Наzад v ГСВГ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наzад v ГСВГ » Лодки » подлодки России и СССР


подлодки России и СССР

Сообщений 101 страница 110 из 1154

101

Владимир Белорус написал(а):

Подводные лодки «Малютка».

Так получилось, что самым многочисленным типом подводных лодок советского флота в годы Второй мировой войны стали лодки с мирным и очень детским названием «Малютка». Данные лодки не случайно получили свое обозначение. На тот момент времени это были самые малоразмерные советские субмарины. Подводные лодки типа «М» приняли активное участие в Великой Отечественной войне. Несмотря на то, что они изначально предназначались для ближней защиты морских баз и берегов, они оказались способны вести успешные боевые действия даже у побережья противника и во вражеских гаванях.
В начале 1930-х годов правительство СССР поставило задачу по созданию и усилению Тихоокеанского флота. Находившиеся на тот момент времени на вооружении подлодки «Щука» и «Ленинец», которые строились на заводах и верфях, находившихся на территории европейской части страны, могли транспортироваться по железной дороге лишь в разобранном виде, однако их обратная сборка на верфях Дальнего Востока была затруднена и требовала больших затрат времени. В этой связи было принято решение о разработке малоразмерных подлодок, которые можно было перевезти по железной дороге, не разбирая. Проект малой подводной лодки серии VI, названной «Малютка», был утвержден 20 марта 1932 года Реввоенсоветом СССР. Разработка проекта новой субмарины велась Техбюро №4, руководителем которого был Асафов Алексей Николаевич. За основу при проектировании была взята субмарина проекта «Минога» И. Г. Бубнова водоизмещением 120 тонн.
Подводные лодки новой серии были недорогими, строить их можно было сравнительно быстро. Небольшие размеры субмарин позволяли транспортировать их железнодорожным транспортом в собранном виде, что открывало широкие возможности маневрирования по внутренним путям между удаленными друг от друга морскими театрами боевых действий. Наконец, впервые в мировой практике строительства подлодок предполагалось выполнить корпус лодок цельносварным. Совокупность всех этих соображений предопределила принятие и практическую реализацию проекта лодки VI серии «Малютка» – первой малой подлодки, поостренной в СССР, которой посчастливилось стать родоначальницей нескольких серий подобных боевых кораблей советского флота. Всего в Советском Союзе было построено 153 подводных лодки типа «М», из них 78 лодок еще до войны, 22 во время войны и 53 лодки улучшенной XV серии после завершения Великой Отечественной войны.

Подводная лодка "Малютка" серии VI-бис

Практически одновременно с началом строительства лодок типа «М» серии VI начались работы по модернизации подводной лодки. Именно так на свет появился проект серии VI-бис, данные лодки отличались улучшенными обводами корпуса, дополнительной цистерной быстрого погружения, новым гребным винтом, электрическим управлением носовыми горизонтальными рулями и рядом иных усовершенствований. Все изменения позволили значительно повысить боевые возможности субмарин. Скорость подводного хода выросла до 7,16 узлов, надводного – до 13 узлов. Автономность плавания достигла 10 суток. Экипаж лодки состоял из 17 человек, включая трех офицеров. Время перехода из крейсерского положения в подводное уменьшилось до 80 секунд. В подводном положении экономическим ходом (2,5 узла) лодки могли пройти не более 55 миль, то есть могли действовать менее 10 часов, что существенно снижало их боевые возможности. В то же время достаточно ограниченное водоизмещение для серии VI-бис – 161/201 тонн (надводное/подводное) не позволяло конструкторам существенно повысить боевые качества лодок.
Несмотря на это, серия VI-бис также стала довольно многочисленной, было построено 20 подводных лодок. Шесть из них отправились на Тихий Океан, 12 вошли в состав Балтийского флота, две оказались на Черном море. Тихоокеанские и черноморские лодки данной серии пережили войну, а вот балтийские «Малютки» понесли серьезные потери. Две лодки погибли, три были взорваны личным составом. К концу Великой Отечественной войны в составе Балтийского флота оставались только две такие «Малютки» – пять субмарин этой серии с началом войны были законсервированы, а после ее завершения разобраны на металл.
За годы войны ни одна «Малютка» двух первых серий не имела успеха. Из всех только черноморской М-55 удалось дважды применить оружие, но оба раза безрезультатно. 50 построенных лодок серий VI и VI-бис не смогли проявить себя, потопив корабли противника. Очевидно, что их ТТХ в тех условиях, в которых практически сразу же оказался советский подводный флот, не позволяли успешно решать поставленные боевые задачи. Важно отметить и то, что 34 из них находились на Тихом океане и до 1945 года никакого участия в боевых действиях не принимали. Получалось, что главным достоинством субмарин «Малютка» серий VI и VI-бис были не их боевые возможности в части борьбы с надводными кораблями противника, а возможность их транспортировки по железной дороге. При этом лодки в годы войны решали и другие задачи: вели разведку, доставляли небольшие десанты и грузы, а подлодка М-51 Черноморского флота в декабре 1941 года приняла участие в Керченско-Феодосийской операции. Лодка осуществляла навигационно-гидрографическое обеспечение района высадки десанта в захваченной противником Феодосии, а также выполняла роль плавучего маяка, находясь в 50 кабельтовых от Феодосии.

Подводная лодка "Малютка" серии VI-бис

Принимая во внимание очевидную ограниченную боевую ценность подводных лодок «Малютка» первых серий, проект было решено основательно пересмотреть, в первую очередь в сторону увеличения их водоизмещения. Увеличив водоизмещение всего на 50 тонн и длину лодок на 4,5 метра, удалось значительно усовершенствовать подлодку и как следствие радикально повысить боевые возможности новой серии «Малюток». «Располневшие» лодки закладывались как подлодки типа «М» XII серии. Их надводное водоизмещение составляло 210 тонн, подводное до 260 тонн. Глубина погружения осталась неизменной. Максимальная надводная скорость выросла до 14 узлов, скорость подводного хода – до 8 узлов. Дальность плавания надводная выросла до 1000 миль на максимальной скорости и до 3000 миль на экономической. В подводном положении новая лодка могла пройти на максимальной скорости 9 миль (то есть могла идти с такой скоростью всего час), а экономическим ходом – до 110 миль. Это было уже вполне серьезное значение, в подводном положении «Малютка» XII серии могла вести боевые действия более суток.

                                 45-мм пушка 21-К на лодке "Малютка"

А вот основное вооружение субмарин осталось неизменным – два 533-мм торпедных аппарата с двумя торпедами (всего один полноценный залп) и 45-мм полуавтоматическая пушка 21-К. Зато значительно сократилось время погружения: из крейсерского положения – до 35-40 секунд (в два с лишним раза быстрее «Декабриста»), а из позиционного положения – до 15 секунд. Основным средством обнаружения противника на начальном этапе войны у «Малюток» был обычный перископ, но, начиная с 1942 года, лодки стали получать вполне современные на тот момент времени шумопеленгаторные станции «Марс-8».
Всего в СССР было заложено 46 подводных лодок тип «М» серия XII: 28 вступили в строй еще до начала Великой Отечественной войны и 18 – в ходе войны. 16 лодок данного проекта оказались на Черном море, 14 – на Севере, 9 – на Балтике и 6 – на Дальнем Востоке. В годы войны субмарины данной серии совершали достаточно масштабные перегруппировки между театрами боевых действий. Так в 1944 году четыре «Малютки» с Тихого океана отправились на Черное море, к месту назначения лодки прибыли уже после завершения войны. Сюда же были отправлены и 4 уцелевшие на Севере подводные лодки. В ходе Великой Отечественной войны погибло 26 подводных лодок типа «М» серии XII – 60 процентов от их исходной численности. На Севере погибли 9 лодок, на Черном море – 8, на Балтике – 7, еще две «Малютки» погибли на Тихом океане.

Подводная лодка "Малютка" XII серии.

В отличие от своих предшественниц подводные лодки XII серии показали себя вполне успешными и конкурентоспособными даже в сравнении со старшими по классу боевыми кораблями. Северные «Малютки» смогли гарантированно потопить 4 транспорта и 3 боевых корабля противника, еще одно транспортное судно было повреждено. Черноморские «Малютки» записали на свой счет 7 транспортов противника, еще три транспорта и один боевой корабль были повреждены. Еще один транспорт был потоплен огнем 45-мм пушки. На Балтике «Малюткам» не удалось потопить ни одного судна (с подтверждением потерь и с немецкой стороны). Очевидно, ТТХ лодок не позволяли им успешно преодолевать созданную немцами на этом театре боевых действий глубокоэшелонированную противолодочную оборону. Всего на счету «Малюток» числится 61 потопленное судно, общим водоизмещением 135 512 брт. Помимо этого «Малютками» было повреждено 8 судов общим водоизмещением 20 131 брт. Однако по достоверным данным, которые подтверждались бы обеими сторонами, на счету «Малюток» XII серии было 15 потопленных и пять поврежденных транспортов и боевых кораблей противника. Это вполне достойный результат, если принять во внимание тот факт, в каких условиях и обстоятельствах приходилось действовать советским подводникам.
Отдельно можно выделить тот факт, что подводные лодки «Малютка» принимали участие в транспортировке грузов в осажденный Севастополь. Взять на борт лодка могла немного – 7 тонн топлива или 9 тонн грузов, а также до 10 человек с оружием. Но даже такие переходы имели для осажденного врагом города большое значение. Всего «Малютки» из состава Черноморского флота выполнили в осажденный Севастополь 12 транспортных походов.

Подводная лодка "Малютка" XV серии

Помимо подлодок «Малютка» XII серии, в боевых действиях успели принять участие две подводные лодки типа «М» XV серии. Обе уже на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Данные субмарины представляли собой глубокую модернизацию кораблей XII серии. Водоизмещение лодок XV серии было доведено до 300 тонн (надводное) и 350 тонн (подводное). Это позволило увеличить вооружение лодок до четырех торпедных аппаратов, боекомплект торпед соответственно вырос вдвое. Другие тактико-технические данные подводных лодок изменились незначительно. Обе введенные в строй в годы войны лодки воевали на Севере. Итогом их боевой деятельности было достоверное потопление одного боевого корабля. Эта серия подводных лодок отмечена одним интересным фактом. Лодка М-200, имевшая имя собственное «Месть» (очень большая редкость для всех кораблей данного типа), была построена на денежные средства, собранные женами погибших советских подводников.

Тактико-технические характеристики подводной лодки Тип «М» VI серия:
Водоизмещение: 157 тонн (надводное), 197 тонн (подводное).
Размеры: длина – 36,9 м, ширина – 3,13 м, осадка – 2,58 м.
Глубина погружения – 50 м (рабочая), 60 м (предельная).
Силовая установка – дизель-электрическая.
Мощность силовой установки: дизель – 685 л.с., электродвигатель – 235 л.с.
Скорость хода, проектная – 6,4 узлов (подводная), 11,1 узлов (надводная).
Дальность плавания – 690 миль (надводное положение), до 48 миль (подводное).
Автономность – 7 суток.
Экипаж – 17 человек.
Вооружение: два носовых 533-мм торпедных аппарата без запасных торпед, 45-мм пушка 21-К (боекомплект 195 снарядов).

Автор: Юферев Сергей

Ссылка

Отредактировано Владимир Белорус (2018-10-17 13:56:13)

И заслугам этой лодки отдают должное.
Офицерам сдавшим зачет на самостоятельное управление ПЛ выдаются значки в виде ПЛ "Малютка" с красной звездой по центру. Это как правило командир ПЛ (обязательно!!!!), командир БЧ-5, старпом и иногда помощник командира.

https://pics.meshok.net/pics/136734496.jpg?1

102

Андрей Михайлов написал(а):

парадокс-судя по фото пространства для экипажа в этой довоенной лодке гораздо больше чем в стоящей в Калининграде Б-413 1968 года рождения.

Это потому, что большая часть оборудования демонтирована :)

103

сержант-1 написал(а):

Если этот случай был до гибели "Курска", то, судя по всему, свою тактику слежения за нашими учениями на полигонах оним существенно усовершенствовали, и не всегда им нравилось, когда их пугают. Больно уж много доводов имеется за то, что дырка в легком корпусе правого борта — от американской торпеды, ибо их лодка в это время там однозначно присутствовала....

Однозначно? Вы так хорошо осведомлены :)
Я не стану повторятся, выше писал уже по этому поводу.

104

Андрей Михайлов написал(а):

Заходите почаще,Вас очень интересно читать!!!

Да, что-то последнее время работы было много и на работе и дома. Да еще торопился к концу лета закончить катамаран и провести ходовые испытания,теперь буду чаще заходить :)
Смотрю что уже некоторые форумчане покинула нас к сожалению :(

105

Вершина написал(а):

Если Вы начинаете аналитику, то начинать ее нужно с того, что подплав на начало войны только стал зарождатся. Для строительства подводного флота нужна мощная промышленность которая тоже только поднималась после революции, гражданской войны, разрухи.

Напротив, к началу войны наш подводный флот был самым многочисленным в мире. На начало войны на флотах  было 212 лодок и еще 20 штук было введено в строй до конца 41-го. За годы войны еще была построена и достроена еше 31 лодка. Войну наш ВМФ закончил, имея 161 лодку. 102 лодки составили боевые потери (и условно боевые, если считать и взорванные и брошенные в оставленных базах, где они проходили ремонты).

Вершина написал(а):

Страна была в изоляции. Наверное знаете что такое план Тафта.

"Изоляция" эта была лишь в нашей пропаганде. Все наши лодки имели немецкие лицензионные двигатели, хоть и строившиеся в Коломне. Сами проекты наиболее совершенных лодок (серия "С", в частности) были немецкими. Гидроакустика на лодках была тоже копия немецкой. Того же происхождения были электродвигатели и аккумуляторы.
Все наши самолеты летали на лицензионных копиях французских, немецких или американских двигателей. Оборудование всех заводов и электростанций, кроме оставшихся от царя-батюшки для т.н. "идустриализации" тоже было забугровским.
Много чего на нашем флоте было итальянского происхождения (конструкция наших торпед предвоенного выпуска и оборудование  заводов для их выпуска).
Что такое "план Тафта", я не знаю, но если по нему построены ЗиЛ и ГАЗ для выпуска американских грузовиков, а также ЧТЗ и СТЗ для выпуска американских же тракторов — то это тоже явно  не есть "изоляция". Большинство наших танков предвоенной постройки тоже в "девичестве" были либо английскими "Виккерсами" (Т-26), либо американскими "Кристи" (БТ). Да, и самый наш массовый танк Т-34 всю войну проездил на подвеске "Кристи". Тоже самое касается и всей начинки наших электростанций (турбины, генераторы и все их оборудование), включая и наиболее известный Днепрогэс.

Вершина написал(а):

Что ж Вы так не любите нашего брата?!

Напротив, "вашего брата" я очень уважаю ("любить" мужиков для меня как то неестественно). У меня и сейчас живы двое друзей, служивших на Севере срочную на "стратегах" БДРМ (или более ранних модификациях 667-го пр.). Но они старше Вас и вряд ли могли пересекаться с Вами по службе — так что их фамилии Вам вряд ли знакомы. В молодости я, к тому же, переведясь с авиазавода в Таганроге (выпускал Бе-12 и Ту-142М для флота), некоторое время работал зам.нач. цеха на заводе по выпуску электроники и гидроакустики для Ваших лодок.

Отредактировано сержант-1 (2019-09-28 18:28:03)

106

Вершина написал(а):

К-320 в "Красном Сормове".

в цехе СКМ где была авария полы на полтора метра выше чем в остальных цехах. пирог из бетона и листов свинца.
Сейчас там делают сухогрузы. До 95 года собирали Барракуды и завершали сборку Варшавянки.

107

Вершина написал(а):

Офицерам сдавшим зачет на самостоятельное управление ПЛ выдаются значки в виде ПЛ "Малютка" с красной звездой по центру. Это как правило командир ПЛ (обязательно!!!!), командир БЧ-5

У моего отца такой.

108

сержант-1 написал(а):

Напротив, к началу войны наш подводный флот был самым многочисленным в мире. На начало войны на флотах  было 212 лодок и еще 20 штук было введено в строй до конца 41-го. За годы войны еще была построена и достроена еше 31 лодка. Войну наш ВМФ закончил, имея 161 лодку. 102 лодки составили боевые потери (и условно боевые, если считать и взорванные и брошенные в оставленных базах, где они проходили ремонты).

"Изоляция" эта была лишь в нашей пропаганде. Все наши лодки имели немецкие лицензионные двигатели, хоть и строившиеся в Коломне. Сами проекты наиболее совершенных лодок (серия "С", в частности) были немецкими. Гидроакустика на лодках была тоже копия немецкой. Того же происхождения были электродвигатели и аккумуляторы.
Все наши самолеты летали на лицензионных копиях французских, немецких или американских двигателей. Оборудование всех заводов и электростанций, кроме оставшихся от царя-батюшки для т.н. "идустриализации" тоже было забугровским.
Много чего на нашем флоте было итальянского происхождения (конструкция наших торпед предвоенного выпуска и оборудование  заводов для их выпуска).
Что такое "план Тафта", я не знаю, но если по нему построены ЗиЛ и ГАЗ для выпуска американских грузовиков, а также ЧТЗ и СТЗ для выпуска американских же тракторов — то это тоже явно  не есть "изоляция". Большинство наших танков предвоенной постройки тоже в "девичестве" были либо английскими "Виккерсами" (Т-26), либо американскими "Кристи" (БТ). Да, и самый наш массовый танк Т-34 всю войну проездил на подвеске "Кристи". Тоже самое касается и всей начинки наших электростанций (турбины, генераторы и все их оборудование), включая и наиболее известный Днепрогэс.

Напротив, "вашего брата" я очень уважаю ("любить" мужиков для меня как то неестественно). У меня и сейчас живы двое друзей, служивших на Севере срочную на "стратегах" БДРМ (или более ранних модификациях 667-го пр.). Но они старше Вас и вряд ли могли пересекаться с Вами по службе — так что их фамилии Вам вряд ли знакомы. В молодости я, к тому же, переведясь с авиазавода в Таганроге (выпускал Бе-12 и Ту-142М для флота), некоторое время работал зам.нач. цеха на заводе по выпуску электроники и гидроакустики для Ваших лодок.

Отредактировано сержант-1 (Сегодня 18:28:03)

Не хочется мне уже с Вами спорить.
Не было лодок спосбных выполнять самостоятельные задачи, да и у экипажей не было боевого опыта.
План Тафта это проект долларовой дипломатии. Т.е. все заводы которые Вы перечислили и все запчасти были приобретены за золото а не из-за большой любви запада к молодой СССР.

109

Вершина написал(а):

торопился к концу лета закончить катамаран и провести ходовые испытания

    Фото в студию ! :flag:

110

Вершина написал(а):

Не было лодок спосбных выполнять самостоятельные задачи, да и у экипажей не было боевого опыта.

То, что на флотах было много экипажей, не освоивших все задачи боевой учебы, это верно. Но это издержки нашей тогдашней несовершенной системы боевой учебы,   когда её вели сезонно даже на тех флотах, (Северном, Черноморском и Тихоокеанском) где её можно и нужно было вести круглогодично. Никто не мешал нашим флотоводцам уйти от этого рудимента из времен парусного флота Балтики.
А боевой опыт всех стран и народов нарабатывается только участием в боях с началом войны. Ни один флот ни в одной стране мира не имел такого опыта на начало второй Мировой.
Но и здесь есть большая натяжка, ибо перед ВОВ на Севере и на Балтике наши флоты активно участвовали в Финской войне, а ПЛ ЧФ вели боевое патрулирование, будучи развернутыми на позициях от Босфора до Одессы на случай, если бы Румыния воспротивилась "присоединению" Бессарабии к СССР в 1940-м году. Это мало отличалось от того, чем они реально занимались и во время ВОВ.

Вершина написал(а):

все заводы которые Вы перечислили и все запчасти были приобретены за золото а не из-за большой любви запада к молодой СССР

А за что еще можно чтой-то можно приобрести по импорту? И какое отношение имет какая-то "любовь" к международной торговле? Хочешь чтой-то купить — плати.   Факт тот, что в реальности не было накой "изоляции", препятствующей нам закупать любые, самые совершенные на каждый момент технологии и оборудование. Да и строились заводы под руководством специалистов из фирм-производителей этого оборудования, как теперь говорят, "под ключ"....

Отредактировано сержант-1 (2019-09-28 21:29:08)


Вы здесь » Наzад v ГСВГ » Лодки » подлодки России и СССР