сержант-1 написал(а):Вроде бы аж на четырех.... Но, тем не менее, даже, при столь реально низких их боевых качествах, в 1904-1905 г.г. японцы считали их вполне реальной угрозой для своих броненосцев и крейсеров, считая некоторые подрывы своих кораблей на минных заграждениях около Порт-Артура торпедированием русских подводных лодок. Не исключено, что и крайне низкая активность японского флота вблизи портов русского побережья объяснялась опасением этой, тогда еще крайне ничтожной, подводной угрозы.
Более того, русское морское командование (в отличие от английских и немецких адмиралов) не имели представления об оптимальной тактике боевого применения ПЛ еще и в начале Первой Мировой войны. Этим (а не только низким качеством двигателей и аккумуляторов нашего выпуска) объяснялось то, что наши старшие морские офицеры и адмиралы были в большом недоумении, как немецкие лодки ухитрялись топить сразу по три английских крейсера, поставили Англию в очень сложное положение с торговым мореплаванием в Атлантике, а прорвавшиеся на Балтику в распоряжение нашего командования английские лодки (мало уступавшие нашим современным для начала ПМВ чисто технически) на порядки успешнее пиратствовали у немецких портов и на их торговых путях Германии с нейтралами. Фактически ведь английский флот поставил Германию на грань голодной смерти, блокировав всю её морскую торговлю с внешним миром, заставив её капитулировать, когда в собственно Германии не разорвался ни один снаряд, а все её фронты Рейхсвер успешно удерживал в Бельгии и во Франции.
В мемуарах того Меркушова очень досадно читать, что наши лодки практически весь первый год ПМВ были фактически подвижным минным полем, пассивно ожидающим прорыва немцев в Финский и Рижский заливы, будучи расставленными на стационарных позициях в шахматном порядке чуть ли не на видимости друг друга, и имели от своего командования, свято блюдущего "международное право", запрет на торпедирование торговых кораблей в территориальных водах нейтралов, на что командиры английских лодок ложили большой и толстый @@@.
После того как адмирал Эссен заболел воспалением легких и умер в своей каюте Балтийским флотом командовали случайные люди. Но он все же успел закрыть минами Финский залив и коммуникации в Финляндию. Немцы после нескольких попыток прорваться в Финский залив и потерям достаточное количество кораблей прекратили попытки прорыва. С моря Питер был закрыт.
Подводная лодка «Окунь» (старший лейтенант Меркушов), находясь на позиции перед Ирбенскии проливом в 20 милях к западу от маяка Люзерорт, обнаружила отряд германских броненосных крейсеров («Принц Адальберт», «Принц Генрих» и «Роон»), шедших в охранении 10 миноносцев, и пыталась атаковать крейсера, прорвавшись через линию охранявших их миноносцев. Идя под водой и полагая по шуму винтов, что лодка миновала линию миноносцев, командир всплыл под перископ для атаки. В момент залпа четырьмя торпедами в перископ был обнаружен в 40 м от лодки идущий на нее полным ходом для таранного удара немецкий миноносец «G-135». Срочно погрузившись, лодка все же оказалась под миноносцем, который, пройдя над ней, сильно согнул перископ, однако не причинил каких-либо серьезных повреждений. Выждав удаления неприятельских миноносцев, предпринявших поиски лодки, командир после четырех часов пребывания под водой всплыл и, осмотревшись, направился под берег к Михайловскому маяку, где находились русские миноносцы. Выпущенные лодкой торпеды попаданий не имели.
А вот спустя несколько часов после этого события
Минный заградитель «Енисей» (капитан 2 ранга Прохоров), шедший без охранения из Ревеля в Рижский залив, потоплен торпедой германской подводной лодки «U-26» у мыса Ристна в районе между Пакерортом и Оденсхольмом. Погибли командир и около 200 чел. экипажа.
26 июня 1915 года. Подводная лодка «Аллигатор», находясь на позиции в районе Богшера, обнаружила отряд германских судов в составе крейсера «Тетис», минного заградителя «Альбатрос» и миноносцев; отряд, имевший целью постановку в этом районе минного заграждения против русских подводных лодок, был дважды атакован «Аллигатором» и вынужден к поспешной беспорядочной постановке мин (350). Большинство мин не стало на заданную глубину, а осталось на поверхности.
24 октября 1915 года. Подводная лодка «Аллигатор» захватила у северного выхода Эрегрундсгрепен германский пароход «Герда Бихт» (1800 т) и привела его в финские шхеры.
Ноябрь 1915 года. Подводная лодка «Гепард» (типа «Барс»), высланная на смену подводной лодки «Е-9», при свежей погоде темной ночью столкнулась с возвращавшейся из похода подводной ломкой «Е-9» и потерпела аварию, получив пробоину с правого борта. Исключительная самоотверженность личного состава предотвратила гибель подводной лодки, которая с трудом вернулась утром в Ревельскую гавань.
17 мая 1915 года. Подводная лодка «Волк», находясь в крейсерстве у берегов Швеции в районе Ландсорта, задержала и потопила торпедами германские пароходы «Гера» (4300 т), «Бианка» (1800 т) и «Кольга» (2500 т).
А вот "нейтралы" не стеснялись атаковать наши ПЛ.
Так 23 мая 1916 года погибла подводная лодка «Сом», протараненная в районе Аландсгафа шведским пароходом «Артерманланд»; погибло 2 офицера и 16 матросов.
9 июня 1916 года. Подводная лодка «Волк», обнаружив в районе Северного Кваркена (Ботнический залив) шведский пароход, начала всплывать для его осмотра, но ввиду намерения парохода атаковать ее вынуждена была срочно пойти на погружение.
Лодке с трудом удалось избежать таранного удара, так как пароход прошел вплотную над ней, смяв оба перископа.
3 июля 1916 года. Подводная лодка «Вепрь», потопив торпедой германский пароход «Сирта», вынуждена была срочно погрузиться из-за опасности быть тараненной конвоировавшими миноносцами. На глубине 20 м подводная лодка ударилась носом о скалу и всплыла на поверхность. Командиру удалось, проскочив камни, снова погрузиться и положить подводную лодку на грунт. Ночью лодка всплыла и возвратилась в Ревель.
8 июля 1916 года. Подводная лодка «Волк», находясь в крейсерстве в Ботническом заливе, задержала германский пароход «Дорита» (6000 т) с грузом железной руды. Взяв в плен капитана и предоставив экипажу возможность уйти на шлюпке на берег, подводная лодка потопила пароход артиллерийским огнем.
19 августа 1916 года. Подводная лодка «Крокодил», находясь в крейсерстве в Ботническом заливе в районе Седергамна, захватила германский пароход «Дестерро» (4000 т) с грузом руды.
18 июня 1917 года. В Аландских шхерах на рейде погибла русская подводная лодка «АГ-15». Во время погружения кок не закрыл камбузный вентилятор, и лодка затонула на глубине 31 м. Командир, штурман и рулевой из боевой рубки выскочили наружу. Личный состав, оставшийся в лодке, под командой помощника командира задраил водонепроницаемые переборки, решив спасаться через носовой входной люк: таким путем спаслись еще пять человек. Лодка была поднята спасательными судами только через неделю. Погибло 18 человек.
8 августа 1917 года. Подводная лодка «Вепрь», находясь в крейсерстве в северной части Ботнического залива, потопила торпедой в 3,5 милях от шведского берега германский пароход «Фридрих Карофер».
25 сентября 1917 года. Подводная лодка «Единорог», вышедшая из Ганге стратегическим фарватером в море, в силу плохой ориентировки сделала преждевременный поворот у о.Эрэ и выскочила на камни. Получив пробоину в носу и потеряв винты, подводная лодка была снята подошедшим буксиром, но при буксировке снова попала на скалу и через несколько часов затонула. Через 13 дней лодка была поднята русским спасательным судном и отбуксирована в Гельсингфорс.
Конец октября 1917 года. Подводная лодка Балтийского флота «Гепард», вышедшая в операцию с заданием вернуться к 30 октября, в базу не возвратилась, погибнув при неизвестных обстоятельствах.