[align=center]«Хорошо летать могут только красивые самолёты!»[/align]
А уж и сомнения гложут... Кто правее из них? То ли это выдающийся конструктор или всё таки выдающийся Филипыч. А ну-ка почитаем про этот самолётик...
Олег Выдренок
Юра Мамонтов попросил рассказать про сопровождение нами самолётов Ту-95, которые «ходили» через полюс к берегам Америки.
Но немного т.с. лирики...
Я много раз сталкивался с такой ситуацией, когда где-нибудь в хорошей компании с лётчиками за рюмкой «чая» — «дальниками», морской авиации, ИБАшниками, вертолётчиками, другими ВВСовцами — спрашивают на чём летал и отвечаешь, что летал на Ту-128, мне задавали вопрос: — «А что это за самолёт? Почему я о нём ничего не слышал?» И правда — этот самолёт был какой-то неафишируемый, тихо и скромно выполнял свою работу по охране и обороне дальних рубежей нашей Родины и в основном на Севере или в центре Сибири.
А ведь это был уникальная в своём роде машина, которая начала создаваться ещё в середине 50-х годов и долетала до начала 90-х. И выполнял свою «работу» Ту-128 так, как не мог это сделать НИ ОДИН самолёт того времени.
Ту-128 остался в моей памяти как самолёт, когда только от упоминании его названия, в душе что-то страгивается томительно-невосполнимое..., это трудно передать!
Я его впервые увидел на стоянке в СВВАУЛШ в 1972году, когда приехал поступать в училище. Вечером нас разместили в казарме 2 роты и я увидел в окно эту, по моим представлениям, незнакомую мне махину, под крылом которой уместился знакомый мне Су-15, тоже немалого размера. Это как любовь с первого взгляда - один раз и навсегда.
В 1978году по телеграмме Москвителева - "О доукомплектовании полков Ту-128 лётчиками 2-го класса из полков Су-9, подлежаших переучиванию на МиГ-23", с большим желанием поехал в Талаги, о чём никогда в дальнейшем не пожалел.
Да и сам Ту-128 меня не подводил, грех на него обижаться - чего только не было: и с боковиком в 15-20м.сек садился (ни близких запасных, ни топлива уже не было, а садиться надо было), и с видимостью метров 50, не больше, в пургу взлетал (с Вагифом Гуламовым), и в Астрахани при t=+40гр. с полной заправкой и 4 ракетами с последней плиты повисали с нулём на вариометре (тоже с Вагифом), и садились, когда в Амдерме над полосой висела плёнка чуть выше СКП и полосы не было видно вплоть до выравнивания, и бочки ( даже не кадушки) крутили на этом корабле, и на сверхзвуке без форсажей летали, и 17400м набирали, и гуся на взлёте ловил!
Да много чего этот самолёт позволял делать, надо было просто уважать его. Был момент, что не успели сделать послепурговую подготовку – сугробы были по воздухозаборники, просто руками выгребли снег из воздухозаборников и прокопали траншеи для основных и носовой шасси. Прыгнули в кабину, запустили двигатели, на оборотах 85-90 выпрыгнули на рулёжку и вперёд на полосу и в воздух! Какой бы америкосовый (или чей другой) самолёт такое вынес бы!
Ему бы двигатели, которые сейчас на Су-27, ему бы вообще цены не было, летал бы на сопровождение наших Ту-95 за полюс!
Я не встречал ни одного летчика, который полетал на Ту-128 и пренебрежительно отзывася бы о нём – только хорошее. И этот самолёт заслужил такую похвалу.
Да и сама аэродинамика конструкции Ту-128 у специалистов считается выдающейся среди всех самолётов Туполева. Это только сейчас, в наше время, развитые страны пытаются создать самолёт, выполняющий длительный полёт на крейсерском режиме на сверхзвуке. А Ту-128, который начал создаваться ещё в середине пятидесятых годов, на высоте выше 10000м на максимальном режиме работы двигателей переходил сверхзвук. Затем мы убирали обороты до 94% и так на сверхзвуке и летали на длительных перелётах.
Может кто вспомнит - какой самолёт мог выполнять что-то подобное? Только нынешние F-22 (что ещё под большим вопросом) и F-35, который только облётывается испытателями и будет или нет выдавать сверхзвук на крейсерском режиме - это тоже ещё вопрос. Ну и наш Т-50 "затачивают" под сверхзвук без форсажей(пытаются).
А Ту-128 летал себе запросто.
И ещё у него была интересная особенность - дозвуковой потолок у него был больше, чем потолок на сверхзвуке. Вот что значит хорошая аэродинамика - при длинне почти 31 метр, размах крыльев у него был всего 17 метров. Вычтите отсюда диаметр фюзеляжа два с лишним метра, поделите остаток пополам и увидите, что на одно крыло приходилось всего 7.5 метра.
И летать на нём было прекрасно. Все, кому довелось полетать на этом самолёте - говорят о нём только хорошее.
Где-то 1983 год, лето, Амдерма. Пришла ШТ об оказании помощи самолётам Ту-95, уходящим через полюс к Америке.
Было несколько случаев срыва боевого задания, вследствии помех, оказываемых процессу заправки Ту-95 от танкера в нейтральных водах, чинимых самолётом-разведчиком RC-135. Супостат успевал раньше бомбёра пристроиться к заправщику и следовал за ним на протяжении многих сотен км, не давая принять топливо, чем срывал боевую задачу. Выделили 4 самолёта, полёт группой, ведущий комэска Валентин Бугаев (царство ему небесное, погиб в автокатастрофе). Сообщили канал, на котором можно связаться с "дальниками". Поставили задачу отогнать супостата от пары, заправляющейся для боевого задания. Первый в группе лечу я, а замыкающий Бугаев.
Пояснении – такое было только у нас (дальних перехватчиков Ту-128) построение при полётах группой – ведущий выполняет полёт сзади всей группы, в данном случае четыре самолёта, ведущий видит всех на своём экране и может руководить всей группой.
По времени ( где-то было часов 16-17) вылетели, прошли поперёк Новую землю, развернулись на север. В нужной точке увидели два Ту-95 и заправщик, которые шли параллельно Новой Земле в нейтральных водах. Нас с КП Рогачёво предупредили, что параллельно нам, слева, в 60-ти км идёт RC-135, но близко не подходит. Мы идём слева от "дальников", со стороны Баренцева моря, где-то в паре километрах , со стороны солнца.
В нужной точке началась заправка. Смотреть за заправкой со стороны было интересно – видели это все первый раз. Подошёл «Медведь» к танкеру, прицепился и заправился первый, за ним второй. Отвалили, выстроились - задний с превышением переднего. Правым отворотом отвалил и ушёл заправщик.
Пара Ту-95 летит и молчит, и мы идём почти рядом с ними и молчим. Впереди по курсу до м.Желания (конечная точка Новой Земли), осталось где-то 200 км. Бугаев не выдерживает и запрашивает на их канале ведущего пары Ту-95: - "..., нам долго ещё вас сопровождать?" Минуты две тишина. Бугаев повторяет. В эфире спрашивают: - "Кто запрашивал ...?" Бугаев отвечает: - " Да это же мы, четвёркой вас сопровождаем, долго ли нам с вами лететь?" В эфире: - "А где вы?" "Да мы вот слева от вас почти 500 км вас сопровождаем, вы что, нас не видите?" " Ребята, а кто вы, и откуда?" "Мы с Амдермы". "Да не может быть, истребители так далеко не летают! Подойдите поближе, нам солнце мешает вас рассмотреть." Подошли совсем близко, помахали крыльями. Бугаев вообще подошёл к ним метров на 40 . А они спрашивают: - " А что это за самолёт такой, какой хоть фирмы-то?" " Да фирма-то у нас та же самая, что и ваша". Они все в восторге: - "Мы и не знали, что такие машины есть у нас на вооружении! Спасибо, ребята, может ещё когда и встретимся!"
Пожелали друг другу счастливого полёта и развернулись назад к себе домой. По плану утром мы ещё раз должны были слетать для встречи их на том же месте, но уже не помню почему, что-то не срослось. Второй раз мы так и не слетали.
Когда-то Андрей Николаевич Туполев сказал: — «Хорошо летать могут только красивые самолёты!» Ну кто скажет, что Ту-128 не КРАСАВЕЦ?!
Отредактировано Николас (2021-03-11 22:00:00)