Английский диктатор в подмосковных полях
Юрий Пашолок
За годы Великой Отечественной войны в Советский Союз по программе взаимопомощи было направлено более 5000 танков, произведённых в Великобритании и Канаде. Подавляющее большинство из них составляли танки так называемого пехотного типа, обладавшие мощным бронированием и невысокой скоростью. Поставки лёгких танков ограничились 20 «Тетрархами». Что же касается крейсерских танков, то они в Красную армию так и не попали. Всё ограничилось испытаниями, хотя изначально настрой получать от англичан «Кромвели» был весьма высокий.
По данным внешней разведки.
Впервые идея поставлять в СССР крейсерские танки была озвучена весной 1942 года. Тогда англичане предложили в дополнение к «Матильдам», «Валентайнам» и «Черчиллям» крейсерские танки Cruiser Tank Mk.VI, с весны 1941 года получившие обозначение Crusader. Эту машину, являвшуюся преемником Cruiser Tank Mk.III и Mk.IV, начали производить с конца 1940 года. По сути, это был совершенно новый танк, гораздо более удачный, чем его предшественники. При этом он сохранил некоторые их врождённые недостатки. Особенно это касалось слабого бронирования и не слишком надёжного двигателя Nuffield-Liberty.
В ответ Главное автобронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ КА) через соответствующие органы запросило информацию по Crusader. Помимо официальных каналов, оказалась задействована и внешняя разведка, благодаря которой имелись точные сведения по объёму выпуска танков и было известно о заводах, на которых их производят. Прежде всего, от английского крейсерского танка отказались из-за бензинового двигателя. Остальные английские танки, поступавшие в СССР, имели дизельные моторы. Кроме того, была получена и проанализирована информация об использовании «Крусейдеров» в Африке: немцы считали эти машины быстрыми, но слабо бронированными.
Cromwell IV с регистрационным номером T.187888, НИИБТ Полигон, сентябрь 1944 года
Между тем, о замене Crusader Военное министерство задумалось ещё в конце 1940 года, то есть в момент запуска его в серию. Была разработана спецификация, которую получили три фирмы – Vauxhall, Nuffield и Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W). Наиболее удачным был признан проект Nuffield – A24. В качестве основы для 27-тонной машины была использована база Crusader. Танк приняли на вооружение как Cruiser Tank Mk.VII, или Cavalier. Впрочем, карьера машины не задалась с самого начала. Виной тому стал всё тот же злополучный двигатель Nuffield-Liberty. Это открыло дорогу танку Crusader III, вооружённому 6-фунтовой (57-мм) пушкой.
Бросать проблемную машину не стали, было решено её дорабатывать. В результате появилось ещё 2 танка. Обе машины имели индекс A27, отличающийся только буквами в конце. Индекс A27L получил танк Centaur производства Leyland, оснащённый двигателем Nuffield-Liberty. Индекс A27M получил танк Cromwell производства BRC&W, оснащённый двигателями Meteor, дефорсированной версией авиационного мотора Merlin. Новый мотор оказался не только не в пример надёжнее, но и на треть мощнее.
С новым танком советские специалисты познакомились ещё в 1942 году. 13 ноября член торгового представительства СССР в Великобритании К. Ольховский посетил центральный танковый полигон в Чобхеме. На полигоне ему и членам Военной Миссии СССР показали два опытных Cromwell I, на которые ещё не было установлено вооружение.
В ходе испытаний один из танков демонстрировал плавную езду по пересечённой местности. При этом случались мелкие неисправности в коробке передач, а после 5 километров пробега по бездорожью закипела вода в радиаторе. Несколько раз ломались пружины подвески. По просьбе Ольховского англичане представили характеристики танка. Боевая масса машины в 27 тонн вызвала у него недоверие. Кроме того, у Ольховского создалось впечатление, что целью демонстрации было показать неготовность машины. По его мнению, англичане не хотели посылать «Кромвели» вместо «Матильд» и «Черчиллей». В реальности танк действительно был сырой, доводить его пришлось ещё минимум год.
Танк обильно украшен указаниями для портовых работников. Например, во всю корму красуется транспарант «Не перевозить на верхней палубе!»
В марте 1943 года о серийном производстве Cromwell, Centaur и Cavalier стало известно агентам ГРУ. Был составлен доклад, который через начальника 3 Управления ГРУ КА генерал-майора В. Е. Хлопова передали в Главное бронетанковое управление (ГБТУ). Согласно докладу, количество выпущенных «Кромвелей» достигло к марту 1943 года 8–10 тысяч (!) штук, каждый день их выпускалось по 45 штук силами 15 предприятий. Эту информацию получили от всё того же Ольховского.
На основании полученных сведений Хлопов предлагал более не закупать «Матильды», а запросить танки нового типа. 3 апреля в адрес Молотова с предложением закупать вместо «Матильд» танки «Кромвель» обратился начальник ГБТУ КА генерал-полковник Федоренко. Торговое представительство СССР в Великобритании, а также агенты ГРУ получили задание достать как можно больше информации по новым английским танкам. Быстро выяснилось, что Centaur оснащается двигателем Nuffield-Liberty, потому интерес к нему тут же угас. Впрочем, предложение о поставках Centaur имело место, поскольку 14 мая 1943 года поступил ответ из Британской военной миссии в СССР.
Этот же танк, вид спереди
Согласно ответу, англичане были готовы поставлять «Сенторс» (так Centaur указывается в документе), но Военное Министерство предлагало вместо них увеличить поставку танков «Шерман». Речь шла об M4A2 в «английской» комплектации (английские радиостанции и некоторые изменения в оборудовании), которые в английской армии имели индекс Sherman III. То есть, англичане предлагали перепродать Советскому Союзу танки, поставленные, в свою очередь, американцами для англичан.
Судя по переписке, так оно в итоге и получилось. Тем не менее, англичане были готовы продемонстрировать Centaur советским представителям в Великобритании. На этом активность по новым танкам затихла, поскольку M4A2, даже в английской комплектации, ГБТУ КА показались более интересными.
Лучше поздно, чем никогда.
В следующий раз о «Кромвелях» вспомнили уже весной 1944 года. В письме от 17 марта заместитель Наркомата Внешней Торговли И. Ф. Семичастнов запросил мнение Федоренко о целесообразности закупки этих машин. В письме делался акцент на то, что, по данным Семичастнова, «Кромвели» являлись наилучшими танками, производившимися в Великобритании. К тому времени поставки английской бронетанковой техники подходили к концу.
На сей раз дело пошло значительно дальше простой переписки. ГБТУ КА заказало 6 танков, часть которых пошла на испытания, включая обстрел корпуса и башни, а как минимум пара машин отправлялась в профильные учреждения для разборки и изучения. По различным причинам 6 танков прибыли в порт Баку только 18 августа 1944 года. Согласно документам, на эшелон их должны были погрузить 24 августа, но реально произошла задержка на 5 дней.
Устройство моторно-трансмиссионного отделения.
Следует отдельно остановиться на том, что же за танки прибыли в Советский Союз. Об эти машины не слишком компетентными в вопросе любителями военной истории сломано немало копий. Информация о том, что они относились к модификации Cromwell VII, не соответствует действительности. В реальности присланные машины относились к наиболее массовой версии, Cromwell IV. Танки были произведены в мае 1944 года, то есть в СССР прибыли новые машины. Единственная странность состоит в том, что тип их корпуса указан в документах как “E”. Если надмоторная плита соответствует этой спецификации корпуса, то люк помощника механика-водителя соответствует корпусам типа “B” и “C”.
К моменту прибытия «Кромвелей» в Советский Союз машины этой модели уже третий месяц активно воевали в Нормандии. Лишь 7-я танковая дивизия имела «Кромвели» в качестве основных боевых машин. В 11-й и Гвардейской танковых дивизиях «Кромвели» составляли примерно треть от танкового парка, основой же боевой лошадкой был Sherman V (M4A4 Medium Tank в английской комплектации). Примерно в том же соотношении были «Кромвели» у 1-й польской танковой дивизии. Ещё одним танковым соединением, которое имело «Кромвели», была Чехословацкая танковая бригада, практически полностью укомплектованная английскими машинами.
В целом, английские танкисты относились к «Кромвелям» со скепсисом, считая «Шерманы» более удачными. Американские танки были более надёжными, менее прожорливыми и нисколько не уступали английским в огневой мощи, имея при этом более удачные по конструкции корпус и башню.
Испытания танка на просёлочной дороге.
О таком отношении к английским танкам в войсках советская разведка не знала, хотя кое-какие сведения всё же доходили. Согласно поступавшей информации, у английского танка неудачной получилась выхлопная система. Идущие вверх выхлопные газы демаскировали машину, особенно в тихую сырую погоду. Для борьбы с этим были оперативно изготовлены специальные экраны из жести, которые, впрочем, уменьшали возможные углы склонения орудия при стрельбе назад, а их конструкция оказалась недолговечной.
Неудачной оказалась и конструкция грязевых щитков, которые на пересечённой местности довольно быстро гнулись и отрывались. Блестящий металл при этом начинал демаскировать машину. Нарекания вызвала конструкция аварийного люка механика-водителя. Неудачной признали конструкцию орудийной маски. Был зафиксирован случай пробития маски в районе спаренной установки пулемёта BESA, при этом погиб заряжающий.
Опоздавший на год.
На территорию НИИБТ Полигона в подмосковной Кубинке танки Cromwell IV прибыли в начале сентября 1944 года. Уже 8 числа начались кратковременные испытания танка с регистрационным номером T.187888. Целью испытаний, продолжавшихся до 11 сентября, было уточнение тактико-технических характеристик и эксплуатационных показателей танка. Также были проведены стрельбы с целью получения данных о пробиваемости 75-мм пушки Mk.V, установленной в «Кромвеле».
Cromwell IV преодолевает косогор.
Пушка, которая появилась на танке модификации Cromwell IV, представляла собой образец англо-американского сотрудничества. За основу при её проектировании взяли 6-фунтовую (57-мм) английскую пушку, но при этом калибр и боеприпасы были американскими. Пробиваемость её оказалась ниже, чем у длинноствольной 57-мм пушки. Но при этом разница была небольшой, зато отсутствовала проблема с осколочно-фугасными снарядами. Неудивительно, что эту пушку хорошо встретили в войсках, и даже часть уже выпущенных «Черчиллей» и «Кромвелей» перевооружили на неё.
По результатам испытаний прицельная скорострельность при стрельбе с места составила около 9 в/мин, а на скорости 9–12 км/ч – порядка 7 в/мин. В качестве цели для испытания бронепробития был выбран немецкий тяжёлый танк Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E. При стрельбе на дистанциях 500 и 600 метров снаряд M61 пробивал борт башни немецкого танка насквозь. На дистанции 650 метров была получена вмятина глубиной 75 мм, при этом в броне появилось две трещины. Для сравнения, 75-мм пушка M3 американского среднего танка M4 пробивала борт «Тигра» с дистанции 640 метров, а советская 76-мм пушка Ф-34 не пробивала такую броню штатным снарядом даже со 100 метров.
При езде по болотистой местности английский танк не застрял, но вёл себя менее уверенно, чем Т-34 и американский M4A2.
При оценке рабочих мест экипажа была отмечена хорошая обзорность, достигнутая за счёт установки значительного количества перископических приборов наблюдения Mk-IV. Условия работы командира были признаны удовлетворительными. Гораздо выше оказалась оценка условий работы наводчика, который мог спокойно прицеливаться и наводить пушку одновременно. В его распоряжении был механизм поворота башни с гидравлическим приводом.
Гораздо хуже обстояло дело с условиями работы заряжающего. Удобно было работать только с укладкой первой очереди, закреплённой на полике башни. Как только дело доходило до основной боеукладки, помогать заряжающему приходилось всем экипажем. Помимо всего, отмечалась общая теснота башни. Диаметр башенного погона «Кромвеля» составлял 1524 мм. Для сравнения, у Т-34–85 его диаметр достигал 1600 мм, а у M4 Medium Tank — 1753 мм. Что касается отделения управления, в целом оно было оценено удовлетворительно.
Испытания буксировкой Т-34–85 по лесной дороге.
Теснота башни, впрочем, была лишь цветочками по сравнению с поистине разгромным вердиктом, касающимся её конструкции. Впрочем, то же самое касалось и корпуса. В то время как даже в Японии уже перешли к полностью сварным конструкциям, англичане продолжали собирать корпуса и башни на основе каркасов. Каркас собирался из стальных планок толщиной 13 мм. Далее к планкам крепились на болтах детали. Лишь лобовые кормовые детали корпуса соединялись между собой при помощи сварки. Лоб и корма крепились к бортам при помощи приварных угольников, которые дополнительно проклёпывались. Безусловно, вагоностроителям из Birmingham Railway Carriage and Wagon Company собирать именно так было удобнее, но «Кромвель» — это всё же танк, а не вагон или цистерна.
Листы башни крепились к каркасу на болтах. В итоге её внешний вид со здоровенными выступающими болтами был неповторимым. Правда, экипажу от этого вряд ли становилось легче. Усугубляла картину общая «оквадраченность» «Кромвеля». Складывается впечатление, что создатели этого танка о существовании Т-34 и о рациональных углах наклона в принципе не знали. Одним словом, ничего хорошего испытатели «Кромвеля» о конструкции его корпуса и башни не написали.
Зимой 1945 года танк с регистрационным номером T.187866 был частично разобран и подвергнут обстрелу.
На первом этапе испытаний танк проехал 128 километров. Максимальная скорость, достигнутая на ходовых испытаниях, составила 52 км/ч. Для сравнения, средний танк M4A2 в тех же условиях показал среднюю скорость 48 км/ч, а Т-34 – 55 км/ч. Отмечалась высокая динамика. При этом у английского танка был высокий расход топлива: на 100 км пути «Кромвель» тратил 280 литров топлива, М4А2 – 180 литров, а Т-34 – 170 литров.
Полномасштабные ходовые испытания начались в 20-х числах сентября и продолжались в течение октября. Всего за это время танк прошёл 340 км по асфальтовому шоссе, 1339 км по просёлочным дорогам и 152 км по целине. При этом средняя скорость составила 44,7, 22,7 и 24,3 км/ч соответственно. По шоссе расход топлива на 100 километров пути достигал 225 литров, на просёлке 353 литра, а на целине – до 370 литров. Сравнительные испытания на целине и в болотистой местности показали, что «Кромвель», с его узкими траками, хуже всего перемещается по бездорожью.
Лобовая плита после обстрела из немецкой 75-мм танковой пушки KwK 42 L/70, которой вооружался один из главных врагов английского танка – Pz.Kpfw.V «Panther».
Итоги испытаний оказались неутешительными. Да, Cromwell IV был признан лучшим на текущий момент английским танком. Проблема была в том, что «англичанин» уступал по всем параметрам, кроме скорости, американскому M4A2. К тому же ближе к концу 1944 года стали поступать M4A2 в модификации с 76-мм пушкой, что сделало разрыв ещё большим. В результате был сделан однозначный вывод – «танк Кромвель-IV не может быть рекомендован к импорту». Танки и их агрегаты разошлись по заводам и НИИ. Танк с регистрационным номером T.187887 остался на полигоне. Сейчас он находится в экспозиции парка «Патриот».
Зимой 1945 года танк с регистрационным номером T.187866 был частично разобран и подвергнут обстрелу. Выяснилось, что советские пушки ЗИС-3 и Ф-34 лобовую часть корпуса и башни не пробивают, но при этом борта пробиваются с дистанции более двух километров. Впрочем, вероятность встречи Т-34 с «Кромвелем» была крайне низка, чего не скажешь о «Пантере», орудием которой также обстреляли английский танк. И здесь всё оказалось гораздо печальнее – 7.5 cm KwK 42 L/70 пробивала броню английской машины со всех дистанций.
Материал взят отсюда Ссылка