Тяжелый британский крейсер Эффингем был потоплен одним карандашом. В 1940 году корабль сопровождал конвой союзников в Норвегию. Он шел на большой скорости 23 узла (43 км/ч), чтобы свести к минимуму риск воздушного нападения. И уже на подходе к пункту назначения крейсер налетел на скалу, которая была прекрасно известна и отмечена на всех картах, но штурман не увидел ее из-за лежащего на карте карандаша. Никто не погиб, экипаж был эвакуирован, а крейсер уничтожен торпедой сопровождавшего конвой эсминца
Британский флот
Сообщений 1 страница 10 из 16
Поделиться32018-10-06 12:19:50
Траулер против линкора
Как бы обидно это не звучало для величавых линкоров, гордых крейсеров и дерзких эсминцев, но британский флот держался на траулерах. Эти маленькие корабли с начала войны стали для Великобритании по-настоящему незаменимыми.
Ими адмиралтейство «латало дыры», когда не хватало тральщиков, сторожевиков и эскортных кораблей. За годы войны англичане мобилизовали около 800 «рыбаков», которые тралили мины и сопровождали конвои. В том числе и арктические, доставлявшие СССР помощь по ленд-лизу.
Одним из таких трудяг войны был траулер «Айршир» лейтенанта Лео Грэдуэлла — главного героя этого рассказа.
Траулер «Айршир» .
Конвои PQ и QP (из Исландии в Россию и обратно) редко обходились без траулеров. Шумные, медленные и нещадно дымящие «рыбаки» всегда критиковались всеми другими эскортными кораблями.
Однако у команд траулеров на этот счёт было своё мнение.
На фото один из представителей славного семейства траулеров — «Бретвальда». Поле начала войны был мобилизован Адмиралтейством как траулер ПЛО.
Как писал историк Дэвид Ирвинг, старпом «Айршира» Дик Элдсен сочинил по этому поводу стишок «Парни с траулеров», состоявший из семи похабных четверостиший. Только два из них могут быть уместны для воспроизведения (перевод Е. Скибинского и В. Нагирняка):
_«Мы салаги без гироскопа.
А что дымим, хрен с ним,
можем хоть всё небо задымить,
Если удержим ход 11 узлов
и удержимся в строю QP или PQ.
Наши стволы бесполезны против немцев,
и боеприпасов у нас в обрез.
Когда нас посылают вместе с эсминцами,
те — кроме как нас доставать — ничем не занимаются,
так мы помогаем эскортировать PQ или QP».
Тем не менее, бывшие «рыбаки» балластом не были. Они смогли это доказать во время проводки известного конвоя PQ-17.
27 июня 1942 года из Исландии в СССР вышел очередной конвой — PQ-17. Готовясь к его проводке, адмиралтейство предполагало, что противник постарается не допустить прихода судов в советские порты.
На фото немецкий линкор «Тирпиц»
Союзники считали, что немцы бросят в бой свой главный козырь — эскадру тяжёлых кораблей вместе с линкором «Тирпиц». Поэтому перед выходом PQ-17 в море контр-адмирал Гамильтон заявил на встрече с капитанами торговых судов следующее:
«Вы можете стать причиной генерального морского сражения — возможно, даже нового Ютландского боя».
Исходя из этого, Лео Грэдуэлл сделал выводы. Ему не хотелось стать участником сражения. Он планировал просто довести конвой до места назначения. Но на всякий случай лейтенант разработал свой план боя с «Тирпицем».
Неделю конвой упорно шёл по маршруту, отбивая атаки немецких самолётов и подлодок. Но 4 июля 1942 года адмиралтейство отдало приказ: «Конвою рассеяться».
На фото суда и эскортные корабли PQ-17 в Исландии перед выходом конвоя в море.
Это решение было принято, потому что британцы с часу на час ждали атаки «Тирпица» на конвой. Несмотря на то, что немецкий линкор ещё даже не вышел в море, конвой распустили. Эскортные корабли и торговые суда стали расползаться в разные стороны.
Крейсеры и эсминцы на полной скорости ушли на запад. Наблюдая за ними, командир «Айршира» подумал: корабли спешат на «новый Ютланд»… Тем не менее, он решил приготовиться к встрече с немецкой эскадрой и отдал необходимые приказы. По его мнению, «Тирпиц» вскоре мог появиться на горизонте.
На фото Лео Грэдуэлл.
Понимая, что имеющейся пушкой траулеру линкор не потопить, Грэдуэлл решил нанести вред немцам другим способом. Вот что рассказал об этом Дик Элдсен:
«102-мм снаряды были подняты наверх и разложены вокруг орудия. Затем мы связали вместе глубинные бомбы и топливные бочки, установив взрыватели бомб на глубину 15–18 метров. Мы собирались сбрасывать их под нос „Тирпицу“ вместо плавучих мин».
Затем Грэдуэлл хотел направить траулер прямо на линкор и, врезавшись в него, взорвать свой корабль.
Однако на практике проверить этот план не удалось. «Тирпиц» так и не пришёл.
Поняв, что путь к Мурманску перерезан немцами, Грэдуэлл решил укрыться во льдах. «Айршир» взял курс на север.
По пути к нему присоединились три американских судна, которые искали хоть какой-то защиты. Все вместе они переждали несколько дней, отсиживаясь во льдах. А когда вдалеке перестали греметь взрывы немецких бомб и торпед, маленький караван покинул своё убежище. «Айршир» и его подопечные взяли курс на Новую Землю.
Вечером 9 июля 1942 года траулер привёл три парохода в пролив Маточкин Шар, где собирались уцелевшие суда PQ-17. Там янки выразили команде храброго траулера благодарность за их спасение. Они подарили британцам несколько блоков сигарет и шоколад.
Спустя две недели «Айршир» доставил своих подопечных в Архангельск. Как вспоминали очевидцы, это было потрясающее зрелище. Траулер шёл во главе трёх транспортов, выкрашенных в ослепительный белый цвет (суда окрашивались белой краской для маскировки, когда скрывались во льдах. — Прим. автора).
Роспуск PQ-17 закончился катастрофой. Были потоплены 24 судна. Вместе с ними на дно ушло 430 танков, 210 самолётов, 3350 грузовиков и почти 100 тысяч тонн груза.
Но что было бы, если бы конвой не распустили? Выдержал бы он удар немецкой эскадры?
*Это вопрос вопросов. Однако прикрытие конвоя было более, чем серьёзным. Располагая двумя линкорами, авианосцем, шестью крейсерами (в том числе пятью тяжелыми), большим количеством эсминцев и подлодок, союзники вполне могли устроить немецкому соединению кровавую баню. Причины, по которым было принято решение о роспуске конвоя, до сих пор остаются неизвестными, и скорее всего, имеют политическую подоплеку.*
Этого мы никогда не узнаем. Однако точно известно другое. Британские моряки были готовы остановить «Тирпиц» любой ценой. Это доказали Лео Грэдуэлл и его мужественный экипаж, готовые бросить вызов «грозе Арктики».
Поделиться52018-11-07 11:43:53
очень интересно
Поделиться62018-12-30 10:18:04
на борту линкора «Дьюк оф Йорк» после битвы.
26 декабря 1943 г. между ВМФ Великобритании и Германии состоялся бой у Нордкапа, в котором корабли ВМФ Великобритании потопили немецкий линкор «Шарнхорст». Этот бой считается самым северным морским сражением в истории.
8:36 «Шарнхорст» был замечен на экранах радиолокационных станций крейсеров «Норфолк» и «Белфаст».
9:29 Начало боя. Британский тяжёлый крейсер «Норфолк» первым открыл огонь. Немецкий линкор немедленно ответил залпами артиллерии главного калибра и изменил курс, пытаясь уклониться от боя. В течение 20-минутной перестрелки в «Шарнхорст» попало три 203-мм снаряда. Первый ударил в верхнюю палубу с левого борта между палубной 150-мм установкой и торпедным аппаратом. Другой снаряд попал в носовые дальномеры. Была уничтожена антенна носового радара. Третий снаряд попал в полубак и взорвался в кубрике. Тем не менее, «Шарнхорст» смог оторваться от британских крейсеров и в дальнейшем снова предпринял атаку на конвой. К 12 часам он вышел к северо-востоку от него. Немецкие эсминцы разминулись с конвоем, не сумев его обнаружить из-за ограниченной видимости.
В это время радиолокатор крейсера «Белфаст» поймал сигнал с «Шарнхорста». Все три британских крейсера пошли в атаку. На «Шарнхорсте» их заметили и в очередной раз изменили курс. Этот поворот не дал сопровождавшему крейсеры дивизиону эсминцев выйти в атаку на немецкий рейдер. Вскоре крейсеры открыли огонь, на который «Шарнхорст» немедленно ответил. В этом бою крейсер «Норфолк» получил прямое попадание в кормовую башню. Персонал был срочно эвакуирован и артиллерийский погреб был залит водой. Второй снаряд попал в середину «Норфолка». В итоге всё радиолокационное оборудование крейсера, кроме одной системы, было выведено из строя. Погибли один офицер и шесть матросов, ещё пять человек были ранены. В это же время залп из 280-миллиметровых орудий накрыл «Шеффилд», и на палубу посыпались осколки, некоторые размером с футбольный мяч. Крейсер был повреждён в разных местах. Пользуясь преимуществом в скорости, «Шарнхорст» вышел из боя, но оторваться от крейсеров не смог.
После этого боя адмирал Эрих Бэй решил возвращаться в базу. На обратном пути его перехватили британские корабли. В 16:17 радар британского линкора «Дюк оф Йорк» обнаружил противника на дистанции 225 кабельтовых, адмирал Фрэзер начал немедленное сближение с немецким рейдером. В 16:47 был открыт огонь осветительными снарядами, а в 16:50 все 10 орудий главного калибра линкора «Дюк оф Йорк» и 12 шестидюймовых орудий крейсера «Ямайка» встретили «Шарнхорст» шквалом огня, нанеся ему фатальные повреждения.
После этого английские крейсера и эсминцы начали торпедную атаку, выпустив в ходе боя 55 торпед, из которых 11 попали в цель.
Вокруг «Шарнхорста» было плотное облако дыма, поэтому с британских кораблей не видели, как он затонул.
В 19:48 «Белфаст» приготовился к торпедной атаке, но воздержался от неё, когда в свете осветительного снаряда увидел только плывущие обломки «Шарнхорста». Из 1968 человек экипажа англичане подобрали из воды только 36 матросов и унтер-офицеров.
Дальнейшие события:
Утром 27 декабря эскадра Фрэзера и крейсерская группа Барнетта вошли в Кольский залив. 28 декабря в 18:00, заправившись топливом в Полярном, объединённая эскадра Фрэзера и Барнетта вышла из Кольского залива и направилась на базу в Скапа-Флоу на Оркнейских островах.
За победу у мыса Нордкап адмирал Фрэзер был награждён орденом «Рыцарь Британской империи», ему был присвоен титул «Лорд мыса Нордкап».
Правительство СССР наградило адмирала Фрэзера и вице-адмирала Барнетта орденами Суворова 1-й степени, а многих английских моряков — советскими орденами и медалями.
Адмирал Фрэйзер, обращаясь к своим офицерам, сказал, что хотел бы, чтобы каждый смог проявить такое мужество, какое проявили в бою с заведомо превосходящими силами офицеры и матросы "Шарнхорста"
Поделиться82020-12-28 15:23:14
TS Cornwall, Темза, Великобритания, осень 1940 года.
74–пушечный линкор "Уэлсли" (HMS Wellesley) был принят в состав Royal Navy в 1815 году. За годы службы он успел сходить с дипломатической миссией в Португалию, побыть флагманом контр–адмирала Мэйтланда в Средиземном море, поучаствовать в бомбардировке и захвате Карачи в 1839 году, сыграть не последнюю роль в Опиумных войнах. Карьера яркая, но для английского военного корабля того времени достаточно типичная.
Эпоха деревянного парусного флота подходила к концу и в 1859 году списанный "Уэлсли" стал учебным кораблем "Корнуолл". Следующие 80 лет "Корнуолл" с экипажем, включавшим в себя 260 будущих моряков, курсировал из одного британского порта в другой (да, хорошо построенные деревянные корабли жили долго). Так бы и остался бывший линкор ничем особо не примечательным кораблем, если бы не война. 23 сентября 1940 года на Темзе он попал под удар немецкой авиации. Так "Корнуолл", бывший линкор "Уэлсли", стал последним деревянным линкором, погибшим в бою и единственным, потопленным авиацией.
Поделиться92020-12-28 16:16:42
Так "Корнуолл", бывший линкор "Уэлсли", стал последним деревянным линкором, погибшим в бою и единственным, потопленным авиацией.
Интересно - лётчики Luftwaffe совершившие этот подвиг - потопление линкора Его Величества - удостоились Рыцарских Крестов или другой почетной награды фюрера?
Поделиться102020-12-28 19:48:58
Интересно - лётчики Luftwaffe совершившие этот подвиг - потопление линкора Его Величества - удостоились Рыцарских Крестов или другой почетной награды фюрера?
У них не было принято награждать кого-то за единичную пораженную цель, если в этом успехе принимало участие несколько пилотов — будь она хоть британским авианосцем или крейсером, хоть нашим линкором "Марат" или крейсером "Червона Украина". Не награждали кого-то одного даже за единовременное уничтожение многих целей как при налетах на ВМБ Севастополя, Новороссийска или за потопление в неудачной набеговой операции сразу трех наших эсминцев в октябре 43-го, после чего Сталин даже запретил до конца войны выходы в море наших оставшихся крупных кораблей.
Не был никто персонально награжден ни за уничтожение Сталинграда 23-го августа 42-го (когда даже экипажи бомбардировочных групп успели разгрузиться над городом не менее пяти раз, совершив в сумме более 2-х тысяч вылетов), ни за разгром двух американских авиабаз на нашей территории в июне 44-го. Никого из их пилотов персонально не награждали, ни за остановку бомбежками наших многочисленных наступлений, ни за уничтожение заводов Поволжья в наших глубоких тылах.
Их начальство понимало, что эти успехи — плод коллективных усилий всех участников таких налетов, почему их пилотов и награждали по совокупности заслуг участия во множестве боевых вылетов.
Наверняка и в этом налете на порты Темзы, где, по сути, сплошной порт на протяжении нескольких десятков верст, проведенном в рамках воздушной "Битвы за Британию", было поражено много целей, среди которых под раздачу попал и этот антиквариат.
Думал, тебе должно быть это понятно и без пояснений, но ты зачем-то решил постебаться столь "вумным" вопросом....
Когда в прицеле ведущего группы огромный протяженный порт, а эта группа бомбардировщиков бомбит с горизонтального полета, вываливая груз по его команде, каждому конкретному штурману просто запрещено искать какую-то конкретную цель, среди множества других, чтобы не распылять мощность бомбового залпа группы.
И, вааще, не нам бы стебаться над работой немецких летчиков, ибо, в отличие от наших, они ели свой хлеб не даром — к большому для нас сожалению ....
Отредактировано сержант-1 (2020-12-28 20:25:46)