Здравствуйте, сослуживцы по ГСВГ! Посмотрел сегодня видеоролик, помещённый на нашем сайте в разделе « Германия, ННА ГДР, полиция и простые люди» на странице 5 нашим сослуживцем, называющим себя на сайте «Николас». Видеоролик прекрасно, красочно оформлен, обеспечен переводом на русский язык. Спасибо Николасу за то, что раздобыл его и поместил на наш сайт! Пожмём за это руку нашему товарищу!
Посвящён видеоролик вооружению и технике ННА ГДР. Как мы знаем, и это подтверждено в этом фильме, в ННА ГДР поставляли вооружение и технику, произведенную в СССР, в Чехословакии и в самой ГДР ( автомобили грузовые и специального назначения на базе В-50, автомобили легковые «Вартбург» и «Трабант»). В фильме показано, как после того, как государство ГДР, а вместе с ним и ННА ГДР перестали существовать, вооружение и техника остались не востребованы, поэтому, либо продавались за бесценок, либо резались в металлолом.
В связи с этим мне вспомнился случай, тоже касающийся техники ННА ГДР, имевший место в 1979 – 1980 г.г., когда ещё оба наших государства: и СССР, и ГДР находились в расцвете своих сил, а военнослужащие ГСВГ и ННА ГДР, являясь союзниками, строили между собой отношения на основе дружбы, солидарности и взаимопонимания.
По делам своей службы следователя военной прокуратуры я вместе с переводчиком проезжал через город Бранденбург. Когда мы поравнялись с территорией предприятия по сбору и переработке металлолома ( это мы поняли из громадных куч металла ), то увидели замершую у стен предприятия колонну произведенных в СССР автомобилей ЗИЛ-157 с окраской и знаками ННА ГДР. Вдоль колонны ходили немецкие военнослужащие и разбивали стёкла в автомобилях. Меня это удивило, и я остановил машину. Подойдя ближе к колонне ЗИЛов, я присмотрелся к машинам, и обнаружил, что все они находились в прекрасном техническом состоянии, на спидометрах у них пробег не превышал тысячи километров, рессоры были смазаны графитной смазкой и обмотаны лентой. Аккумуляторы были обслужены, топливные баки полны бензина. Были и другие признаки, свидетельствующие, что автомобили эти не эксплуатировались, а стояли на хранении. В беседе со старшим этой автоколонны выяснилось, что в воинскую часть ННА ГДР, дислоцирующуюся вблизи Брандербурга, поступили на вооружение новые автомобили, а эти, стоявшие на хранении, за невостребованностью ( немецкие организации и кооперативы их не брали из – за большого расхода бензина ) решили сдать в металлолом.
Положение с автомобильной техникой в обслуживаемых мной воинских частях 21 МСД я знал. Мне известно было, что автомобилей ЗИЛ – 157 в наших воинских частях много, но в результате многолетней эксплуатации они значительно изношены, многократно подвергались ремонту, требовали замены отдельных деталей, узлов и агрегатов, и всё это нужно было доставлять из СССР в Германию, а в это время воинские части ННА сдают в металлолом совсем новые автомобили.
У меня возникла мысль, а нельзя ли передать эти машины в наши воинские части для дальнейшей эксплуатации? Конечно, решать этот вопрос нужно было не со старшим колонны, а с командованием воинской части ННА ГДР. Поэтому, выяснив по карте месторасположение нужной воинской части, я, имея переводчика, прибыл туда, встретился с командирами, обсудил ситуацию и предложил своё решение вопроса. Как оказалось, в этой воинской части ННА ГДР готовится к снятию с хранения и отправке в металлолом очередная партия таких же автомобилей в количестве 18 штук.
Командиры привели меня в парк воинской части и показали вывешенные на колодках машины. Они находились в таком же прекрасном техническом состоянии.
Беседа наша строилась в исключительно доброжелательном тоне, и было достигнуто полное взаимопонимание. Было решено, что эти машины мы сможем забрать полностью укомплектованными, с полными баками бензина, с заряженными аккумуляторами и с ключами, вставленными в замки зажигания. Для того, чтобы забрать эти машины, представителям наших воинских частей необходимо сдать командованию этой воинской части ННА ГДР справку о сдаче металлолома в количестве по 5 тонн за каждую машину, то есть согласно её весу, а также привезти с собой водителей, который осуществят перегон автомобилей.
Вернувшись в обслуживаемую мной дивизию я рассказал зампотеху и начальнику автослужбы дивизии о таких сказочных условиях, на которых можно получить 18 новых автомобилей. Мне вначале даже не поверили, но потом проявили большой интерес, включились в это дело, отдали соответствующие приказы, назначили ответственных, составили разнарядку по воинским частям кто сколько представляет металлолома и водителей для перегона техники.
В назначенное время колонна автомобилей, загруженных металлоломом ( а этого добра в дивизии накопилось ) с 20-ю запасными водителями двинулась в сторону Брандербурга. С ними, как связывающее звено, поехал и я.
Всё произошло так, как и договорились: на предприятие по сбору металлолома в Брандербурге наши сдали привезенный металлолом в количестве даже превышающем вес 18 машин, прибыли в эту воинскую части, сдали справки по металлолому, после чего наши водители завели передаваемые 18 автомобилей и доставили их в часть, где эти машины достойно несли службу ещё не один год.