Реактивный «Андрюша»: РСЗО БМ-31-12(СССР).
Пусковая установка для реактивных снарядов М-30 имела крайне простую конструкцию и могла выпускаться в большом количестве без особых затрат дефицитных материалов. Тем не менее, такие устройства имели серьезный минус: низкую мобильность. Разворачивание батареи, в зависимости от количества пусковых установок и боекомплекта, могло растягиваться на несколько часов. Подобные показатели не устраивали военных.
Понимая нужды заказчика, еще в начале 1943 года московский завод «Компрессор» начал разработку новой самоходной пусковой установки для тяжелых реактивных снарядов М-30 и М-31. Только автомобильное шасси позволяло решить проблему мобильности и быстрого покидания боевой позиции. Изучая различные варианты боевых машин и строя прототипы, советские оружейники в итоге нашли оптимальную архитектуру реактивного миномета для тяжелых снарядов. В середине 1944 года войска начали получать новый реактивный миномет БМ-31-12.
Изначально предполагалось повысить мобильность пусковой установки М-30 самым простым образом. Первый вариант проекта, появившийся в начале 1943 года, подразумевал установку такой системы на грузовик ЗИС-6. В таком случае рама пусковой установки дополнительно оснащалась механизмами вертикального и горизонтального наведения и некоторыми другими деталями. Общая схема установки оставалась прежней. На специальной раме следовало закреплять ящики-укупорки с реактивными снарядами, которые при стрельбе выполняли функцию направляющих.
Такое устройство пусковой установки было достаточно простым, однако обеспечивало приемлемые характеристики. Тем не менее, установка М-30 на шасси ЗИС-6 полностью унаследовала все недостатки базовой системы, стрелявшей с грунта. Так, несмотря на все принятые меры, конструкция установки давала сравнительно низкую точность стрельбы. Основной причиной этого было использование ящиков вместо специальных направляющих. Кроме того, существовал риск срыва укупорки с пусковой установки, что усложняло эксплуатацию машины и делало ее небезопасной для экипажа.
Развитие проекта самоходного реактивного миномета под надкалиберные снаряды продолжалось. Примерно через год после боевой машины на базе ЗИС-6 появился аналогичный миномет на шасси Studebaker US6(которых по ленд-лизу было поставлено более 100 тысяч штук. прим. редакции) . К тому времени подобная техника активно использовалась в Красной Армии, в том числе как основа для гвардейских реактивных минометов БМ-13. Замена грузовика ЗИС-6 машиной «Студебекер» позволила заметно повысить ходовые характеристики реактивного миномета. При этом, однако, боевые качества оставались прежними, поскольку зависели от конструкции устаревшей пусковой установки.
Не видя смысла в дальнейшем использовании существующей пусковой установки с укупорками снарядов, конструкторы завода «Компрессор» приняли решение разработать новую систему с требуемыми характеристиками. В качестве основы для новой боевой машины предлагалось использовать грузовики Studebaker US6 или, при необходимости, иные подходящие автомобили. Пусковую установку для реактивных снарядов разработали с нуля. Перспективный реактивный миномет должен был использовать снаряды М-31 различных модификаций. Тип боеприпаса и количество направляющих были отражены в названии новой боевой машины – БМ-31-12.
На базовом шасси монтировался специальный подрамник, служивший основанием для пусковой установки и распределявший нагрузку. На подрамнике располагались механизмы вертикального и горизонтального наведения с ручными приводами. Механизмы, в свою очередь, имели крепления для установки т.н. сотовых направляющих. Устройства наведения позволяли поворачивать пусковую установку по горизонтали в пределах сектора шириной 20° (по 10° вправо и влево от оси машины). Вертикальная наводка допускалась в пределах от +10° +48°. В задней части подрамника имелись откидные домкраты-аутригеры для горизонтирования боевой машины и стабилизации при стрельбе. Общий вес артиллерийской части в сборе (подрамник, механизмы наведения, пакет направляющих и т.д.) достигал 2 т.
Пусковые направляющие для реактивных снарядов М-31 имели простую, но удачную конструкцию. Каждый ствол состоял из четырех прутов круглого сечения, приваренных к нескольким восьмиугольным обоймам. Общая длина такой конструкции составляла 3 м. Стволы устанавливались на общей раме в два ряда по шесть штук. Ввиду необходимости монтажа такой пусковой установки на механизмы наведения, между третьими и четвертыми стволами в двух рядах присутствовал небольшой зазор. Пакет сотовых направляющих весил около 600 кг.
1 — пакет направляющих ячеек; 2 — ферма; 3 — поворотный механизм; 4 — подъемный механизм; 5 — поворотная рама; 6 — консоль прицела; 7 — прицел; 8 — домкраты; 9 — запорный механизм; 10 — крылья; 11 — кронштейн; 12 — защита кабины.
Использованные направляющие могли обеспечить достаточно высокие характеристики точности и кучности стрельбы, однако требовались некоторые дополнительные доработки. В ряде случаев батарея реактивных минометов должна была выдвигаться на позицию с загруженным боекомплектом. В таком случае существовал большой риск выпадения снарядов из стволов, для чего машина БМ-31-12 получила несколько специальных узлов. На марше впереди снарядов помещались две (по одной на ряд направляющих) стопорные планки с колодками для крепления на пакете. Сзади на пакете направляющих предусматривались две откидные решетки с круглыми тарельчатыми упорами. Задние упоры в закрытом состоянии не позволяли снарядам выпадать, а также размыкали электрическую схему пуска. Все стопоры управлялись при помощи системы рычагов.
По некоторым данным, в рамках проекта БМ-31-12 был разработан новый комплекс электрооборудования, в том числе система пуска с электрическим воспламенением. Все подобные агрегаты были построены на базе новых деталей и узлов. Использование новых приборов сказалось на простоте производства, но не повлияло на боевые качества машины. В зависимости от скорости вращения пускового маховика полный залп занимал около 7-10 с.
При использовании шасси «Студебекер» реактивный миномет БМ-31-12 в походном положении с минимальным углом возвышения имел общую длину около 6,2 м, ширину 2,4 м и высоту 3,2 м. Вес машины без боекомплекта составлял 5300 кг. После загрузки боекомплекта масса системы увеличивалась до 6400 кг. После прибытия на позицию расчет должен был готовить реактивный миномет к бою за 3-5 минут. На загрузку боекомплекта отводилось не более 15 минут.
Основным боеприпасом реактивного миномета БМ-31-12 должна была стать ракета М-31. Пусковые установки М-30 в течение нескольких месяцев применялись для запуска снарядов М-30 и М-31, однако в начале 1943 года производство «тридцаток» было прекращено. В серийном производстве остался только снаряд М-31 и его модификации. Из-за этого реактивный миномет разрабатывался с учетом применения только сравнительно новых снарядов.
По своей конструкции снаряд М-31 был похож на другие изделия этого класса. Снаряд М-31 с общей длиной 1760 мм, максимальным диаметром корпуса 300 мм и стартовым весом 94,8 кг был разделен на несколько основных элементов. В головной части эллипсоидной формы общим весом 52,4 кг помещалось 28,9 кг тротила или амматола. В головном обтекателе предусматривалось гнездо для установки взрывателя. Хвостовая часть корпуса отдавалась под твердотопливный двигатель с несколькими пороховыми шашками общим весом 11,25 кг. На внешней поверхности хвостовой части корпуса помещались восемь плоскостей стабилизатора. Для жесткости и для взаимодействия с направляющими на внешней части стабилизаторов крепилось кольцо с гладкой внешней поверхностью диаметром 300 мм.
Пороховой заряд двигателя ракеты М-31 сгорал за 0,9 секунды. Сгорая, заряд обеспечивал тягу до 2500 кг. Из укупорки с направляющими реактивный снаряд выходил со скоростью около 35 м/с. На активном участке длиной около 115 м снаряд развивал скорость до 240-245 м/с. При таких характеристиках максимальная дальность полета ракеты достигала 4300 м.
После принятия на вооружение снаряда М-31 был создан его доработанный вариант с повышенной точностью и кучностью стрельбы М-31-УК. Конструкция нового боеприпаса отличалась только наличием четырех Г-образных трубок, установленных в передней части двигателя. Часть пороховых газов выходила через эти трубки и раскручивала снаряд вокруг продольной оси. Такая доработка привела к значительному повышению точности попаданий, хотя уменьшила максимальную скорость и дальность полета. Реактивный снаряд М-31-УК мог применяться для поражения целей на расстояниях до 4 км.
Процесс использования тяжелых реактивных снарядов М-30 и М-31 с пусковой установкой М-30 был достаточно простым. Укупорки с боеприпасами укладывались правильным образом на раму установки и закреплялись на ней. Реактивный миномет БМ-31-12 серьезно отличался по способу заряжания и боевой работы. При подготовке к стрельбе снаряды требовалось извлечь из ящиков и загрузить в сотовые направляющие. Если загрузка боеприпасов производилась не на огневой позиции, снаряды требовалось фиксировать при помощи имеющихся упоров и после этого выдвигаться к месту стрельбы.
В апреле 1944 года завод «Компрессор» построил первый прототип нового реактивного миномета с сотовыми направляющими. Опытная машина БМ-31-12 вскоре вышла на испытания и показала высокие боевые и эксплуатационные качества. Удобство эксплуатации обеспечивалось весьма удачным шасси «Студебекер», а оригинальная конструкция сотовых направляющих позволила достичь высоких боевых характеристик. Машина полностью подтвердила расчетные характеристики. Испытатели отмечали, что при стрельбе расчет без какого-либо риска может находиться в защищенной кабине или вне ее, а машина сохраняет стабильное положение как с домкратами, так и без них. Серьезные претензии не высказывались.
По результатам испытаний, 9 июня 1944 года новый реактивный миномет БМ-31-12 был принят на вооружение Красной Армии. Вскоре первые серийные боевые машины были переданы гвардейским минометным частям, где подобная техника активно использовалась до конца войны. Самоходные реактивные минометы новой модели быстро заслужили уважение красноармейцев. В отличие от предыдущих минометов под снаряды М-30 и М-31, машины БМ-31-12 сочетали в себе высокую мобильность и солидную огневую мощь. Кроме того, новый миномет мог запускать до 12 снарядов одновременно, тогда как залп поздних версий установок М-30 и М-31 состоял лишь из 8 ракет.
Миномет БМ-31-12 довольно быстро получил прозвище. Как и реактивные снаряды М-30 и М-31, его стали именовать «Андрюшей». Кроме того, боевая машина «унаследовала» другое имя с не вполне приличным происхождением – «Лука». Под этими именами новая техника участвовала в боях до конца войны, а также эксплуатировалась после победы над Германией.
Появление самоходного реактивного миномета БМ-31-12 позволило отказаться от существующих пусковых установок, стреляющих с грунта. Серийные машины постепенно вытеснили устаревшую технику с недостаточно высокими характеристиками. Несмотря на некоторые попытки модернизации, системы М-30 и М-31 почти полностью вышли из употребления, поскольку не в полной мере отвечали требованиям военных. Тем не менее, в некоторых случаях они оказывались весьма удобным вооружением, хотя в основном использовалась самоходная техника.
Единственным серьезным минусом боевой машины БМ-31-12 на шасси Studebaker US6 была большая высота. Из-за превышения железнодорожного габарита эту технику приходилось перевозить со снятыми колесами и соответствующими предосторожностями. Такая особенность машины в определенной мере затрудняла перевозки, но ее сочли приемлемой.
С середины 1944 года по весну 45-го было построено около 1800 боевых машин БМ-31-12. Подавляющее большинство этой техники успешно дожило до конца войны. По некоторым данным, было потеряно около сотни машин. Остальная техника осталась в войсках, время от времени проходя ремонт и модернизацию.
В первые послевоенные годы реактивный миномет БМ-31-12 не был снят с вооружения. Наоборот, его доработали и оснастили новым шасси. Новые боевые машины строились на базе грузовика ЗИС-151. Ввиду отличий конструкции американского и советского шасси пусковая установка получила новый удлиненный подрамник. Кроме того, отличалась конструкция рукояток наведения. Строение защиты кабины, бензобаков и других вспомогательных узлов было изменено в соответствии с конструкцией нового шасси.
Машина на советском шасси была крупнее и тяжелее первого варианта. В походном положении миномет БМ-31-12 на шасси ЗИС-151 имел длину 7 м, ширину 2,5 м и высоту 3 м. За счет некоторых доработок конструкции пакет сотовых направляющих потяжелел до 700 кг, а вес всей артиллерийской части увеличился до 2140 кг. Полная масса боевой машины в походном положении без снарядов составляла 7,1 т, с загруженными снарядами – до 8 т.
Последние реактивные минометы БМ-31-12 на новых шасси ЗИС-151 были списаны в середине пятидесятых годов. К этому времени советская промышленность создала несколько новых боевых машин аналогичного класса с более высокими характеристиками. Появление подобной техники сделало бесполезными имеющиеся БМ-31-12. Пусковые установки для снарядов М-31 на самоходном шасси создавались с целью применения на текущей войне и прекрасно справились со всеми возлагавшимися на них задачами. Характеристики этой техники позволили ей оставаться на вооружении в течение длительного времени после окончания войны. Тем не менее, наступала эпоха новых систем. Устаревшей технике следовало покинуть строевые части.
Автор: Рябов Кирилл
Отредактировано Владимир Белорус (2020-05-27 13:21:26)