В живописном месте поселка Кубинка Одинцовского района, в 64-х километрах от Москвы, находится уникальный военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации.
В живописном месте находится не только музей, но и Полигон исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники. А вот история его создания:
11 января 1930 г.НТК УММ на своем расширенном заседании обсудил вопрос об организации научно-испытательного Полигона. Докладывающий на заседании т. Шатагин В.И. – начальник НИИИТ Полигона ВТУ всесторонне обосновал необходимость создания отдельного научно-испытательного Полигона УММ и требования, которые, по его мнению, нужно предъявлять к участкам, предназначенным под Полигон.
Заседание постановило: «1. Проработку требований и организацию Полигона поручить НТК УММ, привлекая к данной работе 1-ый и 2-ой отделы УММ.
Проработку всех данных НТК закончить не позднее 20 января 1930 г.
2. Просить т. Шатагина В.И. давать консультацию по всем вопросам, связанным как с поиском наиболее благоприятного участка под Полигон, так и по вопросам организации такового»
Одновременно присутствующие на заседании рассмотрели вопрос будущей дислокации создаваемого научно-испытательного Полигона. Начальником НИИИТ Полигона ВТУ т.Шатагиным В.И. было предложено разместить создаваемый Полигон в пределах Московского ВО в районе г. Коломны, Богородско-Ямской дачи, Константиновского села, п. Сергеево, Переяславского озера и Дмитровского шоссе. По предложению т. Калиновского К.Б. было принято решение дообследовать инфраструктуру предложенных районов для принятия окончательного решения по размещению создаваемого НИАБТ Полигона.
27 января 1930 г. Заместитель начальника УММ РККА Калиновский К.Б. направляет в РВС СССР докладную записку с ходатайством о назначении специальной комиссии для отыскания участка земли под будущий Полигон. В докладной записке Калиновского К.Б. в частности, отмечалось: «В связи с началом развертывания механизации и моторизации армии, а также в связи с созданием опытных механизированных соединений выявляется необходимость в изучении и проверке опытом ряда вопросов, как чисто технического, так и боевого характера. Эти опыты, а также и боевая подготовка опытных механизированных соединений требует соответствующим образом оборудованного Полигона, общие требования к которому при сем представляются.
Предварительная проработка этого вопроса выявила, что существующий ныне Полигон ВТУ требованиям организации и проведению предстоящих опытных работ не отвечает как по недостатку места, не соответствию оборудования, так и по расположению. Последнее совершенно исключает возможность организации на нем каких-либо стрельб – одного из стержневых вопросов будущих изысканий. Ходатайствую о назначении специальной комиссии для подыскания участка местности в соответствии с представленными при сем требованиями.
Приложение:
Требования, предъявляемые к Полигону.»
Требования, предъявляемые к полигону.
1. Проведение испытаний опытных образцов самодвижущих транспортных ибоевых машин в индивидуальном порядке, как их движения, так и боевого применения на участках разнообразной местности, самостоятельных стрельбищах и автотрактородромах, а также аналогичные испытания образцов общего автотранспорта союзных и заграничных конструкций, поступающих в порядке изучения готовых образцов для нужд РККА.
Примечании: В задачу Полигона не входят артеллерийская стрельба, проводимая артиллерийским полигоном при приеме и сдачи вооружения механизированных и моторизованных частей, а также по программам больших артиллерийских испытаний новых образцов вооружения.
2. При наличии благоприятного расположения подъездных железнодорожных путей желательно использование тех же стрельбищ (Полигона) для испытания вооружения бронепоездов.
3. Проведение испытаний отдельных механизмов конструкций механизированных и моторизованных частей, в том числе эксплуатационно-проверочных испытаний разных видов моторов, движителей, шасси, кузовов и горючих, а также испытание всех конструкций установок вооружений и приборов управления, связанных с боевой стрельбой и маневрированием автоброневых и танковых частей.
4. Испытания, как конструкций в целом, так и их частей на работу в специфических условиях: климатических, дымовых и газовых при организованной помехе противника (любого рода войск).
5. Испытание средств связи и наблюдения в условиях их службы на единицах механизированных и моторизованных частей.
6. Исследование психофизиологических особенностей работы в боевых единицах механизированных и моторизованных частей.
7. Подготовка к проведению боевых упражнений механизированной бригады на на специально подготовленном плацдарме (как самостоятельных, так и в составе войск)
8. Разработка, осуществление и испытание средств и порядка укладки, погрузки и разгрузки моторизованных частей для движении их как собственным ходом, так и в погруженном на железнодорожный состав виде, а также разработка и испытание специальных средств для переправ моторизованных частей через водные преграды.
9. Выполнение и испытание простейших образцов вспомогательных конструкций и приспособлений механизированных и моторизированных частей.
Получив положительное решение РВС СССР по организации работы по изысканию участка местности под будущий Полигон, ВРИД начальника УММ РККА Бокис Г.Г. приказом по УММ РККА №21 от25.02.1930 г. Назначает комиссию под председательством помощника инспектора УММ РККА т. Деревцова С.И. в составе: представитель от 2 управления штаба РККА т. Рулев, представитель Военностроительного управления РККА т. Емельянов и представитель штаба МВО т. Борцов – на предмет расположения научно-испытательного Полигона и новых формирований со сроком окончания работы к 10.03.1930 г.
Детально изучив все стоящие перед ней задачи, комиссия 09,03.1930 г. Представила в УММ РККА свою оценку выбранного ею для строительства НИАБТ Полигона УММ РККА участка земли в районе станции Кубинка Западной железной дороги:
«1. Участок расположен в центре дорог, на которых будут производиться испытания машин (район Звенигорода, район инженерно-технического Полигона ВТУ (Нахабино), танкодром и танковое стрельбище Мехбригады.
2. Расположение в 1,5 км от станции Кубинка дает возможность соединить Полигон с железнодорожной веткой и, кроме того, обеспечит быстрый подвоз по железной дороге и погрузочно-разгрузочные операции.
3. Нахождение в 1 км от шоссе Можайск – Москва и примыкая к шоссе Кубинка – Нарофоминск указанный участок обеспечивает удобное и надежное автосообщение с Москвой и Механизированным соединением.
4. В санитарном отношении вполне благополучен.»