Нужно хотя бы 2-3 месяца, чтобы вновь адаптироваться к новым условиям и узнать все правила игры. Сержант же из "местных", как правило прослужил около года рядовым в своём подразделении и прекрасно знает все правила игры. Опять же в учебки направляли без тщательного отбора курсантов и попадались мягко говоря " слабые духом" ребята. Из " местного" рядового, вырастал сержант более менее пользующийся авторитетом.
О подготовке сержантов.
Знаю тему из первых рук, т.к. все время службы в ГСВГ готовил для неё сержантов-мотострелков в учебном полку. Со многими из своих выпускников переписывался и знал об их проблемах в линейных полках.
Я об этом не раз высказывался в теме своего полка, но, возможно, не все это видели. Главная проблема этой подготовки была в отсутствии профотбора людей для обучения. Пресловутый принцип «не хочешь - заставим, не можешь – научим». Но в том, то и проблема, что главное свойство младшего командира - умение поставить себя на роль жесткого лидера - обучением привить трудно, если не сказать – невозможно. Из-за этого многие выпущенные нами сержанты, несмотря на то, что они были отличные мотострелки, разведчики и пр. специалисты своего профиля, - были откровенно слабыми, если не сказать – никакими, командирами. Учили у нас в полку хорошо, но КПД этого действа оставлял желать много лучшего.
В середине 60-х годов нашим высшим военным руководством была сделана большая глупость в реформе системы подготовки младшего комсостава, повлекшая за собой тяжкие последствия.
До этого сержантов готовили в полковых школах сержантского состава. Людей туда направляли - уже понюхавших службы в казарме своего полка и проявивших определенные волевые качества. Это исключало холостую работу по обучению, заведомо не пригодных на роль командира, людей.
Во второй половине 60-х было решено этот вопрос централизовать. Была развернута сеть специализированных учебных полков, куда стали направлять всех грамотных и физически развитых новобранцев прямо от «мамкиных пирожков» без учета их личностных особенностей и даже их желания.
Если для подготовки узких специалистов такая система годилась, то для подготовки мл. командиров это было началом падения авторитета сержантского состава во всех войсках.
В первую очередь это ударило по пехоте. Ни для кого не секрет, что пехота всегда комплектовалась по остаточному принципу. Поэтому наличие в ней землячеств «детей гор и степей», полууголовной братвы и другого, списанного туда, не самого управляемого народа, - было в ней обычным явлением. И для того, чтобы держать это воинство в кулаке, мало было быть отличником в своей специальности, - надо иметь и «унтер-пришибеевские» способности.
Но атмосфера учебки эти качества прививать, скорее, мешала, благодаря засилью политорганов. Эта структура заведомо ориентировала наших выпускников на «белых и пушистых» ангелочков с «нерушимой дружбой народов» - среди их будущих подчиненных. Это вредное враньё сильно выбивало людей из колеи и затягивало время адаптации наших выпускников в линейных полках. А для некоторых и делало невозможным становление их в роли настоящих командиров в их отделениях, расчетах и взводах.
И дело не только в том, был срок службы два или три года. Когда учебка наша только организовалась, был еще трехгодичный срок службы и 9-месячный курс подготовки сержанта. Но процент «брака» среди выпускников, набранных на учебу прямо с пересылок без профотбора, был, насколько знаю, не намного меньше.
А следствием падения авторитета сержантов в войсках стала пресловутая "дедовщина". Когда нет твердого и авторитетного начальника, не его роль появится неформальный лидер хотя бы по сроку службы или по количеству его земляков в отделении/взводе. Со временем это вынудило даже ввести, совешенно ненужную при наличии полноценного сержантского состава, прослойку между офицерским и солдатским составами - в виде прапорщиков. Пока сержанты еще были сержантами, с ролью старшин рот полноценно справлялись сержанты-срочники, а с ролью профессионалов невысоких должностей - сержанты и старшины сверхсрочной службы.
Отредактировано сержант-1 (2013-06-15 18:16:12)