"Назад в ГСВГ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Флот » Российский и Советский ВМФ.


Российский и Советский ВМФ.

Сообщений 21 страница 30 из 35

21

Владимир Белорус написал(а):

Крейсер – 2 («Аврора» и «Адмирал Нахимов»)

Скоморохов ошибся: - второй крейсер не "Адмирал Нахимов", а "Михаил Кутузов" в Новороссийске.

22

1 ноября 1899 года на воду спущен крейсер «Варяг».

Мало кто в нашей стране не слышал о подвиге крейсера «Варяг». Однако, несмотря на огромное количество материала, посвященного данной тематике, многие нюансы из жизни корабля остаются в тени. Эта статья не притязает на полноту или беспристрастность, поскольку история по определению не может быть беспристрастной, но позволяет узнать кое-что новое о судьбе знаменитого крейсера − символа героизма и доблести Военно-морского флота России.
«Варяг» был построен в Филадельфии и спущен на воду 119 лет назад 1 ноября 1899 года. По мнению многих зарубежных газет, крейсер отличался большой скоростью и вполне мог претендовать на первое место среди кораблей своего класса. Тем не менее, с самого первого дня существования «Варяг» показал себя не с лучшей стороны, многие системы и механизмы постоянно отказывали, ломались, выходили из строя. Строптивый характер крейсера постоянно требовал к себе внимания и «воспитывал» экипаж бесконечными неполадками. «Варяг» был первым кораблем, выстроенным по новому судостроительному регламенту, но это лишь отчасти могло объяснить его бесчисленные конструктивные недостатки. Больше всего неприятностей экипажу доставляли паровые котлы Никлосса, которые оказались не только капризными в работе, но и опасными, постоянно обжигающие матросов перегретым паром.

http://s9.uploads.ru/t/fxXl8.jpg

Из заключения отечественной комиссии опытных специалистов, осматривавших «Варяг»: «…котлы Никлосса очень любопытны, но кажутся таковыми только в идее, на практике же, кроме ряда неисправностей и затруднений, они ничего не дадут».

Помимо этого были ошибки в самом проекте. Не хватало места для пресной воды, угля, минного арсенала, якорей, запчастей. Тесными и неудобными были офицерские каюты. Но самая крупная оплошность разработчиков состояла в том, что крейсер не имел требуемой остойчивости. Чтобы исправить дефект пришлось добавить в трюм чугунные чушки общим весом в 200 тонн. А это привело к снижению скорости и перерасходу угля.
3 мая 1901 года «Варяг» завершил переход через Атлантику, бросив якорь на Кронштадтском рейде. После череды ремонтов в августе того же года крейсер снова отправился в море. В Данциге на борту корабля побывали сразу два императора: Николай II и Вильгельм II. В конце сентября находившийся в Средиземном море «Варяг» получил секретный приказ проследовать на Дальний Восток с посещением Персидского залива для демонстрации морским державам (в первую очередь Великобритании) возможностей отечественного флота. С этой же целью корабль побывал и в порту Нагасаки. Помимо этого, вследствие многочисленных поломок и отказов в работе совершенно разных систем нового корабля, наши моряки были вынуждены сделать остановки в Коломбо, в Карачи и в ряде других портов. Наконец в феврале 1902 года «Варяг» оказался в Порт-Артуре.
В октябре, окончив очередной ремонт, крейсер впервые побывал в Чемульпо, но новый 1903 год вновь провел в бесконечных устранениях неисправностей. Кроме этого, из-за возросшей вероятности войны с Японией, в эскадре постоянно проводились различные учения. Распорядок жизни на судах достиг невиданного ранее уровня напряженности, например, к починке личных вещей приступали по особому сигналу с флагмана. В апреле «Варяг» в учебном походе выполнял свое основное предназначение − быстроходного крейсера-разведчика при эскадре, хотя быстрым ходом он уже не отличался.
Начало Русско-Японской войны застало наш крейсер и канонерку «Кореец» на рейде Чемульпо. Прочие стоящие по соседству военные корабли принадлежали Англии, Франции, Германии и США. 26 января на рейде появились корабли японской эскадры. Наши суда оказались заперты в ловушке. Помощи в те дни ждать было неоткуда.

http://s5.uploads.ru/t/WUlBS.jpg

Утром 27 января 1904 года капитан крейсера «Варяг» Руднев сказал команде: «Никакого разговора о сдаче крейсера быть не может. Мы не сдадим им корабль, ни сдадимся сами и будем бороться до последней возможности».

По старой традиции все моряки переоделись в чистую форму, отчетливо понимая, что вряд ли удастся остаться в живых. Подняв якоря, «Варяг» и «Кореец» двинулись навстречу неминуемой смерти. Кораблям союзников просигналили: «Не поминайте нас лихом!». Экипажи иностранных держав, выстроившись на палубах, отдавали честь, а духовые оркестры исполняли свои гимны, а также в знак особого уважения гимн Российской империи.
Японская эскадра, состоящая из шести крейсеров и восьми миноносцев, ожидала русских в десяти милях от Чемульпо. Большинство кораблей были более новыми, технически более совершенными и мощными в плане вооружения. А два броненосных крейсера и вовсе на голову превосходили бронепалубный «Варяг». Японские снаряды на основе шимозы были мощнее наших, пироксилиновых. Артиллерийские орудия русских кораблей (в отличие от орудий японцев) не располагали оптическими прицелами и наводились как в старые времена на «глазок». А о преимуществе японцев в огневой мощи и говорить не стоило. Мужественный «Варяг» принимал бой с японской эскадрой, не имея ни малейшего шанса на победу. Эскадрой, которая будет расстреливать его хладнокровно и безжалостно. Но недаром одно славное изречение звучит: «Много врагов − много чести!» В тот день японцы оказали нашим морякам исключительную честь.
Около полудня первые выстрелы с самого грозного корабля противника «Асамы» обозначили слабые места «Варяга»: отсутствие простых орудийных щитов и броневых башен, что привело к большим потерям в личном составе расчетов. После двадцати минут ураганного огня почти все орудия правого борта, которым «Варяг» был обращен к неприятелю, оказались уничтожены или повреждены, на корабле начались пожары. Под непрекращающимся обстрелом с помощью прикрывающего его «Корейца» «Варяг» поворачивается к японцам другим бортом. Его ответные выстрелы находят цели, один миноносец идет ко дну, на другом крейсере начинаются пожары. Внезапно «Варяг» садится на мель, являя собой отличную мишень. Японская эскадра начинает быстро сближаться. Но случается чудо, ряд крупнокалиберных попаданий в левый борт сталкивает корабль с мели. Получив дыру ниже ватерлинии, крейсер кренится на левый борт, команда безуспешно пытается откачать воду, а огненный смерч продолжает гулять по всему кораблю. Вскоре оказывается разрушенным рулевое управление, капитан Руднев чудом выживает в результате взрыва снаряда в боевой рубке. Но русские моряки выказывают чудеса храбрости, дисциплинированности и умения, неосторожно приблизившийся крейсер «Асама» получает ряд прямых попаданий. От греха подальше, японцы решают вывести его боя. Под прикрытием «Корейца» непобежденный крейсер возвращается на рейд Чемульпо.

http://sh.uploads.ru/t/foGUC.jpg

«…Я никогда не забуду этого удивительного зрелища, − вспоминал позже капитан французского корабля, − вся палуба была залита кровью, повсюду лежали трупы и остатки тел. Ничто не осталось целым, все было приведено в негодность, разбито, изрешечено. Из многих отверстий шел дым, а наклон на левый борт все возрастал».
В результате длившегося около часа сражения «Варяг» утопил один миноносец и повредил четыре крейсера, по разным оценкам японцы потеряли около тридцати человек убитыми и двухсот ранеными. «Варягу» досталось сильнее, он лишился почти всех орудий. 31 моряк был убит, 91 тяжело ранен и около ста получили лёгкие ранения. В данной ситуации раненый Руднев в согласии с мнением военного совета принял решение уничтожить суда, а команды расположить на кораблях союзников. В 18 часов 10 минут «Кореец» был взорван, а «Варяг» затоплен. Русских моряков разместили на французских, английских и итальянских кораблях. Военные медики союзников оказали всю необходимую помощь раненым. И только американцы не приняли на борт ни одного нашего моряка, объясняя это отсутствием разрешения из столицы.
Одна из французских газет позже писала: «Американский флот, наверное, еще очень молод, чтобы заиметь те высокие традиции, которыми располагают флота других наций».
Отечественная газета «Русь» ответила им так: «Молодость вряд ли играет значительную роль, когда дело касается основной нравственной порядочности...».

http://s5.uploads.ru/t/0JqDG.jpg

Крейсер после боя, 9 февраля 1904. Виден сильный крен на левый борт.

Вернувшихся на родину героев повсюду ждали радушные встречи. Из европейских стран шли поздравительные письма и телеграммы. Отличившимся в Чемульпо морякам вручили Георгиевские кресты, а капитан первого ранга В.Ф. Руднев был удостоен ордена Святого Георгия четвертой степени. Помимо этого он был возведен в звание флигель-адъютанта, получив место в свите русского императора. Такой же орден получили Г.П. Беляев (капитан «Корейца») и каждый офицер с «Варяга». Позже Руднев был поставлен командиром нового броненосца «Андрей Первозванный», но в октябре 1905 года за сочувствие к революционно настроенным матросам и беспорядки, происходившие в команде корабля, впал в немилость. Ему уволили со службы и отправили на пенсию в небольшое родовое имение в Тульской губернии. В 1913 году в возрасте 58 лет после продолжительной болезни Всеволод Федорович скончался...
Однако история славного крейсера на этом не заканчивается. В 1904 году японцы приняли решение поднять «Варяг» со дна. Вопреки расчетам работы заняли больше года, обойдясь казне Японии в миллион иен, и закончились только в октябре 1905. Корабль отремонтировали и поставили в строй. «Варяг» получил новое имя – «Сойя». Любопытен тот факт, что на корме японцы сохранили первоначальное название гордого крейсера. Неординарное решение, нарушавшее традиции любой морской державы, было закреплено указом самого императора Муцухито. И это лучше всего характеризует то, как высоко ценила страна Восходящего солнца доблесть российских моряков. Проявленное бесстрашие и презрение к смерти полностью соответствовало духу самураев и кодексу чести Бусидо. А то, что русские являлись их врагами, мало что меняло. Таких противников японцы умели уважать и восхищались их мужеством. Крейсер «Сойя» использовался как наглядный пример для воспитания японских моряков. Каждую новую команду матросов-новобранцев или кадетов, прибывших учиться на него, выстраивали на палубе и рассказывали историю о том, как этот русский крейсер отказался сдаться, приняв бой с целой эскадрой.

Только в 1916 году во время Первой мировой войны Япония согласилась продать «Варяг» и еще ряд, захваченных ею, русских кораблей. После уплаты четырех миллионов иен 27 марта корабль вновь освятили и подняли наши флаги, гюйсы и вымпелы. На этот раз на доблестный крейсер была отправлена команда гвардейского экипажа. Когда команда приняла «Варяг», он был в ужасном состоянии, ремонта требовали почти все системы, механизмы и устройства. И вновь по всему судну начались бесконечные работы. В середине июня крейсер «Варяг» и линкор «Чесма» вышли из Владивостока. Им предстоял долгий путь в Средиземное море через Суэцкий канал. Аварии на «Варяге» происходили одна за другой, гвардейцы постоянно работали в авральном режиме. В конце августа наши корабли появились в Адене, где были перекрашены в боевой цвет. 8 сентября суда вышли в Средиземное море, где разделились. Линкор «Чесма» отправился в Александрию, а крейсер «Варяг» в Ла-Валетту, выполняя сложные противолодочные маневры. В начале октября он уже был в Атлантике. Вблизи Ирландии крейсер попал в страшный шторм, в трюме образовалась течь, и корабль чудом не отправился на дно. Также только благодаря везению «Варягу» удается избежать немецких подводных лодок. Хотя шедший в кильватере транспорт англичан, был уничтожен немецкой торпедой. 17 ноября крейсер добирается до России и останавливается у Александровска (нынче Полярный).

http://s9.uploads.ru/t/No0Y2.jpg

Японский крейсер «Соя» (1907—1916). В Ванкувере, 1909 год.

«Варяг» назначается флагманом судов, защищающий Кольский залив. Но поскольку он экстренно нуждается в ремонте, его было решено отправить в Англию. Одновременно предполагалось перевооружить корабль новыми орудиями. 25 февраля 1917 года «Варяг» отправился в Глазго. На борту корабля находились английские и французские офицеры, а также русские летчики, посылавшиеся на обучение к союзникам. Однако пока корабль плыл, в России произошла смена власти. Вечером 4 марта крейсер остановился в Ливерпуле, а утром экипажу объявили об отречении Николая II и основании Временного правительства. Через два дня тревожного ожидания русский консул, умолчав о мятежах в Гельсингфорсе и Кронштадте, поздравил моряков с обретенной свободой, объявив, что с этого момента к званиям младших чинов будет добавляться слово «господин».
В самом конце марта Великобритания подсчитала время и стоимость ремонтных работ на «Варяге» – двенадцать месяцев и 300 тысяч фунтов стерлингов. Вследствие этого в конце весны почти вся команда разъехалась. Часть из них отправилась в Америку получать купленные у США корабли, остальные – домой, в Россию. На крейсере осталось около дюжины моряков для охраны. Когда новое Советское правительство огласило о выходе нашей страны из Первой мировой войны, британцы арестовали в портах все отечественные корабли. В их числе оказался и безоружный «Варяг». На корабле спустили Андреевский флаг и заменили военно-морским стягом Великобритании. В начале весны 1918 года все пленные русские моряки оказались на свободе и отправились в Мурманск на португальском пароходе. А, поскольку Советы категорически отказывались от уплаты старых долгов, то «Варяг» был списан на слом.
Очевидно, своенравный корабль был решительно не согласен так закончить свою жизнь…. Очевидно, быть разрезанным на куски на заводе представлялось ему позорным…. Очевидно, он, столько лет, проведший в японском плену, кое-что перенял у восточной державы. В 1920 году по дороге на место разделки в заливе Ферт-оф-Клайд у берегов Шотландии легендарный «Варяг» попал в шторм и сделал себе харакири, выбросившись на скалы и вспоров днище. Попытки снять корабль к успеху не привели. Ни сразу, ни позже летом 1923 года, когда объединились сразу несколько немецких и английских компании. К осени 1924 года от корабля остался лишь перебитый надвое остов: носовая часть была заклинена скалами, а кормовая – скрылась под водой.
Летом 2003 года российскими аквалангистами проводились специальные работы по поиску останков крейсера в Ирландском море. Группа обнаружила разрушенный корпус «Варяга» в двух милях от шотландского поселка Ленделфут на глубине восьми метров. Им также удалось поднять на поверхность отдельные фрагменты прославленного корабля. В этой подводной экспедиции активное участие принял внук В. Ф. Руднева – Никита Руднев, живущий в настоящее время во Франции. 30 июля 2006 года в ближайшем населенном пункте от места последнего пристанища «Варяга», поселке Ленделфут состоялось торжественное открытие мемориальной доски.
13 июля 2009 года из Южной Кореи в Россию привезли ряд реликвий, связанных с подвигом наших кораблей в Чемульпо, которые 25 июля в канун Дня Военно-Морского Флота в рамках передвижной выставки «Крейсер «Варяг». Обретение реликвий» появились в Государственном Эрмитаже. А 11 ноября 2010 года в посольстве Российской Федерации в Сеуле мэр Инчхона вручил нашим послам, хранившийся в местном музее, гюйс крейсера «Варяг».
«Варяг» является самым знаменитым военным судном в истории Российского флота. О его подвиге написано много статей и книг, сложено песен, снято фильмов. И это справедливо, ведь свою историю надо знать и бережно хранить. А еще любить Родину, не забывать героев, не пожалевших для нее ни талантов, ни сил, ни жизней. Мы, живущие сегодня, обязаны быть достойны их светлой памяти.

Автор:Игорь Сулимов

23

Черноморские броненосцы: от "Поповок" до "Потёмкина".

Черноморские броненосные корабли второй половины XIX — начала XX века прошли долгий эволюционный путь — от первых небольших «поповок» до огромных эскадренных броненосцев, ставших сильнейшими кораблями на Чёрном море. На процесс этой эволюции повлияло множество факторов: непрерывный технический прогресс, растущие возможности российского судостроения, непомерные амбиции некоторых высших морских чинов, постоянный недостаток средств в бюджете страны и вечное стремление чиновников «к экономии». В результате, за 34 года было построено десять кораблей, которые составляли основу боевой мощи Черноморского флота. О них мы и расскажем сегодня.

http://sd.uploads.ru/t/B80bM.jpg

«ПОПОВКИ» — ПЕРВЫЕ ЧЕРНОМОРСКИЕ БРОНЕНОСНЫЕ КОРАБЛИ

Крымская война 1853-1856 гг. завершилась поражением Российской империи. По Парижскому мирному договору наша страна лишалась Черноморского флота, морских баз и крепостей на Чёрном море. Было разрешено лишь иметь флотилию из 10 небольших судов. Император Александр II начал проводить в стране либеральные реформы, они затронули и Российский императорский флот. На Балтике началось строительство паровых броненосных кораблей береговой обороны. А в 1876 г. в состав флота вошёл первый мореходный броненосец «Пётр Великий» — сильнейший боевой корабль в мире. Начинается строительство броненосцев. На Чёрном море всё было иначе.
Руководство Морского министерства неоднократно планировало начать строительство военных кораблей на юге. Но всякий раз решение вопроса откладывалось из-за разных причин: наша страна была вынуждена соблюдать международные договоры, в казне хронически не хватало средств, на Чёрном море не было ни одного судостроительного завода, который был готов построить относительно крупный корабль, а военное руководство никак не могло окончательно выбрать проект броненосного корабля. Тем временем Османская империя стремительно наращивала свой флот.
В конце 1870 г., когда Франция была разгромлена Пруссией, ситуация изменилась. Россия, использовав благоприятный момент, в январе 1871 г. объявила об отмене условий Парижского договора. Теперь ничто не сдерживало кораблестроение и началось восстановление боеспособности Черноморского флота. Первым делом решено построить четыре корабля береговой обороны. Сначала думали о постройке мониторов типа «Ураган», потом хотели строить броненосные лодки, аналогичные балтийскому «Смерчу» или «Русалке». Но на юге у России по-прежнему не было ни одной верфи. Поэтому первый черноморский броненосный корабль было решено строить в Санкт-Петербурге. Вместо мониторов или башенных фрегатов «под шпилем» решили построить четыре корабля круглой формы. Продвигал этот проект автор «Петра Великого» контр-адмирал А.А. Попов, который обладал непререкаемым авторитетом. Ему удалось убедить военное руководство строить для Чёрного моря круглые корабли с целью экономии казённых средств и даже «Высочайше одобрить» свой проект. Император назвал такие корабли «поповками». Так они и вошли в историю флота, став самыми необычными русскими кораблями.
Вскоре в Новом Адмиралтействе началась подготовка к строительству первой «поповки». Работы начались в феврале 1871 г. С апреля велась сборка корпуса на болтах, она шла и днём, и ночью. 17 декабря состоялась официальная закладка в присутствии императора. Первый корабль назвали «Новгород». К этому времени корпус был почти готов. К январю 1872 г. его разобрали и начали отправку на Чёрное море для окончательной сборки. В марте первая партия деталей была доставлена на берег реки Ингул в Николаевское адмиралтейство. Немедленно началась сборка, но она растянулась более чем на год. На стапеле работало мало рабочих, не хватало станков, не было достаточного числа инструментов и оборудования, т.е. адмиралтейство не было готово даже к таким работам. Лишь 21 мая 1873 г. «Новгород», со всеми механизмами и бронёй, был спущен на воду. Начались испытания необычного корабля, которые растянулись ещё на год. Во время испытаний в конструкцию «поповки» непрерывно вносились многочисленные изменения и улучшения. Одновременно проводились стрельбы и пробные плавания по Чёрному и Азовскому морям. В них её обязательно сопровождала шхуна-конвоир «на всякий случай». В 1874 г. «Новгород» приняли в состав Черноморского флота.

http://sh.uploads.ru/t/l9wRK.jpg

«Вице-адмирал Попов» — вторая «поповка». Благодаря увеличенным размерам (3550 т вместо 2491 т, 36,5 м вместо 30,8 м) конструкторы разместили 2х305-мм вместо 2х280-мм и улучшили конструкцию корабля.

Строительство второй «поповки», которую назвали «Киев», началось на берегу реки Ингул в январе 1872 г. Её планировали построить по первоначальному проекту, но в марте А.А. Попов убедил военное руководство внести в него изменения и работы на стапеле приостановили. По новому проекту выросли размеры корабля, благодаря этому разместили более мощную и совершенную паровую машину, усилили вооружение и бронирование. Лишь осенью 1873 г. начались работы по удлинению старого стапеля, т.к. корпус второй «поповки» по новому проекту был на 6 метров больше, чем у головной. Старый корпус разобрали. Новый корабль начали строить и назвали «Вице-адмирал Попов». Работы возобновили лишь весной 1874 г. 27 августа 1874 г. состоялась официальная закладка в присутствии императора. Строительство вызвало много трудностей, поставки брони и механизмов задерживались, не хватало рабочих и оборудования. 25 августа 1875 г. корпус спустили на воду. Ещё почти год ушёл на достройку, т.к. механизмы и часть брони строителям пришлось ждать от поставщиков. В июне 1876 г. начались испытания «Вице-адмирала Попова», в августе его спешно приняли в состав флота, т.к. ситуация на Балканах обострилась и страна готовилась к войне. Во время службы в конструкцию «поповок» вносились многочисленные изменения. От постройки ещё двух «плавающих блюдец» отказались из-за недостатка бюджетных средств и конструктивных недостатков кораблей, которые выявились во время плаваний и стрельб. Есть известная легенда, что после каждого выстрела главным калибром начиналось вращение «поповки» вокруг своей оси. Её опровергли, но «осадок остался». Предложение о постройке других броненосных кораблей для Чёрного моря, к сожалению, не встретило понимания у военного руководства — в бюджете не хватало средств и их строительство отложили на неопределённый срок.
12 апреля 1877 г. началась очередная русско-турецкая война. Вооружение «поповок» максимально усилили («Новгород» получил 2х87-мм орудия, 2 скорострельных пушки Энгстрема, 2 картечницы Гатлинга и 6 шестовых мин, на «Вице-адмирала Попова» установили 8х87-мм орудий, кар-течницу Гатлинга и 6 шестовых мин), но их боевая ценность оставалась крайне сомнительной. В июне «Новгород» и «Вице-адмирал Попов» совершили поход в Очаков, в июле к Киликийскому гирлу Дуная, но противника не обнаружили. Остальное время они входили в состав «активной обороны Одессы», но кораблей противника не встречали. «Горячие головы» в военном руководстве предлагали отправить «поповки» в крейсерство, но их отговорили. А других боевых кораблей у Российской империи на Чёрном море не было и с турецким флотом пришлось воевать вооружённым пароходам РОПиТ и минным катерам. Русская армия действовала успешно, наши войска дошли до пригородов Стамбула. В феврале 1878 г. война завершилась поражением Османской империи, но наша страна не смогла воспользоваться этой победой — из-за «помощи» европейских держав. Черноморские проливы остались турецкими. «Поповки» продолжили службу на Чёрном море. В 1892 г. по новой классификации они стали броненосцами береговой обороны. За два десятилетия службы их неоднократно модернизировали, корабли изредка совершали походы вдоль побережья, но моряки всё равно смотрели на них с усмешкой.

                                          ЧЕТЫРЕ ПЕРВОКЛАССНЫХ ЧЕРНОМОРСКИХ БРОНЕНОСЦА.

В 1882 г. новым руководителем Морского министерства стал адмирал И.А. Шестаков. Он лично разрабатывал проекты броненосных кораблей, контролировал их проектирование и строительство, постоянно вмешивался в процесс создания и неоднократно вносил «правку». При нём была разработана двадцатилетняя программа развития флота. По ней Черноморский флот должен был получить 8 эскадренных броненосцев, 2 крейсера и 19 миноносок. На это выделяли значительную сумму в 67 238160 рублей. Позднее в планы добавили 6 эсминцев и 6 канлодок. Разработка проекта черноморского броненосца началась в августе 1882 г. Вместо «Петра Великого» было решено разработать новый проект броненосца. Взамен башен, которые признавались дорогостоящей «роскошью», новые корабли получили по три двухорудийные барбетные установки, в которых разместили 305-мм орудия образца 1877 г. (весом 43 т каждое). Для экономии водоизмещения конструкторы создали укороченный броневой пояс по ватерлинии, отказались от четвёртой пары 305-мм орудий и броневой защиты 152-мм орудий. Были внесены изменения в систему бронирования кораблей — броневой пояс значительно удлинили и расширили, железные плиты были заменены на сталежелезные. Это было далеко не последние изменения, которые были внесены в конструкцию кораблей, «улучшения» продолжились уже в процессе постройки.

http://s8.uploads.ru/t/UC1xb.jpg

Таким был Черноморский флот в начале своего возрождения после поражения в Крымской войне. На первом плане миноноски на слипе на берегу, на заднем плане «поповки» — слева «Вице-адмирал Попов», справа «Новгород». Севастополь, начало 80-х годов XIX века.

Строительство трёх однотипных броненосных кораблей начали в июле 1883 г. на верфи Николаевского адмиралтейства («Екатерина II») и на верфи РОПиТ в Севастополе («Чесма» и «Синоп»). Официальная закладка состоялась в сентябре 1884 г. Опыт строительства «поповок» пошёл ни-колаевцам на пользу, но не все механизмы новых кораблей были отечественными. Российские заводы были не в состоянии поставить броню сразу для трёх броненосцев и контракт заключили с англичанами, которые в своё время успешно поставили плиты для «Петра Великого». За два года фирма «Камель и К0» должна была поставить 412 плиты для трёх кораблей (по 137 на корабль +1 для опытных стрельб). В Англии также заказали машины для севастопольских кораблей, для «Екатерины II» их изготавливал Балтийский завод. 6 мая 1886 г. в Севастополе в присутствии императора Александра III спустили на воду «Чесму», 11 мая в Николаеве состоялся спуск «Екатерины II». 20 мая 1887 г. на воду сошёл «Синоп». Начались продолжительные работы по достройке, и в конце 1887 г. корабли сосредоточили в Севастополе для отделки и вооружения. На броненосцы уже устанавливали вооружение и бронирование, а руководство всё ещё вносило изменения в проект. На «Чесме», например, пришлось срезать по палубу уже установленный каземат. Зато, из-за задержек в строительстве, на ней разместили новейшие 35-калиберные 305-мм орудия. «Синоп» и «Екатерина II» получили старые 30-калиберные орудия образца 1877 г. Их дополняли 7х152-мм, 8х47-мм, 4х5х37-мм и две десантных пушки. Период достройки и швартовых испытаний «Екатерины II» продлился 18 месяцев, она вышла на ходовые испытания лишь в мае 1889 г. «Чесму» к этому времени уже «приняли в казну». «Синоп» вышел на ходовые испытания весной 1890 г., т.к. готовность задерживал срыв сроков поставки главных машин английской фирмы «Непир и сыновья». Три новейших броненосных корабля с восемнадцатью 305-мм орудиями после вступления в строй стали основой Черноморского флота.

http://s5.uploads.ru/t/JgWRs.jpg

Эскадренный броненосец «Синоп» на бочках в Севастополе. Это третий корабль типа «Екатерина II», который составлял основу Черноморского флота. Хорошо видно роскошное носовое украшение корабля

В 1888 г. руководством было решено пятый черноморский броненосец строить также по типу «Екатерины II», т.к. другого проекта просто не было. В него хотели внести множество изменений, но в результате строительства получился немного улучшенная «Чесма». Он также получил новейшие 35-калиберные 305-мм орудия. Новый корабль, который назвали «Георгий Победоносец», начали строить на верфи РОПиТ в Севастополе в марте 1889 г. 26 февраля 1892 г. его спустили на воду. В 1893 г. он совершил первое плавание с эскадрой. Одновременно на корабле продолжались различные испытания и устранялись многочисленные недоделки. В результате реализации судостроительной программы Черноморский флот получил полноценную эскадру из четырёх однотипных кораблей. Но их построили с массой недостатков: со значительной перегрузкой (около 650 т), при стрельбе из орудий главного калибра палуба и корпус получали повреждения, т.е. свободно стрелять орудия могли лишь на траверз. А при наведении четырёх 305-мм орудий на один борт броненосцы получали значительный крен. В 1892 г. они стали называться эскадренными броненосцами по новой классификации. Их главной задачей считалось уничтожение укреплений в проливе Босфор — мощные орудия главного калибра могли подавить турецкие батареи и обеспечить высадку десанта. В конце 80 — начале 90-х гг. XIX в. наши военные стратеги разработали несколько планов по захвату черноморских проливов. Были подготовлены войска и артиллерия для десанта, транспорт для их перевозки. Все необходимые боеприпасы, оборудование и припасы лежали на складах в Одессе и Севастополе. Оставалось лишь отдать приказ о начале операции, но императора Александра III не зря звали Миротворец, а его сын Николай II не решился на конфликт с европейскими державами. Русская экспедиция по захвату Босфора так и не состоялась. Тем не менее, броненосцы типа «Екатерина II» долгое время были сильнейшими броненосцами на Чёрном море. Два десятилетия они принимали самое активное участие в учениях и манёврах флота, проводили многочисленные артиллерийские и торпедные стрельбы, осуществляли минные постановки (с плотиков), высаживали десанты, совершали продолжительные походы по Чёрному морю, посещали порты, на них проводили опыты со связью, с броненосцев запускали воздушные шары и змеи. Они были «лицом» Черноморского флота, символом его возрождения после Крымской войны.

                                           ДВА БРОНЕНОСЦА ВМЕСТО ПЯТНАДЦАТИ.

В 90-е годы XIX века в кают-компаниях черноморских кораблей был популярен такой анекдот: «Запрос в английском парламенте: «А известно уважаемым лордам, что Россия приступила к постройке 15 броненосцев на Чёрном море? Они будут названы именами двенадцати апостолов и трёх святителей. Ответ: «Нет, неизвестно». Следуя этой логике, на рубеже XIX-XX веков Черноморский флот должны были пополнить пятнадцать броненосцев, а на самом деле его пополнили лишь два корабля; «Двенадцать апостолов», «Три святителя».
В 1886 г. началось проектирование четвёртого черноморского броненосца, который назвали «Двенадцать апостолов». Он стал «лебединой песней» адмирала И.А. Шестакова. В качестве прототипа при проектировании был использован «Император Александр II», но на новый «малостоящий» (по аналогии с балтийскими) корабль руководство захотело установить 4х305-мм, 2х229-мм и 2x152-мм орудия. А в одном из проектов предусматривалось размещение аж восьми 229-мм орудий. Работы по строительству начались в Николаеве в феврале 1888 г. Но вскоре они приостановились, т.к. проект был изменён—теперь решено вооружить корабль 4х305-мм и 8x152-мм орудиями. Главный калибр было решено размещать в барбетных установках. Официальная закладка состоялась 9 августа 1889 г., на воду «Двенадцать апостолов» спустили 1 сентября 1890 г. Началась достройка, которая затянулась на три года — ещё продолжалась «правка» проекта, а контрагенты традиционно срывали сроки поставок. Заказ брони получила фирма «Камель и К0», но она поставила плиты не в 1890 г. (как в контракте), а затянула выполнение работ аж до 1892 г. из-за спешных заказов британского адмиралтейства. В апреле 1892 г. корабль перевели для достройки в Севастополь. Осенью начались испытания броненосца, а весной 1893 г. «Двенадцать апостолов» начал ходить в плавания с эскадрой. Вскоре его приняли «в казну», но он так и не смог достичь контрактной скорости из-за малой мощности паровых машин. Новый «малостоющий» броненосец был более мореходным и обладал лучшими ходовыми качествами, чем корабли типа «Екатерина II», но был слабее вооружён (4х305-мм, 4x152-мм, 12х47-мм, 4х5х37-мм и два десантных орудия) и намного хуже бронирован.

http://s5.uploads.ru/t/zHFor.jpg

Эскадренный броненосец «Двенадцать апостолов» — единственный «малостоящий» броненосец Черноморского флота.

Пятым броненосцем стал «Георгий Победоносец» (типа «Екатерина II»), а шестым Черноморский флот пополнили «Три святителя». Этот корабль можно назвать первым черноморским броненосцем классического типа. Его проектирование началось в сентябре 1890 г., но первоначальный проект был отклонён флотским руководством. За основу нового варианта был взят «Наварин», а в качестве зарубежного аналога начальство ориентировалось на английский «Трафальгар». В результате, при разработке проекта значительно выросло водоизмещение и размеры броненосного корабля, было усилено его вооружение и усовершенствовано бронирование. Последнее несколько раз менялось в ходе строительства из-за непрерывного технического прогресса. В результате, окончательный заказ на броневые плиты для броненосца получили целых три иностранных фирмы. Ряд механизмов и устройств для броненосца также заказали за границей — часть брони, машины и котлы в Англии, румпель и баллер руля в Германии, броневые плиты во Франции. Главный калибр дополняли 8x152-мм, 4х120-мм, 10х47-мм, 8х5х37-мм, 4 пулемёта и два десантных орудия. Строительство началось в Николаеве в начале 1891 г., но сначала пришлось реконструировать эллинг №7, т.к. новый броненосец в него не влезал. Официальная закладка состоялась лишь 4 сентября 1892 г. В процессе постройки «правка» проекта продолжалась. Корпус спустили на воду 31 октября 1893 г. Началась достройка, но и во время этих работ в проект ещё продолжали вноситься изменения. В результате, лишь в 1896 г. начались испытания броненосца, в начале 1897 г. его «приняли в казну». Он стал самым крупным и мощным броненосцем на Чёрном море и оставался таким до 1905 г.

                                                                    В ПОИСКАХ ИДЕАЛА.

Седьмым черноморским броненосцем стал «Ростислав». В этот раз руководство решило построить небольшой корабль с мощным вооружением, хорошей мореходностью и малой осадкой, который мог бы действовать у берегов противника — уничтожать батареи, поддерживать десант и войска. Работа над проектом началась в 1892 г. Оно продолжалось более года, каждый вариант вызывал ожесточённые споры, т.к. в 6000 т водоизмещения не удавалось вместить вооружение, бронирование, машины и механизмы. В результате, было решено пожертвовать артиллерией: вместо 305-мм на нём размещались 254-мм орудия. Приводы башен ГК сделали электрическими вместо гидравлических, средний калибр (8x152-мм) также разместили в двухорудийных башнях. Их дополняли 12х47-мм и 16х37-мм орудий. В январе 1894 г. в Николаеве начались работы по строительству. Официальная закладка состоялась 6 мая 1895 г. Корпус спустили на воду 20 августа 1895 г. Началась достройка, но ряд поставщиков традиционно срывали сроки выполнения работ. Особенно долго ждали поставку 254-мм орудий с Обуховского завода. Испытания броненосца начались в октябре 1898 г. Они сопровождались устранением многочисленных дефектов и растянулись на два года. В 1900 г. его «приняли в казну», он начал ходить в плавания, но и после этого доделки продолжались. Изящный броненосец стал флагманом Черноморского флота, его просторный адмиральский салон, комфортный мостик и уютные каюты полюбились флагманам всех рангов. К сожалению, за годы безупречной службы «Ростислава» не обошлось без ЧП — в ночь с 29 на 30 мая 1909 г. у входа в Севастополь он протаранил подводную лодку «Камбала». Она разломилась на две части и мгновенно затонула, погибло 20 подводников.

http://s9.uploads.ru/t/MIHxp.jpg

Эскадренный броненосец «Три святителя» — единственный низкобортный (корабль мониторного типа) на Чёрном море. В носу корабля хорошо виден бушприт для удобства постановки на бочку.

Восьмым черноморским броненосцем стал всемирно известный «Потёмкин». Точнее говоря «Князь Потёмкин-Таврический». Разработка проекта началась в 1895 г. В качестве прототипа выступали «Три святителя» и «Пересвет», зарубежным аналогом выступал «Маджестик». Новый корабль должен был стать самым мощным на Чёрном море. Военное руководство вернулось к 305-мм орудиям. Планировалось улучшить мореходность (за счёт полубака) и усилить бронирование. Проектирование продолжалось до мая 1897 г. Его строительство началось в Николаеве в декабре 1897 г., официальная закладка состоялась 28 сентября 1898 г., корпус спустили на воду 26 сентября 1900 г. Достройка, традиционно для отечественных верфей, затянулась на несколько лет. Особенно затянули с поставкой орудий и башен ГК. Лишь осенью 1903 г. «Потёмкин» вышел на испытания. К лету 1905 г. они были завершены, но «принятию в казну» помешало известное восстание.
14 июня 1905 г. на Тендре, где должны проходить артиллерийские стрельбы, моряки «Потёмкина» начали восстание из-за плохого питания. Они захватили оружие, и на корабле началась перестрелка. В результате было убито 6 офицеров и 1 матрос. Броненосец оказался в руках восставших. На его поиски послали эскадру, 17 июня они настигли корабль и состоялся знаменитый «немой бой». Мятежный корабль продолжил скитания по Чёрному морю (он заходил в Одессу и Феодосию), а закончились они в румынском порту Констанца. Моряки сошли на берег и стали эмигрантами. 26 июня за кораблём пришли броненосцы «Чесма», «Синоп» и 4 миноносца. 1 июля его «под конвоем» привели в Севастополь. 6 октября броненосец переименовали в «Пантелеймон».
Он принял участие в ноябрьских событиях в Севастополе. Часть кораблей флота подняла красные флаги, ими командовал отставной лейтенант П.П. Шмидт. Броненосец был захвачен восставшими матросами, но активного участия в восстании не принимал. Главную роль в тех событиях играл крейсер «Очаков». Восстание было жестоко подавлено. Верные правительству корабли, крепостные орудия и полевая артиллерия расстреляли корабли мятежников. В этом принял участие броненосец «Ростислав», который выпустил по «Очакову» 2х254хмм и 16x152-мм снарядов.

                                                                 ПЕРЕД ВОЙНОЙ.

Введение в состав новых броненосцев позволило флотскому руководству начать избавляться от старых кораблей. Первыми «под нож» были отправлены «поповки». Они находились в составе Черноморского флота вплоть до 1903 г., но, в основном, корабли стояли в Южной бухте Севастополя. Они были сданы в порт на хранение и исключены из списков флота. «На иголки» их корпуса пустили лишь в 1912 г. Следующим из боевого состава флота в 1911 г. был выведен «Двенадцать апостолов», который несколько лет стоял в отстое в Южной бухте. Он использовался для учебных целей, как склад и плавбаза подводных лодок. Его переоборудовали в минный склад и поставили в Сухарной балке Севастополя, в его трюмах хранился флотский минный арсенал.

http://s3.uploads.ru/t/BcZJG.jpg

«Ростислав» в море. Этот корабль считался одним из красивейших кораблей Российского императорского флота

http://s8.uploads.ru/t/DvQhO.jpg

Спуск на воду «Князя Потёмкина-Таврического», Николаев, 26 сентября 1900 г.

конце первого десятилетия XX века возник вопрос о дальнейшей судьбе броненосцев типа «Екатерина II» — корабли морально и физически устарели и не соответствовали новым стандартам. На их содержание уходили значительные средства. Из-за дефицита бюджета так и не был положительно решён вопрос о модернизации этих броненосцев. Первый подобный проект был разработан ещё в конце XIX века, но дальше разговоров дело не пошло. Теперь было разработано несколько проектов их модернизации до уровня самых современных броненосцев, а также несколько вариантов переоборудования. Их долго обсуждали, высокие военные чины спорили и «ломали перья», конструкторами разрабатывались всё новые варианты, переписка по этим вопросам занимала целые шкафы, на неё были истрачены тонны бумаги, но средств для проведения работ так и не было выделено. Корабли вывели в резерв. Вместо резервной эскадры флот получил два вспомогательных корабля. «Синоп» стал учебно-артиллерийским кораблём и был перевооружён. На него установили 4х203-мм, 12x152мм, 2х47-мм и 4 пулемёта. «Георгий Победоносец» перевооружили восемью новыми 152-мм орудиями и использовали как брандвахту в Севастополе. Он стоял на бочках неподалёку от Графской пристани.
Остальные броненосцы типа «Екатерина II» было решено списать. К сожалению, в военном руководстве не нашлось ни одного дальновидного «государственного человека», который предложил другой вариант их использования. Дело в том, что черноморские порты были практически беззащитны от атак с моря. И для их защиты можно было бы установить эти корабли в качестве брандвахты и плавучей батареи. С бывших броненосцев можно было снять машины, заменить бронирование и полностью перевооружить. С сокращёнными экипажами они могли бы оберегать спокойствие Одессы, Новороссийска и других черноморских портов. Этот проект не требовал столь значительных средств и значительно укрепил бы оборону страны на юге. Но было решено иначе и в 1907 г. из состава флота вывели «Екатерину II» и «Чесму». Теперь их именовали «Исключённые суда № 3 и № 4», их корпуса ещё послужили Российскому императорскому флоту.
Достаточно скромный военный бюджет страны не позволял проводить полноценную боевую подготовку всем кораблями флота, и значительная часть была вынуждена долгое время находиться в т.н. «вооружённом резерве». Боевой учёбой черноморцы занимались весной, летом и осенью, а зимой проводили ремонт, корабли доковались и т.д. С каждым годом ситуация на Балканах ухудшалась и, соответственно, с каждым годом и напряжённость боевой подготовки черноморцев возрастала.

http://sg.uploads.ru/t/R4XnU.jpg

«Пантелеймон» в море. Это имя «Потёмкин» получил после восстания по личному приказу императора Николая II.

Автор:Алексей Царьков, журнал «Оружие»

24

http://s7.uploads.ru/t/QEfYG.jpg

                                      Крейсер "L"

В один из будних дней апреля 1958 года, портовые буксиры развернули огромный корпус списанного на металл крейсера носом в сторону Морского канала и неторопливо повели его к последнему причалу - на Кронштадтское кладбище кораблей. Яркое весеннее солнце ласково грело борта, отражалось в многочисленных иллюминаторах, остатки демонтированных надстроек отбрасывали причудливые тени на палубу, где из-под содранной шаровой краски, местами тускло отсвечивала броня марки «Вотан». Боевая служба одного из самых необычных кораблей Советского ВМФ закончилась.
В начале 30-х годов большинство ведущих морских держав вступили в так называемую «крейсерскую гонку» - строительство хорошо бронированных крейсеров, не попадающих под ограничения «вашингтонских соглашений». 16 марта 1935 года Адольф Гитлер объявил о денонсации мирного договора, подписанного поверженной Германией после окончания Первой Мировой войны, и приступил к спешному вооружению Третьего Рейха. Руководство Кригсмарине ясно отдавало себе отчёт, что догнать основного потенциального противника на море - Великобританию по численности и мощи боевых надводных кораблей не удастся. Поэтому вместо строительства чудовищно дорогих и ресурсозатратных дредноутов, немцы разработали концепцию постройки тяжёлых крейсеров и «карманных линкоров», способных к длительным походам и действиям в качестве одиночных рейдеров. Официально Германия не была скована рамками «вашингтонского договора» в тоннаже кораблей и калибре артиллерии, однако, чтобы не вызывать раздражения ведущих западных государств, фюрер и глава Кригсмарине Гроссадмирал Эрих Рёдер официально объявили о планах строительства 5 крейсеров типа «Admiral Hipper» водоизмещением в 10 000 тонн с орудиями главного калибра в 150 мм. Разработка данного типа судов была начата осенью 1934 , однако при воплощении замысла стало ясно, что в заявленные рамки уложиться не удаётся. Установка более лёгких «стопятидесятимиллиметровок» не давала большого уменьшения тоннажа, однако заметно снижала параметры бронепробиваемости, также периодически возникали вопросы по поводу выбора типа и способов монтажа главной силовой установки, оставалась неразрешённой масса других мелких, но не менее существенных, технических проблем. Окончательно наплевав на разные соглашения и ограничения, руководство Рейха приняло соломоново решение строить суда водоизмещением в 15-20 тысяч тонн, вернуться к классическому калибру в 203 мм с компоновкой по два орудия в 4 орудийных башнях, минимальная толщина брони главного пояса 80 мм. Головное судно данного проекта (условное обозначение «крейсер Н») было заложено в июле 1935 года на верфи «Блум и Фосс» в Гамбурге, в августе «Дойче Верке» в Киле приступила к постройке второго корабля из этой же серии (крейсер G), третий заказ (крейсер J) взяла на себя компания «Германия», принадлежащая семейству Круппов. Четвёртый (K) и пятый (L) крейсера начали собирать на фирме «Дешимаг АГ Вессер» в Бремене соответственно в декабре 1936 и в августе 1937 года.
С приходом Гитлера к власти, тесное сотрудничество в экономической и военной сфере, бывшее между молодым Советским государством и Веймарской республикой, пошло на спад. Чтобы разрядить возникшую напряжённость между двумя державами, СССР начал искать пути сближения с Германией, путём заключения ряда торгово-экономических контрактов. В результате приложенных усилий, 9 апреля 1935 года было подписано «Соглашение между правительством СССР и правительством Германии о дополнительных заказах СССР в Германии и финансировании этих заказов Германией». В соответствии с ним советская сторона получила право разместить под гарантию правительства Рейха заказы германским промышленникам на 200 млн. марок. Эти заказы должны были представлять собой оборудование для фабрик, машины, аппараты, изделия электропромышленности, оборудование нефтяной и химической индустрии, транспортные средства, оборудование лабораторий и т.д. Сюда же входила и техническая помощь. Реально по этому кредиту СССР получил из Германии заводского оборудования и других товаров на 151,2 млн. марок. Поставки советских товаров в покрытие кредита должны были начаться с конца 1940 года, а закончиться в 1943 году.
19 августа 1939 года, за несколько дней до визита Иоахима фон Риббентропа в Москву на подписание знаменитого «Пакта о ненападении», советским правительством было получено принципиальное соглашение германской стороны на выделение ещё одного кредита на сумму около 200 млн. марок, предусматривающего, в том числе, возможность закупки в Германии самого современного вооружения. В конце сентября для ознакомления с новейшими образцами немецкой военной техники, в Берлин прибыла представительная делегация из 48 человек, включавшая в себя не только дипломатов, но и множество ведущих специалистов в области танкостроения, авиастроения и других отраслей. Возглавлял делегацию нарком И.Ф. Тевосян. Следуя весьма разумному решению Сталина, что "Корабль, купленный у предполагаемого противника, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага", особое внимание уделялось попыткам приобрести большие боевые корабли. Рассматривалось множество вариантов, однако немецкая сторона неохотно шла на уступки и после длительных переговоров Германия поступилась только одним кораблём - тяжёлым крейсером «Лютцов», строящимся на судоверфи Бремена. В результате Советский Союз получил, пусть и в 50 % готовности, но вполне современную боевую единицу. И вот 11 февраля 1940 года состоялось подписание договора о покупке «Лютцова», получившего от советской стороны название «Проект 53», за 104 млн. марок. 15 апреля «покупка» в сопровождении двух морских буксиров медленно отвалила от достроечной стенки фирмы «Дешимаг» и 31 мая ошвартовалась в Ленинграде у причала Балтийского завода №189. Вместе с крейсером прибыла команда немецких специалистов инженеров и техников, численностью около 70 человек под руководством контр-адмирала Отто Фейге.
По германо-советским планам окончательный ввод крейсера в строй был запланирован на 1942 год, однако, намеченные графики работ неожиданно стали нарушаться из-за срыва поставок оборудования и материалов германской стороной, а также фактами прямого неисполнения своих обязанностей и умышленной волокиты немецких технических специалистов. В советской и российской историографии неоднократно утверждалось, что немцы сознательно шли на нечестную игру. Война с Советской Россией была практически решена, и помогать вооружаться будущему врагу Германия явно не собиралась. На умышленный саботаж со стороны немцев указывают многочисленные свидетели и очевидцы. Заместитель начальника цеха Балтийского завода Б.П.Фаворов, в своей книге воспоминаний «На стапелях под огнём» пишет следующее: «Вот так, постепенно, день за днём, выполнение работ на корабле задерживалось, плановые сроки срывались. Такая тактика представителей немецких фирм, естественно, наводила нас на мысль, что всё это делается с определённым умыслом, чтобы как можно больше задержать достройку и ввод крейсера в строй. Расчёт при этом был такой: без немцев мы сами, дескать, не справимся с достройкой «Лютцова». Ему вторит бывший старшина С.Я Прикот, служивший до июля 1941 года на корабле котельным машинистом: «Немцы недопоставили ряд важных деталей. Например, стыки на трубопроводах гофрированные. А давление пара там было 52 кг. На наших заводах такие стыки изготовить в короткие сроки было невозможно. А пар не дать! Значит, корабль без хода. Один насос для питания котлов не был поставлен, насос был со старого крейсера, мы это обнаружили, и насос отослали обратно в Германию. Нового так и не поставили. Значит, они делали это умышленно». Документальные свидетельства германской стороны говорят об обратном. Так, например, курировавший советско-германские экономические связи, чиновник МИД Германии Карл Юлиус Шнуре, в подготовленном для своего начальства меморандуме от 15 мая 1941 года, сообщал следующее: «Строительство крейсера “L” в Ленинграде продолжается в соответствии с планом, германские поставки приходят по расписанию» (Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне.) Т.1. Накануне. Книга 2. «1 января — 21 июня 1941 г». Случающиеся перебои в снабжении немцы вполне обоснованно объясняли объективными причинами: продолжающейся войной с Англией, из-за чего возникли трудности с материалами, поток которых был срочно перенаправлен на нужды фронта, и дефицитом квалифицированной рабочей силы из-за массового призыва промышленных рабочих в армию.

Тем не менее, работы по вводу корабля в строй продолжались. В носовой и кормовой башнях на штатные места были установлены 203 мм орудия, из Германии прибыли 20 и 37 мм зенитные автоматы, постепенно вводилось в строй необходимое силовое оборудование. Несмотря на массовый отъезд немецких специалистов и недостаток необходимых деталей, рабочие завода и команда, во главе с капитаном 2 ранга А.Г. Вонифатьевым, прилагала все усилия, чтобы привести крейсер в боеспособное состояние. К 22 июня 1941 крейсер находился в 70% готовности, к этому времени над корпусом возвышался первый уровень надстройки, носовая и кормовая нижние башни, основание ходового мостика, труба и нижняя часть грот-мачты. На август были намечены ходовые испытания. «Петропавловск» был укомплектован на 100% офицерским составом и на 60-70% старшинами и матросами, общая численность экипажа составляла около 1000 человек.

http://s7.uploads.ru/t/04UkL.jpg

Недостроенный "Лютцов" ведет огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам.

В ночь с 21 на 22 июня команду корабля подняли по тревоге: было объявлено о необходимости принять и разместить на крейсере 50 человек с затонувшего эсминца «Гневный». С прибывших грузовиков стали спускаться измученные люди, многие полураздеты, некоторые не могли идти сами, и товарищи вели их под руки. На вопросы встревоженных моряков, о том, что случилось, кто-то из вновь прибывших коротко выдохнул: «Война..».
С первых дней Балтийский флот активно включился в борьбу с захватчиками. В Ленинграде, по приказу Народного Комиссара ВМФ Н.Г. Кузнецова, 5 июля 1941 года был организован штаб Морской обороны Ленинграда и Озёрного района, командующим был назначен контр-адмирал Ф.И.Челпанов. Были приняты энергичные меры к оборудованию дополнительных позиций береговых батарей, ускоренному вводу в строй стоящих на ремонте боевых кораблей, формированию отрядов морской пехоты. В ряды морских пехотинцев влились две роты «петропавловцев». Старшина С.Я.Прикот вспоминал об этом так: « Итак, приняли решение крейсер законсервировать. Главный калибр приготовить для ведения стрельбы, специалистов электромеханической части - на фронт. И тут же во дворе зачитывают: "…Список батальона крейсера "Петропавловск". Командир батальона - капитан-лейтенант Сочейкин. Три шага из строя! Первая рота: командир роты старший инженер-лейтенант Шефер. Три шаги из строя! Первый взвод. Командир взвода лейтенант Ершов!…" Буквально так нам читали приказ, и так все выходили. "Первое отделение, помкомвзвода - старшина Прикот!" Вышел, встал. Моих матросов, подчиненных тоже зачитали. Двенадцать человек под моим началом. Все друг друга знали, поэтому и держались вместе. Со следующего дня мы ходили на завод, консервировали крейсер, все маслом заливали, бирки прикрепляли. А вечером - с учебными винтовками к дворцу имени Кирова, к тому, куда на танцы ходили - на сухопутную подготовку. Это длилось до июля месяца, дней двадцать. И после этого выдали оружие: на 12 человек отделения 2 ручных пулемёта, остальные все, кроме командира отделения, получили винтовки СВТ плюс гранаты. У меня, как командира отделения, ППД, как на финской». Разумеется, отправка высококлассных специалистов, на подготовку которых флот затратил не один год, рядовыми в пехоту - верх расточительности, однако у советского командования не было выбора: враг рвался к Ленинграду. На крейсере остались лишь артиллеристы и немного моряков из различных судовых служб, необходимых для поддержания жизнеобеспечения судна. Спешно монтировалась судовая электростанция, продолжалась доделка механизмов подачи снарядов и прочие необходимые работы для ведения успешного артиллерийского огня. 15 августа 1941 года на крейсере, получившем наименование «Петропавловск», был поднят Военно-морской флаг РККФ и, в соответствии со своим состоянием, судно включили в отряд строящихся кораблей КБФ вместе с эсминцами «Опытный», «Строгий» и «Стройный».

http://sg.uploads.ru/t/JosgT.jpg

Рис. Эсминец "Опытный" ведёт огонь по врагу

Штабом обороны города было принято решение перевести «Петропавловск» на позицию для стрельб в район Угольной гавани. Так как крейсер не имел высоких надстроек, его удалось относительно хорошо замаскировать: корпус судна «терялся» среди различных береговых сооружений. Корабль подвели к причалу и подключили к береговой электростанции, потому что к началу активной фазы боёв за город, до предела сокращённому экипажу судна удалось полностью ввести в строй только одну дизель-генераторную станцию.
Когда в первых числах сентября немцы приблизились к Ленинграду, нашлась работа и для 203 мм орудий крейсера. На берег заблаговременно были отправлены артиллерийские наблюдатели, и вот 7 сентября на крейсере получили первое целеуказание: перед фронтом 21-ой дивизии НКВД отмечено большое скопление немецких войск и техники. Орудия «Петропавловска» впервые открыли огонь, посылая на врага 122 килограммовые снаряды. Немцы заметались и в панике начали отступать. Новая цель: в районе станции Урицк разгружается состав с войсками. Снова рявкнули крупповские орудия крейсера. В течение нескольких минут состав был уничтожен. Наверное, солдаты 36-ой моторизованной дивизии Вермахта были бы немало удивлены, узнав, что разгром им учиняет бывший немецкий крейсер «Лютцов» из немецких орудий немецкими же снарядами. Всего за первую неделю боёв крейсер выпустил 676 снарядов, нанеся войскам 18-ой германской армии существенный ущерб, в частности «Петропавловск» очень эффективно вёл контрбатарейную борьбу, его огнём были сорваны несколько попыток германских войск прорвать оборону в районе железной дороги на Ленинград и по кратчайшему пути войти в город. Как вспоминал в своей книге «Курсом к победе» Адмирал флота Н.Г. Кузнецов: «Очень досаждал фашистам своим артиллерийским огнем недостроенный крейсер «Петропавловск»». 11 сентября на корабле произошёл несчастный случай: во время боевой стрельбы, на 22 выстреле взрывом снаряда в канале ствола, разорвало ствол левого орудия башни № 1. При осмотре места происшествия, был обнаружен дефект: тщательно заделанная и закрашенная немцами раковина на стволе. Умышленная диверсия или заводской брак? Точный ответ вряд ли будет когда-нибудь получен. 10 сентября войска группы армий «Север» вышли на берег Финского залива, что дало им возможность более тщательно корректировать огонь своей дальнобойной артиллерии, а полевым орудиям насквозь простреливать главный водный путь между Кронштадтом и Ленинградом – Морской канал. Взбешённые успешными действиями моряков «Петропавловска», немцы решили, во что бы то ни стало уничтожить крейсер. Последовала серия воздушных налётов, которые были успешно отражены зенитчиками корабля. Однако, от сброшенных бомб, которые хоть и не причинили «экс-Лютцову» никакого вреда, загорелись прикрывающие его от вражеских глаз портовые постройки, была выведена из строя питающая береговая электроподстанция. Положение лишённого хода и находившегося теперь в прямой видимости противника крейсера стало угрожающим. Командир корабля, капитан 3 ранга А. К. Павловский, срочно вызвал буксиры, а пока всю ночь крейсер продолжал вести огонь.
17 сентября тяжёлые 210 мм гаубицы 768-го моторизованного дивизиона Вермахта обрушили на неподвижный корабль первые снаряды. Комендоры «Петропавловска» пытались отвечать, однако немцы прекрасно видели цель и стреляли очень точно. Практически одним из первых снарядов было выведено из строя помещение генераторов № 3 – последний оставшийся источник энергии и судно было полностью обесточено. Крейсер превратился в беззащитную мишень, которую начала беспощадно избивать вражеская артиллерия. В течение дня «Петропавловск» получил более 50 попаданий снарядов различного калибра, в основном 210 мм, что вполне достаточно для потопления практически любого судна. На крейсере возник пожар, потушить который из-за многочисленных повреждений в пожарных магистралях не представлялось возможным. Через пробоины начала поступать забортная вода. Команда спешно покинула тонущее судно, предварительно эвакуировав всех раненых. 19 сентября, приняв огромную массу воды, боевой корабль сел на грунт, тяжело навалившись бортом на причальную стенку. Экипаж потерял 10 человек убитыми и 30 ранеными. Однако крейсер не сдавался. Ночью, соблюдая все меры предосторожности, на борт поднялись оставшиеся члены команды вместе с прибывшими специалистами судоремонтного завода № 189. Скрытно ими был произведён демонтаж зенитного вооружения, крайне необходимого для оснащения судов Ладожской военной флотилии.
Тяжёлое положение на фронте заставило Советское командование ещё больше сократить экипаж, из моряков-петропавловцев была сформирована ещё одна рота морской пехоты, спешно отправленная на передовую, в десант на Петергоф..
Штаб обороны города решил не бросать на произвол судьбы расстрелянный крейсер, было принято решение произвести работы для подъёма и буксировки его в безопасное место. Немногочисленный экипаж и специалисты ЭПРОНа в течение года боролись за спасение корабля. Особенно тяжело людям приходилось зимой: холод, голод, да ещё до переднего края германских войск было всего три километра. Заметив малейшее шевеление в районе вынужденной стоянки судна, немцы открывали массированный артиллерийско-миномётный огонь. Сохраняя все меры свето- и шумомаскировки, в затопленных помещениях крейсера шла невиданная борьба. Слабенькими переносными насосами моряки-балтийцы откачивали воду из отсеков, водолазы заделывали пробоины снаружи корпуса, механики восстанавливали трубопроводы и электропроводку. Дело пошло быстрее, когда судовым специалистам удалось «оживить» часть корабельных насосов. И вот 10 сентября 1942 года железная махина длиной в 212 и шириной в 22 метра наконец-то всплыла. Появилась возможность заделать повреждения в той части корпуса, которая упиралась в причал, к утру был заведён пластырь, на пробоины установлены цементные ящики. Начало рассветать, немцы могли заметить, что боевой корабль ожил и снова засыпать его снарядами, поэтому последовало распоряжение открыть кингстоны и снова притопить крейсер.
Следующую попытку повторили через несколько дней. Мощные корабельные помпы быстро откачали почти 1600 тонн воды, незаметно подкравшийся буксир подцепил стальную громадину и споро потащил её в Неву. Однако и здесь краснофлотцев поджидала неудача: за год сильно изменился фарватер и крейсер сел на мель. Работы по снятию с мели продолжались до рассвета, а утром перед глазами германских наблюдателей снова была привычная картина: накренившийся крейсер спокойно стоял на прежнем месте. Безлунной ночью 17 сентября 1942 очередная попытка по спасению судна удалась. Утром оторопелые немцы увидели пустой причал, а надёжно пришвартованный «Петропавловск» уже стоял у пирса Балтийского завода.
В декабре 1942 года ремонт на судне был завершён, и за день до нового, 1943 года, крейсер был отбуксирован к железной стенке Торгового порта, откуда снова открыл огонь по врагу. «Петропавловск» ввели в состав 2-й артиллерийской группы флота, куда были также включены линкор «Октябрьская революция», крейсера «Киров», и «Максим Горький», а так же несколько эсминцев. Артиллерией крейсера командовал старший лейтенант Я.К.Грейс. Орудия боевого корабля продолжали громить врага, оказывая помощь сухопутным соединениям. Германская техника не подводила, огонь велся исключительно точно. «КП противника на высоте 112 (восточнее Красного Села). Два прямых попадания в бетонный дот. Снесен угол дота, разрушено верхнее перекрытие. В радиусе 100 метров 31 воронка. Стрельба крейсера «Петропавловск»» - свидетельствует в книге «Советские надводные корабли в Великой Отечественной войне» Г.И. Хорьков. «Петропавловск» принял участие в Красносельско-Ропшинской наступательной операции, выпустив в первый же день, 15 января 1944 года, 250 снарядов. С 15 по 20 января это число увеличилось до 800 при заводской гарантии «живучести» ствола в 300 выстрелов. А всего за 31 обстрел по врагу было выпущено 1036 снарядов. Орудия искалеченного корабля не слишком жалели: на его счет пришлось около трети проведенных стрельб и выпущенных 2-й артиллерийской группой флота снарядов, тем более немцы по какой-то причине перед войной поставили чуть ли не двойной боекомплект. «По донесениям береговых наблюдательных групп и наших войск действия артиллерии «Петропавловска» оказалось весьма эффективным. Только за 19 января на счет крейсера-батареи записали 3 орудия, 29 автомобилей, 68 повозок и 300 убитых солдат и офицеров противника» цитирует сводку КБФ В. Кофман в книге «Принцы Кригсмарине». Но постепенно фронт отдалялся, и ведение огня становилось все более затруднительным. Последние залпы корабль произвёл 24 января 1944 года. На этом боевая служба «Петропавловска» закончилась. 19 сентября 1944 года крейсер переименовали в «Таллин».

http://s9.uploads.ru/t/ReXQ2.jpg

                           Тяжёлый крейсер "Зейдлиц" в Пиллау.

После войны рассматривалось несколько вариантов достройки корабля, один из которых был весьма оригинальным. В 1945 году в бухте Пиллау (ныне Балтийск, Калининградская область РФ) советскими войсками был захвачен подорванный немцами «одноклассник» «Лютцова» крейсер «Зейдлиц». Появилась возможность, используя один корабль в качестве «склада запчастей» довести начатое 5 лет назад дело до логического конца. Однако, рассмотрев все варианты, командование ВМФ посчитало затраты на восстановление иностранного и уже морально устаревшего крейсера чрезмерными. К тому же гибридная силовая установка, стоявшая на данном типе судов, оказалась сложной в эксплуатации и ремонте, и не отвечала требованиям послевоенного отечественного судостроения.
После войны «Таллин» стал использоваться в качестве несамоходного учебного судна до 11 марта 1953 года, когда его в очередной раз переименовали в «Днепр». Крейсер превратили в плавучую казарму, в которой проживали экипажи ремонтирующихся в ленинградских доках военных кораблей. Очередная волна переименований не заставила себя ждать, 27 декабря 1956 года бывшее боевое судно получило наименование ПКЗ-112.
3 апреля 1958 года бывший «Лютцов» был исключён из списков флота.

http://sd.uploads.ru/t/dM6iJ.jpg

                       Ориентиры для стрельбы германской артиллерии.

В некоторых работах современных авторов по данной теме, часто встречается порицание правительства СССР за закупку недостроенного крейсера, мол, цена слишком высока, а на затраченную валюту можно было купить или построить что-то более необходимое. Это суждение показывает лишь одно: поверхностное знание ими реалий начала войны. В 30-е годы по злому умыслу или по некомпетентности, ныне записанный в «невинные жертвы сталинских репрессий» маршал Тухачевский, непосредственно отвечавший за вооружения, волевым решением сосредоточил усилия КБ и направил средства и мощности оружейных заводов на воплощение разных фантастических идей типа «универсальной противотанковой зенитки» или авиапушки калибром под 250 мм. Развитие дальнобойной артиллерии им было остановлено, и к началу войны СССР подошёл со считанными единицами полевых орудий, стрелявшими на расстояние свыше 30 км. Артиллерийские системы, бывшие тогда в составе Ленинградского фронта, имели максимальную дальность стрельбы 20-25 км, штатные германские орудия пехотных и моторизованных дивизий уверенно поражали цели на 25-30 км. Получалось, что немцы могли совершенно безнаказанно сровнять город с землёй действиями одной артиллерии. Однако вышло так, что заблокированный в сентябре 1941 года в Маркизовой луже флот оказался спасителем Ленинграда: к примеру, пушки линкоров дореволюционной постройки могли послать тяжёлый снаряд на дистанцию до 44 км. Восьмидюймовки «Лютцова» стреляли на 33,5 км, что позволяло эффективно вести контрбатарейную борьбу против любого типа немецких орудий. За войну крейсер выпустил по врагу снарядов больше, чем любой другой корабль Балтийского флота, сохранив тем самым многие тысячи, не имеющих денежного эквивалента жизней советских солдат и мирных жителей героического города на Неве.

Автор: Поморянин

Источник Ссылка

25

Корабль-музей Крейсер 1-го ранга "Аврора"

Этот крейсер является одним из самых знаменитых "корабельных" музеев в России. Он не является самым старым русским кораблём (судном или пароходом), сохранившимся до наших времён. Тем не менее, крейсер "Аврора" - единственный корабль, принявший участие в Русско-японской, Первой и Второй мировых войнах. Но знаменит он стал не столько благодаря своим боевым заслугам (которые у него однозначно присутствуют), сколько участию в Октябрьском перевороте в конце октября 1917 г. (по старому стилю). На данный момент существуют разные оценки этого события, но я не буду сильно углубляться в политику и просто постараюсь показать этот корабль таким, каким он дошёл до наших дней.

http://sd.uploads.ru/t/Dkuq5.jpg

                             Нетипичная фотография.

http://sg.uploads.ru/t/s5wvK.jpg

А теперь следует стандартная фотография крейсера "Авроры", встречающаяся на 99% почтовых открыток и т.п. печатной продукции.

http://s7.uploads.ru/t/4SnrM.jpg

Кассовый павильон, в его центре проход к трапу, ведущему на палубу крейсера "Аврора"

http://s8.uploads.ru/t/wI2hg.jpg

                                           Вид на трап.

http://s3.uploads.ru/t/zcS5F.jpg

Корпус "Авроры" соединён с "сушей" двумя позиционными креплениями, которые обеспечивают перемещение крейсера только по вертикали при колебаниях уровня Невы.

http://s5.uploads.ru/t/5Oqz0.jpg

Швартовые бочки являются, скорее, декорацией - из-за наличия позиционных креплений.
[edit]undefined[/edit]

Отредактировано Владимир Белорус (2018-11-03 17:28:18)

26

http://s8.uploads.ru/t/aEW8Z.jpg

                                        Поднимаемся на борт.

http://sh.uploads.ru/t/e0mvx.jpg

На заднем плане виден корпус Нахимовского военно-морского училища.

http://s7.uploads.ru/t/L7xGi.jpg

                                         Начинаем осмотр.

http://s8.uploads.ru/t/5oakn.jpg

                                  Но близко к борту не подходим.

http://s7.uploads.ru/t/bEdxq.jpg

                                           Без рынды никак.

27

http://s5.uploads.ru/t/9QNnw.jpg

Механизмы большинства 152-мм пушек закрыты чехлами.

http://s8.uploads.ru/t/Czfh7.jpg
http://s7.uploads.ru/t/RQK9P.jpg

                                 Старинный шильдик.

http://s5.uploads.ru/t/MyZnQ.jpg

Система подачи снарядов и зарядов к орудиям (в снарядной беседке)

http://sh.uploads.ru/t/aI8Zs.jpg

                                        Общий вид палубы.

http://s5.uploads.ru/t/S8lfv.jpg

В этот раз попасть в боевую рубку не удалось.

28

http://s8.uploads.ru/t/vnyzk.jpg

Носовое (баковое) орудие "Авроры", хорошо известное своим холостым, но от того не менее разрушительным выстрелом в октябре 1917 г.

http://s8.uploads.ru/t/9Zwhu.jpg

Механизмы бакового орудия открыты для посетителей. Орудие № 329 выпущено в 1901 г. на Обуховском сталелитейном заводе.

http://s9.uploads.ru/t/O297X.jpg

                                             Оптический прицел.

http://sg.uploads.ru/t/BmuvC.jpg

С погодой в этот февральский день нам откровенно повезло. Но вот вид на советский и пост-советский новоделы несколько удручает.

http://sd.uploads.ru/t/kBUZb.jpg

Лёд около крейсера обломал специально обученный ледокол.

29

http://sh.uploads.ru/t/mFM0Q.jpg

Современная подсветка бортов и надстроек крейсера.

http://sh.uploads.ru/t/oCjUt.jpg

Ещё один вид верхней палубы. В ходе последнего ремонта её покрытие из тикового дерева тоже было обновлено.

http://sh.uploads.ru/t/cAhoM.jpg

                                        Музейная радиорубка.

http://s3.uploads.ru/t/k1BrE.jpg

                                     Взгляд на Выборгскую сторону.

http://sh.uploads.ru/t/PLm3e.jpg

                                               На баке.

http://s8.uploads.ru/t/SjGbY.jpg

Мачта, дымовая труба и вентиляционный раструб.

[edit]undefined[/edit]

Отредактировано Владимир Белорус (2018-11-10 13:48:17)

30

http://s9.uploads.ru/t/9ijt2.jpg

                                             Шлюпки.

http://sh.uploads.ru/t/8iY3T.jpg

                                              На посту.

http://sg.uploads.ru/t/pMJh1.jpg

                                     Всё под контролем.

http://sh.uploads.ru/t/S5lkH.jpg

Символ смутного странного времени - андреевский флаг с советской символикой. Неужели ради этого наши отцы убивали наших дедов?

http://s8.uploads.ru/t/gaN0I.jpg

                                          Ряженый.

http://s3.uploads.ru/t/P3bfE.jpg

                                    Велофотоохотник.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Флот » Российский и Советский ВМФ.