
Кроме того, каждый солдат имеет в сухарной сумке один сокращенный неприкосновенный рацион (geuerzte Eiserne Portion), состоящий из 1-й банки мясных консервов (200гр) и пакета твердых сухарей (пакет). Этот рацион расходуется только по приказу командира в самом крайнем случае, когда израсходованы рационы из полевой кухни или если более чем сутки невозможна доставка питания.
Не случайно, в дословном переводе с немецкого Eiserne Portion означает "железная порция".
Кроме всего прочего не возбраняется улучшение питания солдат "за счет местных продовольственных ресурсов", но только за пределами имперской территории. На оккупированных и союзных территориях закупаемое продовольствие должно оплачиваться либо по местным ценам ( для союзных территорий), либо по ценам, устанавливаемым германским командованием (для оккупированных территорий). Это не относится в району "Барбаросса" (территория СССР). Там изъятие продуктов осуществляется в рамках продовольственных реквизиций, под расписки командиров подразделений в ранге офицера. Изымаемые у местного населения для питания войск продукты в зачет натурального налога местного населения не идут.

Суточный рацион (Tagesration) на фронте по калорийности превосходил рацион мирного времени (Verpflegung im Frieden) и составлял 4500 килокалорий против 3600, но был проще по своему составу. Например, в нем полностью отсутствуют сахар, молоко, яйца, рыба, какао. Это не говорит о том, что солдат не получал этих продуктов. Просто он не мог их требовать, поскольку они не включены в рацион. Но очевидно по мере возможности различные непрдусмотренные нормами продукты выдавались. Зато в рацион включены табачные изделия, которые в мирное время солдат был обязан пробретать за свой счет
С нашей точки зрения такая структура питания в боевых условиях не очень рациональна, поскольку обременяет солдата заботами о сохранении в течение ночи и дня полученных продуктов, распределением их на приемы пищи. Это в полевых условиях сделать трудно, особено зимой или в ненастную погоду. Кроме того, эти продукты привлекают к себе насекомых и мышей.
Да и поглотить в один прием большой объем горячей пищи после суточного фактически голодания, едва ли полезно для желудка, особенно если учесть, что горячим питанием на фронте не предусматривались супы. Очевидно, что именно с этим связаны такие проблемы кишечно-желудочного тракта характерные для немецких солдат, как хронические запоры, несварение желудка, гастриты и катары. Эта проблема была настолько велика, что в армии резерва существовали целые батальоны, куда направляли солдат, страдающих хроническими желудочными заболеваниями. Вплоть до того, что в октябре 1942 года их свели в 165-ю резервную дивизию, дислоцированную во Франции. Позднее, в июле 1944 года ее переименовали в 70-ю пехотную, но воевать она так и не смогла. До ноября 1944 она простояла в Голландии, где и сдалась союзникам.
Для общего сравнения стоит привести нормы снабжения основными продуктами гражданского населения в Германии в 1939 году, калорийность их питания и калорийность питания населения оккупированных стран, за исключением территоории СССР, где установить уровень питания невозможно.
Итак в Германии в 1939 году население по карточкам, которые были введены за несколько месяцев до начала войны получало:

Наименование Обыватели Рабочие
Хлеб                340гр.        685гр.
Мясо                70гр.          170гр.
Жир                  50гр.         110гр.
Калорийность 2570ккал      4652ккал

Нормы на картофель, молоко, овощи, сахар, кофе не устанавливались и по карточкам эти продукты не распределялись. Позднее, в период войны и на эти продукты были установлены нормы.

Калорийность питания немецкого населения в течение войны постоянно снижалась и составляла:
*к зиме 1942/43 - 2 078 ккал,
*к зиме 1943/44 - 1980 ккал,
*к зиме 1944/45 - 1670 ккал,
*в 1945/46 -1412 ккал.

Для сравнения калорийность питания населения оккупированных стран к зиме 1943/44:
-*Бельгия -1320 ккал,
*Франция -1080 ккал ,
*Голландия -1765 ккал,
*Польша -855 ккал.

Отредактировано Sergey сержант (2013-04-04 16:52:43)

20

С вооружением, штатом и со всем остальным по 93-у полку вермахта, который до нас занимали наши казармы - разобрались.
Перехожу на боевой путь этого полка в войне против СССР. Путь был долгим, где то удачным, где то нет. В итоге свой бесславный конец этот полк встретил в Венгрии, какие то его остатки ещё немного «трепыхались», но от сокрушительных ударов в битве за Кавказ, полк, да и вся 13-я ТД (танковая дивизия), так и не оправились, и не восстановили свой прежний боевой дух и потенциал. Наши, фронтовики – однополчане по праву заняли «казармы Гинденбурга», предназначенные для 93-го пехотного! Потому, как – не лезь на чужую территорию, а то придётся в ответку потесниться и принимать обозлённого незваного гостями соседа уже на своей собственной земле.
А казармы, в которых мы провели свою службу у этого полка были замечательные, до сих пор стоят.

Полк к июню 1941 года, был полностью укомплектован, имел немалый боевой опыт, поэтому вместе с 13-й ТД, входил в состав 48-го моторизованного корпуса, затем 3-го моторизованного (механизированного) корпуса (1-й танковой группы, группа армий «Юг»).

93-й Мотопехотный (Стрелковый полк)  был сформирован на базе 93-го Пехотного полка 12  Мая 1941 года.
Полк входил в состав 13-й Танковой Дивизии.
 4-й танковый полк [Panzer-Regiment 4]
 13-я мотопехотная бригада [Schutzen-Brigade 13]:
 66-й мотопехотный полк [Schutzen-Regiment 66]
 93-й мотопехотный полк [Schutzen-Regiment 93]
 43-й мотоциклетный батальон [Kradschutzen-Bataillon 43]
 13-й артиллерийский полк [Artillerie-Regiment 13]
 13-й полевой батальон [Feldersatz-Bataillon 13]
 13-й разведывательный батальон [Aufklarungs-Abteilung 13]
 13-й истребительно-противотанковый дивизион [Panzerjager-Abteilung 13]
 4-й саперный батальон [Pionier-Bataillon 4]
 13-й батальон связи [Nachrichten-Bataillon 13]
 13-й батальон снабжения [Versorgungstruppen 13]
Полк имел 2-х батальонный состав, по 4-е роты каждый, а также одной пулемётной роты и одной сапёрной роты.
В 13-й ТД БТР «Ганогмаг» Sd. Kfz. 250 или Sd. Kfz. 251 оснащена была только первая рота 66-го полка, в 93-м полку БТРов не было вообще, и пехота передвигалась на грузовиках и мотоциклах, а в бою в пешем порядке,  хотя подразумевалось, что одна рота в полку должна быть вооружена БТРами. Возможно, что какое-то количество БТРов в 93-м полку всё-таки было.
До 19 июня 1941 года 93-й полк находился в Верхней Силезии, в районе города Rosenberg (польское название Олесно). После 19.06.41 г., полк выдвинулся в направление к советско-польской границе через город Замость (Zamosz) на плацдарм, находящийся западнее от города Хрубешув (Hrubieszów).
Границу Советского Союза полк пересек, на следующий день после нападения – 23 июня 1941 года. Впереди 93-го полка, наступала 44-я Пехотная (австрийская) дивизия вермахта, но из-за отрыва от танковых дивизий и её пришлось заменить 93-м МПП и переподчинить другому корпусу. Полк двигается в направлении городов Луцк – Ровно.
Вечером 27 июня 93-й МПП в районе местечка Dziatkowice впервые соприкоснулись с обороняющимися советскими частями. 28 июня 1941 года, 13 ТД взяла город Ровно. Утром 1 июля 1941 года полк подходит к реке Горынь, которую с боем форсирует.
6 июля 1941 года 13-я ТД достигла «Линии Сталина» у села Гульск. На рассвете (02:30) 7 июля 2-ой и 3-й батальоны 93-го МПП начали переправляться на штурмовых лодках через реку Случь для сосредоточения перед дотами села Гульск (с. Гульск входило в 7-й Новоград-Волынский Укреп район).
http://s7.uploads.ru/t/sGFXa.jpg
Батальоны 93-го МПП заняли небольшой плацдарм перед дотами в готовности к атаке. Атака началась в 03:30 93-МПП (справа), совместно с 66 МПП (слева), каждый полк был усилен сапёрным взводом, взводом танков и батареей 26-го Зенитно –Артелирийского полка (Flak-Regiment 26 (gem. mot.). После завоевания позиций и моста через р. Случь, 43- Мотоциклетный батальон должен наступать в северо-западном направлении. Бойцы 93-го МПП прячась в поле с неубранным зерном незаметно подобрались  к дотам. После выстрела зенитной пушки и прямого попадания в дот, при поддержке артиллерии разрушавшей укрепления, 3-ий батальон двумя штурмовыми группами бросился в атаку. Атаку возглавили: лейтенант Skrypalik и лейтенант сапёрного взвода Friebel. Атака была удачной, через амбразуры в дот были брошены зажигательные гранаты. 
http://s6.uploads.ru/t/tZXTC.jpg
http://s6.uploads.ru/t/PWknL.jpg
2-му батальону 93-го МПП, не повезло, атакуя доты в своём секторе он понёс большие потери (а чего они думали, тут вам не Франция…)

Отредактировано Sergey сержант (2013-11-05 10:01:10)


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Stendal. Штендаль. » 93-й Пехотный полк.