Сто лет назад изобрели танк
Русский мастер с рижского завода «Руссо-Балт» Александр Пороховщиков изобрел танк, который в то время называли просто «лоханью».
«На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука — бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа…», — вспоминал о рождении идеи изобретатель первого русского танка Александр Пороховщиков.
Мастер с говорящей фамилией работал на Русско-Балтийском машиностроительном заводе в Риге. Вскоре после начала Первой мировой войны, в августе 1914 года он предоставил ставке Верховного главнокомандования Русской армии проект боевой гусеничной машины для езды по бездорожью. На постройку танкетки, получившей название «Вездеход», ассигновали 9660 рублей 72 копейки. Уже 18 мая 1915 года машина прошла первые испытания, промчавшись по дороге со скоростью 25 км/ч. Таких результатов не показывали ни первые английские, ни первые французские танки.
Схема конструкции «Вездехода»
Впрочем, результаты первых испытаний были далеки от первоначальной задумки: механизм поворота давал сбои, а гусеницы периодически соскальзывали с барабанов. Фактически, «Вездеход» мог двигаться только по прямой.
Пороховщиков не только придумал танк, но и разработал для него броню, которая представляла собой «комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок». Инженер предвосхитил свое время: танки с разнесенным многослойным бронированием появились лишь в начале 70-х годов. Пороховщиков впервые применил для поворота бортовые фрикционы, которые в последствии широко использовались в конструкции танков.
Как водится, изобретение по достоинству не оценили: даже после ряда существенных доработок машина не смогла показать заложенные в проект качества. Она не считалась боевой и по документам проходила как «самоход», то есть обычный автомобиль.
Пороховщиков утверждал, что может сделать из «Вездехода» полноценный танк. Но на проект к зиме 1916 года было истрачено уже 18 тысяч рублей. Причем отчитаться изобретатель смог только за 10 тысяч «целковых», включив в счет два пистолета, семь папах и чаевые курьерам.
Рисунок модели «Вездехода №2»
В результате на собственных разработках был поставлен крест, и Генштаб договорился о поставке французских танков. Примечательно, что английское слово Tank в русской печати того времени переводили, как «лохань». Английское же название, которое переводится как «цистерна» или «резервуар», также косвенно обязано русским. Английская контрразведка, при отправке первых танков на фронт, пустила слух о том, что якобы Российская Империя закупила у британского правительства партию цистерн. Для пущей конспирации на передовую танки отправляли с маркировкой «Осторожно. Петроград».
Прочитав в газетах об иностранных закупках, Пороховщиков предложил проект «Вездехода №2». И начал настаивать на том, что «сухопутный флот — русское изобретение». В виду постигшей Российскую Империю Февральской революции одобрения новый проект инженера не получил. Разработка танков в России продолжилась уже после Октября.
В мировой историографии изобретение танков приписывают англичанам, создавшим и применившим в бою против немцев Mark I. Особо ретивые публицисты говорят, что танк изобрел чуть ли не сам Уинстон Черчиль, который во время Первой мировой занимал пост Первого Лорда Адмиралтейства и действительно настаивал на необходимости использования танков. Танк почти на сто лет стал одним из главных наступательных вооружений сухопутных армий мира. Сегодня на вооружении Российской армии стоит более 10 тысяч танков, что делает является первым показателем в мире.