Наzад v ГСВГ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наzад v ГСВГ » Танки » Немецкие танки


Немецкие танки

Сообщений 41 страница 50 из 59

41

https://forumupload.ru/uploads/0009/6c/04/1429/t37516.jpg

                                      Как забуксовал дизельный вермахт.

Все без исключения серийные немецкие танки Второй мировой войны оснащались бензиновыми двигателями. Этот факт породил множество мифов, которые широко тиражируются до сих пор. Как немцы пришли к монополии фирмы «Майбах» на танковые моторы и действительно ли флот съедал всё дизтопливо, а немецкие конструкторы не смогли создать удачные танковые дизели?

                                                                    Монополия «Майбаха»

На ранних средних танках, немудрёно обозначенных как «Большой трактор» (Grosstraktor), фирм «Крупп» и «Рейнметалл», а также на «Машине новой постройки» (Neubaufahrzeug) использовался авиационный 6-цилиндровый двигатель BMW Va. Хотя его мощность была достаточной, вскоре немцы решили отказаться от него в пользу специализированных танковых моторов.

https://forumupload.ru/uploads/0009/6c/04/1429/t59133.jpg

                                                 Авиационный двигатель BMW Va.

Как известно, мощность двигателя — это произведение крутящего момента на обороты. BMW Va выдавал 290 л. с. при 1400 об/мин и 320 л. с. при 1600 об/мин, то есть высокий крутящий момент на сравнительно небольших оборотах. Чтобы трансмиссия его выдерживала, в неё пришлось заложить значительную прочность, то есть утяжелить её. Так вот, немцы решили разработать танковый двигатель, который выдавал бы те же 300 л. с., но при вдвое больших оборотах. Это позволило бы облегчить трансмиссию. Внимание к весу не должно удивлять: в те годы немцы на первое место ставили мобильность танков, в том числе для преодоления мостов. «Нойбауфарцойг» же получился слишком тяжёлым — 23 тонны вместо желаемых 18.
Фирма «Майбах» справилась с заданием и разработала двигатель HL 100 мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин. Позже она развила его конструкцию в HL 108 и HL 120, которые ставились на многие немецкие танки. Под них фирма «Цанрадфабрик» спроектировала коробки передач SFG 75 и SSG 76 (числа в названии означают крутящий момент в кг·м). Для сравнения: на «Нойбауфарцойг» ставилась коробка передач SFG 280. Отказ от многобашенности, перекомпоновка корпуса и применение специализированного танкового двигателя с более лёгкой трансмиссией позволили вписать его сменщика Pz.Kpfw.IV в 18-тонный лимит.

https://forumupload.ru/uploads/0009/6c/04/1429/t37335.jpg

                                            300-сильный «Майбах» HL 100.

Требованиям по компактности, небольшому весу и высоким оборотам лучше всего соответствовали именно бензиновые двигатели. Фирма «Майбах» обеспечила вермахт целой линейкой своих карбюраторных моторов, под которые было разработано множество трансмиссий. Ключевую роль в этом сыграло Управление вооружений, которое выдавало заказы на разработку танков с детальными указаниями того, какие двигатели и трансмиссии должны использовать инженеры. Фактически фирмы, разрабатывавшие танки, собирали их из предложенных деталей как конструктор. Такой подход привёл к монополии «Майбаха», которую так и не смогли сломить до конца войны.
Всё это и предопределило для немцев огромные трудности с переходом на дизели. Мало того что разработать дизель, сопоставимый по весу и габаритам с высокооборотистыми бензиновыми моторами той же мощности, непросто, мало того, что потребуются новые трансмиссии, так ещё и нужно сломить монополию фирмы «Майбах» и позицию Управления вооружений. Да, решающие битвы часто велись не на поле боя, а в кабинетах.

                                                                          А было ли топливо?

Очень часто увлечение немцев танковыми бензиновыми двигателями объясняют спецификой топливного баланса Третьего рейха: всё дизельное топливо якобы потреблял флот, а на сухопутные моторы шёл синтетический бензин. Удивительно, но это мнение нередко можно услышать и сегодня, хотя данные о топливном балансе есть в свободном доступе.
Начнём с того, что немцы в значительных количествах синтезировали не только бензин, но и дизтопливо. Например, в первом квартале 1944 года (пик производства) они получили разными методами синтеза 315 000 тонн бензина, 200 000 тонн дизтоплива и 222 000 тонн мазута. Из них по методу Бергиуса (гидрогенизация) немцы синтезировали 138 000 тонн бензина и 151 000 тонн дизтоплива. На этом фоне утверждения о том, что из угля можно синтезировать только бензин, выглядят совершенно неадекватными.
Быть может, флот потреблял очень много синтетического дизтоплива, поэтому на сухопутные двигатели его не оставалось? Вовсе нет. С каждым годом гражданский сектор требовал всё меньше топлива, однако доля дизтоплива в нём значительно выросла. В 1939 году среднемесячный расход составлял 192 000 тонн бензина и 105 000 тонн дизтоплива, а в 1943-м — всего 25 000 тонн бензина и 47 000 тонн дизтоплива. В 1941–1944 гг. немцы импортировали дизтоплива больше, чем бензина. Например, в 1943 году импорт составил 21 000 тонн автобензина и 24 000 тонн дизтоплива, а в 1944 году — 5000 и 9000 тонн соответственно. Наконец, в конце войны потребление дизтоплива военными выросло по сравнению с бензином, а их запасы к концу 1944 года сравнялись.
Данные не только не подтверждают совершенную недоступность дизельного топлива для сухопутных моторов, но и говорят о том, что в конце войны широкое применение дизельных двигателей на военной технике было чуть ли не более предпочтительным с точки зрения топливного баланса. Этому есть и другие подтверждения. После войны Герд Штилер фон Хейдекампф, глава Танковой комиссии в 1943–1945 гг. и руководитель танкового производства фирмы «Хеншель», имел беседу с разведкой союзников. На допросе он сообщил, что до войны армия стандартизировала бензиновые двигатели, поскольку топливная индустрия сообщила, что синтетическое дизельное топливо оказалось трудным в производстве. Однако после 1942 года армии сообщили, что ситуация изменилась и дизельное топливо будет более доступным, чем бензин. По его словам, с этого момента армия продвигала разработку дизельных двигателей.
Мы разобрали то, как сложилась монополия «Майбах» на танковые моторы, и выяснили, что немцы в значительных количествах синтезировали не только бензин, но и дизельное топливо. Теперь же рассмотрим сами немецкие танковые дизели.

                                        Танковые дизели «Даймлер-Бенц»

Управление вооружений всячески продвигало бензиновые двигатели «Майбах», поэтому неудивительно, что первый немецкий танк с дизелем разрабатывался без его влияния. В 1937–1938 гг. фирма «Даймлер-Бенц» по требованиям Отдела № 6 Управления вооружений спроектировала новое шасси ZW.38 для будущих танков Pz.Kpfw.III Ausf.E/F/G. По заданию, в нём использовалось множество технических новшеств, ну и, конечно, бензиновый двигатель и безвальная полуавтоматическая коробка передач от фирмы «Майбах».
Целиком требования Управления вооружений реализовать не удалось, но и «оскоплённый» танк с трудом осваивался в производстве. Началась война, план по выпуску основного среднего танка оказался сорван, а из войск пошёл поток жалоб на поломки. Эта ситуация совершенно не устраивала «Даймлер-Бенц», поэтому в октябре 1939 года она получила разрешение вести работы по новому среднему танку VK 20.01(D) для замены Pz.Kpfw.III независимо от Управления вооружений.

https://forumupload.ru/uploads/0009/6c/04/1429/t16981.jpg

                                       Зимние испытания шасси танка VK 20.01(D)

Уже в ноябре 1939 года «Даймлер-Бенц» представила своё видение танка с дизельным двигателем MB 809 и трансмиссиями традиционных конструкций. Дизель MB 809 прорабатывался в нескольких вариантах. Старший объёмом 21,7 литра выдавал 400 л.с. при 2200 об/мин и весил 1250 кг. Младший объёмом 17,5 литров развивал 360 л.с. на 2400 об/мин и весил всего 820 кг — именно его в итоге и выбрали.
В июне 1940 года проект двигателя был готов, в феврале 1941-го первый образец прошёл стендовые испытания, а в марте его отправили для установки на танк. Опытное шасси прошло более 6000 км, но дальше испытаний дело не продвинулось. В конце 1941 года немцы решили переключиться на разработку 30-тонных средних танков, поэтому работы по VK 20.01(D) остановили. Заодно отказались и от его дизеля, что было довольно спорным решением. MB 809 был легче, мощнее и экономичнее HL 120, поэтому его имело смысл использовать на шасси 20-тонного класса, которые массово продолжали производить до самого конца войны.

https://forumupload.ru/uploads/0009/6c/04/1429/t96054.jpg

Макет танка VK 30.02(D). Внешность бывает обманчива!

Зимой 1941 года «Даймлер-Бенц» начала проектирование среднего танка VK 30.02(D). Нередко его называют чуть ли не копией Т-34 — мол, и дизель на него поставили после изучения В-2. На самом деле VK 30.02(D) — развитие идей VK 20.01(D), частично оформившихся под влиянием советского танка, ведь дизельные двигатели, катки большого диаметра и блокированную подвеску на листовых рессорах «Даймлер-Бенц» предлагала ещё с конца 1939 года.
На VK 30.02(D) использовался дизель MB 507. Изначально «Даймлер-Бенц» продвигала его как универсальный двигатель, однако танкисты не проявили к нему особого интереса, и прижился он только у моряков. Этот дизель создавался в двух вариантах. Младший MB 507 объёмом 42,3 литра выдавал 700 л.с. продолжительное время и 850 л.с. при 2350 об/мин на пределе. Старший MB 507 C объёмом 44,5 литров развивал 800 л.с. продолжительное время и 1000 л.с. при 2400 об/мин. Именно 44,5-литровый мотор ставился на VK 30.02 (D), хотя его максимальная мощность и была избыточной.

https://forumupload.ru/uploads/0009/6c/04/1429/t81645.jpg

                                              Дизель «Даймлер-Бенц» MB 507

MB 507C устанавливались на три шасси «Карл-Герат», причём одно из них с гидромеханической трансмиссией «Фойт-Турбо». Позже на остальных самоходках бензиновые двигатели MB 503A заменили дизелями MB 507C. Помимо них MB 507 рассматривался к использованию на сверхтяжёлых танках «Лёве», «Маус» и E-100, причём на второй прототип «Мауса» поставили дизель MB 517 — версию MB 507 с наддувом, которая выдавала 1200 л.с. при 2500 об/мин. Несмотря на высокую мощность и опыт применения на гусеничных шасси, военные не проявили никакого интереса к MB 507 и его вариантам. В итоге немцы за всю войну так и не получили удачный крупносерийный мотор для тяжёлых танков, ведь проблемы с надёжностью HL 210 и HL 230 не удалось устранить.
Стандартные дизели воздушного охлаждения
В отличие от «Даймлер-Бенц», которая специализировалась на дизелях водяного охлаждения, Адольф Гитлер и глава Танковой комиссии Фердинанд Порше считали, что лучший тип двигателя — это дизель воздушного охлаждения. Немцам приходилось воевать в разных климатических условиях: от африканских песков до русской зимы. Рассчитанные на более жёсткий температурный режим двигатели воздушного охлаждения в принципе не имеют проблем ни с перегревом воды в радиаторе, ни с её замерзанием. Не зря в Африку хотели отправить именно Tiger (P) с двигателем воздушного охлаждения.
В июле 1942 года на собрании Танковой комиссии Порше сообщил, что Гитлер снова потребовал разработать и внедрить дизели воздушного охлаждения на все типы военных машин, причём начать их использовать планировалось уже в 1943 году. Вскоре был образован рабочий комитет по их разработке, в который вошли такие фирмы, как «Даймлер-Бенц», «Клёкнер-Гумбольдт-Дойц», «Крупп», «Майбах», «Татра», «Зиммеринг» и «Штейр». Они должны были предоставить свои наработки и опыт в этой области.

https://forumupload.ru/uploads/0009/6c/04/1429/t53216.jpg

Тягач RSO/03 с дизельным двигателем «Клёкнер-Гумбольдт-Дойц» и упрощённой кабиной
Всего армии требовалось восемь типов двигателей: от мотора мощностью 30 л.с. для легкового «Фольксвагена» до колосса на 1200 л.с. для сверхтяжёлых танков. Идея линейки заключалась в том, что все двигатели собирались бы на основе стандартных цилиндров, что упростило бы их разработку, производство и ремонт. Поначалу рассматривали два стандартных цилиндра объёмом 1,1 и 2,2 литра, но позже остановились на трёх:

объём 0,80 л, мощность 13 л.с. на 2800 об/мин;
объём 1,25 л, мощность 20 л.с. на 2400 об/мин
объём 2,30 л, мощность 30–34 л.с. на 2200 об/мин, с турбокомпрессором 40–45 л.с.

Конечно, в условиях войны внедрить целую линейку новых двигателей в кратчайшие сроки было невозможно. Пришлось использовать уже имеющиеся наработки разных фирм, поэтому на технику устанавливались подходящие по мощности дизели и с другими цилиндрами. Так, фирма «Клёкнер-Гумбольдт-Дойц» спроектировала 4-цилиндровый дизель воздушного охлаждения F4L 514 мощностью 70 л.с., который устанавливался на тягачи RSO/03. У «Татры» был подходящий V-образный 12-цилиндровый дизель Typ 103 мощностью 220 л.с., его испытывали на танке Pz.Kpfw.38 n.A., а также серийно ставили на бронеавтомобили «Пума». Другой дизель «Татры», V-образный восьмицилиндровый Typ 928 на 180 л.с., поставили на прототип Jagdpanzer 38(t) Starr.

https://forumupload.ru/uploads/0009/6c/04/1429/t74415.jpg

Дизель Sla 16 в сборке с турбокомпрессорами и системой охлаждения.

В рамках этой программы фирма «Порше» вела работы по дизелям для тяжёлых танков. Для опытного Tiger (P2), более известного как VK 45.02(P), предлагалась пара 16-цилиндровых дизелей Typ 180/1 суммарной мощностью 740 л.с. при 2000 об/мин. Альтернативой был X-образный двигатель Typ 180/2 мощностью 700 л.с. при 2000 об/мин, собранный из 16 стандартных цилиндров объёмом 2,3 литра. Из тех же цилиндров набирались V-образные 16-цилиндровые и 18-цилиндровые двигатели для ранних вариантов «Мауса», альтернативой выступал MB 507.
Таким образом, с одними и теми же цилиндрами можно было проектировать двигатели различных конфигураций как для широких и коротких моторных отделений, так и для узких и длинных. Вообще говоря, из пяти вариантов двигателей для «Мауса» только один был бензиновый, а MB 507 и пара дизелей «Порше» рассматривались и на конкурирующем «Лёве».
Работы по X-образному 16-цилиндровому дизелю объёмом 36,8 литра продвинулись дальше всего. Он был перспективной заменой ненадёжным и менее мощным «Майбахам» HL 230, поскольку по габаритам как раз подходил к моторным отделениям «Пантеры» и «Королевского Тигра». Этот двигатель, над которым фирма «Зиммеринг» работала совместно с «Порше», известен под обозначением Sla 16.

https://forumupload.ru/uploads/0009/6c/04/1429/t48975.jpg

Двигатель Sla 16 на испытательном стенде фирмы «Зиммеринг»

Двигатель Sla 16 работал на меньших оборотах, чем HL 230, а его коленвал располагался выше, поэтому конструкторы предусмотрели повышающий редуктор. С ним Sla 16 можно было использовать с обычными трансмиссиями «Тигров» и «Пантер». Два турбокомпрессора работали от выхлопных газов. Вентиляторы системы охлаждения, маслобак и радиаторы монтировались прямо на двигателе. Как и на многих современных танках, они вынимались единым блоком. Для запуска зимой предусматривалась спираль накаливания, которая за 1–2 минуты прогревала масло, затем двигатель запускался от двух электростартеров. Горячий двигатель стартовал от одного стартера.
Одноцилиндровый макет отработал на стенде 48 часов и выдал 47 л.с. при 2100 об/мин. Затем изготовили два двигателя, которые прошли 300-часовые испытания и показали максимальную мощность 770 л.с. на 2200 об/мин. После успешных стендовых испытаний один Sla 16 установили на «Ягдтигр» на заводе «Нибелунгенверке». Для этого убрали перегородки изолированных отсеков штатной системы жидкостного охлаждения и поставили новую подмоторную раму.

https://forumupload.ru/uploads/0009/6c/04/1429/t54882.jpg

Двигателем Sla 16 можно было оснастить уже произведённые танки в ходе ремонта.

Первые испытания выявили перегрев нижних рядов цилиндров, но после переделки системы охлаждения температура пришла в норму. Из-за надвигающегося поражения немцы успели провести испытания лишь по сокращённой программе. Они показали, что в любую «Пантеру» или «Королевский Тигр» можно без серьёзных переделок установить более мощный и экономичный дизель.
Обсуждалось производство нулевой серии из 100 двигателей на мощностях фирмы «Штейр», которые освобождались от выпуска авиамоторов DB 605, но эта затея закончилась ничем. Во-первых, производство Sla 16 могло вестись только за счёт уменьшения выпуска дизелей «Татра» Typ 103, которые требовались в огромных количествах (об этом речь пойдёт далее). Во-вторых, Отдел №6 Управления вооружений и Танковая комиссия под председательством фон Хейдекампфа лоббировали 800-сильный двигатель «Майбах» HL 234 с непосредственным впрыском топлива. К концу войны немцы не успели завершить даже его стендовые испытания, не говоря об установке на танк.

Кризисная программа производства танков.

В октябре 1944 года Танковая комиссия приняла решение оставить в серийном производстве только три типа шасси: Jagdpanzer 38(t), Panther и Tiger II. Все остальные танки и самоходки должны были выпускаться на их базе в зависимости от весового класса. Эта запоздалая стандартизация позволила бы уменьшить «зоопарк» из множества похожих по характеристикам, но несовместимых шасси, упростить их производство и ремонт в тяжелейших условиях конца войны.
Хотя Jagdpanzer 38(t) был своевременным, концептуально очень удачным и простым в производстве, проблем с ним хватало. Мощность форсированного двигателя была недостаточной, трансмиссия работала на пределе, а резервы подвески подошли к концу. Кроме того, конструкция Jagdpanzer 38(t) была плохо приспособлена для производства на немецких заводах, а ведь после окончания выпуска шасси Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV в Германии высвобождались значительные мощности.

https://forumupload.ru/uploads/0009/6c/04/1429/t52746.jpg

Jagdpanzer 38D c 75-мм пушкой L/70 и дизелем «Татра»

Для решения этих проблем фирма «Алькетт» в кратчайшие сроки спроектировала новое шасси 38D на базе чешской конструкции. На нём использовались дизель «Татра» Typ 103 мощностью 220 л.с., коробка передач «Цанрадфабрик» AK 5-80 и более просторный корпус с новой подвеской. Благодаря экономичному дизелю запаса топлива в 380 л должно было хватать на 500 км хода по шоссе или на 300 км по пересечённой местности. На базе шасси 38D планировалось выпускать истребитель танков Jagdpanzer 38D, разведчик Aufklärer 38D, зенитную самоходку Kugelblitz 38D и другую лёгкую бронетехнику. Весной 1945 года немцы строили опытные образцы Jagdpanzer 38D, однако их судьба неизвестна, а многие документы утеряны. Вполне возможно, что из-за сходства с Jagdpanzer 38(t) союзники решили, что они не представляют большого интереса и распилили их на металл.
Установку дизельных двигателей также примеряли на «Пантеру» и «Королевский Тигр». Помимо уже упомянутого Sla 16 были и другие варианты. Фирма «Клёкнер-Гумбольдт-Дойц» работала над двухтактным V-образным 8-цилиндровым дизелем T8 M118 водяного охлаждения мощностью 800 л.с. Он оценивался как тяговитый и простой в производстве, а его габариты были примерно такими же, как у HL 230. На послевоенном допросе ответственный за разработку новых танков чиновник Управления вооружений Генрих Книпкамп сообщил, что этот двигатель был альтернативой HL 234 и на E-серии. Кроме того, MAN и «Аргус» совместно разрабатывали 16-цилиндровый H-образный дизель LD 220 воздушного охлаждения мощностью 700 л.с., он рассматривался как запасной вариант на случай неудачи со Sla 16.

https://i.imgur.com/2Lorjyil.jpg

Дизель «Татра» 103 — сердце программы 38D.

Таким образом, в конце войны немцы были в шаге от того, чтобы перейти на выпуск гусеничной техники исключительно с дизельными двигателями воздушного охлаждения. Разумеется, в этом случае рухнула бы монополия фирмы «Майбах», поэтому незадолго до поражения Карл Майбах всеми силами продвигал свои двигатели HL 64 и HL 234 вместо «Татры» Typ 103 и Sla 16. Он даже направил письмо в Танковую комиссию, с беспокойством вопрошая: неужели ситуация с бензином настолько плоха, что необходимо использовать именно дизели? Однако тяжелейшее положение конца войны всё же смогло поколебать монополию «Майбаха», а дизель «Татры» по планам должен был стать самым массовым танковым двигателем вермахта.

Вместо заключения
В начале 1930-х годов немцы пытались использовать авиационные двигатели на танках, но результат их не устроил. Тогда они приняли решение разрабатывать специализированные танковые моторы с упором на компактность, высокую литровую мощность и низкий крутящий момент на высоких оборотах. Фирма «Майбах» вовремя представила удачные образцы и при поддержке Отдела №6 Управления вооружений стала монополистом в этой нише. Конечно, монополия крайне затруднила переход на дизельные двигатели: хотя фирма «Майбах» вела работы и по танковым дизелям, похвастать в этой области ей было нечем.
Ключевую роль сыграл и своеобразный подход к созданию танков, при котором Управление вооружений не просто давало фирмам требования на новый танк, но и детально указывало, какие двигатели и трансмиссии должны быть использованы. Дошло до того, что на E-100 вместо реального и проверенного дизеля MB 507 пропихнули некий полумифический двигатель «Майбах» мощностью 1200 л.с., который так и не был создан, а на опытное шасси 140-тонного танка установили… обычный HL 230 на 700 л.с.!
Невозможность синтеза дизельного топлива из угля и его жесточайший дефицит из-за прожорливого флота не более чем мифы, оправдывающие лоббирование «Майбаха». Для нужд вермахта немцы построили более 150 000 дизельных грузовиков, да и неоднократные попытки поставить дизели на танки говорят о многом. Не выдерживают критики и утверждения о том, будто немцы не могли ни создать свой танковый дизель, ни скопировать советский В-2. Выше мы рассмотрели дизельные двигатели разной мощности и габаритов, которые успешно прошли испытания на бронетехнике. Причём эта публикация — вовсе не попытка «наскрести по сусекам» всё, что только можно. Были и другие проекты танков с дизелями, например «Многоцелевого танка» (Mehrzweckpanzer) с дизельным двигателем «Аргус» 12LD330H, но все их рассмотреть в одной статье невозможно.
Напоследок можно процитировать генерал-лейтенанта Эриха Шнайдера — дипломированного инженера, сочетавшего опыт работы по специальности с последующим командованием 4-й танковой дивизией вермахта:
«Вопрос об установке на танках дизелей вызвал в Германии — стране, где впервые был создан этот тип мотора, — большие споры. За применение этого двигателя в танках говорили, между прочим, его более прочная конструкция, меньший расход горючего, приспособленность к самым различным видам горючего и меньшая опасность воспламенения тяжёлого топлива при попаданиях в танк. Своим танком Т-34 русские убедительным образом доказали исключительную пригодность дизеля для установки его на танке. Но если военные специалисты и ведущие фирмы моторостроительной промышленности открыто высказывались за этот двигатель, то его противники постоянно стремились задержать его введение».
Незадолго до своего поражения немцы с большим опозданием всё же начали «дизелировать» танковые войска, но практически ничего не успели, поэтому в массовом сознании вермахт так и остался «бензиновым».

Автор:Дмитрий Зайцев

Источник Ссылка

42

Легкий танк Pz.Kpfw.I Panzerkampfwagen I, Pz.I (Sd.Kfz.101) 

https://i.imgur.com/gfnXuxIl.jpg
https://i.imgur.com/4xGvPmGl.jpg

Танк Германии Pz.IТанк был разработан фирмой "Крупп" в 1933 году и после испытаний был принят на вооружение вермахта в июле 1934 года. Танк был выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая установка располагалась сзади, в средней части со смещением вправо от продольной оси танка была установлена башня с вооружением, а слева находилось место механика-водителя. Силовая передача и ведущие колеса располагались спереди. В качестве двигателя использовался карбюраторный двигатель воздушного охлаждения. Вооружение состояло их двух спаренных 7,92-мм пулеметов, установленных в общей маске. Наведение пулеметов на цель осуществлялось совместно, спуск - раздельно.

https://i.imgur.com/LTgM6Avl.jpg

https://i.imgur.com/e2mpCkrl.jpg

В 1935 году танк был модернизирован. В ходе модернизации была изменена ходовая часть и установлен более мощный шестицилиндровый двигатель. Это позволило несколько повысить скорость движения танка. Модернизированный танк получил обозначение Т-I/В в отличие от первоначальной модификации, получившей обозначение Т-I/А. Опыт использования танков Т-I обоих модификаций в ходе гражданской войны в Испании показал, что бронирование и вооружение этих машин слишком слабое. Поэтому в 1938 г. производство танка Т-I/В прекратили, но его шасси выпускалось до 1941 г. и использовалось для создания самоходных артиллерийских установок и командирских машин.

https://i.imgur.com/LxCf6xbl.png

                       Легкий танк Pz I в танковом музее в Германии.

Легкий танк "Panzerkampfwagen" I составлял основу парка немецких танковых войск во время захвата Польши в сентябре 1939 года и французской кампании в мае-июне 1940 года. В меньших количествах этот танк фашисты использовали на Балканах (1941), в Северной Африке и на Восточном фронте (1941-1942). После того, как на вооружение немецкой армии приняли новые, более совершенные машины, танки PzKpfw I были направлены для выполнения вспомогательных функций и подготовки личного состава.

43

https://i.imgur.com/V6oE4Thl.jpg

     Про чешские танки Вермахта.

Так получается, что в последние годы про участие чешских (или всё-таки правильнее чехословацких) танков в боевых действиях в составе Вермахта стали упоминать всё чаще.
Причиной тому стремление напомнить европейцам о том, как они помогали Гитлеру. Фраза, что «вся Европа работала на Гитлера» в России всё более популярна. Об этом говорят многие, но когда просят привести конкретные примеры, то, если кто и способен что-то вспомнить, то как раз о продукции чешских (в данном случае именно уже чешских, а не чехословацких) заводов. А так как из всего чехословацкого вооружения, используемого Вермахтом, кроме танков мало кто сможет что-то назвать, то всё и сводится к этим самым танкам.
Интересно, что в советское время про использование чехословацких танков старались не упоминать. Всё-таки Чехословакия была страной социалистического блока, и подобные факты считалось неуместными. А потому, многие наши граждане из числа моих ровесников, делали для себя в постсоветское время удивительные «открытия» о том, что оказывается немцы применяли и эти самые чехословацкие танки.
Результатом того, что информацию про чехословацкие танки скрывали, были просто потрясающими.
В претендующей на роль серьезного исследования книге советской эпохи под названием «Провал «Блицкрига», автором которой был доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель наук В.А. Анфилов, можно было прочитать удивительные строки (речь идёт про подготовку Германии к войне с СССР):
«… из войск почти полностью изъяты танки типа Т-I, Т- II, а также все 35-тонные танки (минимальный вес танка Т-III стал равняться 38 тоннам). На танках типа Т-III вместо 37-мм пушки были установлены пушки калибра 50 мм».
При этом автор ссылается на такой авторитетный справочник, как «Сухопутная армия Германии. 1933–1945» Б. Мюллера-Гиллебранда. В русском переводе там действительно встречается упоминание о 35-тонных и 38-тонных немецких танках, что лишний раз свидетельствует об уровне знаний переводчиков и редакторов. Но фантазии о том, что «минимальный вес танка Т-III стал равняться 38 тоннам» принадлежат лично заслуженному деятелю наук В.А. Анфилову.
Разумеется, сейчас любой школьник, хотя бы играющий в World of Tanks, не говоря уж про тех, кто читает какую-то литературу, не поверит, что кто-то может написать такую чушь, и претендовать на звание историка.
Но для советского времени это было в порядке вещей. У того же Анфилова мне больше нравится описание другого немецкого чудо-оружия. «Самоходную артиллерийскую установку «Тор» сконструировала и построила фирма «Рейнметалл». Она весила 125 т и была вооружена двумя орудиями разного калибра. Одно 540-мм орудие стреляло фугасными снарядами весом 1250 кг на расстояние 12 км, второе, 600-мм орудие, стреляло бетонобойными снарядами весом 2,2 т на расстояние в 4,5 км. Несколько таких установок было применено гитлеровцами для штурма Брестской крепости в первые дни войны.»
Сие описания явно показывает высочайший уровень фантазии автора, и его полное незнание любых технических дисциплин, равно как и военного дело с военной историей вместе.
Впрочем, мы отвлеклись от загадочных 38-тонных танков, о которых писал не только Анфилов, но и другие.
Понятно, что речь идёт про чехословацкие танки LT-35 и LT-38, получившие в Вермахте наименование Pz.Kpfw. 35(t) и Pz.Kpfw. 38(t) соответственно. Перепутали переводчики индекс (t), обозначавшие принадлежность машин к чешским машинам, с тоннами, по невежеству или сие было сделано сознательно, из политических побуждений, я не знаю. Но, думаю, едва ли сознательно.
Но сегодняшние авторы уж точно не станут скрывать место производства танков Вермахта с индексом (t). Наоборот подчеркнут, дабы не забывали все о вкладе чехов.
При этом свои «анфиловы» есть и сейчас. Одна фраза некоего специалиста по истории Великой Отечественной войны чего стоит:
«Чехи забывают о том, что чешские заводы Шкода, ЧКД трудились на Вермахт, поставляли ему танки «Тигр», которые давили наших курсантов под Москвой».
Но над этим уже давно смеется весь Рунет, так что не будем останавливаться.
В разговоре про чешские танки (и в целом о работе чешской промышленности на Германию), как мне кажется, есть ряд важных моментов. Во-первых, стоит помнить, что Чехия была всё-таки аннексирована Третьим Рейхом, и чешские заводы считались немецкими. Так что уж чехов никто точно не спрашивал. С другой стороны, и жалеть чехов, находящихся под гнетом фашистов тоже стоит с оговорками. Возможно, они слишком быстро вспомнили своё недавнее прошлое в составе Австро-Венгрии, старшее поколение и язык немецкий не успело ещё забыть.
Ведь чехи не только активно работали на Третий Рейх, но очень много их воевало в Вермахте, что тоже усиленно скрывается. Так же, как и скрывается количество поляков. А скрыть легко, потому что ни из чехов, ни из поляков не формировали дивизии или полки. Они числились добровольными помощниками, то есть «хиви», о которых теперь много написано. Но как-то всё больше пишут, что «хиви» были из советских граждан, хотя среди них чехов и поляков было очень много. Разработанные и производимые на чешских заводах танки были весьма интересны конструктивны и не менее любопытна была история их использования. Однако то, как они освещались в нашей стране (и не только, кстати, в нашей) — это один из самых характерных примеров того, как политика вмешивается в историю, что, чаще всего, приводит к большому числу глупостей.

44

Я тут к  удивлению своему недавно узнал что

"Танковые войска Гитлера. Первая энциклопедия Панцерваффе"

https://forumupload.ru/uploads/0009/6c/04/7/928354.webp

и "Панцерваффе. Самая полная энциклопедия"

https://forumupload.ru/uploads/0009/6c/04/7/668497.webp

два монументальных труда  написаны моим одноклассником Андреем Лобановым.. выпускником Московского суворовского училища.

45

46

https://i.imgur.com/JcBmAqzl.jpg
https://i.imgur.com/gmgP3P2l.jpg
https://i.imgur.com/pKEhhfQl.jpg
https://i.imgur.com/Y0XvjWfl.jpg
https://i.imgur.com/eg0PceHl.jpg
https://i.imgur.com/aDr6BFTl.jpg
https://i.imgur.com/cxPG5xel.jpg
https://i.imgur.com/xHNX71Hl.jpg

        Передвижная мастерская  по маршруту 'Totenkopf' Division.

47

Боевой дебют германских танков. Атака на Эссиньи-ле-Гран 21 марта 1918 года. 

https://i.imgur.com/ip4vAogl.jpg

Экипаж германского танка A7V (№ 507) под командованием лейтенанта Бартенса фотографируется на броне своей боевой машины, отведенной с передовой из-за повреждений, полученных при преодолении линии проволочных заграждений. Франция, Сен-Кантен, 21 марта 1918 года.

В конце марта 1918 года германские войска Западного фронта приготовились к проведению операции "Михаэль" - крупномасштабного наступления на стыке британских и французских сил, которое должно было взломать оборону армий стран Антанты на большую глубину, отбросить французов к Парижу, а британцев - к побережью Ла-Манша, и тем самым переломить ход войны в пользу Центральных держав. Надежды на успех этого предприятия были отнюдь не беспочвенны: немцы смогли не только обеспечить внезапность и сконцентрировать на участке будущего прорыва значительно больше войск, чем было у обороняющихся. Помимо этого, они намеревались впервые применить новые тактические приемы и методы управления частями и подразделениями на поле боя, а также задействовать ряд технических новинок, поступивших на вооружение авиации и сухопутных войск. К числу последних относились тяжелые танки A7V - первые бронированные гусеничные машины собственной германской разработки.
Создание A7V, спроектированного группой инженеров под руководством Йозефа Фолльмера, началось в январе 1917 года, а первая серийная машина покинула завод в Мариенфельде спустя девять месяцев. Немецкий танк очень сильно отличался от своих британских и французских "собратьев", и имел по сравнению с ними как ряд преимуществ, так и некоторые недостатки. Основными достоинствами A7V являлись высокая огневая мощь, великолепное по тем временам бронирование и хорошая подвижность. Два двигателя мощностью по 100 л.с. каждый обеспечивали 32-тонной машине максимальную скорость 12 км/ч - почти вдвое больше, чем у любого вражеского тяжелого танка. Толщина лобовой брони A7V достигала 30 мм, а бортовой - 20 мм, что давало экипажу надежную защиту от огня всех видов стрелкового оружия, а также осколков артиллерийских снарядов. Вооружение состояло из одной 57-мм пушки, установленной в лобовой части корпуса, а также шести пулеметов MG 08, расположенных по бортам и в корме. Численность экипажа танка составляла 18 человек.
Что же касается недостатков, то большинство из них имело отношение к условиям работы танкистов. Боевое отделение было тесным для такого количества людей. Из-за недостаточно эффективной системы вентиляции внутри танка во время боя скапливались пороховые газы, а температура поднималась до 50 градусов по Цельсию и даже выше. Центральное расположение командного поста создавало для командира и механика-водителя очень большие непросматриваемые "мертвые зоны" - по 10 метров перед танком и позади него. Полное отсутствие переговорных устройств и высокий уровень шума вынуждали членов экипажа общаться друг с другом во время движения и в бою исключительно с помощью громкого крика. Помимо этого, конструкция ходовой части сильно ограничивала проходимость A7V, не позволяя ему преодолевать препятствия, бывшие по силам британским тяжелым танкам, у которых гусеничные ленты охватывали корпус.
Первым подразделением, получившим на вооружение новые машины, стал штурмовой танковый батальон под командованием хауптманна Вальтера Грайфа. В состав этого формирования входили собственно танковый отряд, состоявший из пяти A7V с номерами 501, 502, 505, 506 и 507 (командиры экипажей: хауптманн Грайф, лейтенант Витце, лейтенант Фосс, обер-лейтенант Скопник и лейтенант Бартенс), а также пехотный отряд поддержки, созданный на основе 5-го штурмового батальона под командованием хауптманна Вильгельма Рора. С середины января и до начала марта 1918 года танкисты и пехотинцы отрабатывали совместные действия на учебных полигонах под Седаном и Бёвеем, и к началу операции "Михаэль" были полностью подготовлены к предстоящим сражениям.
16 марта 1-й штурмовой танковый батальон прибыл в Сен-Кантен, а 20-го числа сосредоточился на юго-западной окраине этого города, чтобы утром следующего дня выдвинуться на передовую и поддержать наступление 36-й пехотной дивизии в направлении Эссиньи-ле-Гран и Бене. Фланги батальона должны были прикрываться бойцами 128-го пехотного полка. Кроме того, в этом же дебютном для германских танковых войск сражении принимал участие 11-й штурмовой танковый батальон, имевший на вооружении трофейные британские машины Mk.IV, исходные позиции которого располагались к северо-западу, в полосе наступления 50-й пехотной дивизии.
21 марта в 4 часа 30 минут утра германские орудия открыли стрельбу по неприятельским позициям, начав артиллерийскую подготовку, продолжавшуюся пять часов. Около 9:30 огневой вал переместился с переднего края вглубь британской обороны, давая возможность пехоте и танкам двинуться вперед. Бронированные машины 1-го штурмового танкового батальона пошли в свою первую атаку.
Проблемы начались практически одновременно с самим наступлением. Еще не рассеявшийся утренний туман над полем боя смешался с дымом от разрывов сотен артиллерийских снарядов, и в результате видимость снизилась в среднем до 20 метров. В таких условиях командиры и механики-водители A7V по уже упоминавшимся выше причинам не видели практически ничего. Результат не заставил себя ждать: пересекшие линию германских проволочных заграждений экипажи хауптманна Грайфа и обер-лейтенанта Скопника потеряли визуальный контакт друг с другом, после чего не смогли выдерживать единое направление движения и стали быстро расходиться. Танк лейтенанта Фосса и вовсе потерял ход, увязнув в колючей проволоке. Осознав, что атака находится под угрозой срыва, Вальтер Грайф незамедлительно связался с командиром флангового прикрытия бароном Гроте и договорился о приостановке наступления сроком на два часа. Действительно, к 11:30 дым и туман рассеялись, видимость стала нормальной, однако повреждения, полученные танком № 505, устранить не удалось, и численность танкового отряда батальона сократилась до трех машин (экипаж лейтенанта Витце не участвовал в бою вообще из-за выявившейся накануне технической неисправности танка № 502).

Не успела атака возобновиться, как британцы, пользуясь благоприятным направлением ветра, начали обстрел нейтральной полосы химическими снарядами. Немцы снова вынуждены были приостановить продвижение - на сей раз для того, чтобы надеть противогазы. Отравляющие вещества практически не причинили ущерба, но действия пехотинцев и особенно танкистов оказались затруднены необходимостью оставаться некоторое время в противохимическом облачении. Как раз в этот момент батальон понес очередную потерю, лишившись машины лейтенанта Бартена - A7V въехал в густые проволочные заграждения и прошел через них, однако затянутый под днище большой кусок колючей проволоки перерезал шланг, соединявший правый двигатель с радиатором системы охлаждения. И поскольку вода из системы охлаждения вытекла, мотор быстро перегрелся и вышел из строя. После этого на ходу остались только два танка - № 501 и № 506. Для успеха оказалось достаточно даже столь скромных сил. Появление на поле боя германских бронированных гусеничных машин оказало на британских пехотинцев не менее мощное деморализующее воздействие, чем дебют британских танков в сентябре 1916 года на Сомме - на немецких солдат. Убедившись, что огонь из винтовок и пулеметов не причиняет этим монстрам ни малейшего вреда, бойцы из полка Лондонских стрелков дрогнули и начали оставлять свои позиции. Ключевой пункт их обороны на передней линии продержался до 14:30, пока не был захвачен совместными усилиями танкистов и пехоты 1-го штурмового танкового батальона. При этом в плен попали шесть британских офицеров и более 150 солдат.
Как только первый рубеж неприятельской обороны был захвачен, Вальтер Грайф распорядился взять 15-минутную паузу, чтобы экипажи A7V могли немного отдохнуть и прийти в себя. За время, пока шло сражение, температура внутри танков превысила 50 градусов по Цельсию, боевые отделения машин наполнились пороховыми и выхлопными газами, а танкисты испытывали сильнейший дискомфорт не только от жары и загазованности, но и от постоянного грохота, производимого выстрелами и работой двигателей. Возможность немного побыть на открытом воздухе была воспринята, как настоящее благо, и в 15:00 батальон смог возобновить наступление.
К этому времени передовые группы пехотинцев достигли еще одного британского опорного пункта, получившего наименование "позиция Антанта", и там немцы были встречены плотным и хорошо организованным огнем многочисленных пулеметов и минометов. Подход двух танков оказался очень кстати. В истории 128-го пехотного полка это событие получило следующее описание:
"В этот момент прибыло долгожданное подкрепление. Два штурмовых танка - движущиеся крепости, подобные английским, но более крупные по размерам - с грохотом появились со стороны Грюжи и атаковали "позицию Антанта" во фланг. За очень короткое время территория была очищена ото всех препятствий. Мы снова смогли двинуться вперед и немедленно перешли в наступление. "Томми" бросились бежать небольшими группами. "Позиция Антанта" была полностью захвачена нами.
Экипажи двух танков успешно поражали врага пушечными выстрелами и ливнем пулеметного огня. Таким образом было пройдено несколько траншей. В отдельных случаях некоторые танкисты даже покидали свои машины и атаковали укрепленные позиции при помощи ручных гранат и огнеметов."
После такого успеха 1-й штурмовой танковый батальон остался на "позиции Антанта" до 19:00 в качестве резерва 36-й пехотной дивизии, а затем отошел на исходный рубеж, где ремонтники смогли заняться осмотром бронированных машин и устранением полученных ими повреждений. Достигнутые результаты впечатляли: танкисты внесли очень весомый вклад в прорыв неприятельской обороны, захватив в качестве трофеев тринадцать исправных пулеметов, а также большое количество другого оружия и боеприпасов. При этом собственные потери экипажей составили всего восемь человек ранеными. Наконец, A7V продемонстрировали более высокие боевые качества, чем наступавшие на соседнем участке трофейные Mk.IV из 11-го штурмового танкового батальона - основным недостатком британских машин стала очень низкая скорость движения, не позволявшая вовремя оказывать поддержку быстро продвигающимся штурмовым группам и делавшая Mk.IV выгодной целью для вражеских артиллеристов.

Michael Traurig

48

https://forumupload.ru/uploads/0016/e4/0c/64/t527464.jpg

Panzerkampfwagen IV Ausf. F1 под Москвой в конце 1941 года.

https://forumupload.ru/uploads/0016/e4/0c/64/t843440.jpg

Солдат 100-й пехотной дивизии США позирует перед Panzerkampfwagen IV Ausf. G. (с покрытием Zimmerit). Штутгарт, Германия. Апрель 1945 года.

49

https://forumupload.ru/uploads/0009/6c/04/3/t852635.jpg
За право первого убийства немецкого "Леопарда" спорили лётчики и артиллеристы, железные танкисты и смелые операторы ПТУР. Эксперты делали ставки, кто же из них первым доберётся до желанной цели. А победил неизвестный и скромный боец инженерно-сапёрного подразделения, который грамотно устанавливал противотанковые мины на этом участке.

50

Когда однажды трофейный Leopard 2 окажется на родном полигоне НИИ БТ, то его, конечно, с интересом там препарируют. Что будет самым интересным?

Сначала вооружение – если танк будет захвачен с боекомплектом, то неизбежно последует проверка способности отечественных машин, как имеющихся так и перспективных, выдержать попадание.  Отдельно будут оценены возможности системы управления огнем – в том числе на предмет насколько раньше/позже при прочих равных экипажи Т-72/80/90 и Leo смогут заметить оппонента днем и ночью, на рассвете и в закат, в туман/дымку/пылевой взвеси и ясную погоду.

Оценить интеграцию в систему управления вряд ли получится – за отсутствием внешних абнентов, но во всяком случае удастся оценить удобство интерфейса на рабочих местах экипажа, и в целом удобство самих рабочих мест, в общем смысле – эргономику машины.

Конечно, при условии подходящего технического состояния, можно будет оценить ходовые качества танка и живучесть двигателя/подвески и их основных узлов. В совокупности с эргономикой это позволит понять, насколько хорошо танковые части на этих машинах способны выдержать марш с последующим боем.

Наконец, когда боеприпасы будут расстреляны, а двигатель и ходовая – поломаны, будет оценена броня – с точки зрения оценки стойкости к отечественным боеприпасам. Базовый 2А4 с этой точки зрения ничего интересного не представляет, но 2А6 в лобовой проекции неплохо бы оценить на пробой как старыми, так и новыми типами боеприпасов, в том числе чтобы понять, нужно ли форсировать замену имеющихся снарядов, или и они пока дают результат? При этом придется делать поправку на продолжающееся совершенствование Leo – теперь в вариант 2А7.

Потребуется ли при этом что-то заимствовать? Отдельные варианты исполнения тех или иных функций – да, возможно. Не исключено, что придется скорректировать представления об огневой мощи/защищенности как своих так и противника, причем в разных моментах и в разную сторону.

Нужно ли будет «копировать Леопард»? Нет. У нас за сто лет сложился свой подход к танкам, и вопрос в его развитии, а не поиске «у кого бы что-то списать».


Вы здесь » Наzад v ГСВГ » Танки » Немецкие танки