3,5 года на фронте
Первые части, получившие на вооружение Matilda III, попали на передовую примерно 10 декабря 1941 года. В переписке эти танки называли либо «Матильда», либо MK-II, либо MK-2. Первое время бороться приходилось не столько с противником, сколько с самим танком. Серьезной проблемой стало забивание грязи и снега под фальшборты. Если такая мешанина замерзала, танк вставал колом. Нередко дело и вовсе кончалось обрывом гусеничной ленты. Ещё одной проблемой, о которой уже упоминалось, было плохое сцепление траков с дорогой. Случаи, когда танки улетали в кювет, были довольно частыми.
Одной из первых частей, которая отчиталась об особенностях применения английского пехотного танка, стала 23-я танковая бригада. В этом соединении «Матильду» оценили по достоинству. Танк спокойно прокладывал дорогу в снежном покрове глубиной 40–45 см, двигаясь при этом на 3-ей передаче. Помимо «Матильд», в составе бригады имелись Valentine II, проходимость которых тоже удостоилась хороших отзывов. А вот Т-60, напротив, ругали за то, что снег глубиной больше 25 см для него не проходим.
На Северо-Западном фронте, где действовали 170-й и 171-й отдельные танковые батальоны, получившие 12 и 13 танков соответственно, отношение к английской машине оказалось иным. Как раз в 170-м ОТБ отмечались случаи потери управления на заснеженной дороге.
Но в боях зимой 1942 года танки данного типа показали себя с положительной стороны. Толстая броня, сравнимая с бронёй КВ-1, отчасти компенсировала далеко не лучшую согласованность с действиями пехоты, которая часто не поддерживала атаку танков. Нередко машины 170-го ОТБ оказывались один на один с противником. Тут и помогала толстая броня, которая часто оказывалась не по зубам немецким 50-мм противотанковым пушкам Pak 38. За 2 месяца боёв батальон потерял всего 8 танков данного типа. С учетом условий, в которых приходилось сражались, это очень небольшая цифра.
Количество прибывающих Matilda росло несмотря на желание советской стороны получать больше Valentine. С января по март 1942 года именно «Матильды» были самыми массовыми среди прибывающих северными конвоями. Пик поставок пришёлся на март, когда в СССР прибыло 170 машин. В дальнейшем цифра резко снизилась, а в июле из-за разгрома конвоя PQ-17, прибыло всего 6 танков. В дальнейшем «Матильды» прибывали в сентябре (84) и ноябре (56). Всего за 1942 год поступил 771 такой танк. В начале 1943 года произошло увеличение объёмов поставок, но в марте, на который пришёлся их пик, поставки как раз и прекратились. Всего в СССР попало 916 танков Matilda, все они были доставлены северными конвоями.
Больше всего танков Matilda IV попало в СССР в первой половине 1942 года, что отразилось и на массовости их использования в сражениях этого периода. Например, в печально известном наступлении под Харьковом в мае 1942 года приняло участие 117 танков данного типа. Много таких танков участвовало и в летних боях 1942 года. Например, в 201-й танковой бригаде, которая в июле 1942 года воевала под Болховом, имелось 23 танка данного типа, а в 10-м танковом корпусе, в состав которого эта бригада входила, имелось 44 танка этого типа. 36 танков Matilda IV имелось в составе 196-й танковой бригады, сражавшейся в августе 1942 года подо Ржевом.
Далеко не лучший для Красной армии ход операций весны и лета 1942 года привел к тому, что количество английских танков в строю неуклонно снижалось. Весной 1942 года на вооружение немецкой армии стали массово поступать 75-мм противотанковые пушки Pak 40. Для них броня Matilda не представляла никаких проблем. В свою очередь, 2-фунтовая пушка английского танка стремительно устаревала.
Но, несмотря на это, английские пехотные танки продолжали воевать. Например, по состоянию на июль 1943 года в уже упомянутой 201-й танковой бригаде всё ещё числилось 7 машин данного типа. К 1 января 1944 года в РККА все еще имелось танков 315 Matilda, то есть чуть больше трети от поставленного англичанами числа. Это было вполне обычное соотношении для зарубежной техники, использовавшейся Красной армией.
Из имевшихся на 1 июня 1944 года в СССР 262 «Матильд» 201 находилась на ремзаводах, в а действующей армии их имелось всего 48. Впрочем, как раз в июне 1944 года БТРЗ №82, предприятие, на котором в основном ремонтировались «Матильды», выдал большую партию отремонтированных боевых машин. Долго без дела они не стояли. Часть тихоходных английских танков оказалась в танковых полках при кавалерийских дивизиях. Например, в 61-м отдельном танковом полку по состоянию на 1 июля 1944 года имелось 4 МК-2. Они действовали совместно с 1-й гвардейской кавалерийской дивизией. 4 июля 1944 года 5 «Матильд» было зачислено в состав 87-го отдельного танкового полка, который действовал совместно с 7-й гвардейской кавалерийской дивизией. Оба полка приняли самое активное участие во Львовско-Сандомирской операции.
Но и на этом боевая карьера «Матильд» не закончилась. По состоянию на 1 января 1945 года в РККА всё еще числилось 218 таких танков. До конца войны 10 машин из их числа погибло в боях. 1 июня 1945 года, 37 танков всё еще числилось в боевых частях. Правда, непосредственно на передовой их было всего 7 (в составе 2-го Белорусского фронта), из них 5 находились в исправном состоянии.
До наших дней дожил всего один танк «Матильда», который использовался в Красной армии. Это Matilda IV CS с WD-номером T.29908, построенный в 1942 году на заводе Vulcan. Он прибыл в СССР в апреле 1942 года. Боевой путь этого танка в 1942 году неизвестен, но осенью машина «всплывает» в Казанском танковом училище, где её отремонтировали и попросили оставить для учебных целей. Судя по всему, танк там и осел, попав на НИБТ Полигон в Кубинку уже после войны. Ныне машина находится в парке «Патриот».