Александр544 написал(а):Танк S Шведский 1964. Литая башня с корпусом неподвижная... наводка пушки (грубая) за счёт шасси. Ошибаюсь?
Не ошибаешься, Александр!
Действительно очень интересный танк.
Разработка началась ещё в 50-х. Шведы разочаровались в "Центурионах", решили сделать свой танк под свой ТВД. И сделали - STRV-103 (служил он Швеции без боевого применения целых 30 лет, 1966го по 1996-й!
Сменили его на Леопард-2...)
Страна в основном равнинная, множество озёр, нужен очень маневренный "танка", чтобы высота пониже, да скорость побольше
Вот и сделали такое "чудастое чудо":
Экипаж три танкиста (ком,мех-нав, радист)
Ширина - 3,40м.
Длина корпуса - 7м.
Длина с пушкой - 8,99м
Высота - 2,14м.
Клиренс - 0,4м.
"Прикольно" экипаж расположен
Командир и механик (он же и наводчик) смотрят вперёд, а радист (хитропопый) назад Ему вменялось, кроме прямых обязанностей в случае необходимости управлять танком при движении задним ходом. Не совсем пассажир, как стрелок-радист в "тридцатьчетвёрки".
Мало, того, что башни нет от слова "совсем", так ещё и два движка...
Поскольку двигатель планировали расположить спереди, встал вопрос о его высоте - любая силовая установка достаточной мощности попросту не поместилась бы под сильно скошенный верхний лобовой лист.
Было принято решение использовать комбинированную силовую установку, состоящую из двух разных двигателей.
Каждый из них устанавливался со своей стороны от пушки и мог работать при повреждении второго, сильно повышая боеспособность и надёжность танка в случае повреждений.
Многотопливный дизельный двигатель К-60 фирмы Роллс-Ройс развивал 240 л.с. и использовался в качестве основного, а газотурбинный Боинг 502 развивал 330 л.с. и был вспомогательным.
Ещё одним плюсом такой силовой установки оказалось удобство обслуживания, благодаря тому, что доступ к каждому из двигателей осуществлялся со своей стороны.
Главное орудие представлено 105 мм пушкой Bofors L74 с нарезным стволом, которая, как уже упоминалось, жёстко установлена в корпусе, из-за чего наведение по горизонтали осуществляется с помощью вращения корпуса, а по вертикали с помощью подвески (гидропневматическая подвеска, обеспечивала наведение вооружения в вертикальной плоскости, поршни силовых цилиндров связаны с балансиром опорного катка, позволяя менять его положение, всего танк имеет с каждой из сторон четыре обрезиненных опорных катка, два поддерживающих, ведущее колесо спереди и направляющее сзади).
Заднее отделение занимает автомат заряжания, обеспечивающий отличную скорострельность, достигающую 15 выстрелов в минуту. Правда прицельно стрелять на ходу так не мог Только на "коротких". Ну для обороны это нормально.
Выброс гильз происходит автоматически через специальный открывающийся люк в корме, а, благодаря эжектору на стволе, загазованность боевого отделения заметно понижается.
Боекомплект состоит из 50 снарядов, точнее 25 подкалиберных, 20 кумулятивных и 5 дымовых. Он легко заменяется через кормовые люки за 5-10 минут.В качестве вспомогательного вооружения установлены два 7,62 мм пулемёта слева на корпусе, имеющие боекомплект 2750 патронов, ещё один ставился справа в качестве пристрелочного.
Они, как и орудие, жестко крепятся к корпусу, так что являются спаренными в каком-то смысле.
На крыше расположен зенитный 7,62 пулемёт, прикрытый бронещитами и окружённый двумя четырёхствольными гранатомётами.
Опорные катки аналогичны используемым на танке Центурион.
Одной из особенностей ходовой является небольшая длина опорной поверхности, равная всего 2,85 метрам.
Это сделано для того, чтобы ускорить разворот танка на месте, ведь именно так происходит наведение вооружения в горизонтальной плоскости.
Благодаря такой конструкции Strv 103 способен развернуться на 90° всего за 1 секунду.