Наzад v ГСВГ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наzад v ГСВГ » Флот » Российский и Советский ВМФ.


Российский и Советский ВМФ.

Сообщений 51 страница 60 из 127

51

сержант-1 написал(а):

Так что два (кажется, точно не помню) солидных речных монитора повились в составе Дунайской флотилии уже в образе румынского наследства

Монитор "Железняков" был построен в 36г. на киевском заводе, был в составе Дунайской флотилии в 40-м и 44-м гг.

52

Доктор написал(а):

Монитор "Железняков" был построен в 36г. на киевском заводе, был в составе Дунайской флотилии в 40-м и 44-м гг.

Про него запамятовал.... Считал, что после повреждений лета 42-го его не ремонтировали, ибо нет никаких упоминаний о его участии в боевых действиях в 44-м и в 45-м годах. Видимо, до конца войны толком его ремонт так и не закончили....

53

сержант-1 написал(а):

Так что два (кажется, точно не помню) солидных речных монитора повились в составе Дунайской флотилии уже в образе румынского наследства после того, как Румыния стала нашим союзником.

Оказывается, что два румынских монитора запомнились мне потому, что они принимали (хоть и очень незначительное) участие в боевых действиях на Дунае уже в самый последний месяц войны под нашими названиями "Азов" и "Керчь".
А,  в действительности, нам досталось в боеспособном состоянии  аж пять румынских мониторов, которые у нас были переименованы в "Азов", "Керчь", "Измаил", "Мариуполь" и "Бердянск".

И остается лишь сожалеть, что за все восемь месяцев активных боевых действий в бассейне Дуная они лишь плелись за сотни верст от фронта в хвосте активно воевавших бронекатеров и речных тральщиков, тащивших на себе всю тяжесть войны этого периода и понесших большие потери, оказав при этом огромную помощь нашим сухопутным армиям 2-го и 3-го Украинских фронтов.

Причем, в отличие от бронекатеров с картонной "броней" и со слабенькими танковыми пукалками ранних "тридцатьчетверок" в их же тесных и неудобных  башнях, эти  румынские мониторы имели мощное (против полевой артиллерии) бронирование и по 3-4 тяжелых орудия 120 мм калибра в просторных башнях с удобными условиями работы расчетов (наши "Железняковы" выглядели рядом с ними весьма бледно). Но наше флотское командование на кой-то хрен берегло эти корабли, построенные в Австро-Венгерской империи еще задолго до Первой Мировой войны, чтобы после войны вернуть их "дружественным" уже румынам :mad: .
Вообще-то у румынов было, на момент перехода их флота в наше распоряжение, аж семь таких мониторов, но два их них стояли в мелких ремонтах без хода и  были весьма "удачно" повреждены нашими бомбардировщиками и штурмовиками, полузатонув у причалов, а до конца войны руки до их ввода в строй не дошли, чем занялись уже после её окончания.


[edit]undefined[/edit]

Отредактировано сержант-1 (2018-12-27 12:24:47)

54

Крейсер ,,Мурманск,,. Последний бой.

http://sh.uploads.ru/t/5FD30.jpg

У берегов Норвегии в полузатопленном состоянии, на отмели, недалеко от входа в один из фьордов, завалившись на правый борт, с поднятыми орудиями, как бы охраняя его, стоит гордость Северного, да и всего Флота России в целом – крейсер «Мурманск».

Легкий артиллерийский крейсер «Мурманск» проекта 68-бис. Крейсер красавец. Любимый крейсер Главкома ВМФ СССР Горшкова С.Г., который, посещая Северный флот, не упускал случая побывать на нём. Корабль, богатый своей историей, известный своими «крейсерскими» порядком и дисциплиной. Один из немногих на Северном флоте, которому довелось посетить не один иностранный порт в советские времена. Вряд ли найдётся еще один военный корабль, который за свою историю прошёл такое количество миль, что равно почти 11 кругосветным путешествиям по линии экватора. Служба на крейсере «Мурманск» считалась почётом и была мечтой многих моряков-североморцев. Недаром и поныне история этого замечательного корабля вызывает неподдельный интерес.

После Великой Отечественной войны в СССР начинается разработка программы строительства и возрождения Военно-Морского Флота, сильно «потрёпанного» за суровые годы. Программой предусматривается и строительство принципиально новых лёгких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис. Закладки корпусов осуществлялись на судостроительных заводах Ленинграда, Николаева и Молотовска.

Первым в 1952 году со стапелей сошёл легкий крейсер «Свердлов», внесший не меньший вклад в дело прославления Советского Флота, чем другие корабли. Последним, четырнадцатым по счёту, сошёл корабль, названный в память того самого – «Мурманск».

Водоизмещение крейсера полное – 16300 т. Длина по верхней палубе – 210 м, ширина – 22 м, осадка – 7,26 м. Вооружение: 12 орудий (2 башни в носу и 2 башни в корме) главного калибра – 152 мм; 12 орудий универсального калибра – 100 мм; 32 автомата В-11 калибра 37 мм; 2 пятитрубных торпедных аппарата – 533 мм. Толщина броневого пояса от 32 до 170 шпангоутов – 100 мм, в оконечностях – 20 мм. Нижняя палуба – 50 мм и 20 мм в оконечностях. Боевая рубка: по бокам – 130 мм, палуба – 30мм, крыша – 100 мм. Скорость хода max – 31,5 уз. Экипаж – 1270 человек.

Крейсер заложен 28 января 1953 года в южном доке № 50 завода № 402 в г. Молотовске (ныне Северодвинск) Архангельской обл., заводской № 302. Сразу включен в состав 81 бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей Беломорской военной флотилии. На этом же заводе ранее был заложен однотипный крейсер «Молотовск», переименованный в 1957 году в «Октябрьскую революцию» и служивший на Балтике.

Для постройки Мурманска» используются днищевые конструкции крейсера «Козьма Минин», который закладывался на заводе № 194 в г. Ленинграде. После того, как этот завод перешёл на постройку крупных танкеров, конструкции крейсера перевели по Беломоро-Балтийскому каналу в Молотовск.

1955 год. Знаменательный год в истории Северного флота. В этом году, 16 сентября впервые осуществлён старт баллистической ракеты с подводной лодки. 21 сентября у о. Новая Земля – впервые испытана торпеда с ядерной боевой частью. 24 сентября – заложена первая советская атомная подводная лодка. И в этой череде событий оказался и лёгкий крейсер «Мурманск». В этом же году, 24 апреля 1955 года он спущен на воду. В период с 24 мая по 11 июля прошли швартовые испытания. Заводские испытания – в период с 12 июля по 30 июля. 3 июля 1955 года на крейсере впервые поднят Военно-Морской флаг СССР. В период с 31 июля по 22 сентября 1955 года под руководством председателя комиссии Государственной Приемки капитана 1 ранга Глеба Александровича Визеля проводятся государственные испытания, о чем был подписан приемный акт. Акт утверждается Министром обороны Георгием Константиновичем Жуковым. Ответственный сдатчик корабля Г.А. Зятьковский, сдаточный механик – И.Д. Осипов. С 28 по 29 сентября 1955 года, под руководством командующего эскадрой Северного флота контр-адмирала Леонида Васильевича Медведева крейсер совершает переход в главную базу Северного флота – г. Североморск и 6 октября – зачисляется в состав ВМФ СССР (приказ Министра Обороны СССР № 00184 от 06.10.1955 г.).

Формирование экипажа крейсера началось до его спуска на воду, 17 августа 1954 г. в соответствии с приказом № 01 первого командира крейсера «Мурманск» капитана 1 ранга Трифона Григорьевича Катышева. Офицерский состав набирался из состава кораблей Северного и Черноморского флотов, а также из выпускников военно-морских учебных заведений. Старшинский и рядовой состав набирался из личного состава кораблей Черноморского флота, имеющих, в основном, опыт службы на кораблях данного проекта. Личный состав прибывал эшелонами. Первый эшелон прибыл 26.10.1954 г. – 475 человек, второй – 31.12.1954 г. – 135 человек, третий – 25.01.1955 г. – 383 человека, четвертый эшелон – 27.04.1955 г. – 129 человек. Итого 1122 старшин и матросов.
http://s7.uploads.ru/t/tESA3.jpg
На крейсере запускается своя типография, которая начинает выпуск многотиражной корабельной газеты «Североморец». Первый номер газеты вышел 7 ноября 1955 года, к 32-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции.

В 1956 году на Северном флоте начинаются преобразования, в эскадре СФ создаётся 2-я дивизия крейсеров, в которую включается и легкий крейсер «Мурманск». У крейсера появляются шефы – труженики Мурманского тралового флота.

В это же время полным ходом идёт и реорганизация на всём Военно-Морском Флоте. Новые корабли получают новое, ракетное вооружение. Начиная с 1954 года, по требованию Первого Секретаря ЦК КПСС разрабатывается программа десятилетнего строительства Флота. Принятие её проходит «со скрипом». Она долго не утверждалась, исправлялась, дополнялась. Никита Сергеевич хотел видеть Флот атомным и ракетным. В основном подводным. Обстановка усугублялась и тем, что Хрущев Н.С., на первых порах, пользовался поддержкой Министра Обороны Жукова Г.К.. Оба относились к Флоту, мягко говоря, недружелюбно. Все доводы флотского руководства о недопустимости нарушения дисбаланса в строительстве, что флоту нужны корабли разных классов и видов – натыкались на «стену» непонимания. Спорить с высшим руководством страны, в то время было трудно… Особенно жаркие споры велись вокруг решения о том, нужны ли нашему государству авианосцы. Мнения были разные, от понимания, что они нам действительно нужны, до их полного отрицания. Строить или не строить авианосцы ещё предстояло только решить, а судьба уже построенных артиллерийских кораблей была решена. На Флоте начинается сокращение. Увольняются квалифицированные кадры, прекращается строительство недостроенных и отправляются на металлолом уже построенные корабли. Всего, за период с 1955 по 1958 годы, было порезано и пущено на металлолом 240 кораблей и судов. Нависла угроза и над лёгким крейсером «Мурманск», только что вступившим в строй. С народными деньгами тогда не считались.

21 марта 1957 года на эскадре СФ проходит инспекторская проверка Министерства Обороны ССССР под руководством Министра – Маршала Советского Союза Родиона Яковлевича Малиновского. Как бы издеваясь над крейсером, его, напоследок, посылают участвовать в артиллерийских стрельбах главным и универсальным калибрами по воздушной цели, летящей «на пониженной высоте». Стрельба проводилась исключительно радиолокационным способом наведения. Крейсер не подкачал, получил оценку «Отлично». Но уже с 1 апреля на нём начинаются работы по подготовке к ремонту и консервации. Сокращается экипаж. Из 1270 человек на нем остается 925. Часть экипажа досрочно увольняется в запас или переводится на другие корабли. Корабль выходит из состава действующих. 3 сентября 1957 г. крейсер переводится в состав 176-й бригады резерва кораблей эскадры СФ, переходит на новое место базирования в губу Сайда, где становится на бочки. Начинаются работы по его консервации. С 1 декабря 1957 г. корабль переходит на новый штат и на нем остается экипаж только в 495 человек… Позже первый командир крейсера капитан 1 ранга Т.Г. Катышев вспоминал, что в конце своей службы он был назначен на должность командира 176-й бригады кораблей резерва и после вывода крейсера из состава действующих, корабль чуть было не постигла печальная участь, но его удалось отстоять. И ещё долгие 4 года «Мурманск» простоял в акватории его бригады.
http://s3.uploads.ru/t/Vu5wY.jpg

1961 год. Начинается пересмотр политики в отношении артиллерийских крейсеров. Соединённые Штаты усиливали свое влияние на просторах Мирового океана. Созданный в 1948 г. 6-й оперативный флот ВМС США постоянно барражировал в Средиземном море, демонстрируя свою силу. Возросшая возможность вероятного противника по организации внезапного нападения на СССР с морских направлений, потребовали от руководства нашего ВМФ поиска новых подходов и принципов совершенствования форм и методов применения сил флота, направленные на предотвращение такого нападения. Начинает складываться и неуклонно совершенствоваться организация управления силами ВМФ в океане, которая привела к необходимости включения в их состав специализированных кораблей управления. Для этого крейсеры проекта 68-бис подходили как нельзя лучше. Крейсер «Мурманск» начинает «оживать». В соответствии с Директивой ГК ВМФ СССР 1 июня 1961 года корабль переходит в п. Роста на СРЗ-35 для ремонта и расконсервации, переводится на новый штат и включается в состав 6-й дивизии ракетных кораблей. Численность экипажа начинает пополняться. 5 июля 1962 года крейсер уже приступает к отработке основных задач. Возрождается боевая подготовка.

Начинается и его боевая деятельность. С 4 по 6 июля 1963 г. «Мурманск» впервые участвует в командно-штабном учении с участием 1-й флотилии атомных подводных лодок, 4-й эскадры дизельных подводных лодок и авиации флота, под командованием Командующего СФ адмирала Владимира Афанасьевича Касатонова. А после учений, проходивших с 10 по 15 августа крейсер, со спецзаданием, с резервным экипажем атомной подводной лодки на борту, уходит в свой первый дальний поход – в Атлантику. В течение 1964 года корабль несколько раз выходит в дальние походы в составе отряда боевых кораблей, с выполнением учебных стрельб. В период с 7 по 12 апреля 1964 г. на выходе присутствовала инспекция Министерства Обороны СССР во главе с главным инспектором Маршалом Советского Союза Кириллом Семеновичем Москаленко и Заместителем начальника Главного Политического Управления СА и ВМФ, начальником политорганов ВМФ – адмиралом Василием Максимовичем Гришановым. За этот выход экипаж получил от Москаленко К.С. высокую оценку за его морскую выучку.

С 1964 года крейсер начинает и свои международные визиты. Так, под флагом командующего СФ вице-адмирала Семена Михайловича Лобова, совместно с эскадренным миноносцем «Настойчивый» с 17 по 21 октября 1964 года крейсер, по приглашению Правительства Норвегии впервые находился с официальным визитом в Норвегии, в порту Тронхейм. Участвовал в праздничных мероприятиях, посвященных 20-летию освобождения Норвегии войсками Карельского флота и моряками Северного флота. Во время мероприятий корабль посетил Чрезвычайный Посол СССР в Норвегии Николай Митрофанович Луньков, который в Книге почетных посетителей корабля оставил следующую запись: «…С большим удовольствием познакомился с матросами и офицерами крейсера «Мурманск во время дружеского визита в Норвежский порт Тронхейм. Было исключительно приятно видеть, как советские моряки с достоинством представляли интересы нашего государства на чужбине. Они высоко пронесли наше знамя в Норвегии и завоевали сердца простых норвежцев. Поэтому неудивительно, что даже консервативные газеты открыто писали, что поведение матросов и офицеров «Мурманска» было образцово-показательным. Спасибо Вам за этот вклад в дело усиления авторитета нашей Родины среди норвежского народа. Желаю Вам и дальше также упорно служить нашим интересам. 20.10.1964 Посол СССР в Норвегии Н. Луньков.
http://s9.uploads.ru/t/5zaxN.jpg

По возвращению из Норвегии боевая деятельность крейсера продолжилась. Шёл разгар «холодной войны». Северный флот бдительно нёс службу по охране северных рубежей, которые пытались нарушить Соединённые Штаты Америки, пытаясь спровоцировать столкновения. Дважды, с 22 июля по 3 августа 1965 г. и с 23 августа по 3 сентября 1967 г. крейсер «Мурманск» выходил в Карское море на перехват и пресечение попыток американских военных ледокольных пароходов пройти нашим Северным морским путем на восток.

В 1965 г. крейсер «Мурманск» по итогам боевой и политической подготовки за год становится «Отличным» среди крейсеров и с тех пор регулярно поддерживал это высокое звание.

В мае 1967 года крл «Мурманск» находился в г. Северодвинске, где удостоился чести 31 мая принять на борт Правительственную делегацию. С 31 мая по 2 июня 1967 г. на крейсере совершают переход из г. Северодвинска в губу Западная Лица Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, Министр Обороны СССР Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко, Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков и сопровождающие их лица. За время перехода крейсер принимает участие в небольшом показательном учении с ракетными стрельбами. 1 июня АПЛ «К-33» под командованием капитана 1 ранга Вадима Константиновича Коробова (будущего начальника штаба СФ), в полигоне Баренцева моря из подводного положения успешно выполнила ракетную стрельбу. При всплытии, с крейсера «Мурманск» на АПЛ был отправлен прожекторный семафор: «Командиру! Объявляем благодарность личному составу подводной лодки за отличную стрельбу. Л. Брежнев. А. Косыгин». Экипаж крейсера также не остался без внимания. За время перехода и участия в стрельбах, офицеры, старшины и матросы показали высокую выучку и слаженность в действиях. В Книге почетных гостей осталась запись: «Дорогие товарищи! За время пребывания на крейсере «Мурманск», носящем славное имя заполярного города, мы познакомились с экипажем. Это мужественные, замечательные люди, достойно несущие боевую вахту в суровых и сложных условиях Советского Заполярья. Большое вам спасибо за службу. Будьте бдительны, повышайте боеготовность, крепите дисциплину и организованность. Счастливого плавания! Л. Брежнев, А. Косыгин, А. Гречко». А в октябре корабль был награждается Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР за 2-е место в ВМФ по состязательной артиллерийской стрельбе на приз Главкома ВМФ.

С 1 декабря 1967 г. по 30 сентября 1968 г. крейсер находился в Кронштадтском морском заводе в текущем ремонте. На нём была произведена замена главного паропровода и поставлена новая, на тот момент, РЛС обнаружения воздушных целей «Киль». По окончании ремонта корабль прошел, ходовые испытания и сдал первую курсовую задачу. После отработки задач крейсер удостоился чести участвовать в параде кораблей дважды Краснознамённого Балтийского флота на Неве в г. Ленинграде, где находился с 27 октября по 8 ноября 1968 года. По возвращении в родную базу корабль входит в состав, сформированной в феврале, 7-й оперативной эскадры Северного флота и становится её флагманом.

http://s9.uploads.ru/t/pMVgQ.jpg
В июне 1967 года, в связи с началом Арабо-Израильского военного конфликта, для поддержания интересов СССР в Средиземноморском регионе, в противовес 6-му флоту США, создается 5-я оперативная средиземноморская эскадра. В состав эскадры входили подводные лодки и надводные корабли. Состав был сменный и состоял из боевых единиц Черноморского, Балтийского и Северного флотов. В состав эскадры был включен и крейсер «Мурманск» в качестве корабля управления (КРУ). С 18 марта по 6 мая 1969 г. и с 22 августа по 14 октября 1969 г. он находился на боевой службе в Северной Атлантике и Средиземном море. 18 марта 1969 г., являясь кораблем управления в составе 7-й оперативной эскадры СФ, под флагом командира эскадры контр-адмирала Григория Емельяновича Голоты участвует в сопровождении 8-и ПЛ 4-й эскадры ДПЛ на первую длительную восьмимесячную боевую службу в Средиземное море. Подводные лодки Б-38, Б-57, Б-65, Б-74, Б-75, Б-76, Б-80, Б-82, двумя кильватерными колоннами, в окружении 24 (!) кораблей эскадры вышли в открытое море. Ширина отряда по фронту составляла 10 миль. Советский Северный флот демонстрировал свою силу и право называться океанским флотом. Зрелище было впечатляющим. Движение советской «Армады» вызвало переполох и нервозность во всём мире.

12 апреля 1969 года, во время несения этой боевой службы, «Мурманск» посещает с деловым визитом порт Аннаба Алжирской Народно-Демократической Республики, где пробыл до 18 апреля.

С 9 по 30 апреля 1970 г. «Мурманск» участвует в крупнейших учениях «Океан» с выходом в Атлантику. С 28 апреля за окончанием учений с борта крейсера наблюдает Министр Обороны А.А. Гречко и Главком С.Г. Горшков. В эти дни произошла трагедия, положившая начало печальной статистике катастроф, связанных с нашими атомными подводными лодками. На подводной лодке К-8 в Бискайском заливе вспыхнул пожар, унесший не одну человеческую жизнь. К борющейся с огнём субмарине спешит «Мурманск» с командующим Северным флотом С.М. Лобовым и резервным экипажем подводной лодки на борту. 12 апреля К-8 уходит на дно… Большую часть экипажа удалось спасти.

С 3 марта по 22 апреля 1971 г., находясь на боевой службе в Средиземном море, посещает с деловым визитом порт Дубровник Социалистической Федеративной Республики Югославия, после чего возвращается в родную базу. А с 10 ноября 1971 г. крейсер снова уходит в дальний поход, начиная движение на Черноморский флот для ремонта в г. Севастополь. Однако 16 ноября получает приказ Главного штаба ВМФ СССР о присоединении к 5-й Средиземноморской эскадре для участия в боевой службе и учении «Узел» в Тирренском море, которые проходили с 18 ноября по 13 декабря 1971 г.. После учений, 14 декабря корабль заходит в г. Севастополь и становится в судоремонтный завод им. Орджоникидзе.

http://sd.uploads.ru/t/rtfyx.jpg
Ремонт длился почти 2 года. По его окончании, 29 сентября 1973 года в 10.00 крейсер снялся с якоря и начал движение в родную базу, в г. Североморск. Однако снова получает приказ о следовании в зону боевых действий в район Арабо-Израильского конфликта в Средиземном море. В зоне фактических боевых действий находится с 5 октября по 8 ноября 1973 г. За это время корабль выполняет артиллерийские стрельбы и боевые упражнения по ПВО, РЭП и минным постановкам.

Дальнейшая служба крейсера продолжала складываться успешно и, казалось, что он «обречён» быть вечным и успешным. За 1974 год, продолжая свою боевую деятельность, участвует в учениях «Амбразура», «Омега» и «Арктика-74». В соответствии с приказом ГК ВМФ № 0296 от 31.12.1975 г., в связи с переклассификацией, с 1 января 1976 г. легкий крейсер «Мурманск» стал относиться к классу просто – крейсеры. С 10 по 14 мая 1978 г. под флагом командира 7-й опэск контр-адмирала Виталия Ивановича Зуб, совместно с БРК «Смышленый» кр «Мурманск» находится с официальным визитом во Франции, в порту Бордо. В 1981 году участвует в крупномасштабных учениях «Запад-81». А 22 ноября 1982 г. становится в средний ремонт на СРЗ-82 в п. Роста и входит в состав 48 отдельной бригады подводных лодок.

За время своей службы с 1955 по 1982 годы крейсер «Мурманск» прошёл 242703 мили! Был награждён: 26 февраля 1967 года - Переходящим Красным Знаменем Мурманского областного комитета ВЛКСМ и призом-моделью Маяка со знаками воинской доблести, а комсомольская организация крейсера занесена в Книгу Почёта комсомольцев и молодёжи Флота. 20 октября 1967 года – Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР. Памятное Знамя оставлено на вечное хранение как символ воинской доблести. В 1968 году – комсомольская организация электро-технической группы БЧ-5 награждена Памятным Красным Знаменем Ивано-Франковского Обкома ЛКСМУ. Начиная с 1964 года и до окончания своей боевой деятельности крейсер практически ежегодно награждался Кубками и грамотами как Главнокомандующим ВМФ СССР, так и командующим Северным флотом за отличную и хорошую артиллерийскую стрельбу. Одни его звания говорят о многом: «Лучший корабль среди крейсеров», «Лучший надводный корабль Северного флота», «Лучший корабль ВМФ СССР»!

Но, всему приходит конец... В 1989 году корабль выполнил последние в своей истории, артиллерийские стрельбы. По результатам стрельб объявлен ЛУЧШИМ кораблём по артиллерийской подготовке среди всех кораблей Военно-Морского Флота СССР и награждён переходящим Кубком Главнокомандующего ВМФ. Казалось, что крейсер говорит: «Я ещё не стар, я на многое способен…» Но уже 1 декабря 1989 года он окончательно выводится из боевого состава и консервируется…

31 декабря 1992 года крейсер «Мурманск» окончательно расформировывается.
http://s7.uploads.ru/t/dlCrV.jpg
В свой последний поход крейсер вышел под буксирами, в конце 1994 года. Предстояла его разделка на металлолом в Индии, куда он был продан. Не даром моряки говорят, что корабль это живое существо. Корабль, пропитанный мужеством и духом матросов и офицеров, морскими ветрами - чувствует всё. Крейсер не желал покидать родных берегов. Его уводили в последний поход, как скот уводят на убой на аркане. Родные воды Баренцева моря тоже не хотели расставаться с тем, с кем провели не один десяток лет
http://s8.uploads.ru/t/ZoUi8.jpg
http://s7.uploads.ru/t/lHQnJ.jpg
Утром 25 декабря норвежские рыбаки обнаружили у берега рождественский сюрприз ). Жить с которым бок о бок им пришлось 18 лет. История целого поколения. Все это время корабль вел себя дерзко и вызывающе - как настоящий русский.
http://sh.uploads.ru/t/bl5OM.jpg
Несмотря на то, что военные уверяли норвежцев, что судно безопасно, в его трюмах обнаружилось "вдруг" 400 тонн горючего. Довольно долгое время это горючее никого не тревожило, по судну лазали туристы и искатели экзотики. Корабль стал местной достопримечательностью. Но когда на борт взошли специалисты по утилизации техники с целью разработки плана по разделке корабля, горючее вдруг вылилось в воду, уничтожив всю рыбу в окрестности. На "радость" рыбакам…
http://s3.uploads.ru/t/N0MSe.jpg
http://sh.uploads.ru/t/R4wPk.jpg
После этого норвежцы настроились на то, чтобы расправиться с судном. Однако посчитали затраты - и остыли. Суммы оказались слишком большими. Корабль снова оставили в покое. А через несколько лет - опять скандал. Содержимое "Мурманска" (внутри корабля находятся около 500 тонн хлама из остатков оборудования), по утверждению экологов, оказалось смертельно опасно для окружающей водной среды и жителей поселка, расположенного рядом. У двух рыбаков обнаружили рак. Правда, доказать, что виноват в этом именно русский корабль, не вышло.
http://s8.uploads.ru/t/mZRN4.jpg
http://sd.uploads.ru/t/kzi1C.jpg
Были надежды, что "Мурманск" вернут на родину, сделают из него музей, как и полагается. Однако у России на это не было ни денег, ни желания. Власти местной норвежской коммуны потребовали от Осло решительных мер по удалению "экологической бомбы" с их территории. И в течение 4 лет последний бой с крейсером "Мурманском" Норвегией был выигран.
http://s3.uploads.ru/t/c6X7w.jpg
http://sh.uploads.ru/t/5uvqQ.jpg
http://s7.uploads.ru/t/6ESG7.jpg
http://s7.uploads.ru/t/FyI6R.jpg
http://sd.uploads.ru/t/A1qd0.jpg
http://s5.uploads.ru/t/wu6TY.jpg
http://s7.uploads.ru/t/8ySXg.jpg
В данный момент (статья 2012 года) операция близка к финалу. В апреле фирма «AF Decom» завершила возведение дамбы вокруг крейсера. К середине мая из дока откачали почти всю воду, начали разделку корпуса
http://sh.uploads.ru/t/IVZXn.jpg
Фото корабля, сделанное, 4 июня 2012 года: от крейсера "Мурманск" почти ничего не осталось
http://s9.uploads.ru/t/WEuH3.jpg
http://sh.uploads.ru/t/EC3ZJ.jpg
http://s9.uploads.ru/t/nMaRx.jpg
http://s3.uploads.ru/t/EIkLH.jpg
http://sd.uploads.ru/t/zd5sZ.jpg
http://sd.uploads.ru/t/9LFTN.jpg
http://sd.uploads.ru/t/s0BY8.jpg
http://s5.uploads.ru/t/9YBlA.jpg
http://sh.uploads.ru/t/b8LRU.jpg

55

Первое морское сражение XX века.

Атака японскими миноносцами кораблей Тихоокеанской эскадры на внешнем рейде Порт-Артура 8 февраля 1904 года явилась фактическим началом широкомасштабных боевых действий русско-японской войны. До сих пор не утихают споры, насколько результаты первого внезапного удара соответствовали тем ожиданиям, которые возлагались на флот микадо в начале войны.
Японский план внезапного нападения предусматривал ночную атаку, стоявшей на внешнем рейде Порт-Артура Тихоокеанской эскадры силами десяти истребителей, а затем удар главными силами флота, который должен был привести к разгрому противника в артиллерийском бою и молниеносному завоеванию господства на море в первые дни войны. Одновременно еще восемь японских истребителей направлялись с целью поиска и атаки русских кораблей в Талиенванском заливе (в районе Дальнего). А эскадре контр-адмирала Уриу была поставлена задача атаковать крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» в корейском порту Чемульпо.
Русская Тихоокеанская эскадра в Порт-Артуре на январь 1904 г. представляла внушительную силу — семь эскадренных броненосцев (против шести во всем японском флоте), броненосный крейсер, пять бронепалубных крейсеров 1-го и 2-го рангов, пять канонерских лодок. два минных транспорта и до 30 миноносцев. К моменту войны эскадра располагалась на внешнем рейде Порт-Артура в три линии. Командование полагало, что в случае начало боевых действий со стороны Японии, противник в первую очередь попытается запереть русские корабли во внутреннем бассейне крепости, затопив у выхода на внешний рейд несколько судов. Справедливости ради, отметим, что в дальнейшем японцы действительно предприняли три безуспешные попытки запереть русскую эскадру на внутреннем рейде Порт-Артура.

http://sh.uploads.ru/t/UNFsw.png

Схем атаки японскими миноносцами кораблей Тихоокеанской эскадры.

Вечером 26 января 1904 г. Тихоокеанская эскадра стояла на рейде по диспозиции мирного времени, причем наиболее ценные корабли находились мористее, создавая для противника благоприятные условия в случае внезапной атаки. Для охраны эскадры был принят ряд мер, повысивших боеготовность флота, но явно недостаточных для предотвращения внезапной минной атаки, на возможность которой указывали наместник императора на Дальнем Востоке Е. И. Алексеев и вице-адмирал С. О. Макаров. Во время движения к русским базам японцы перехватили и взяли по призовому праву (хотя война объявлена еще не была) пароходы «Аргунь», «Россия» и «Маньчжурия». Причем на последнем находился боекомплект для всей Тихоокеанской эскадры.

http://s7.uploads.ru/t/BAvdl.jpg

                      Японский флагманский броненосец «Микаса».

26 января 1904 года в 23 ч. 30 мин. Японские миноносцы подошли к внешнему рейду Порт-Артура с юго-востока и атаковали русскую эскадру торпедами. Противник был опознан с русских кораблей и открыт заградительный огонь в момент пуска японцами торпед, но было уже поздно… Из шестнадцати выпущенных японскими истребителями мин Уайтхеда (торпед) три попали в цель. В 23 ч. 33 мин броненосец «Ретвизан» был торпедирован в носовую часть правого борта. Две минуты спустя попадание в корму получил броненосец «Цесаревич», а в 23 ч. 45 мин. Был поврежден крейсер «Паллада». Отражение минной атаки затруднялось неудачным расположением русских кораблей, которые заслоняли друг друга и мешали эффективному применению артиллерии. В ходе ночной атаки на кораблях Тихоокеанской эскадры 12 человек погибли во время боя или скончались от ран и отравления спустя несколько дней. Потери японской стороны в этой фазе боя до конца неясны. Начиная с первого дня кампании, в Японии была введена жесткая цензура, формировавшая образ победоносной и бескровной войны с тенденцией скрывать или занижать собственные потери. Достоверно известно лишь о повреждениях истребителей «Акацуки» и «Сиракумо».
Утром 27 января главные силы японского флота в составе шести эскадренных броненосцев, пяти броненосных и двух легких крейсеров появились на внешнем рейде Порт-Артура. К этому времени русская эскадра сумела перестроиться и подготовиться к бою. Несмотря на фактическое отсутствие руководства со стороны командующего эскадрой В. О. Старка, японцы встретили серьезный отпор. После 40 минутной перестрелки японский флот, не добившись успеха, вышел из боя. В ходе артиллерийского боя русские корабли потеряли 14 человек убитыми и около 60 ранеными. Японская сторона обозначила свои потери в 10 человек убитыми и 67 ранеными.

http://sh.uploads.ru/t/AcyPb.jpg

                               Крейсер 2-го ранга «Новик».

Причины неблагоприятного для русской стороны начала военных действий в значительной степени следует отнести на счет высшего руководства страны, не сумевшего правильно определить сроки начала войны и по сути препятствовавшего повышению боеготовности флота. Предпринятые же с оглядкой на Петербург мероприятия не обеспечивали необходимой безопасности. В итоге, синхронная военная и политическая подготовка внезапного нападения, принесли японской стороне некоторый тактический успех.
В самом начале войны японцам удалось надолго вывести из строя два сильнейших броненосца Тихоокеанской эскадры. Тем не менее, решающим и определяющим дальнейший ход боевых действий на море это сражение не стало. Японской стороной был допущен ряд грубых ошибок, не позволивших добиться главной цели — уничтожение ядра русской эскадры. Десяти истребителей для этого оказалось явно недостаточно. К тому же в атаку они выходили не одновременно, а группами, что способно было обеспечить успех лишь в начале атаки — вторая волна японских истребителей была встречена плотным огнем и попаданий в русские корабли не добилась. Не на высоте оказалась разведка и связь.

http://s9.uploads.ru/t/IMYR5.jpg

                                               Броненосец «Цесаревич».

Поход восьми японских миноносцев к Дальнему был вообще безрезультатен — русских кораблей там не было. Адмирал Того не получил ясного представления и об итогах ночной минной атаки, полагая, что русской стороне нанесен более серьезный урон. Дальнейший дневной бой показал, как раз, обратное. Отметим, что к началу боевых действий ни русская, ни японская сторона не имели опыта применения современных на тот момент кораблей. Боевые действия в ходе русско-японской войны на море значительно отличались от того представления, которое формировали события японо-китайской или испано-американской войн. И, как показала война, за этот новый опыт каждой из сторон в противостоянии 1904−1905 гг. предстояло заплатить весьма немалую цену…

56

Владимир Белорус написал(а):

После 40 минутной перестрелки японский флот, не добившись успеха, вышел из боя. В ходе артиллерийского боя русские корабли потеряли 14 человек убитыми и около 60 ранеными. Японская сторона обозначила свои потери в 10 человек убитыми и 67 ранеными.

Это был первый бой эскадр, когда бились примерно на равных.  В дальнейшем яповские пушкари прибавляли в эффективности стрельбы и после полугода войны уже на голову были выше комендоров 1ТОЭ.  При соотношении попаданий 1:5 надо в базах сидеть, топливо зря не жечь и казенное имущество не портить.

57

В Наградном листе по представлению капитана 3 ранга А.Маринеско к званию Героя Советского Союза было сказано следующее:
"Продолжая действовать на коммуникациях противника, командир ПЛ "С-13" 9 февраля 1945 года ночью обнаружил немецкий крейсер типа "Эмден", шедший в охранении трех эсминцев. Несмотря на сильное охранение, капитан 3-го ранга Маринеско, умело, маневрируя, в течение 4,5 часов настойчиво преследовал противника и добился победы. Обе выпущенные торпеды попали в крейсер. После взрыва торпед на крейсере раздались еще три сильных взрыва, после чего он быстро затонул. Утопленный крейсер имел следующие тактико-технические данные: длина 150 метров, ширина 14,3 метра, осадка 5,2 метра, скорость хода 29 узлов, водоизмещение 5.400 тонн. Крейсер имел броню толщиной от 3х до 4-х дюймов. Вооружение крейсера состояло из 8 - 150 мм орудий, три 90 мм зен., 4-х торпедных аппаратов, 2 самолетов, катапульты. Экипаж крейсера насчитывал 634 человека. Потопление крейсера типа "Эмден" ПЛ С-13 лишило германский флот крупного бронированного корабля с сильным артиллерийским вооружением".

Откуда же были получены такие подробные сведения? Дело в том, что в каждом крупном штабе, в том числе и Краснознаменного Балтийского флота имелся немецкий "Справочник по военным флотам", по которому и ориентировались офицеры-информаторы. В нем было 1105 фотографий и рисунков кораблей вместе с таблицами технических характеристик и вооружения. Издан он был в Берлине в 1940 году массовым тиражом под редакцией А.Бредта, свободно продавался, поэтому являлся доступным настольным пособием для многих штабных офицеров ВМФ СССР.
Дальше оставалось только наложить эти данные на силуэт потопленного корабля и на запись в вахтенном журнале подводной лодки С13.

А в журнале было записано следующее:
10.2.1945 г.
02.10 - …Виден неясный силуэт большого корабля и трех меньших силуэтов.
02.32 - Определен состав каравана. Легкий крейсер, предположительно "Эмден" в охранении трех миноносцев. Один миноносец впереди с гакобортными огнями. В кильватере лежит крейсер с затемненными ходовыми огнями и два миноносца по корме крейсера уступом вправо и влево без огней.
02.38 - Легли на параллельный курс 250 градусов, определили скорость движения крейсера - 16 узлов.
02.49 - Миноносец, идущий по корме крейсера уступом вправо, не дал возможности выйти в атаку носовыми ТА (торпедными аппаратами - Ю.Л.). Легли на курс 0 градусов для атаки кормовыми ТА на отходе. Уменьшили ход до 12 уз. (узлов - Ю.Л.).
02.50 - Произведен двухторпедный кормовой залп по крейсеру. Дистанция 12 кабельтовых. Интервал 14 секунд. Увеличили ход до 18 узлов.
02.52 - Взорвались две торпеды, попавшие в крейсер. Взрыв первой очень сильный и сопровождался огнем.
03.02 - Последовало три сильных взрыва на крейсере, после которых появилось зарево огня, которое спустя полминуты быстро скрылось. В районе потопления наблюдалось скопление дозорных кораблей, которые освещали горизонт прожекторами и осветительными ракетами.

Так возникла история с ошибочным названием цели и ее неправильной классификацией. На самом деле "С-13" потопила пароход « Штойбен» ( Steuben), который был наречен "Мюнхеном" и был спущен на воду в 1923 году.  В 1931 году под новым названием "Генерал фон Штойбен" он вновь вышел в море. Имя героя гражданской войны между Севером и Югом Америки было выбрано не случайно. Теплоход стал, таким образом, связующим звеном в торговых отношениях между Германией и США. В ходе очередного ремонта в 1938 году он превратился в один из самых роскошных круизных океанских лайнеров в мире, имея в длину 168 метров, ширину 19,8 метров и увеличенное водоизмещение 14.660 тонн. На нем был оборудован танцевальный зал, два роскошных обеденных помещения. Каюты большей частью были оснащены ваннами или душами. Система вентиляции позволяла полностью обновлять воздух в каютах за шесть минут, а в обеденных залах за четыре минуты. На верхней палубе находился бассейн.
20 декабря 1938 года корабль был в третий раз переименован и стал называться "Штойбен". Нацистское партийное руководство из-за обострившихся отношений с Америкой лишило, таким образом, генерала-парохода его воинского звания и дворянского отличия.
С началом Второй мировой войны "Штойбен" был переоборудован под гостиницу для высшего командного состава ВМС Германии. В августе 1944 года его превратили в транспорт для доставки раненых. Этот вид кораблей не являлся госпитальным судном в полном смысле этого слова, и не находился под защитой Женевской конвенции. Транспорты по доставке раненых, в том числе и "Штойбен" были перекрашены в серый защитный цвет. С них был убран Красный Крест, но зато установлено вооружение: четыре зенитных орудия калибра 37 миллиметров и четыре счетверенных зенитных пулемета. Орудийная прислуга насчитывала 65 солдат.
До декабря 1944 года "Штойбен" сделал 18 рейсов по Балтийскому морю, перевезя в общей сложности 26.445 раненых и 6.694 беженцев.
В свой последний рейс "Штойбен" вышел 9 февраля 1945 года, имея на борту:
-1600 раненых (лежачих)
-1200 раненых (сидячих)
-800 беженцев
-100 вооруженных солдат
-270 медицинских работников (врачи, медсестры)
-12 сестер Немецкого Красного Креста
-64 зенитчика
-61 специалистов ВМС (связисты, сигнальщики)
-160 - членов гражданской команды.

Уже на следующий день после потопления "Штойбена" Главнокомандующий ВМС Германии гросс-адмирал К.Дениц доложил фюреру о катастрофе, после чего в "Журнале донесений по обстановке ГК ВМС Гитлеру" появилась следующая запись:
"По вопросу о гибели Госпитального судна "Штойбен". ВМС докладывает, что, несмотря на вызывающие сожаление потери, нельзя отказываться от использования больших кораблей для транспортировки раненых по Балтийскому морю, поскольку из-за этого снизились бы возможности перевозки раненых на 40.000 человек в месяц, в то время, как имеющимися в распоряжении малыми судами можно было бы перевезти в общей сложности лишь 17.000 раненых. Было бы правильным, задействовать все наличные средства для эвакуации раненых, принимая при этом во внимание возможные дальнейшие потери, а не отказываться сразу же от эвакуации большого числа раненых. До сего дня все-таки удалось переправить по Балтийскому морю в общей сложности 76.000 раненых, так что потеря составляет лишь небольшой процент от общего числа. Фюрер согласился с этим мнением".
Контр-адмирал К.Энгельхардт, отвечавший за морские перевозки, узнал о гибели "Штойбена" ранним утром 10 февраля. На следующий день он имел четкую картину о размере катастрофы и человеческих жертвах. Согласно представленным ему уточненным донесениям всего на борту парохода находились 4.267 человек, включая экипаж торгового флота, а также военный и медицинский персонал ВМС.
По докладу торпедолова TF10 им были спасены 512 человек, а сторожевым кораблем Т196 - 147 человек. Таким образом, всего удалось спасти 659 человек. 3608 человек считаются пропавшими без вести в Балтийском море.

В 2004 году польскими исследователями лайнер был обнаружен на дне Балтики на глубине 70 м.

    Как относиться к факту потопления "С-13" двух немецких транспортов и гибели на них порядка 8000 человек, подавляющее количество которых составляли женщины, дети и раненные? Наверное так же как и к гибели парохода "Армения", который в начале войны на Одесском судоремонтном заводе был переоборудован в санитарно-транспортное судно. На него были нанесены красные кресты и поднят флаг международного Красного Креста.

Разница в том, что рудели, которые бомбили "Армению", в отличии от Александра Маринеску, прекрасно видели, кого они  убивают...

58

ИС-3М написал(а):

Разница в том, что рудели, которые бомбили "Армению", в отличии от Александра Маринеску, прекрасно видели, кого они  убивают...

Опять этот твой благородный гнев выраженный огромными плакатными буквами....
Причем там какие-то "рудели" (надо понимать — пикировщики Ю-87), если атака была с торпедоносца Хе-111 (они атакуют с предельно малой высоты) ?
Но дело в том, что "Армения" шла в конвое двух сторожевых катеров и под прикрытием двух истрбителей И-153, барражирующих над этим конвоем. Стало, быть, ни под какие конвенции (на которые во времена любых войн все ложили) эта посудина не попадала. Более того, скорее всего, именно эти истребители кружащие над конвоем, и указали к "Армении"  курс этому одиночному немецкому торпедоносцу, атаковавшему конвой сразу двумя торпедами с предельно малой высоты и с дистанции 600 метров. Поскольку атака была с ПМВ, то экипаж, даже в теории, ничего не мог видеть, что было на палубе этого транспорта, пока не перепрыгнул через её мачты после сброса торпед. Понятно и то, что заходя в атаку, экипаж вполне мог предполагать (по конвоированию военными кораблями и прикрытию истребителями), что целью является военный транспорт с очень важными грузами.
[edit]undefined[/edit]

Отредактировано сержант-1 (2019-02-10 14:28:51)

59

сержант-1 написал(а):

"Армения" шла в конвое двух сторожевых катеров и под прикрытием двух истрбителей И-153, барражирующих над этим конвоем. Стало, быть, ни под какие конвенции (на которые во времена любых войн все ложили) эта посудина не попадала.

А по моему, нет конвенционального требования о запрете эскортного охранения госпитальных судов.  Госпитальное судно можно досмотреть и, при отсутствии нарушений конвенции, отпустить с миром.  Охраняемый корабль вряд ли получиться досмотреть, но это не повод топить его.  Армения был обычный транспорт, который не имел соответствующей окраски и намалеванных на бортах огромных знаков.  Пилот бомбера, скорее всего, ничего не видел, да и не раскручивали эту катастрофу как военное преступление.

60

http://s3.uploads.ru/t/Tys0z.jpg

                                  За спасение флота – расстрел.

                                                                   ЗАБВЕНИЕ.

29 июня 1918 года в Исполнительный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов поступило прошение от Нины Николаевны Щастной, вдовы Алексея Щастного. Того самого контр-адмирала, который в ночь с 21 на 22 июня был расстрелян во исполнение приговора Высшего революционного трибунала. Нина Николаевна просила об одном – выдать тело покойного, чтобы предать его земле по христианскому обычаю, без почестей и людских глаз, обещая при этом никакого креста, кроме надписи «Раб божий Алексей», на дощечке не ставить.

Это прошение  обнаружено в уголовном деле № 3614, заведенном в мае 1918 года в отношении контр-адмирала Алексея Щастного. Но как показали дальнейшие события, тело Алексея Щастного так и не было выдано его семье. А могила, в которой погребен командующий Балтийским флотом, не найдена до сих пор.
Да что там могила… Напрасно искать сегодня в мемуарной литературе сведения о контр-адмирале Щастном, возглавлявшем Балтийский флот в самый напряженный и трагический его период. Имя его по воле высших руководителей Советского государства было тщательно и, как думалось им, навсегда вычеркнуто из истории.
Между тем для России он сделал великое дело – спас от позора и уничтожения ее Балтийский флот. Правда, скоро последовала и великая милость жестокого времени: через два месяца его расстреляли. Это был первый смертный приговор, вынесенный в Советской Республике. Между тем для России он сделал великое дело – спас от позора и уничтожения ее Балтийский флот. Правда, скоро последовала и великая милость жестокого времени: через два месяца его расстреляли. Это был первый смертный приговор, вынесенный в Советской Республике.
Что же произошло? За какие грехи человек, посвятивший жизнь служению Отчизне, был приговорен к высшей мере наказания? Приоткроем полог этой давней трагедии, вернемся на несколько десятилетий назад в отделившуюся Финляндию, где в Гельсингфорсе (Хельсинки) находился запаянный льдами Балтийский флот.
На исходе марта 1918 года к стоящему на рейде «Кречету» причалил катер. В каюту к Алексею Михайловичу Щастному постучались. «Кто бы это в поздний час? – подумал он. – Не иначе что-то стряслось…» Перемирие с немцами было очень шатким.
Прибывший из Петрограда член Верховной морской коллегии бывший мичман Федор Раскольников (Ильин) держался уверенно:

– Вступайте в должность, Алексей Михайлович. Флот без командующего. Развозов отстранен…

Не пройдет и двух месяцев, как именно Раскольников в качестве свидетеля поддержит обвинение против Щастного.

http://sd.uploads.ru/t/Yr2Bb.jpg

                                        МОРЯК ДО МОЗГА КОСТЕЙ.

После революции Балтийский флот переживал трудные времена. Менялись как перчатки командующие. Того же Развозова арестовали. А когда стало известно, что по Брестскому миру (об этом свидетельствуют вновь открытые документы) весь Балтфлот должен быть передан Германии, моряков охватила паника. Надеждой экипажей стал тогда представитель старого командования капитан 1 ранга Алексей Щастный, избранный Советом флагманов Балтийского флота 24 марта 1918 года и.о. начальника морских сил Балтийского моря. Троцкому во избежание взрыва недовольства пришлось официально утвердить выбор балтийцев с предоставлением Щастному «почти неограниченных полномочий».
На флоте Алексей Михайлович был человеком не случайным. Окончив 6 мая 1901 года с золотым знаком морской корпус, был произведен в мичманы. В мае–августе молодой офицер находился в плавании на канонерской лодке «Бурун» в финских шхерах, а в октябре был назначен вахтенным начальником крейсера «Пластун». Через год мичман Щастный переводится на Тихоокеанскую эскадру, где сначала служит вахтенным начальником на эскадренном броненосце «Севастополь», а с апреля 1903 года – минным офицером на канонерской лодке «Маньчжур»…
После Февральской революции Щастный оказался на штабной работе. 4 марта 1918 года Центробалт распускается, и вся полнота власти переходит к Совету комиссаров Балтийского флота, возглавляемому главным комиссаром флота Николаем Измайловым. В военном отделе Совкомбалта Щастный исполняет обязанности начальника штаба флота.

                                             ФЛОТ НЕ ВЗРЫВАТЬ!

Да, Щастный, пожалуй, лучше других понимал: флот гибнет. Его надо спасать от позора. Но как? Германия настаивает на немедленной передаче ей «Брестского трофея». Лондон же, наоборот, требует от недавнего своего союзника его уничтожения и даже предлагает открыть счета в банке для тех моряков, кто будет в случае необходимости осуществлять подрыв кораблей, если немецкий флот предпримет захват (телеграмма от 3 мая 1918 года за подписью Троцкого фигурирует в уголовном деле). Было и такое соломоново решение: подрыв кораблей лишь имитировать, чтобы немцы смогли их быстро восстановить.
Такого рода планы и поощрения вызвали кривотолки в матросской среде, а контр-адмирал Щастный конфликтовал по этому вопросу с Троцким. В конце концов Щастный принял, как впоследствии оказалось, единственно верное для интересов России решение: флот не взрывать, а увести в Кронштадт.

                                        ЛЕДОВЫЙ ПЕРЕХОД.

О знаменитом переходе кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт написано немало. История не знает подобных примеров. Через льды Финского залива в Кронштадт пришли построенные перед самой войной 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок, 25 сторожевиков и тральщиков – всего 236 вымпелов. Кто именно организовал и блестяще провел эту первую в послеоктябрьской истории стратегическую операцию, источники советского периода замалчивают. А этим «кто» был Щастный. Еще до своего назначения, 12 марта, он руководит выходом из Гельсингфорса в Кронштадт 1-го отряда кораблей в составе линкоров «Гангут» и «Петропавловск», «Полтава», «Севастополь», крейсеров «Адмирал Макаров», «Богатырь», «Рюрик» в сопровождении ледоколов «Ермак» и «Волынец». В начале апреля Щастный отправляет в Кронштадт 2-й отряд кораблей в составе линкоров «Андрей Первозванный», крейсеров «Баян», «Олег», подводных лодок «Тигр», «Тур», ледоколов «Город Ревель», «Силач» и первый (из пяти) эшелон 3-го отряда в составе 8 подводных лодок, сопровождаемых сторожевыми кораблями «Руслан» и «Ястреб». Именно благодаря личной энергии Щастного Балтийский флот не был затоплен (как это произошло с Черноморским) и не был оставлен неприятелю.

«…НЕ ПОНИМАЮ, ЧТО ХОЧЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО»

Пользовавшийся безграничным доверием моряков, имевший реальную власть и военную силу, командующий Балтфлотом был опасен властям. И потому обречен…
Свою роковую роль в этом сыграл и затянувшийся конфликт с Троцким.
Расправиться со Щастным сразу после легендарного перехода он не мог, но и оставить без последствий такое «самовольство» было не в его правилах. Тем более что еще перед походом общее собрание флота выразило Щастному «неограниченное доверие». Мало того, моряки постановили «передать власть над Петроградом командующему флотом». Другой человек на месте Щастного мог бы стать диктатором. Но он был военным моряком, патриотом России…
28 мая 1918 года народный комиссар по военным делам Лев Троцкий вынес постановление: «Ввиду того, что бывший начальник Морских сил Щастный вел двойную игру, с одной стороны, докладывая правительству о деморализованном состоянии личного состава, а с другой стороны, стремился в глазах того же личного состава сделать ответственным за трагическое положение флота правительство… считаю необходимым подвергнуть аресту и предать чрезвычайному суду».
Одновременно ВЦИК своим решением одобрил действия Троцкого и поручил Кингисеппу «в срочном порядке произвести следствие и представить свое заключение ВЦИК». В тот же день вызванный в Москву «на доклад» Щастный был арестован.
В чем его только не обвиняли! В уголовном деле Щастного как вещественные доказательства фигурируют 49 различных документов. И даже черновик его выступления 14 мая на съезде в Кронштадте, где Алексей Михайлович с горечью заметил: «Я хочу делать, что вы считаете нужным, но из этого ничего не выходит. Тут уже не совместная работа, а какое-то партийное творчество. Я не вижу и не понимаю, что хочет правительство, что хотят политические официальные деятели…»
Знакомясь с материалами уголовного дела, ясно представляешь, какие интриги плелись вокруг адмирала. Особенно усердствовал 28-летний морской прапорщик С.Е. Сакс, будущий командующий Астрахано-каспийской флотилией. Его доклады Троцкому скорее напоминали доносы, где скрупулезно прослеживались каждый шаг и слово командующего Балтфлотом, нагнетались вокруг него недоверие, подозрение.

                                       ГЛАВНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ – ТРОЦКИЙ.

20 июня в 12 часов дня открылось заседание революционного трибунала в составе Медведева, Карлина, Жукова, Бруно, Петерсона, Галкина, Веселовского при секретаре трибунала Зыбко. Свидетели Раскольников, Блохин, Сакс, Флеровский на заседание не явились, хотя извещения им были направлены. Свидетель на процессе был один. Он же представлял и обвинение. Звали его Лев Давыдович Троцкий.
Вначале обвинили Щастного в том, что он не все вопросы решал с советом флота, не соблюдал строгого разграничения между ним и главным комиссаром флота, а также издал приказ «о назначении командира Петроградского порта». В этом усматривалось «злонамеренное превышение власти».
Троцкий, считавшийся блестящим оратором, на сей раз тоже нес откровенную чепуху. Он упрекнул Щастного, что тот не спешил устанавливать демаркационную линию, что он однажды сказал «Флот наш – железный лом» В общей сложности – 17 нелепых обвинений. И жестокий приговор: «расстрелять», который привели в исполнение, как и требовалось, в течение 24 часов.
ФАЛЬШИВКА?!
Напомню, одно из обвинений Щастного состояло в том, что он якобы «вел контрреволюционную агитацию в Совете комиссаров флота об имеющемся… у Советской власти секретном соглашении с немецким командованием об уничтожении флота или сдаче его немцам». Нет смысла подробно комментировать эту формулировку. А вот на секретном соглашении с немцами надо остановиться. Тем более что в российской прессе появилась версия, что именно за обнаруженные у Щастного письма, свидетельствующие, что Ленин и Троцкий были немецкими шпионами, Алексея Михайловича расстреляли. Копии этих писем есть в деле. Вот текст одного из них:

«Весьма срочно. Господину Председателю Совета Народных Комиссаров.

По постановлению Верховного командования германской армии разведочному отделу, представляющему в России германский генеральный штаб, поручено обратиться к Совету Народных Комиссаров с требованиями следующего содержания:

1. Народный комиссар по морским делам Дыбенко и его ближайшие помощники матросы с военного транспорта «Океан» Мясников, Забело, Белозеров и Буланов не только противодействуют осуществлению германского плана приобретения правительством кораблей Балтийского флота, но в сообществе с оборонческими анархическими группами готовят флот к военным действиям или самоуничтожению, подготавливают Петроград и Кронштадт к обороне и вербуют добровольцев для борьбы с австрийскими и германскими войсками.
Верховное командование требует срочных мероприятий по удалению перечисленных лиц от власти и по отправке их вглубь России под надзор агентов русской контрразведки при ставке.

В случае невыполнения этого требования со стороны разведочного отдела будут предприняты меры, ответственность за которые падет на Совет Народных Комиссаров.

Начальник отделения Бауэр.

3 марта 1918 года».

Фальшивка это или нет, сегодня затрудняются сказать даже эксперты. Есть, однако, не только бумаги, есть и события. А их логика в далеком 18-м свидетельствует: с российским патриотом вполне могли расправиться те, чья связь с германским генеральным штабом не была новостью и до революции.
Так что же все-таки произошло 90 с лишним лет назад? Расправа с непокорным военачальником? Неизбежность и гибельное столкновение истинного профессионала и патриота с воинственной некомпетентностью и колоссальными амбициями Троцкого? Устранение вероятного претендента на власть или действительно Щастный обладал некоей государственной тайной? Скорее всего – и то, и другое, и третье… Истина редко бывает однозначной.
Единственным успокоением для нас, ныне живущих, может быть лишь решение суда Балтийского флота, который полностью реабилитировал российского моряка, спасшего Балтийский флот в один из самых трагичных моментов его истории.

Источник  Ссылка


Вы здесь » Наzад v ГСВГ » Флот » Российский и Советский ВМФ.