Воспоминаня МАГРИКА Владимира Игнатьевича,
подполковника в отставке, бывшего начальника цеха
ремонтного танкового завода
В 1968 году я был лейтенантом и проходил службу в 35-й мотострелковой дивизии 20-й гвардейской армии в должности заместителя командира роты подвоза ГСМ по технической части. Штаб нашей армии находился в г. Эберсвальде. 80% войск дивизии было сосредоточено в г. Олимпишесдорфе. Нашим автобатом командовал подполковник И. И. Кретов.
В начале августа 1968 года батальон был поднят по тревоге на марш к чехословацкой границе. Марш прошел организованно. Совершив его, мы сосредоточились в 30-40 км от чехословацкой границы. Каждый автомобиль нашего батальона был оборудован емкостями на 500 км хода без дозаправки.
20 августа всему личному составу батальона были выданы оружие и патроны, офицеры получили карты с нанесенным маршрутом до Праги. Вечером того же дня батальон был построен в колонну для инструктажа, на котором акцентировалось внимание об опасности, грозящей завоеваниям социализма в ЧССР, что на границе с ФРГ стоят войска НАТО и ждут сигнала о вступлении в Чехословакию. Был зачитан боевой приказ на марш.
С наступлением темноты наша дивизия и в ее составе наш автобат из 77 автомобилей и 48 цистерн-прицепов начала марш.
Дивизия шла двумя параллельными маршрутами, поэтому рота подвоза была разделена пополам. Одну колонну из 35 машин вел я.
21 августа на рассвете мы пересекли чехословацкую границу. По пути следования в населенных пунктах было много народу. Колонна двигалась медленно, так как на дороге то и дело появлялись группы молодчиков с антисоветскими лозунгами и карикатурами. Они забрасывали нас камнями, металлическими предметами, пытались поджигать бензовозы.
Но водители наших автомашин, проявляя высочайшую выдержку, двигались по указанному маршруту, избегая столкновения с экстремистами, пытавшимися развязать кровопролитие.
При подходе к Праге в одном населенном пункте дорогу нам преградил специально поставленный поперек движения большой автобус. Чтобы очистить дорогу, мы вызвали танк. Танк на скорости врезался в автобус, развернул и опрокинул его в кювет. Мы снова двинулись вперед.
Дорога была очень сложная. Крутые подъемы чередовались с крутыми спусками и крутыми поворотами. Дорога проходила по уступу горной гряды над обрывом.
В полдень 21 августа мы прибыли в пригород Праги. Штаб батальона и мотострелкового полка в это время уже были за Прагой. Я направился туда доложить командованию о своем прибытии.
Доложив начальству о выполнении поставленной задачи, я через полчаса возвращался к своей колонне. На окраине Праги со второго этажа жилого дома нас обстреляли из пулемета. Мы с водителем выскочили из кабины, залегли у колес и начали вести ответную стрельбу из автоматов Калашникова. Пулемет замолчал. Машина наша получила много пробоин.
22 августа в 19. 00 офицеров срочно собрал комбат и сообщил, что чехословацкий танковый батальон вышел из подчинения своего командования и движется в нашу сторону. Из соседнего мотострелкового полка к нам на огневые позиции были доставлены боевые расчеты с гранатометами. Наши офицеры и сверхсрочнослужащие также были распределены по окопам.
Где-то около 22: 00 вечера мы услышали нарастающий гул танков, но в тот момент, когда они должны были показаться на дороге, гул вдруг стал стихать. На второй день мы узнали, что танки не дошли до нас около километра и на развилке повернули влево.
В отличие от других рот подвоза боеприпасов, наша рота в составе 30-50 машин ежедневно выходила в рейс на заправку машин, танков, БТР дивизии. Совершались марши в ГДР на дивизионный склад ГСМ за горючим. Покоя мы не знали, и все передвижения были связаны с действиями экстремистов.
Особенно неспокойно было ночью. В ночное время экстремистами делались попытки поджечь наши машины с горючим. Были нападения на часовых, но все обошлось благополучно. В нашем батальоне потерь не было. Личный состав добросовестно выполнял свои обязанности, хотя постоянно подвергался опасности.
И надо отдать должное солдатам, рядовым защитникам Отечества, вынесшим на своих плечах всю тяжесть боевой обстановки.
Сейчас, обдумывая пережитое, прихожу к выводу: нет, не напрасно советские войска были в Чехословакии в 1968 году. Они предотвратили огромную беду, которая могла разразиться тогда на многострадальных землях Европы.