Вершина написал(а):Но "Тирпиц"больше со шхеры не вылезал. Там и покончили с ним. Или у Вас есть другая инфа?
Инфа есть....
Не вылазил он больше потому, что англичане, вплоть до его потопления, устроили на него форменную трехлетнюю охоту. Было несколько попыток диверсионных операций, в том числе, и с помощью прорыва к месту его стоянки отряда специально сконструированных сверхмалых подводных лодок. Была попытка уничтожить его управляемыми торпедами с диверсионного катера, проникшего в бухту. Было несколько авианалетов палубных торпедоносцев и пикировщиков с авианосцев. Были рейды стратегических бомбардировщиков, в последнем из которых специально сконструированными для этого тяжелыми броне-бетонобойными авиабомбами "Толлбой" (с очень высокой скоростью падения и очень малым КВО) наконец-то покончили с ним.
Было несколько попыток выманить его из шхер "на живца" из якобы беззащитных транспортов конвоя, отрезать его в море и раздолбать в морском бою, как это англичанам удалось с уничтожением линкора "Шарнхорст" в декабре 43-го.
Одной из них и была нашумевшая "подстава" транспортов конвоя PQ-17, в которой Лунин оказал англичанам медвежью услугу, дав радиограмму о своем обнаружении выхода отряда "Тирпица" на атаку беззащитного конвоя. Немцы читали наши шифры, поняли, что и англичане узнали о выходе эскадры и, поняв замысел англичан, отведших свои линкоры дальнего прикрытия на запад, чтобы после отрезать "Тирпица" от возвращения, дали команду на отбой участия в добивании конвоя надводными кораблями.
Настойчивость и изобретательность англичан в многочисленных попытках его уничтожения и объясняются тем, что для проводки к нам каждого конвоя они были вынуждены гонять в его охранении несколько крупных артиллерийских кораблей (линкоров и тяжелых крейсеров), а также авианосцев, чтобы свести баланс сил в морском бою, в гипотетическом случае участия в нем "Тирпица". Это было очень затратное дело, т.к. каждый из таких крупных боевых кораблей, за одну такую проводку конвоя, сжигал топлива столько же, сколько целый наш танковый корпус в среднестатистической наступательной операции.
Далее причина его относительной пассивности (в сентябре 43-го он все же участвовал в артиллерийской поддержке захвата немцами Шпицбергена) вполне понятна.
1. Корабль дорогущий и уже единственный на всем немецком флоте в этом классе. А уже в эскорте следующего конвоя PQ-18 впервые был серьезный авианосец, риск погибнуть от самолетов-торпедоносцев которого для линкора был немалый. Это была бы не только репутационная, но и стратегическая потеря, в корне меняющая всю расстановку сил на этом ТВД.
2. Жрал дизтоплива (с которым в Германии был сильный напряг), как целая флотилия подводных лодок, каждая из которых в 42-м еще топила в Атлантике по нескольку транспортов в каждом походе (а немцы были хорошими "счетоводами").
Но и эта пассивность его не спасла. Англичане уничтожили его, в конце концов, и в самой базе осенью 44-го. В одном вылете тяжелых "Ланкастеров" с нашей авиабазы они его тяжело повредили, а в другом — окончательно уничтожили.
Вообще-то, про подробности попыток его уничтожения можно написать детективный роман....
Отредактировано сержант-1 (2019-10-01 09:50:48)