Наzад v ГСВГ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наzад v ГСВГ » Флот » Российский и Советский ВМФ.


Российский и Советский ВМФ.

Сообщений 31 страница 40 из 127

31

В этой части речь пойдёт о внутренней экспозиции "Авроры". Размещена она на т.н. батарейной палубе. Всего у крейсера 3 палубы - верхняя, затем батарейная и броневая. Нижняя (броневая) палуба защищает его основные машины и механизмы, размещённые в подводной части корпуса. Так вот, к чему я это всё говорю - официально, по простому билету, предлагается посмотреть лишь экспозицию на батарейной палубе. Осмотр боевой рубки или, например, машинного отделения, надо организовывать самому - с привлечением различных сил и средств.

http://sg.uploads.ru/t/hWjH2.jpg

                               Носовое орудие "Авроры"

http://sh.uploads.ru/t/3uF6r.jpg

Заходим в надстройку, с которой начинается обход экспозиции. Слева от входа Андреевский флаг.

http://s5.uploads.ru/t/G6rlb.jpg

                              Справа - уже советские.

http://s9.uploads.ru/t/ZD5y7.jpg

Артефакты матросского быта. На едва различимую плёнку, закреплённую под углом к палубе, могут проецироваться видеосюжеты.

http://sh.uploads.ru/t/c9AiL.jpg

Посетители смотрят на видеоряд, рассказывающий об истории корабля и о тех временах, которые он пережил. Отмечу, что мультимедийное оснащение музея идёт в ногу со временем. Огнетушители тоже в порядке.

32

http://sh.uploads.ru/t/aXR6g.jpg

Спускаемся на батарейную палубу. На ней раположена основная часть экспозиции.

http://s3.uploads.ru/t/i697w.jpg

Хорошо видно, что на этой палубе аутентичных экспонатов (вернее, объектов) практически нет. Всё оригинальное внутреннее убранство и оборудование отсутствует (включая, как я понимаю, и орудия 75-мм "противоминного" калибра, от которых остались только заделанные порты)
Следует заметить, что изменение внешнего вида и внутренней начинки крейсера происходило несколько раз за его долгую жизнь, и валить всё на предпоследний ремонт (1987-84 гг.), когда, среди прочего, была полностью заменена его подводная часть, не следует.

http://s7.uploads.ru/t/M26Gi.jpg

Одна из боевых страниц истории крейсера "Аврора" - поход в составе Второй тихоокеанской эскадры на Дальний восток и участие в Цусимском бою
Некоторые историки указывают на то, что стремительный разворот и уход части крейсерского отряда под командованием адмирала Энквиста с заданного курса NO 23° (с последующим интернированием кораблей в нейтральном порту) сильно ухудшил положение эскадры ночью после первого дня боя. Оставленные без крейсерского прикрытия более тихоходные корабли подверглись массированным атакам японских миноносцев. Если бы крейсеры остались, то возможность для всей оставшейся эскадры снова привести себя в боевой порядок и оторваться следующим утром от японских главных сил (у которых уже намечался дефицит снарядов) была бы вполне реальной.

http://s8.uploads.ru/t/U6DMP.jpg

Командир "Авроры" капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев в ходе Цусимского боя получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался.

http://s5.uploads.ru/t/oIxZH.jpg

Памятный альбом с кораблями 2-ой тихоокеанской эскадры.

http://sg.uploads.ru/t/sngeG.jpg

В этой части экспозиции так же отражена и оборона Порт-Артура.

33

http://s8.uploads.ru/t/stLRl.jpg
http://sd.uploads.ru/t/NqcmP.jpg
http://s8.uploads.ru/t/aJGes.jpg

После тематической экспозиции, посвящённой участию крейсера в Русско-Японской войне, расположена следующая часть - революционная. В центре стоит бюст Куркова Петра Ивановича, одного из участников беспорядков на крейсере в феврале 1917 г.
В ходе развития мятежа корабль был захвачен бунтовщиками, а "строгий" капитан Михаил Ильич Никольский, герой обороны Порт-Артура, был убит.
Интересно следить за жерновами истории: сначала большевик Курков вместе с матросами-братушками поучаствовал в уничтожении "кровавого" царизма, а буквально через пару лет он уже сам уничтожает этих братушек: ибо некоторые из них неправильно поняли изменившуюся политику партии, и решили немного (по старой памяти) побунтовать - на "Красной горке" (1919 г.), а затем и в Кронштадте (1921 г.). Но советская власть - это вам не "гнилой" царизм, и жизнь матросской вольницы довольно быстро закончилась.
А в итоге, 25 марта 1937 г., уже и большевик Курков был арестован и 29 августа 1937 г. приговорен к расстрелу Военной коллегией Верховного суда СССР по обвинению в участии в военном заговоре. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. В 1956 г. Курков был реабилитирован (посмертно)

http://s7.uploads.ru/t/XBnNl.jpg
http://sh.uploads.ru/t/u2URh.jpg

Разумеется, особый акцент в музее сделан на участии крейсера в событиях 25-26 октября 1917 г. Вот как эти события описывали сами авроровцы в газете "Правда" от 27 октября 1917 г. (№ 170):
"Ко всем честным гражданам города Петрограда от команды крейсера "Аврора",
которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить и, если нужно, умереть за свободу и революцию от контрреволюционеров. Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? А разве это есть на самом деле? К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, и проверяйте сами слухи. Что касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности. Просим все редакции перепечатать.

Председатель судового комитета А. Белышев
Тов. председателя П. Андреев
Секретарь [Мисс]"

http://sh.uploads.ru/t/VmSWn.jpg

                             Соответствующее видео.

34

http://sd.uploads.ru/t/0k57Z.jpg

За "революционной" экспозицией следуют залы, посвящённые участию крейсера "Аврора" в Великой Отечественной войне. Переборки меняют свой цвет с кроваво-красного на традиционный флотский "шаровый" и белый.

http://sg.uploads.ru/t/BGvzZ.jpg
http://s9.uploads.ru/t/sKUgr.jpg
http://sg.uploads.ru/t/PBGl6.jpg

Стенд, рассказывающий о сухопутной борьбе авроровцев при защите Ленинграда в 1941 г.
В июле 1941 года в районе Дудергофа была сформирована Батарея "А", состоявшая из 9 130-мм орудий, снятых с крейсара "Аврора". В составе расчетов орудий находились как моряки с крейсера "Аврора", так и из других частей. С 3 по 11 сентября батарея вела обстрел наступающих немцев, после чего была по частям окружена и уничтожена. Большая часть личного состава погибла, так и не получив поддержки от "соседей" (стандартная судьба артиллерии без соответствующего прикрытия).

http://s8.uploads.ru/t/OCzIb.jpg

Сам крейсер, находившийся в Ораниенбауме, был включён в систему ПВО Кронштадта. С 21-го сентября 1941 г. корабль регулярно подвергался артиллерийским и авиационным налётам. Видя бессмысленность дальнейшего пребывания экипажа на борту судна, капитан 3-го ранга Саков своей властью разместил моряков в безопасном месте на берегу, оставив на "Авроре" постоянную вахту. За это командир крейсера был арестован и вскоре расстрелян по обвинению в "паникёрстве" и "бегстве с корабля"

http://s9.uploads.ru/t/EJI4M.jpg

Подъём крейсера "Аврора" в 1944 г. силами ЭПРОНа.

Примерно через неделю, к 30 сентября 1941 г., крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с небольшим креном на правый борт. В конце ноября жизнь на корабле стала просто невозможной, и экипажу было позволено перейти на берег, оставив небольшую вахтенную команду. Обстрелы крейсера немцами периодически возобновлялись и прекратились лишь с полным снятием блокады Ленинграда.

35

http://sg.uploads.ru/t/bcsjB.jpg

Мирное время. Гагарин на борту.

Отдельная сложная тема - многочисленные ремонты и модернизации "Авроры". Кто-то говорит, что от настоящей "Авроры" уже ничего не осталось, кто-то, в ответ, утверждает, что это либералы опять пытаются очернить память Октября.

http://sh.uploads.ru/t/ZVUMA.jpg

Эта тема не обойдена стороной и в экспозиции музея. В ней рассказывается о всех значительных ремонтах "Авроры", начиная с капитального ремонта в 1916-17 гг.

http://sg.uploads.ru/t/dJ5Uu.jpg

В результате, посетитель сам может получить представление о постепенной "мутации" корабля.

http://s5.uploads.ru/t/9Pdxo.jpg
http://s5.uploads.ru/t/Cf96u.jpg

Главной проблемой "Авроры" было то, что в первые десятилетя советской власти никто и не собирался делать из неё корабль-музей. А когда в 1944 г. наконец-то спохватились, то задача уже значительно усложнилась (учитывая условия того времени). Тем не менее, крейсер дожил до наших дней, за что можно только сказать "спасибо" всем причастным. Можно ли было сохранить его в <более> "оригинальном" состоянии - вопрос до сих пор спорный

36

в свете последних событий в Керченском проливе вспомним как это было раньше.
Таран боевых кораблей США сторожевыми кораблями СССР (съёмка с американского судна).
http://s8.uploads.ru/t/u5NaD.jpg
12 февраля 1988 г на Черноморском флоте произошли события, которые получили "гулкий" резонанс в политических, военных и военно-морских кругах различных стран. В этот день произошел серьезный инцидент с участием боевых кораблей 6 Флота США крейсера УРО "Йорктаун" и эсминца УРО "Кэрон", пожаловавших в Черное море и нарушивших государственную границу СССР.

Руководителями и главными "действующими лицами" операции по вытеснению американцев из наших территориальных вод были: адмирал СЕЛИВАНОВ Валентин Егорович (в прошлом командир 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ, в то время вице-адмирал, начальник штаба ЧФ, впоследствии начальник Главного штаба ВМФ), вице-адмирал МИХЕЕВ Николай Петрович (в то время капитан 2 ранга, начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ), контр-адмирал БОГДАШИН Владимир Иванович (в то время капитан 2 ранга, командир СКР "Беззаветный"), капитан 2 ранга ПЕТРОВ Анатолий Иванович (в то время капитан 3 ранга, командир "СКР-6").
Валентин Селиванов. Операции кораблей ЧФ, о которой ниже пойдет речь, предшествовали события в стране и их последствия, связанные с нарушением госграницы и пролетом с Балтийского моря через все западное пространство Союза (28.05.1987 г.) немецкого воздушного авантюриста Руста, посадившего свой спортивный самолетик типа "Сэсна" прямо на Красной площади в Москве. После уничтожения на Дальнем Востоке разведывательного корейского "Боинга", замаскированного под гражданский самолет, действовал приказ министра обороны: гражданские самолеты не сбивать! А зря, не надо было жалеть — ведь последствия этой выходки Руста крайне негативно отразились на всем военном ведомстве.
http://sg.uploads.ru/t/L4KzN.jpg
СКР-6 подходит к американцу
О готовящемся в феврале 1988 года новом вояже американских кораблей крейсера УРО "Йорктаун" (тип "Тикондерога") и эсминца УРО "Кэрон" (тип "Спрюенс") в Черное море командование ЧФ узнало заблаговременно (разведка флота отслеживала все действия 6 Флота ВМС США). Учитывая, как я уже выше пояснял, обстановку в ВС после "выходки" Руста, мы, естественно, не могли допустить, чтобы новая провокация американцев с нарушением наших морских границ, если они снова вздумают повторить свой прошлый демарш, прошла бы для них безнаказанно. Поэтому перед прибытием американских кораблей в Черное море штабом флота была спланирована операция по слежению и противодействию им: выделены сторожевые корабли "Беззаветный" (пр. 1135) и "СКР-6" (пр. 35), назначен командир этой корабельной группы — начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ капитан 2 ранга Михеев Николай Петрович. С командирами кораблей и корабельной группы был произведен тщательный инструктаж по плану операции с проигрышем всех действий на картах и маневренных планшетах.

Корабли в операции были распределены так: СКР "Беззаветный", как более крупный по водоизмещению корабль, должен был сопровождать и противодействовать крейсеру "Йорктаун", а "СКР-6" (небольшой по водоизмещению и размерениям) — эсминцу "Кэрон". Всем командирам были даны конкретные указания: как только обнаружится, что американцы намереваются проследовать в наши терводы, занять позицию относительно борта американских кораблей со стороны нашего берега, предупредить их о том, что курс их кораблей ведет в терводы, далее, если американцы не внимают этому предупреждению, с входом их в терводы совершить каждым нашим кораблем "навал" на американские корабли. Командиры свои задачи поняли, и я был уверен, что они свои задачи выполнят. План операции одобрил главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.Н. Чернавин.
http://sg.uploads.ru/t/5rHZp.jpg
СКР-6 таранит
Предусматривалось, что с входом американских кораблей в Черное море наши корабли встречают их в районе Босфора и начинают слежение за ними. Я дал указание командиру группы после встречи с американцами приветствовать их прибытие в наше Черное море (именно не забыть в приветствии слово наше) и передать, что мы будем плавать с ними вместе. Ожидалось, что американские корабли проследуют сначала вдоль западного побережья Черного моря, "забегут" в терводы Болгарии, Румынии (они раньше так делали), а потом будут смещаться в восточную часть к нашим берегам.

Ну а вторгнуться в наши терводы они, видимо, попытаются, как и в прошлый раз, в районе южной оконечности Крымского полуострова (мыс Сарыч), где границы тервод по конфигурации представляют треугольник с выдвинутой к югу вершиной. Обходить этот треугольник американцы, скорее всего, опять не станут, а пойдут сквозь терводы. Больше мест для такого "демонстрационного" нарушения тервод на Черноморском театре не существует. И вот здесь-то и должна была произойти основная фаза всей операции, а именно недопущение или вытеснение из наших тервод американских кораблей с "навалом" на них, если предупреждения о нарушении тервод на них не подействуют. Что такое "навал"? Это не таран в полном смысле этого понятия, а подход на скорости под небольшим углом как бы по касательной к борту вытесняемого объекта и "вежливое" его "отталкивание", с отворотом от выдерживаемого им курса. Ну, а "вежливость" — уж как получится.
http://s5.uploads.ru/t/nGsTD.jpg
Сфотографировано с Беззаветного
Наши корабли взяли американские суда на сопровождение сразу после выхода из Босфора. Поприветствовали, предупредили, что будут плавать с ними вместе, составят им "компанию" в Черном море. Американцы ответили, что им помощи не требуется. Когда я получил эти первые доклады, передал Михееву:

"Сообщите американцам: плавать все равно придется вместе. Они у нас в гостях, а по законам русского гостеприимства оставлять гостей без внимания у нас не принято, — а ну как с ними что-нибудь случится".
Михеев все это передал.

Американцы прошли терводы Болгарии, затем терводы Румынии. Но там румынских кораблей не было (командование румынского флота уже тогда игнорировало все наши указания и предложения). Далее американские корабли отвернули на восток, перешли в район 40-45 миль юго-юго-восточнее Севастополя и начали там какие-то непонятные маневры. Скорее всего, они осуществляли смену или закладку на наши связные кабельные трассы спецаппаратуры съема информации. Крутились американские корабли в этом районе двое с лишним суток. Потом перешли и маневрировали непосредственно в прилегающей к Севастополю морской зоне вне тервод.
http://s7.uploads.ru/t/2vM7k.jpg
12 февраля я находился на КП флота (командующий флотом адмирал М.Н. Хронопуло куда-то улетел по делам).

Для уточнения обстановки запрашиваю Боевой информационный пост (БИП) флота: "Доложить точные данные местоположения всех кораблей". Получаю доклад БИП: "11 миль, 9 кабельтовых от береговой черты". Значит, действительно американцы все же влезли в наши терводы. Приказываю Михееву: "Действовать по плану операции". Он отвечает: "Понял". Оба наших корабля начали маневрирование для "навала" на американские корабли.

Тогда приказываю Михееву: "Занять позиции для вытеснения". Мы на инструктаже предусмотрели, чтобы навал был более жестким и причинил более существенные повреждения кораблям, вытравить правые якоря и держать их в подвешенном состоянии на якорь-цепях под клюзами правого борта. Так что высокий полубак СКР "Беззаветного", да еще болтающийся справа якорь могли бы основательно порвать борт и все что попадет под навал на борту вытесняемого с его курса корабля. Михеев продолжает докладывать: "До тервод 5,..3,..1 кабельтов. Корабли позиции для навала заняли". Далее доклад: "Американские корабли вошли в терводы".

Передаю Михееву: "Предупредите американцев: ваш курс ведет в терводы Советского Союза, нарушение которых недопустимо". Михеев докладывает: "Передал. Отвечают, что они ничего не нарушают. Следуют прежними курсом и скоростью". Снова даю приказание Михееву: "Еще раз предупредите американцев: нарушение тервод Советского Союза недопустимо. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана. Передайте все это в эфир открытым текстом дважды по-русски и по-английски". Михеев снова докладывает: "Передал. Повторяют, что они ничего не нарушают. Курс и скорость прежние".

Снова думаю, что они дальше будут делать: войдут в терводы или отвернут в последний момент, "попугав" нас? Помню, я сам в Средиземном море "укрывал" корабли эскадры от ветра и штормовой волны в полукабельтове от границы тервод (ширина 6 миль) греческого острова Крит (его горы ослабляли силу ветра). И не считал, что мы что-то нарушаем. И американцы могли бы также подойти к терводам и потом отвернуть, ничего не нарушив. Следующий поступает доклад: "До границы тервод 2 мили".

Передаю Михееву: "Предупредите американцев: ваш курс ведет в терводы Советского Союза, нарушение которых недопустимо". Михеев докладывает: "Передал. Отвечают, что они ничего не нарушают. Следуют прежними курсом и скоростью". Снова даю приказание Михееву: "Еще раз предупредите американцев: нарушение тервод Советского Союза недопустимо. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана. Передайте все это в эфир открытым текстом дважды по-русски и по-английски". Михеев снова докладывает: "Передал. Повторяют, что они ничего не нарушают. Курс и скорость прежние".

Для уточнения обстановки запрашиваю Боевой информационный пост (БИП) флота: "Доложить точные данные местоположения всех кораблей". Получаю доклад БИП: "11 миль, 9 кабельтовых от береговой черты". Значит, действительно американцы все же влезли в наши терводы. Приказываю Михееву: "Действовать по плану операции". Он отвечает: "Понял". Оба наших корабля начали маневрирование для "навала" на американские корабли.

Тогда приказываю Михееву: "Занять позиции для вытеснения". Мы на инструктаже предусмотрели, чтобы навал был более жестким и причинил более существенные повреждения кораблям, вытравить правые якоря и держать их в подвешенном состоянии на якорь-цепях под клюзами правого борта. Так что высокий полубак СКР "Беззаветного", да еще болтающийся справа якорь могли бы основательно порвать борт и все что попадет под навал на борту вытесняемого с его курса корабля. Михеев продолжает докладывать: "До тервод 5,..3,..1 кабельтов. Корабли позиции для навала заняли". Далее доклад: "Американские корабли вошли в терводы".

Для уточнения обстановки запрашиваю Боевой информационный пост (БИП) флота: "Доложить точные данные местоположения всех кораблей". Получаю доклад БИП: "11 миль, 9 кабельтовых от береговой черты". Значит, действительно американцы все же влезли в наши терводы. Приказываю Михееву: "Действовать по плану операции". Он отвечает: "Понял". Оба наших корабля начали маневрирование для "навала" на американские корабли.

Беззаветный таранит
Далее я получал доклады только по маневрированию СКР "Беззаветного". Маневрирование "СКР-6" контролировал и получал доклады от его командира Михеев. Помню, это было почти ровно в 11.00 час., Михеев докладывает:

"Сблизился с крейсером до 40 метров"… и далее доклад через каждые 10 метров. Моряки представляют, как сложно и опасно выполнять такие маневры: громадный крейсер водоизмещением 9200 тонн и к нему на ходу как бы "швартуется" сторожевик водоизмещением 3000 тонн, а на другом "фланге" против эсминца водоизмещением 7800 тонн действует совсем маленький сторожевичок водоизмещением всего в 1300 тонн. Представляете: в момент сближения вплотную с этим маленьким сторожевичком, положи эсминец резко руль "лево на борт" — и что будет с нашим кораблем? Не перевернулся бы, — и такое может быть! Тем более, что формально прав в таком столкновении все равно будет американец. Так что сложную и опасную задачу должны были выполнить командиры наших кораблей.
Михеев докладывает: "10 метров". И сразу же: "Прошу "добро" действовать!". Хотя все приказания он уже получил, но, видимо, решил все же подстраховаться, — вдруг обстановка изменилась, к тому же все переговоры в эфире записываются и нами, и американцами. Передаю ему еще раз: "Действовать по плану операции!". И далее наступила тишина. Обстановка на КП флота напряженная: я непосредственно на связи с Михеевым, ОД флота с трубкой аппарата ЗАС в руках параллельно все действия, распоряжения, доклады передает на ЦКП ВМФ, оттуда все это передается на ЦКП Вооруженных Сил. Весь расчет КП в работе.

Схема маневров
Слежу по секундомеру — засек с последним моим приказанием: стрелка пробежала минуту, две, три…Молчание. Не запрашиваю, понимаю, что сейчас творится на кораблях: одно дело инструктаж и проигрыш на маневренных планшетах, а другое дело, как все получится в действительности. Явственно представляю, как высокий полубак "Беззаветного" вместе с вывешенным якорем рвет борт и массивную носовую надстройку американского крейсера "Йорктаун" (надстройка у него сконструирована заодно с бортом корабля). Но что с нашим кораблем произойдет от таких взаимных "поцелуев"? А что происходит во второй паре этой морской "корриды" между "СКР-6" и эсминцем "Кэрон"? Сомнения, неизвестность…

Подумалось, что при подобного рода "швартовках" на ходу возможно взаимное присасывание ("прилипание") кораблей друг к другу. А ну, как американцы ринутся на "абордаж"? Мы такую возможность предусмотрели, — на кораблях сформированы и постоянно отрабатываются специальные десантные взводы. Но американцев ведь намного больше… Все это у меня проносится в сознании, пока нет никаких докладов. И вдруг слышу совершенно спокойный голос Михеева, как будто при розыгрыше таких эпизодов на картах:

"Прошлись по левому борту крейсера. Сломали пусковую установку ракет "Гарпун". Две разломанные ракеты свешиваются из пусковых контейнеров. Снесли все леера левого борта крейсера. Разбили вдребезги командирский катер. Кое-где порвали борт и боковую обшивку носовой надстройки. Наш якорь оторвался и утонул". Спрашиваю: "Что делают американцы?". Отвечает: "Сыграли аварийную тревогу. Аварийщики в защитных костюмах поливает пусковую установку "Гарпунов" из шлангов и затаскивает шланги внутрь корабля". "Ракеты горят?" — спрашиваю. "Вроде нет, огня и дыма не видно". После этого Михеев докладывает за "СКР-6": "Прошел вдоль левого борта эсминца, срублены леера, разбита шлюпка. Прорывы обшивки борта. Корабельный якорь уцелел. Но американские корабли продолжают переход теми же курсом и скоростью".
Даю команду Михееву: "Выполнить повторный навал". Наши корабли начали маневрирование для его выполнения.

Как все в действительности происходило в районе "навала", рассказывают Николай Михеев и Владимир Богдашин.

К моменту подхода к терводам американские корабли следовали как бы в строю пеленга с расстоянием между ним примерно 15-20 кабельтовых (2700-3600 м.), — при этом крейсер впереди и мористее, эсминец ближе к береговой черте на курсовом угле крейсера 140-150 град. левого борта. СКР "Беззаветный" и "СКР-6" в позициях слежения соответственно за крейсером и эсминцем на их курсовых углах левых бортов 100-110 град. в дистанции 90-100 м. Позади этой группы маневрировали два наших пограничных корабля.
С получением приказания "Занять позиции для вытеснения" на кораблях объявлена боевая тревога, загерметизированы носовые отсеки, из них личный состав выведен, торпеды в аппаратах в боеготовом состоянии, на артустановки поданы патроны до линии заряжания в казенники, развернуты аварийные партии, десантные взводы в готовности по местам расписания, остальной личный состав на боевых постах. Правые якоря вывешены на якорь-цепях из клюзов. На ходовом мостике СКР "Беззаветный" Михеев держит связь с КП флота и управляет кораблями группы, Богдашин управляет маневрами корабля, здесь же офицер-переводчик осуществляет постоянную радиосвязь с американскими кораблями. Сблизились с крейсером на дистанцию 40 метров, потом на 10 метров ("СКР-6" то же с эсминцем). На палубе крейсера, площадках надстройки высыпали матросы и офицеры с фотоаппаратами, видеокамерами, — хохочут, машут руками, делают, как это принято у американских моряков, непристойные жесты и пр. На левое открытое крыло ходового мостика вышел командир крейсера.

С подтверждением приказания "Действовать по плану операции" пошли на "навал" крейсера ("СКР-6" — эсминца). Богдашин сманеврировал таким образом, что первый удар пришелся по касательной под углом 30 град. к левому борту крейсера. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Как потом рассказывали пограничники, на мгновение корабли оказались как бы в огненном облаке, после чего за ними некоторое время тянулся густой шлейф дыма. При ударе наш якорь одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. От удара СКР отбросило от крейсера, форштевень нашего корабля пошел влево, а корма стала опасно приближаться к борту крейсера.

На крейсере сыграли аварийную тревогу, личный состав ринулся с палуб и площадок вниз, командир крейсера бросился внутрь ходового мостика. В это время он, видимо, на какое-то время потерял управление крейсером, и тот от удара отвернул несколько вправо, что еще более увеличило опасность его навала на корму СКР "Беззаветного".

После этого Богдашин, скомандовав "право на борт", увеличил ход до 16 узлов, что позволило несколько отвести корму от борта крейсера, но одновременно и крейсер довернул влево на прежний курс, — после этого как раз и произошел следующий наиболее мощный и результативный навал, вернее таран крейсера. Удар пришелся в район вертолетной площадки, — высокий острый форштевень с полубаком СКР, образно говоря, влез на крейсерскую вертолетную палубу и с креном 15-20 град на левый борт стал крушить своей массой, а также вывешенным из клюза якорем все, что ему попадалось, постепенно сползая в сторону крейсерской кормы: порвал обшивку борта надстройки, срубил все леера вертолетной площадки, разломал командирский катер, далее сполз на палубу юта (на корму) и тоже снес все леера со стойками. Затем зацепил пусковую установку ПКР "Гарпун", — казалось, что еще немного и пусковая установка будет сдернута с ее крепежа к палубе. Но в этот момент, зацепившись за что-то, якорь оторвался от якорь-цепи и, как мячик (3,5 тонн весом!), перелетев через кормовую палубу крейсера с левого борта, рухнул в воду уже за его правым бортом, чудом не зацепив никого из находившихся на палубе матросов аварийной партии крейсера. Из четырех контейнеров пусковой установки ПКР "Гарпун" два были разломаны пополам вместе с ракетами, их оторванные головные части свисали на внутренних кабелях. Еще один контейнер был погнут.

Наконец полубак СКР сполз с кормы крейсера на воду, мы отошли от крейсера и заняли позицию на его траверзе в расстоянии 50-60 метров, предупредив, что повторим навал, если американцы не выйдут из тервод. В это время на палубе крейсера наблюдалась странная суета личного состава аварийных партий (все негры): растянув пожарные шланги и слегка попрыскав водой разломанные ракеты, которые не горели, матросы эти шланги и другие противопожарные средства вдруг стали спешно затаскивать во внутренние помещения корабля. Как позднее выяснилось, там начался пожар в районе погребов ПКР "Гарпун" и противолодочных ракет "Асрок".

Валентин Селиванов. Через некоторое время получаю доклад от Михеева: "Эсминец "Кэрон" отвернул с курса и следует прямо на меня, пеленг не меняется". Морякам понятно, что значит "пеленг не меняется", — то есть идет на столкновение. Передаю Михееву: "Переходи на правый борт крейсера и прикрывайся им. Пусть "Кэрон" его таранит".

Николай Михеев. Но "Кэрон" подошел к нам на расстояние 50-60 метров с левого борта и лег на параллельный курс. Справа на таком же расстоянии и тоже параллельным курсом следовал крейсер. Далее американцы начали на сходящихся курсах как бы зажимать СКР "Беззаветный" в клещи. Приказал зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами (американцы это видели) и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца (правда, обе установки РБУ действуют в боевом режиме только синхронно, но американцы этого не знали). Вроде подействовало, — американские корабли отвернули.

В это время на крейсере стали готовить к вылету пару вертолетов. Доложил на КП флота, что американцы готовят вертолетами нам какую-то пакость.

Валентин Селиванов. На доклад Михеева передаю ему: "Сообщите американцам — вертолеты в случае их подъема в воздух будут сбиты, как нарушившие воздушное пространство Советского Союза" (корабли находились в наших терводах). Одновременно передал приказание на КП авиации флота: "Поднять в воздух дежурную пару штурмовиков! Задача: барражирование над вторгнувшимися в терводы американскими кораблями с целью воспрепятствования подъему их палубных вертолетов в воздух". Но ОД авиации докладывает:

"В близлежащем к мысу Сарыч районе отрабатывает задачи группа десантных вертолетов. Предлагаю вместо штурмовиков выслать пару вертолетов, — это намного быстрее, к тому же они задачу "противодействия взлету" выполнят более эффективно и наглядно"
. Утверждаю это предложение и сообщаю Михееву о направлении в район наших вертолетов. Вскоре получаю доклад ОД авиации: "Пара вертолетов Ми-26 в воздухе, следуют в район".

Николай Михеев. Передал американцам, что будет с вертолетами, если их поднимут в воздух. Это не подействовало, — вижу лопасти винтов уже закрутились. Но в это время над нами и американцами прошла на высоте 50-70 метров, сделав несколько кругов над американскими кораблями и демонстративно зависая несколько в стороне от них, пара наших вертолетов Ми-26 с полной боевой подвеской бортового оружия, — вид внушительный. Это видимо подействовало, — американцы свои вертолеты заглушили и закатили в ангар.

Валентин Селиванов. Дальше поступило приказание с ЦКП ВМФ: "Министр обороны потребовал разобраться и доложить об этом происшествии" (флотские наши остряки потом изощрялись: доложить с перечнем лиц, подлежащих снятию с должностей и разжалованию). Мы представили по инстанции подробный доклад, как все происходило. Буквально через пару часов поступает еще одно приказание с ЦКП ВМФ: "Министр обороны требует представить отличившихся к поощрению" (наш остряки и здесь нашлись: перечень лиц на разжалование заменить реестром фигурантов на награждение). Ну, вроде отлегло у всех от сердца, напряжение спало, все мы с расчетом КП флота вроде успокоились.

На следующий день американцы, не дойдя до наших кавказских морских районов, двинулись на выход из Черного моря. Опять же, под неусыпным контролем новой корабельной группы наших кораблей. Еще через сутки "побитые" корабли доблестного 6 Флота ВМС США покинули негостеприимное для них в этот вояж Черное море.

Владимир Богдашин на следующий день по приказанию Главкома ВМФ вылетел со всеми документами в Москву для доклада командованию ВМФ и руководству Генштаба всех подробностей происшествия.

Владимир Богдашин. В Москве меня встретили офицеры ОУ ГШ ВМФ и доставили прямо в Генштаб. В лифте поднимались наверх вместе с генерал-полковником В.Н. Лобовым. Он, узнав кто я такой, сказал:

"Молодец, сынок! Моряки не подвели нас после этого Руста. Все правильно сделали!". Потом я все доложил офицерам Генштаба, пояснил схемы маневрирования и фотодокументы. Затем пришлось все снова рассказывать и объяснять группе собранных журналистов. Далее меня "забрал" корреспондент военного отдела газеты "Правда" капитан 1 ранга Александр Горохов и отвез в редакцию, где пришлось все повторить. В выпуске газеты за 14.02.1988 г. вышла его статья "Что им надо у наших берегов? Недопустимые действия ВМС США" с кратким описанием наших "подвигов".
Материал подготовил Владимир Заборский, капитан 1 ранга

37

Владимир Белорус написал(а):

Кто-то говорит, что от настоящей "Авроры" уже ничего не осталось,

Помниться , дно АВРОРЫ отделили и где-то бросили в акватории завода

38

Андрей Михайлов написал(а):

Еще через сутки "побитые" корабли доблестного 6 Флота ВМС США покинули негостеприимное для них в этот вояж Черное море.

На провокации надо отвечать жестко, это доказывает опыт Союза.

39

Сегодня в новостях смотрел, как бойкие телерепортеры вели репортаж из Керчи показывая во всех ракурсах катера и буксир ВМС Украины. Обратил внимание, что не показали БК "Бердянськ". Но, оказалось, "инет не дремлет" - пришла на WhatsApp вот такая картинка:

http://sh.uploads.ru/t/RF4dM.jpg

У меня вопрос - это что же за броня такая у БРОНЕКАТЕРОВ?  :dontknow:
[edit]undefined[/edit]

Отредактировано ИС-3М (2018-12-02 21:27:31)

40

http://s3.uploads.ru/t/Sit5K.jpg

Черные страницы ТОФ: взрыв в башне "Адмирала Сенявина" унес жизни 37 человек.

Тринадцатое июня стало роковым для Тихоокеанского флота. В этот день произошло несколько крупных катастроф, унесших жизни десятков моряков. Суеверия, царящие в умах людей, каким-то непостижимым образом материализуют страхи. Можно в это верить, можно не верить, но на флоте никто не проявляет безразличия к чертовой дюжине. И есть за что…
Военный историк, журналист и писатель Алексей Суконкин специально для ИА PrimaMedia подготовил материалы о двух трагедиях, случившихся на Тихоокеанском флоте в этот день в разные годы. Первая часть рассказывает о взрыве на крейсере "Адмирал Сенявин", унесшем жизни 37 человек.
Это сейчас мы привыкли, что Верховный Главнокомандующий периодически посещает боевые корабли всех четырех флотов. Он бывал не только на авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов", но и на кораблях рангом пониже, а также принимал участие в учебном походе на атомной подводной лодке. А вот в советское время посещение главой государства военного корабля было экстраординарным событием. Тем более, на флоте, самом удаленном от центра великой и могучей страны.
День 7 апреля 1978 года для крейсера "Адмирал Сенявин" стал поистине историческим. В этот день флагманский корабль Тихоокеанского флота посетил Генеральный Секретарь Центрального Комитета КПСС Леонид Ильич Брежнев – глава Советского Союза. Вместе с ним на крейсере побывали Министр Обороны СССР маршал Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов и Главком ВМФ СССР адмирал флота Сергей Георгиевич Горшков.

http://s9.uploads.ru/t/GdsFP.jpg

Визит Брежнева на крейсер Адмирал Сенявин. Фото: Из архива Военно-морского флота.

Командир крейсера капитан второго ранга Владимир Плахов вывел корабль в море, где первые лица СССР смогли лично наблюдать за ходом учений Тихоокеанского флота. За успешную артиллерийскую стрельбу командир корабля и замполит капитан третьего ранга Игорь Спицын были награждены наручными часами с выгравированной надписью "От Л. И. Брежнева".
После такого "высокого" визита сам Бог велел быть кораблю во всём первым…
Справка: Артиллерийский крейсер "Адмирал Сенявин" проекта 68-бис был спущен на воду 22 декабря 1952 года, а вошел в состав советского ВМФ 30 ноября 1954 года. В 1955 году северным морским путем он совершил переход на Тихоокеанский флот и 10 сентября прибыл во Владивосток.
Крейсер имел длину 210 метров, ширину 22,8 метра, осадка составляла 7,3 метра. Водоизмещение корабля составляло 17 тысяч тонн. Мощность силовых агрегатов составляла 124 тысячи лошадиных сил, что позволяло разгонять корабль до 32 узлов (почти 60 км/ч!). По запасам топлива корабль имел дальность хода в девять тысяч миль, а по запасам провианта для экипажа из 1200 человек – 30 суток. Первоначально вооружение корабля состояло из 12 орудий главного калибра (152 мм пушки Б-38), двенадцати 100-мм универсальных орудий, 32 зенитных автоматов калибра 37-мм и двух пятитрубных торпедных аппаратов. В дальнейшем, в ходе модернизации корабля по проекту 68У2, кормовые башни главного калибра были сняты, вместо них была оборудована рубка с боевыми постами и вертолетная площадка. Из двух носовых башен главного калибра действующей осталась только первая, а вторая была законсервирована. По сути, крейсер стал хорошо защищенным штабным кораблем, с которого флагман флота мог управлять боевыми действиями. Крейсер после модернизации так и стал называться – "крейсер управления".
Адмирал Сенявин" неоднократно выполнял задачи боевой службы в различных точках мирового океана. С дружественными визитами он был во многих портах мира – Индонезия, Сомали, Маврикий, Ирак, Индия и много других стран.

                                   Злополучное тринадцатое…

В июне 1978 года, спустя два месяца после визита Л. И. Брежнева, на корабль прибыла большая делегация творческих работников, писателей, поэтов и журналистов из Москвы и Ленинграда. В числе прочих здесь были Алим Кешоков, Марк Кабаков, Людмила Щипахина (потом пойдут слухи, что беда пришла из-за женщины на корабле!), Леонид Рудный, Александр Николаев, заведующий отделом газеты "Правда" Сергей Кошечкин. Вместе со всеми на крейсере пошел и корреспондент газеты "Красная Звезда" капитан второго ранга Леонид Климченко. Акулы пера должны были выйти в море и понаблюдать за артиллерийскими стрельбами корабельной группы, в которую помимо "Адмирала Сенявина" входил крейсер "Дмитрий Пожарский".

http://s7.uploads.ru/t/5RPMU.jpg

Адмирал Сенявин во Владивостоке. Фото: Из архива Военно-морского флота.

По плану стрельб оба крейсера должны были дать 18 залпов по мишенным щитам, находящимся на значительном удалении от кораблей. Натренированность экипажей крейсеров позволяла вести стрельбу с интервалами между залпами не в 12 секунд, как обусловлено руководящими нормативами, а в 9 секунд. Хитрость такого ускорения стрельбы заключалась в заблаговременной подготовке зарядов к подаче в орудия – вопреки технике безопасности, заряды вынимались из защитных пеналов и выкладывались у механизма подачи в готовом для стрельбы виде, но совершенно не защищенные от возможного возгорания. Позже, как показало расследование, именно это стало причиной массовой гибели людей. И тем не менее, корабли вышли на боевой курс и открыли стрельбу.
Фотокорреспондент газеты Тихоокеанского флота "Боевая вахта" Василий Федорченко (умер три года назад, а до этого длительное время работал обозревателем в газете "Владивосток") так описывал те минуты:

— Было время ужина, и мы собрались в кают-кампании. Не было только собкора "Красной звезды" Леонида Климченко. Коллеги-журналисты подумали, что его пригласил к себе в адмиральский салон контр-адмирал В. Варганов. А он, очевидно, получив от кого-то разрешение, как потом стало ясно, проник в башню главного калибра, чтобы описать все происходящее во время зачетной стрельбы "изнутри". Климченко был все-таки представителем "Красной звезды", ему могли дозволить больше, чем другим. Вдруг корабль содрогнулся – это началась стрельба главным калибром. Я побежал на мостик, чтобы фотографировать стрельбу.
Первые два залпа дали "накрытие" — это когда снаряды падают в районе цели, без недолетов и перелетов. И поэтому тут же крейсер перешел на зачетную стрельбу – снаряды посыпались в цель один за другим.

Командир крейсера "Адмирал Сенявин" капитан второго ранга Владимир Плахов:

— Ужин был в разгаре. Вдруг замигал свет в офицерской кают-компании: корабль содрогнулся. Залп... Это началась зачетная стрельба. Фотокор пулей вылетел наверх и помчался на марсовый мостик. Оттуда он стал непрерывно "щелкать", дабы "схватить" наиболее удачный момент. Вдруг что-то гулко ухнуло. Из правого ствола как-то странно повалил дым, окутывая и ствол, и башню. Послышались крики: "Затяжной выстрел"... "Взрыв в башне"... "Щас рванут погреба!"... Сразу же раздался сигнал аварийной тревоги. Забегали матросы, офицеры. Через мгновения моряки аварийной партии, раскатав пожарные рукава, уже поливали башню из брандспойтов…

Капитан первого ранга запаса Леонид Мрочко, который в то время служил на "Адмирале Сенявине", так рассказывал о своих впечатлениях:

— Стрельба была парадно-показательной. На корабле находилось множество гостей: журналисты, артисты, писательская делегация. Сначала отстреляли подготовительное упражнение. Все снаряды попали в цель. Тогда находившийся на командирском мостике крейсера командир соединения контр-адмирал Варганов разрешил провести зачетную стрельбу. Мне было поручено сопровождать по крейсеру корреспондента газеты "Красная звезда" Леонида Климченко. Проводил его на время учебного боя в носовую башню главного калибра, а сам на короткое время отлучился по неотложным служебным делам. Услышав взрыв, я выскочил на верхнюю палубу. Смотрю — носовая башня окутана дымом. Когда отдраили бронированную дверь, живых там уже не было. 37 человек — боевой расчет башни, а также присутствовавшие на стрельбе — погибли.

Как вспоминали очевидцы, гостей, которые попытались выйти на палубу, отправили вниз. Они собрались в каюте, все были в шоке. Через некоторое время узнали: отдраив дверь в башню, моряки выносят трупы и складывают их на юте. Одним из первых вынесли тело корреспондента "Красной звезды" Леонида Климченко. Наступила ночь, а останки погибших все выносили и выносили. У кого-то из матросов, очевидно, не выдержали нервы, и с палубы донеслось истеричное: "Не могу, не могу больше носить, смените меня...". Все были подавлены произошедшим.

http://s7.uploads.ru/t/ZOMkB.jpg

Носовая башня крейсера Адмирал Сенявин. Фото: Из архива Военно-морского флота.

Под утро крейсер пришел в залив Стрелок, пришвартовался к новому пирсу. Когда "пассажиры" вышли на палубу, трупы с юта уже убрали. Всего, тогда сказали, погибли 37 человек. Все, кто находился в башне, а также те моряки, что не успели выбраться из погребов боезапаса и задохнулись от дыма. Внутри этой страшной башни стены были черные, в копоти, все, что могло сгореть или обгореть, — сгорело и обгорело.
Журналистам передали "командирские" часы Леонида Климченко с обгоревшим ремешком, оплавленным корпусом и совсем расплавленным стеклом, чтобы кто-либо передал их его жене...

Что собой представляет башня главного калибра? Владивостокцы и гости города могут судить по "Ворошиловской батарее", которая находится на острове Русский и в настоящее время как памятник и музей вполне доступна для посещения. Правда, калибр "Адмирала Сенявина" значительно меньше, но архитектура в принципе та же: сама орудийная башня ("боевое отделение"), в которой находится три орудия, является верхним элементом огромной конструкции, представляющей собой "стакан" из нескольких этажей ("верхнее перегрузочное отделение" и "нижнее перегрузочное отделение") и вращающийся вместе с башней. Внутри этого "стакана" находятся механизмы, обеспечивающие подачу из зарядных погребов (мест хранения боезапаса) наверх к пушкам снарядов и зарядов. На пушках крупного калибра того времени применялось так называемое раздельное заряжание, когда снаряд и пороховой заряд помещались в камору орудия отдельно друг от друга. Во избежание эксцессов, пороховые заряды хранятся в специальных защитных пеналах (их, кстати, тоже можно увидеть на "Ворошиловской батарее") и извлекаются из них непосредственно перед подачей к орудиям.

http://sd.uploads.ru/t/t7OaR.jpg

Адмирал Сенявин во Абреке. Фото: Из архива Военно-морского флота.

Как потом установила специальная комиссия, "при подаче электросигнала на производство девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе — части зарядного механизма орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстро перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение... Причиной происшествия явились ошибочные действия расчета правого орудия башни и недостаточная натренированность личного состава по устранению возможных неисправностей и задержек при стрельбе... Происшествию способствовали серьезные упущения со стороны командования соединения и корабля…".
Таким образом, получается, что после того, как орудие не выстрелило, вопреки требованиям безопасности при "затяжном выстреле" (определенное время сохранять затвор орудия закрытым в ожидании возможного развития выстрела), расчет орудия открыл затвор, механизм подачи дослал в ствол очередной снаряд, который буквально впечатался в находящийся в стволе несработавший заряд, а дальше… а дальше несколько десятков килограммов пороха в закрытом пространстве полыхнули в одно мгновение.

http://s7.uploads.ru/t/Y5CGs.jpg

Трап на крейсер Адмирал Сенявин. Фото: Из архива Военно-морского флота.

Пожар молниеносно распространился по всей башне, форс пламени проник в верхнее перегрузочное отделение, туда, где находилось несколько подготовленных для стрельбы пороховых зарядов. В башне и верхнем перегрузочном отделении погибли все, кто там находился – люди просто сгорели во взрывоподобном огне. В нижнем перегрузочном отделении из восьми человек погибли четверо – задохнулись в дыму. Еще несколько человек задохнулось в зарядном и снарядном погребах – не смогли своевременно выйти наружу.
Командира корабля, капитана второго ранга Владимира Плахова и замполита капитана третьего ранга Игоря Спицина (в момент трагедии отсутствовал на корабле — был в отпуске), которым еще в апреле за успешную стрельбу Леонид Ильич лично вручал платиновые часы с памятной гравировкой, сняли и понизили в должности. Погибших похоронили на территории военно-морской базы в Абреке. На этом была поставлена точка в трагедии. После чего её, по обыкновению того времени, предали забвению. Архивные документы, касающиеся этой катастрофы, были уничтожены.

http://sg.uploads.ru/t/KxtzZ.jpg

Обелиск погибшим во время взрыва на крейсере Адмирала Сенявина. Фото: Из архива Военно-морского флота.

В мае 1989 года крейсер исключен из боевого состава ВМФ. 7 сентября 1989 года на корабле спущен военно-морской флаг, а 15 декабря экипаж был расформирован. 7 ноября 1991 года "Адмирал Се­нявин" под буксирами ушел в Ин­дию на разборку.

ПОГИБЛИ:

кап. 2 ранга Климченко Леонид

ст. лейтенант Пономарев Александр

л-т Белюга Александр

л-т Марданов Валерий

ст. 1 ст. Бикбов Рашид

ст. 1 ст. Курочкин Анатолий

ст. 2 ст. Аникин Иван

ст. 2 ст. Дадонов Александр

ст. 2 ст. Подолько Сергей

ст. 2 ст. Виноградов Виктор

ст. 2 ст. Шигабутдинов Рамиль

ст. 2 ст. Пономарев Виктор

ст. 2 ст. Будаков Александр

ст. 2 ст. Акуличев Виктор

ст. матрос Кулунов Виктор

матрос Гилазиев Фарид

матрос Архипенко Валерий

матрос Галкин Геннадий

матрос Ануфриев Александр

матрос Бородин Алексей

матрос Шутов Леонид

матрос Болдырев Александр

матрос Пинчук Александр

матрос Юдин Анатолий

матрос Ломаев Николай

матрос Костылев Виктор

матрос Золотарев Виктор

матрос Матренин Анатолий

матрос Носков Владимир

матрос Ортиков Махамадали

матрос Проничев Николай

матрос Прудников Иван

матрос Свинин Александр

матрос Скоробогатов Сергей

матрос Сулейманов Наиль

матрос Столяров Сергей

матрос Чернушевич Юрий

Источник Ссылка
[edit]undefined[/edit]

Отредактировано Владимир Белорус (2018-12-13 12:42:08)


Вы здесь » Наzад v ГСВГ » Флот » Российский и Советский ВМФ.