Стюардесса Nancy Jacquier с советскими сигаретами.
1 июля 1968 года на остров Итуруп – пришла информация о том, что американской самолёт пересёк неподалеку границу Советского Союза. Шла война во Вьетнаме, и поблизости над нейтральным пространством проходила воздушная трасса американцев, перевозивших свои войска и снаряжение.В тот день американский самолет Дуглас ДС–8, принадлежавшей одной из транспортных компаний США «Seabord World Airliners», впервые летел по данному маршруту.
Вылетев с американской земли, лайнер на 150 километров углубился на нашу территорию. Как это случилось до сих пор, как обычно, остается загадкой, поскольку видимость в тот день была хорошей, что собственно и спасло самолет, опознанный как гражданский. Позже американские летчики ссылались на неисправную навигационную аппаратуру, но известно, что японские диспетчеры безуспешно предупреждали экипаж об отклонении от курса по радио.
Подполковник Хиров получил приказ из штаба командующего посадить, а не сбивать нарушителя государственной границы СССР. Третья мировая война могла начаться по любому поводу – отношения между США и СССР были накалены до предела. В 9:01 в воздух поднялось дежурное звено МиГ–17 под руководством пятерых асов: И. К. Мороза, И. Ф. Ветушко, Ю. Б. Александрова и В. А. Игонина во главе с командиром эскадрильи капитаном Сальниковым (все летчики были в капитанских званиях). Догнав нарушителя, они, как это полагается по международным правилам, показали маневром знак, который гласил о нарушении границы. В ответ не последовало никакой реакции. Через пару минут полета советские летчики показали еще один знак – «следуйте за нами». Но американский самолет не сбавил скорости и попытался уйти на недоступную МИГам высоту. Ситуация становилась критической, летчики получили разрешение сделать предупредительный выстрел. Залп из трех пушек буквально перед самой кабиной самолета подействовал отрезвляюще. Командир американского корабля показал большим пальцем вниз, и ДС–8 проследовал на аэродром «Буревестник».
Буревестник – военный аэродром, расположенный на острове Итуруп для базирования истребительной авиации и прикрытия района Южных Курил.На аэродроме выполнялись гражданские авиарейсы, но он оставался в собственности Министерства обороны СССР и не был включён в список аэродромов совместного базирования.
Американцу сильно повезло, когда при первом ознакомительном облете посадочной полосы он чудом не врезался в вулкан Грозный. Пока самолеты шли на посадку, у командующего в Хабаровске вспомнили, что на аэродроме взлетно–посадочная полоса длиной всего 1200 метров плюс немного наращенной «железки» – гофрированных металлических пластин с прорезями, полученных ещё по ленд–лизу, что вполне хватало миниатюрным истребителям. Срочно приказали дать сигнальные ракеты в воздух, но опоздали, в штабе повисла театральная пауза. В 10:40 ДС–8 благополучно завернул в отведенный ему «карман» и остановился целый и невредимый. Чтобы гости не сбежали, к самом носу самолета работники аэродрома подогнали трактор.
Командир американского экипажа Джозеф Тальзанини ни слова не говорил по–русски. Хирову пришлось вызвать учительницу английского! языка, которую американец итальянского происхождения понять не смог. В конце концов, разговор смогли построить на немецком, который оба офицера немного понимали. Оказалось, что DC–8 перевозил во Вьетнам более двухсот американских солдат, направляющихся из отпусков и госпиталей по месту прохождения службы. После посадки американские морские пехотинцы разбрелись по всему аэродрому, скромная рота охраны ОБАТО не в состоянии была обеспечить содержание нарушителей под арестом, как того велят уставы.
Фото сделала стюардесса американского самолёта, которой подарили советские сигареты...