Наzад v ГСВГ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наzад v ГСВГ » Самолеты » ВВС Британии


ВВС Британии

Сообщений 31 страница 36 из 36

31

Кабина палубного истребителя DH.110 «Си Виксен» летящая в зрителей на авиашоу Фарнборо. Англия, 6 сентября 1952 года.

Экипаж истребителя пытался развлечь зрителей тем, что разгонял самолёт до сверхзвуковой скорости и пикировал на трибуну, пытаясь направить ударную волну в сторону зрителей.

При заходе на второй круг самолёт развалился в воздухе и врезался в землю. Обломки самолёта изрешетили толпу. По итогам погибли оба пилота, 29 зрителей и 69 человек получили тяжёлые ранения.
https://c.radikal.ru/c20/2012/17/accf68dfddb3.jpg

32

  Дуэль в Атлантике: подводная лодка против самолета.

Более трети всех потерь подводного флота Третьего Рейха во Второй мировой пришлось на атаки с воздуха. При появлении вражеских самолетов лодка должна была срочно погрузиться и переждать опасность на глубине. Если же времени на погружение не оставалось, субмарина была вынуждена принять бой, исход которого, тем не менее, не всегда был предрешен. Примером может служить случай в Атлантике 6 января 1944 года, когда к северу-востоку от Азорских островов субмарина U 270 была атакована весьма необычным охотником за подлодками.

                                            Борьба двух стихий.

Во время Второй мировой войны противолодочные самолеты стали для немецких субмарин самым опасным противником. По данным известного немецкого историка Акселя Нистле (Axel Niestlé), за время «Битвы за Атлантику» из 717 боевых немецких субмарин, потерянных в море, в активе авиации ПЛО союзников числятся 245 потопленных подлодок. Считается, что 205 из них были уничтожены самолетами берегового базирования, а остальные 40 отнесены на счет палубной авиации. Гибель от ударов с воздуха занимает первую строчку в списке причин потерь немецкого подводного флота, в то время как корабли ПЛО потопили всего 236 подлодок. Еще 42 подводные лодки были пущены на дно совместными усилиями кораблей и авиации.

https://i.imgur.com/Yeyyu39l.jpg

Обычная картина в Атлантике во время войны – подлодка, атакованная самолетом. На фото U 118 под огнем «Эвенджеров» с авианосца «Боуг» 12 июня 1943 года — в этот день лодка будет ими потоплена

Тем не менее, охота на немецкие подлодки с воздуха не была легкой и безопасной, и при таких атаках союзники потеряли за войну более 100 самолетов. Немцы, быстро осознав угрозу атак авиации союзников, постоянно совершенствовали защиту своих подводных кораблей, усиливая зенитную артиллерию и устанавливая средства обнаружения и пеленгации самолетов, использовавших радары.
Разумеется, самым надежным для субмарины способом уцелеть при встрече с самолетом было уклонение от боя. При малейшей угрозе атаки с воздуха лодка должна была срочно погрузиться и переждать опасность на глубине. Если же времени на погружение не оставалось, субмарина была вынуждена принять бой, исход которого, тем не менее, не всегда был предрешен. Примером может служить случай в Атлантике 6 января 1944 года, когда к северу-востоку от Азорских островов субмарина U 270 была атакована весьма необычным охотником за подлодками.

https://i.imgur.com/KHuG74ul.jpg
Подготовка бомбардировщика Fortress Mk.IIA Берегового командования Королевских ВВС Великобритании к вылету. Обращает на себя внимание запоминающийся поздний вариант камуфляжа, характерный для самолетов Берегового командования — при камуфлированных верхних поверхностях боковые и нижние были окрашены в белый цвет

Летом 1942 года англичане получили по ленд-лизу 64 четырехмоторных «Боинга» B-17. Имея негативный опыт применения «Летающих Крепостей» над Европой в качестве дневного бомбардировщика (20 ранних самолетов B-17C попали в Великобританию еще в 1941 году), они сразу определили новые машины в Береговое командование Королевских ВВС. Следует отметить, что в Великобритании все американские самолеты имели собственные обозначения, и по аналогии с B-17C, именовавшимися Fortress Mk.I, вновь полученные 19 B-17F и 45 B-17E получили наименования Fortress Mk.II и Fortress Mk.IIA соответственно. В январе 1944 года обе британских эскадрильи, вооруженных «Крепостями», 206-я и 220-я, будучи сведенными в 247-ю авиагруппу Берегового командования, базировались на аэродроме Лагенс на острове Терсейра Азорского архипелага.

                                         «Семерка» против «Крепости»

После расформирования действовавшей против союзных конвоев в северной Атлантике немецкой группы «Боркум» (17 единиц) три лодки из её состава должны были образовать одну из малых групп под названием «Боркум-1». В нее вошла и упомянутая выше U 270 обер-лейтенанта цур зее Пауля-Фридриха Отто (Paul-Friedrich Otto). Лодки новой группы должны были занять позицию к северо-западу от Азорских островов, однако именно этот район входил в зону действия 247-й авиагруппы.

https://i.imgur.com/M1w8iiol.jpg

Бомбардировщики 247-й авиагруппы Берегового командования рассредоточены по аэродрому на Азорских островах

Днем 6 января в 14:47 для поиска и уничтожения вражеских подлодок в воздух поднялась «Крепость» с бортовым кодом «U» (серийный номер FA705) флайт-лейтенанта Энтони Джеймса Пинхорна (Anthony James Pinhorn) из 206-й эскадрильи. На базу самолет не вернулся. Последнее сообщение от него поступило в 18:16, после чего экипаж на связь больше не выходил. Что же с ним произошло? Об этом могут поведать записи из сохранившегося журнала боевых действий U 270.
Вечером 6 января, в 19:05, с лодки, находившейся в надводном положении, на расстоянии 7000 метров был замечен самолет – станции радиотехнической разведки «Ванце» и «Наксос» не предупредили о его приближении. Была объявлена тревога и приготовлены к бою зенитные орудия. Через несколько минут самолет прошел над лодкой со стороны кормы, но бомб не сбросил, лишь обстреляв ее из хвостовой турели. Выстрелы «Крепости» не причинили вреда U 270, которая вела заградительный огонь из зенитных орудий. Самолет повторил заход, ведя огонь из пулеметов, но бомбы снова не были сброшены. На этот раз прицел был более точным – лодка получила несколько пробоин в рубке, ее зенитчики замешкались, и самолет избежал попаданий.

https://i.imgur.com/ifWoECdl.jpg

Офицеры экипажа U 270 на мостике. В белой фуражке — командир лодки обер-лейтенант цур зее Пауль-Фридрих Отто. На горизонте виден 85-метровый монумент памяти немецких моряков, погибших в Первую мировую войну, установленный на побережье в Лабё (окрестности Киля)

Через пять минут «Крепость» в третий раз атаковала «семерку» с кормы. На этот раз «флаки» вовремя открыли заградительный огонь, однако самолет упорно шел прямо на зенитки. Для него это не прошло даром – немцам удалось поразить правую плоскость, и ближний к фюзеляжу двигатель на ней загорелся. При проходе над лодкой самолет сбросил четыре глубинные бомбы, установленные на малую глубину. «Семерка» совершила резкий поворот на левый борт, и бомбы взорвались приблизительно в 30 метрах от носа лодки. Через короткий промежуток времени охваченный пламенем британский самолет упал примерно в 300 метрах от U 270. На месте падения немцы никого не обнаружили – весь экипаж «Крепости» погиб. По этой причине описание боя существует только с немецкой стороны.

                              Безрассудство против безрассудства?

Экипаж субмарины действовал в непростой ситуации слаженно и мужественно, грамотные действия в управлении лодкой и ведении зенитного огня помогли немцам не только выжить, но и уничтожить опасного противника. Однако, несмотря на то, что «победителей не судят», можно сказать, что решение командира не погружаться было ошибочным, так как с момента обнаружения самолета до его первой атаки прошло не менее 6 минут. Лодка вышла победителем из схватки, но получила серьезные повреждения от взрыва бомб и пулеметного огня, была вынуждена прервать поход и вернуться на базу. Так или иначе, экипаж британского самолета выполнил свою главную боевую задачу — пусть и такой дорогой ценой.
Известный немецкий подводник Хайнц Шаффер в своих мемуарах упоминал о тактике, выбранной командиром лодки U 445, на которой он служил, при встрече с самолетом:
«Для повышения готовности к отражению налета самолетов на лодке установили сирену. Она включалась с помощью кнопки, расположенной на мостике рядом с кнопкой звонка. Решение о том, какой из сигналов подать – звонком для объявления срочного погружения по тревоге или сиреной для объявления воздушной тревоги – принимал вахтенный офицер. Правильное или неправильное решение означало выбор между жизнью и смертью.
Когда самолет противника удавалось обнаружить своевременно, то есть на дистанции свыше четырех тысяч метров, надлежало подавать сигнал срочного погружения. Лодка успевала погрузиться на глубину пятьдесят метров прежде, чем самолет сближался с точкой погружения и сбрасывал бомбы. Если же верхняя вахта обнаруживала самолет на меньших расстояниях, попытка погружения почти неминуемо приводила к гибели лодки.
Пилот самолета, не подвергаясь обстрелу, мог снизиться на минимальную высоту и выполнить точное бомбометание по корме лодки, находящейся еще на поверхности или на небольшой глубине. Поэтому при запоздалом обнаружении самолета следовало принимать бой, оставаясь в надводном положении. В зоне господства авиации противника вслед за первым самолетом, обнаружившим лодку, прибывало подкрепление, и атаки следовали одна за другой. По этой причине всегда было велико искушение избежать боя с самолетами срочным погружением даже в рискованных случаях».
Если опираться на такую тактику, то командир U 270 Пауль-Фридрих Отто имел времени больше, чем оставлял себе для безопасного погружения командир U 445, однако решил принять бой. Вероятно, командир U 270 был уверен в себе и своем экипаже, раз пошел на такой риск — возможно, совершенно необоснованный. За победу над британской «Крепостью» лодка заплатила серьезным повреждением всех носовых торпедных аппаратов и носовой цистерны главного балласта. На обратном пути на базу она не давала под дизелями больше 10 узлов и по приходу в Сен-Назер была поставлена в док на двухмесячный ремонт.

https://i.imgur.com/9niezG2l.jpg

Зенитная артиллерия лодки готова к стрельбе. Видны две спарки зенитных 20-мм автоматов и 37-мм орудие

Несколько слов об экипаже погибшего бомбардировщика. Несомненно, что дальние американские бомбардировщики В-17 и В-24, поставлявшиеся британцам, обладали хорошей живучестью, но имели и принципиальные для схваток с «ощетинившимися» зенитками субмаринами недостатки. Во время атаки тяжелый бомбардировщик не обладал достаточной маневренностью и был хорошей, крупной мишенью для зенитчиков. Если лодка могла своими маневрами привести самолет под свои орудия, то его встречал шквал свинца – у летчиков должно было хватить мужества держать курс прямо на зенитки. Известен случай, когда лодка, подвергшись нападению сразу двух «Либерейторов», держалась против них два часа. По самолетам вели стрельбу даже из 105-мм палубного орудия, не позволяя им точно зайти на цель и сбросить бомбы. Похоже, что в данном случае летчики попросту не решились лезть прямо на стволы зениток, но экипаж погибшей в бою с U 270 «Крепости» оказался не робкого десятка. Три захода прямо на корму лодки, где в «зимнем саду»(площадка для зенитных орудий) были установлены одна или две спарки 20-мм зенитных автоматов и одно 37-мм зенитное орудие, можно назвать подвигом.
Остается вопросом, почему британский экипаж не сбросил бомбы в первом же заходе на подлодку Отто. Возможно, причина была в неисправности бомболюков, но нельзя исключать и того, что флайт-лейтенант Пинхорн хотел подавить пулеметным огнем зенитные точки противника, после чего беспрепятственно сбрасывать бомбы. Однако огонь пулеметов В-17 оказался безрезультатным – лодка не понесла никаких потерь в экипаже. Вероятно, сброс бомб в первых заходах мог быть более эффективным, но, увы, история не знает сослагательного наклонения.

https://i.imgur.com/dfEBu51l.jpg

Наземный персонал 53-й эскадрильи Берегового командования разгружает 250-кг глубинные бомбы перед подвеской их на «Либерейтор». Именно такой самолет стал жертвой зенитчиков U 270 в ночь с 13 на 14 июня 1944 года

В завершение хотелось бы упомянуть, что всего «Крепости» Берегового командования Королевских ВВС отметились 10 победами над немецкими подводными лодками, еще одну субмарину они потопили совместно с самолетами других типов. Уже в апреле того же 1944 года 206-я эскадрилья была перевооружена на более распространенные в Береговом командовании «Либерейторы», имевшие преимущество над «Крепостями» в продолжительности полета и бомбовой нагрузке.
Что касается судьбы U 270, то в своем следующем походе она одержала еще одну победу над самолетом. Это случилось ночью с 13 на 14 июня 1944 года в Бискайском заливе, когда зенитчики лодки сбили «Либерейтор» 53-й эскадрильи Королевских ВВС сквадрон-лидера Джона Уильяма Кармайкла (John William Carmichael). Свою гибель U 270 нашла 13 августа 1944 года. Субмарина была атакована летающей лодкой «Сандерленд» из 461-й австралийской эскадрильи, когда производила эвакуацию людей из Лориана и имела на борту 81 человека с учетом экипажа. Капитан-лейтенант Отто гибель своей лодки пережил, так как ранее отправился в Германию принимать новую «электролодку» U 2525. Согласно данным авторитетного сайта uboat.net, он может быть жив и по сей день.

https://i.imgur.com/iFynPJel.jpg

Картина британского художника Джона Хэмилтона изображает атаку противолодочного «Сандерленда». 461-я австралийская эскадрилья на этих машинах потопила 6 немецких подводных лодок

Список экипажа бомбардировщика Fortress Mk.II FA705 «U», погибшего в бою 6 января 1944 года:

пилот флайт-лейтенант Anthony James Pinhorn
второй пилот флайнг-офицер Joseph Henry Duncan
штурман флайт-сержант Thomas Eckersley
флайнг-офицер Francis Dennis Roberts
уоррент-офицер Ronald Norman Stares
уоррент-офицер 1-го класса Donald Luther Heard
уоррент-офицер 1-го класса Oliver Ambrose Keddy
сержант Robert Fabian
штурман эскадрильи флайт-лейтенант Ralph Brown (в состав экипажа не входил).

Автор: Владимир Нагирняк

Источник Ссылка

Отредактировано Владимир Белорус (2021-03-24 15:06:01)

33

https://forumupload.ru/uploads/0016/e4/0c/64/t320998.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0016/e4/0c/64/t298216.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0016/e4/0c/64/t960375.jpg

Пилоты 139-й эскадрильи многоцелевых бомбардировщиков «Москито» Мегихэм и Шанд перед вылетом. Англия, февраль 1943 года.

Отредактировано Владимир Белорус (2021-10-28 13:45:08)

34

Первая потеря палубного "невидимки" с новейшего английского авианосца в противостоянии с российской средиземноморской эскадрой. 
Сегодня палубный истребитель F-35 ВВС Британии, взлетевший с авианосца Queen Elizabeth в результате аварии упал в Средиземное море. Об этом сообщает Минобороны Королевства. Пилоту удалось катапультироваться.

https://forumupload.ru/uploads/0009/6c/04/6701/t287095.jpg

https://forumupload.ru/uploads/0009/6c/04/6701/t300713.jpg

Напомним, что это не первый случай, когда палубный истребитель F-35B, взлетевший с авианосца Queen Elizabeth, попадает в ЧП.

35

https://i121.fastpic.org/thumb/2022/1224/37/_476d9d6ff9b106623112401a19827237.jpeg https://i121.fastpic.org/thumb/2022/1224/5f/ee50029797e648ea9590ece7cc0fc45f.jpeg https://i121.fastpic.org/thumb/2022/1224/de/_02f98f8a25b1038e15eff7e20840b0de.jpeg https://i121.fastpic.org/thumb/2022/1224/53/_fc28373dd340131160ed8e0732d84553.jpeg https://i121.fastpic.org/thumb/2022/1224/91/_93dc11d2ad2cd641d386dae469977591.jpeg

Обучение британских десантников в Нетеравоне, Уилтшир, ноябрь 1942 года.

36

"Харрикейн" — самый оклеветанный истребитель в Советском Союзе.

https://i121.fastpic.org/thumb/2023/0424/df/_a3497e884a29c5675e1b5ff672b6e6df.jpeg

Про английский истребитель «Харрикейн» (Hawker Hurricane) советское послевоенное поколение в большинстве своём узнало из романа Николая Чуковского «Балтийское небо». В книге рассказывается о летчиках-истребителях морской авиации Балтийского флота, которые разгоняют над Финским заливом армады немецких «Юнкерсов» и успешно сражаются на своих «Ишаках» (истребитель Поликарпова И-16) с превосходящих их числом «Мессершмиттами». На самом деле, летчики эти сражались чаще на новых истребителях ЛаГГ-3, Як-1 и МиГ-3, и количество немецких самолётов, особенно сбитых, сильно преувеличено, но не суть.

В романе эскадрилья должна получить вместо своих стареньких «Ишаков» новые истребители, которыми оказываются английские «Харрикейны», поступившие по Ленд-лизу. Что соответствует истине, так как в конце 41-го года английские истребители действительно поступали в морскую авиацию Балтийского флота. В книге советские летчики знакомятся с «Харрикейном» и высказывают своё разочарование. Получается, что «Ураган» (так переводится английское название Hurricane) совсем не такой быстрый, не лучше чем «Ишак», и лишь десять процентов скорости можно на короткое время выиграть при «форсаже». Маневренность, скороподъёмность и пр. у англичанина хуже или такая же, как у И-16. Позже выясняется, что «Харриккейны» ещё и горят как солома даже от самого незначительного попадания в них.

Упоминается «Харрикейн» и в различных мемуарах, например, в «Воспоминаниях и размышлениях» Г.К.Жукова или у авиаконструктора А.С.Яковлева. Многие приводят фразу И.В.Сталина про то, как Черчилль «торгуется из-за двух десятков «Харрикейнов», а «самолеты эти дрянь, наши летчики их не любят». Желание поругать английский истребитель, да и любой другой, у А.С.Яковлева легко понять. Если уж кого ругали советские летчики, так это как раз «Яки». Да и не только советские: французы эскадрильи «Нормандия», очень просили, чтобы им дали истребители Ла-5, вместо «Яков».

Английский самолёт Hawker Hurricane действительно не относится к числу лучших истребителей Второй Мировой войны. На вооружение английской авиации они стали поступать ещё в 1937 году. Кстати, уже тогда с ними познакомились советские специалисты и были поражены их огромной скоростью в 500 км/час. О таких скоростях в СССР тогда только мечтали.
К началу Второй Мировой «Харрикейны» были основными английскими истребителями в Метрополии и в составе Экспедиционных сил отправлены во Францию. Первые же столкновения с «Эмилями» (немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109E) показали, что немцы имеют полное преимущество и в скорости, и в мощности вооружения. Единственным преимуществом «Харрикейна» была маневренность: радиус разворота был меньше, чем у «Мессершмитта». Тем не менее, английские летчики сражались порой весьма успешно.
Позже наступила «Битва за Англию», к началу которой «Харрикейны» составляли почти половину английских истребителей. Однако, тактика действий английской авиации над Британскими островами позволила использовать «Харрикейны» весьма успешно. Бороться с «Эмилями» стали «Спитфайры» — один из немногих истребителей, который сражался с «Мессершмиттом» на равных. При налетах немецкой авиации, «Спитфайры» связывали боем немецкие истребители, а в это время «Харрикейны» нападали на немецкие бомбардировщики. Правда, поначалу, «Ураганы» могли успешно атаковать только старые бомбардировщики Люфтваффе, а такие как Ju.88 оказались им «не по зубам». Сказывалось слишком слабое вооружение из восьми пулеметов калибром 7.7 мм. Ситуация изменилась после появления новой модификации Hawker Hurricane Mk.II с 20-мм пушками. Но эта модификация появилась уже по окончании «Битвы за Англию».
Хотя бороться с «Мессершмиттами» «Харрикейнам» было не под силу, но зато они легко справлялись с итальянскими и японскими истребителями. А по мере поступления достаточного количества «Спитфайров», «Ураганы» постепенно стали менять свою специфику и использоваться как штурмовик. Модификация Hawker Hurricane Mk.IID уже была чисто штурмовой, на последующих модификациях усиливалось бронирование и вооружение, и во второй половине войны «Харрикейны» уже сами нуждались в прикрытии их истребителями, превратившись в очень удачный и эффективный штурмовик.
Ещё в августе 1941 года Черчилль предложил поставлять «Харрикейны» в СССР и первые самолеты вскоре прибыли в Мурманск. Всего в СССР было поставлено около трёх тысяч этих истребителей. Причем в Советский Союз в некоторые месяцы их поступало даже больше, чем в английскую авиацию.
Хотя и Hawker Hurricane Mk.II не мог бороться на равных с «Мессершмиттами», тем более с «Фридрихом» (модификация Messerschmitt Bf.109F, которая тогда использовалась Люфтваффе на Восточном фронте), говорить о его бесполезности неправильно, тем более на фоне советских истребителей того времени. «Харрикейн» был, как минимум, не хуже советских ЛаГГ-3 и Як-1.
Сравнивать же его с И-16 по скорости смешно. Даже самые последние модификации «Ишака» уступали английскому истребителю почти сто километров в скорости. Конечно, маневренность И-16 была лучше, но сравнивать маневренные качества истребителей Н.Н.Поликарпова хоть с чем-то это смешно.
Конечно, возникает закономерный вопрос: «Почему англичане поставляли в СССР не самый лучший свой истребитель?». Ответ таков — англичане поставляли в СССР и «Спитфайр», однако у советских летчиков он не прижился. Но это совсем другая история…

Источник Ссылка


Вы здесь » Наzад v ГСВГ » Самолеты » ВВС Британии