vt10otb написал(а):Читаю в журнале "Атом" № 63 за 2014 г. статью А. А. Агапова "Самолет Ту-16 - носитель ядерного оружия" - вроде не все было так мрачно. Пишет, что к началу 60-х функционировало не менее 16 заполярных аэродромов, причем туда регулярно летали все экипажи Ту-16А. И именно в ответ на эту угрозу американцы начали разорачивать три линии ПВО.
В статье, в принципе, все верно. В начале 60-х на заполярные аэродромы Амдермы, Чекуровки и еще одного аэродрома Полярной авиации на о. Врангеля с промежуточными посадками для дозаправки перелетали самолеты из Прилук и некоторых других постоянных баз. Маршрут был сначала в Воркуту, откуда перелетали в Тикси, а оттель уже некоторые экипажи пытались перелетать на грунтовые тундровые площадки или на о. Врангеля.
Но, говоря о "16-ти заполярных аэродромах" авторы забыли сказать, что одновременно в относительно рабочем состоянии могли находиться не более пары из них, ибо тундра имеет свойство каждый год таять превращаться в болото. В летний сезон эти грунтовые "заполярные аэродромы" не могли быть использованы вообще. Это все же не Ан-2, Ли-2 или Ил-14 Полярной авиации, а тяжелые самолеты с очень большой посадочной скоростью, для которых нужны 3-х километровые полосы с очень высоким качеством поверхности, если даже это мерзлота. Поэтому каждый сезон их распланировали в разных местах. Другой проблемой было завезти туда по 44 тонны авиатоплива лишь для одной заправки каждого самолета. Ведрами из бочек, которыми и сейчас завалена вся тундра, это было невыполнимо, ибо это не трактор, не бульдозер и даже не вертолет.
Но даже решение этого вопроса мало что решало. Техническая дальность Ту-16 без дозаправки даже от о. Врангеля до ближайших жизненно важных центров США (Аляска к ним не относилась) была маловатой даже для полета в один конец (порядка 5 тыс. верст). А с камикадзе в СССР было не густо....
Так что обозначение этой активности наших Ту-16 на заполярных авиабазах, на страх врагам, в начале 60-х сложно объяснить, даже если предположить, что пара однотипных дозаправщиков будет обеспечивать работу одного боевого самолета с бомбой. Это не добавило бы ему дальности настолько, чтобы достать до какого-нибудь Лос-Анджелеса и иметь шанс вернуться.
Можно предположить, что великий мастер блефа, которым был Н.С. Хрущев, пытался этим пугать американцев, но, хоть и пишут, что это наше шевеление в виде учений по перелетам в Воркуту и Тикси полков Ту-16 заставило американцев потратиться на систему ПВО NORAD, полагаю, это мало соответствует действительности. Создавать эту систему они начали еще в середине 50-х, когда у них появились разведданные о постройке и испытаниях у нас бомбардировщиков с (проектно) межконтинентальной дальностью — мясищевских М4 и туполевских Ту-95.
А, вообще-то, я имел в виду неудачные попытки сажать эти машины не в тундре, а на ледовые поля уже в Сев. Ледовитом океане. Возможно, прорабатывалась возможность сажать туда пустые дозаправщики, отдавшие горючку боевой машине на таком удалении, что самому вернуться не получалось, или боевые самолеты с пустыми баками, которым бы повезло применить по США ЯО и уйти невредимыми обратно.
Отредактировано сержант-1 (2020-01-19 11:41:58)