"Назад в ГСВГ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Лодки » Германскии U-boot


Германскии U-boot

Сообщений 31 страница 40 из 43

31

http://s9.uploads.ru/t/V8vwW.jpg

Матросы забыли свои тельники забрать.

http://s9.uploads.ru/t/HU4zn.jpg

Щиты управления электромотором и дизель-генераторами находятся в четвёртой - дизельной - секции.

http://sd.uploads.ru/t/pMKyg.jpg
http://s7.uploads.ru/t/Zftz1.jpg
http://sd.uploads.ru/t/Kc60k.jpg

А вот и два дизеля с генераторами. Дизели фирмы Mercedes-Benz, 12-ти цилиндровые. Генераторы фирмы ВВС.

http://sd.uploads.ru/t/T7DZN.jpg

                        Tеперь поближе- дизельный двигатель.

http://s9.uploads.ru/t/wQV5Z.jpg

                                              Генератор.

http://sd.uploads.ru/t/C0Nwc.jpg

К приводному электродвигателю пробраться можно только ползком или на карачках под самым подволком, места там почти нет. Вид на последнюю - пятую - секцию этой миниатюрной ПЛ. Под настилом расположен электродвигатель.

32

http://s5.uploads.ru/t/7jWCn.jpg

В четвёртой секции был замечен самый важный элемент любого боевого корабля.

http://sd.uploads.ru/t/pJCwH.jpg

Последний взгляд на оборудование дизельной секции. Пост контроля состояния дизелей.

http://s9.uploads.ru/t/aUo6R.jpg

Как я уже намекнул, к электромотору приличному туристу в хорошем состоянии пробраться практически невозможно, поэтому идём на выход.

http://sh.uploads.ru/t/fTtJP.jpg

Вид на рубку (простых людей туда не пускают)

http://s5.uploads.ru/t/ojxBD.jpg

Продолжим осмотр ПЛ U 10 снаружи. Начнём с винтов и кормовых рулей. Их конструкция весьма интересна

33

http://sd.uploads.ru/t/cEMO9.jpg

Видно, что вертикально расположенные рули размещены на (судя по всему) неподвижном стабилизаторе.

http://s3.uploads.ru/t/dYK4n.jpg

Как же происходит управление лодкой по глубине? А вот как - в носовой части корпуса, слева и справа, расположены рули глубины. Должен сказать, что такой схемы я ещё не видел. Левый выдвижной руль.

http://s3.uploads.ru/t/QJfpt.jpg

Правый выдвижной руль. Обратите внимание - он загнут вниз, т.е. одновременно левый и правый руль выпускать нельзя - возникнет сильный крутящий момент

http://sh.uploads.ru/t/TVXCf.jpg

                                       Винт крупным планом.

http://sh.uploads.ru/t/E1lf3.jpg

Какие-то выдвижные сенсоры на носу (скорее всего - акустические)

http://s9.uploads.ru/t/2KIDd.jpg

Ещё сенсоры, на этот раз сбоку корпуса, в носу.

http://s9.uploads.ru/t/saOmS.jpg

                          Непонятное отверстие в киле.

http://s7.uploads.ru/t/gkTBD.jpg

Нос подводной лодки. Очень похож на старинный утюг.

http://sg.uploads.ru/t/QbpvP.jpg

Военно-морские байкеры в поисках сувениров - вид с подводной лодки.

Источник Ссылка

34

По улицам слона водили..Часть захваченной немецкой подводной лодки на улицах Нью-Йорка, 1918 год.
http://sd.uploads.ru/t/xIwpQ.jpg

35

Последний поход U-977: побег от русского плена.
Миф о бегстве Гитлера в Южную Америку крепко связан с последним походом немецкой субмарины. Но U-977 пришла в Аргентину не для того, чтобы спасти фюрера, — её экипаж просто испугался.
Небоевая субмарина
U-977 вступила в строй кригсмарине в мае 1943 года. Это было тяжёлое время для немецких подлодок. Они несли большие потери — в битве за Атлантику наступил переломный момент.
Субмарина могла бы разделить участь своих сестёр и стать железным хламом на дне океана. Но вмешался случай, который и определил её дальнейшую судьбу.
Во время испытаний на Балтике U-977 трижды попадала в аварию. Из-за повреждений лодку признали негодной для боевых действий. Два года она была учебным кораблём
http://sh.uploads.ru/t/gbPSq.jpg
Введение субмарины в строй 6 мая 1943 года и её командир Хайнц Шеффер
Всё изменилось в феврале 45-го. Подлодку капитально отремонтировали, поставили шнорхель (устройство на дизельных подводных лодках, обеспечивающее работу дизелей при плавании на перископной глубине. —Прим. ред.) и отправили в Норвегию. Туда её повёл новый командир — 24-летний оберлейтенант цур зее Хайнц Шеффер.
Так U-977 стала боевой лодкой.
Жертвы пропаганды
После празднования Первомая и церемонии спуска флага по застрелившемуся Гитлеру, вечером 2 мая субмарина вышла в свой второй по счёту боевой поход из норвежского порта Кристиансанн.
Согласно приказу, Шеффер должен был обогнуть Британские острова с севера и действовать в западной части Ла-Манша. Но ползти туда под шнорхелем в подводном положении — дело долгое. U-977 успела дойти только до норвежского Бергена, когда 8 мая рейх капитулировал.
Эта новость повергла экипаж в шок. Ведь нацистская пропаганда призывала немцев сражаться до конца. Подводники стали решать, что им делать дальше. После долгих дебатов мнения разделились. Многие не хотели сдаваться в плен, чтобы не попасть в руки русских и их союзников.
http://s5.uploads.ru/t/PzuWN.jpg
U-977
Геббельс вещал: после капитуляции Германию уничтожат, а всех немецких мужчин стерилизуют и обратят в рабов. При этом он ссылался на якобы заявления прессы союзников по антигитлеровской коалиции. Сыграло свою роль и мнение о плохом обращении с немецкими пленными во Франции в конце Первой мировой. Поэтому командир и большая часть экипажа высказались за переход в Аргентину, где можно было бы избежать неволи.
Но 16 человек не согласились с этим и захотели вернуться в Германию, к семьям, чтобы разделить с ними любую участь. Ночью 10 мая их высадили на берег возле Бергена на спасательных лодках. Но с условием. Они должны были заявить о гибели U-977, представившись единственными выжившими. Так они и сделали.
Путь в Южную Америку
Остальные 32 подводника отправились в Южную Америку. Им пришлось выдерживать прежний график вахт, хотя из-за уменьшившейся численности это было непросто.
Половину пути лодка проползла под шнорхелем. Всплывать было опасно. Кругом — противолодочные самолёты и корабли союзников. Обогнув Шотландию и войдя в пролив между Исландией и Фарерскими островами, U-977 вышла в Северную Атлантику и взяла курс на юг.
66 суток субмарина шла под водой. Бегущие от плена увидели солнце лишь 14 июля у архипелага Зелёного Мыса. Шеффер решил сделать там остановку для отдыха на несколько часов.
Лодка бросила якорь у одного из островов. Экипаж отдыхал, купался и пел песни на верхней палубе. После передышки U-977 снова двинулась в путь.
Утром 23 июля она пересекла экватор. Опасности на пути, страх перед «злобными русскими» и «снегами Сибири» не помешали Шефферу отвлечься на традиционный праздник Нептуна.
Церемония прошла по всем правилам. 28 «салаг» были посвящены в мореходы и получили дипломы о пересечении экватора.
Не плачь по мне, Аргентина
Из радиосообщений экипаж U-977 знал, что в Аргентину уже пришла немецкая субмарина U-530. А 30 июля радио огорошило Шеффера и его людей новостью, что команду U-530 отправляют в Соединённые Штаты.
Теперь Аргентина уже не была таким безопасным местом, как подводникам представлялось ранее. Ещё 27 марта 1945 года страна танго и матэ перестала быть нейтральной и объявила войну Германии и Японии.
Впрочем, хоть подводники и осознали всю наивность своего плана, деваться было некуда, и лодка продолжила свой переход к Южной Америке.
http://s8.uploads.ru/t/9GlPU.jpg
U-977 на приколе в аргентинском порту
U-977 сдалась аргентинским властям утром 17 августа 1945 в гавани порта Мар-дель-Плата. Она находилась в море 108 суток. За это время субмарина преодолела более семи с половиной тысяч миль.
Куда дели фюрера?
Шеффер сдал лодку в исправном состоянии. Немцы не испортили машины и механизмы. Не уничтожили судовые документы и не избавились от торпед. Последнее помогло им избежать обвинения в потоплении бразильского крейсера «Байя» — полный боекомплект был на месте, ни одна торпеда не потрачена.
Но от подозрений в спасении Гитлера это моряков не избавило.
На первом же допросе искавшие убежища немцы твердили, что цель их прихода — всего лишь желание избежать страшного русского плена и обосноваться в Аргентине. Не изменили они своих показаний и когда аргентинские власти передали их американцам.
Военную разведку союзников очень интересовал вопрос о возможном бегстве фюрера на U-977. После долгого и тщательного дознания стало ясно: Шеффер и его экипаж не имеют к нему никакого отношения. Их просто оболванила нацистская пропаганда.

http://sh.uploads.ru/t/oatOk.jpg
U-977 (внизу) и U-530 в порту военно-морской базы Рио-де-Жанейро, сентябрь 1945
Подводников перевезли в США и поместили в лагерь военнопленных. После окончания расследования немцев отпустили на свободу.
Конец U-977
U-977 ждала иная судьба.
Субмарину сначала перегнали в США, где в ноябре 1945 года она приняла участие в «Вояже Победы». В качестве трофея она посещала порты восточного побережья Штатов. А спустя год была потоплена на учениях как мишень для торпедных стрельб.
http://s7.uploads.ru/t/8zCar.jpg
U-977 стала немецкой подлодкой, совершившей последний боевой поход во время Второй мировой войны.

36

Торпедная дуэль «Давида» и «Голиафа»

Действия немецких подлодок во время вторжения в Норвегию сопровождались некоторыми неприятными моментами. Одним из них стал широко известный «торпедный кризис», во время которого субмарины хлебнули лиха из-за дефективности своих торпед. Однако в любом правиле бывают исключения. Это наглядно доказала драматическая дуэль между немецкой и английской субмаринами, когда маленькая «двойка» торпедировала и потопила большую лодку типа Т, чудом не став до этого жертвой её торпед. Сражение немецкого «Давида» с британским «Голиафом» произошло вечером 9 апреля 1940 года неподалёку от норвежского города Ставангер.

«Давид»
Немецкая подлодка U 4 вступила в строй кригсмарине 17 августа 1935 года. Она и её «сёстры» типа IIА cтали первыми субмаринами в немецком флоте после 16-летней паузы, наступившей из-за ограничений Версальского мира. Было построено шесть лодок этого типа, и они стали ядром учебной подводной флотилии, где постигали науку будущие «серые волки» Карла Дёница.
http://s9.uploads.ru/t/FZ9CI.jpg

Немецкая подлодка U 3, однотипная U 4. 30 сентября 1939 года она имела шанс поставить точку в судьбе «Тисл», но Йоахим Шепке промахнулся и торпеда прошла мимо.
subsim.com
До начала Второй мировой войны U 4 была учебной субмариной. Но уже 1 сентября 1939 года все лодки типа IIА были привлечены к боевым действиям. В течение первого месяца войны они совершали походы в Северное море. U 4 пробыла на позициях 22 дня, досматривая торговые суда в рамках призового права. Она потопила два финских и одно шведское судно после того, как на них обнаружили контрабанду. 1 октября 1939 года все лодки типа IIА вывели с «линии фронта» на Балтику, где они снова получили статус учебных субмарин: необходимо было обучать экипажи для новых «стальных акул», которые строились на верфях.

«Двойки» снова стали боевыми лодками за месяц до начала операции «Везерюбунг» — вторжения вермахта в Норвегию и Данию. Готовясь к ней, командование кригсмарине фактически свернуло подводную войну в Атлантике, концентрируя субмарины в Северном и Норвежском морях. Тогда же там была зафиксирована активность лодок противника, и «двойки» бросили на борьбу с ними. Это коснулось и U 4, которая вновь стала боевой субмариной. На тот момент ею командовал оберлейтенант цур зее Ганс-Петер Хинш. U 4 провела в море 12 суток — с 18 по 29 марта 1940 года. Английских субмарин она не встретила, зато чуть было не торпедировала свою U 2.

Тем временем командующий подводными силами Карл Дёниц в рамках операции «Везерюбунг» начал выдвигать лодки на позиции. 3 апреля из Германии вышла первая большая группа субмарин, назначенных для действий у побережья Норвегии. На следующий день выдвинулась вторая группа, в составе которой была и лодка Хинша. По плану операции, все субмарины подразделялись на группы, которым отводились персональные районы действий. U 4 и U 1 составили группу IV, развёрнутую у Ставангера. Все подлодки, участвовавшие в операции, должны были приступить к действиям после получения сигнала «Хартмут». Хинш принял его 6 апреля после того, как доложил в штаб о подходе к позиции. Впереди его ждала встреча с противником.

«Голиаф»
Подлодка Его Величества «Тисл» вступила в строй Королевского флота 4 июля 1939 года. Она была одной из трёх субмарин типа Т, успевших войти в британский подплав до начала войны. Их водоизмещение в надводном положении равнялось 1 300 т, а длина — почти 84 м. Это были большие субмарины, благодаря внушительному торпедному вооружению обладавшие огромным разрушительным потенциалом. «Т»-шки имели шесть торпедных аппаратов внутри носового отсека и ещё четыре внешних, расположенных в носу и у рубки, поэтому могли выпустить за раз десять торпед. Основная задача этих лодок заключалась в борьбе с крупными кораблями противника.
http://sg.uploads.ru/t/zkH79.jpg

Британская субмарина «Тисл».
naval-history.net
Начало войны «Тисл» встретила в доке портсмутской верфи, где проходила модернизацию торпедных аппаратов. 9 сентября 1939 года лодка покинула верфь и ушла в Портленд для финальных испытаний, которые длились более десяти суток. Затем субмарину включили в состав Второй подводной флотилии, и 28 сентября она отправилась в первый боевой поход. «Тисл» действовала у входа в пролив Скагеррак и у юго-западного побережья Норвегии.

30 сентября она оказалась совсем близко к месту «рандеву» U 3 Йоахима Шепке и шведского парохода «Гун», который досматривала немецкая «двойка». Англичане не подозревали, что рядом с пароходом находится вражеская подлодка. Последняя даже атаковала «Тисл» торпедой, но промахнулась. Впрочем, на английской субмарине этого не заметили. Всего же до конца 1939 года «Т»-шка совершила ещё три похода, во время которых охотилась на немецкие тяжёлые корабли в Северном море, но не достигла какого-либо успеха.

Начало 1940 года «Тисл» встретила в пятом походе, вновь действуя у Скагеррака. А уже в феврале она стала частью эскорта одного из конвоев, следовавшего по маршруту Норвегия – Великобритания. Там она стала свидетелем гибели эсминца «Даринг», торпедированного и потопленного U 23 Отто Кречмера. На «Тисл» сумели заметить взрыв торпеды и указать другим эсминцам эскорта место гибели их собрата.

http://sg.uploads.ru/t/YFMIp.jpg
Британская субмарина «Тисл».
upload.wikimedia.org
В марте субмарина совершила два похода, последний из которых являлся частью операции «R3» — вторжения союзников в Норвегию под предлогом помощи Финляндии в войне с СССР. «Тисл» ожидала приказа войти в Балтийское море, но его не последовало, так как финны заключили перемирие с Советским Союзом. Операция «R3» была отменена.

Неизбежное столкновение
Стратегическое положение Норвегии привлекало к себе внимание как Германии, так и её противников. Для Великобритании и Франции контроль над скандинавской страной означал прерывание поставок руды в немецкие порты и полную блокаду Северного моря. Норвегия в руках союзников также ставила под сомнение безопасность балтийских коммуникаций Германии. Эти и другие «бонусы» привели к планированию операций «Уилфред» и «R4», предусматривавших минирование норвежских вод и высадку англо-французских войск в ключевых портах Норвегии.

В начале апреля 1940 года Адмиралтейство отправило все доступные субмарины к норвежскому побережью, в пролив Каттегат и в район к северу от декларированного немцами минного поля. 7 апреля «Тисл» вышла из Скапа-Флоу. Её командир лейтенант-коммандер Уилфрид Фредерик Хаселфут получил приказ действовать у южного побережья Норвегии к западу от острова Утсира.

http://sg.uploads.ru/t/dr6Yk.jpg
Тисл» была уже близка к своей позиции, когда вечером 8 апреля Хаселфут получил сообщение от Адмиралтейства с требованием отойти подальше в море. С точки зрения послезнания это выглядит очень странно: немецкие корабли уже шли к норвежским портам, а Адмиралтейство решило отвести свои лодки с их пути. Этот шаг Черчилля объяснил ветеран британского подплава вице-адмирал Артур Хезлет:

«К полудню 9 апреля даже до чинов Адмиралтейства дошло, что идёт вторжение в Норвегию — ведь об этом написали в утренних газетах. Но даже теперь их больше занимал перехват немецких боевых кораблей на обратном пути из Норвегии, чем недопущение подвоза немцами подкреплений и расширения плацдарма. Тогда Вице-Адмирал (подлодок) приказал «Тисл» идти обратно к Ставангеру, «Труант» к Осло, а «Клайд» и «Сил» держаться ближе к побережью Норвегии и топить любые немецкие корабли, которые им встретятся».

Как видно из слов Хезлета, сесть в лужу Черчиллю не дал легендарный Макс Хортон, командовавший в то время подводными силами Великобритании. Своей властью вице-адмирал Хортон вернул субмарины обратно на позиции к побережью. Разумеется, британские подводники не могли остановить вторжение, но они хотя бы помешали противнику, топя его суда. Правда, в судьбе «Тисл» и её экипажа приказ командующего и последующие распоряжения Адмиралтейства сыграли роковую роль.

http://s7.uploads.ru/t/MJIQl.jpg
Адмирал Макс Хортон. Во время немецкого вторжения в Норвегию командовал подводными силами Великобритании.
commons.wikimedia.org
«Голиаф» против «Давида»
В своей книге «Субмарины против немецких подлодок» Джоффри Джонс пишет, что радиограмму с приказом действовать на позиции у Ставангера «Тисл» получила приблизительно в 05:30 9 апреля (здесь и далее Лондонское время). В тот момент лодка находилась в 60 милях (111 км) от входа в норвежский порт. В 12:30 Адмиралтейство сообщило Хортону, что крайне желательно, чтобы Хаселфут проник в гавань Ставангера. Но вице-адмирал ответил, что это невозможно до наступления темноты, и поэтому «Тисл» окажется там не ранее утра 10 апреля. Тем не менее Адмиралтейство настояло на немедленном выполнении задания.

При такой постановке вопроса Хортон был вынужден в 12:39 приказать проникнуть в гавань, дополнив своё распоряжение словами, что лодка может атаковать там вражеские корабли и суда. Сообщение было продублировано в 13:59 и в 16:10. Хаселфут принял радиограмму в 12:49, о чём свидетельствует его сообщение Хортону, отправленное в 21:00:

«В 16:04 атаковал у входа в Ставангер фьорд идущую в него немецкую подлодку. Израсходовал шесть торпед. Результат [атаки] невозможно проверить из-за угрозы с воздуха. Планирую выполнить приказание от 12:49/9 завтра в среду, если позволит воздушная обстановка. На борту осталось две торпеды»

Это было последнее сообщение от «Тисл». Атакованной ею «немкой» была U 4 Хинша, которая, уцелев, вскоре сама превратилась в охотника, уничтожив субмарину Хаселфута и весь её экипаж. Журнал боевых действий «двойки» является единственным источником сведений о том, как развивалась дуэль между ней и английской подлодкой у входа в гавань Ставангера (здесь и ниже Берлинское время).

«9 апреля, квадрат AN 2997

16:00. Никаких событий.

17:05. На левой раковине замечен торпедный след. Манёвр уклонения вправо, 12 узлов. Пузырящийся след в 10 метрах от носа. Тревога! Погружение на 40 метров. Во время погружения слышны шумы ещё трёх торпед, а вскоре четыре взрыва».

Количество взрывов не соответствует количеству выпущенных торпед. По донесению Хаселфута, торпед было шесть, но немцы слышали только четыре взрыва. Уже после начала войны Адмиралтейство наконец-то разрешило своим субмаринам атаковать вражеские лодки полным залпом. Поэтому «Тисл» вполне могла разрядить шесть торпедных аппаратов во время атаки. Возможно, две торпеды из шести просто не сдетонировали и утонули ранее, чем положено.
http://s5.uploads.ru/t/nGJzh.jpg
Командир U 4 Ганс-Петер Хинш. Снимок сделан в то время, когда он уже командовал «семёркой» U 569.
uboatarchive.net
Важная деталь: согласно записям Хинша, атака «Тисл» стала для него полной неожиданностью. U 4 находилась в надводном положении и не подозревала о присутствии подлодки противника. Но благодаря докладам службы радиоразведки кригсмарине об этом знали в штабе Дёница. Служба «расколола» военно-морской код Адмиралтейства и военно-морской шифр № 1, которыми пользовались британские подлодки, и немцы читали «переписку» между Хортоном и Хаселфутом. Однако Дёниц не мог об этом сообщить Хиншу, так как на U 4 вышло из строя радиооборудование.

«Давид» против «Голиафа»
Отойдя от шока после внезапной атаки, немцы затаились на глубине и вели поиск шумопеленгаторной станцией:

«20:00, квадрат AN 3131

Слышны продолжительные шумы электродвигателя. Мне подумалось, что берег представляет прекрасный тёмный фон, на котором даже крупная субмарина может оставаться необнаруженной. Поэтому мы отходим мористее, где горизонт чище. Кроме того, я сомневаюсь, чтобы неприятель оставался в той же самой стеснённой зоне на ночь».

Теперь в Хинше проснулся охотничий азарт. Он решил выследить «англичанку» и отплатить ей той же монетой. В 22:17 U 4 всплыла для наблюдения за районом. Ждать пришлось долго. Лишь в 01:57 терпение немцев было вознаграждено: в их биноклях показалась большая субмарина.

«Субмарина по правому борту, слишком близко для выстрела. Идёт вправо, угол 140°. Мы поворачиваем вправо, оба мотора 4/5 скорости и показываем неприятелю корму. Аппараты I и III готовы. Отойдя примерно на 600 м, я возвращаюсь на обратный курс. Похоже, неприятель стоит на месте. Первая торпеда (G7a) выпущена без поправки на скорость. Используя её пенистый след как угломер, прихожу к выводу, что нос неприятельской лодки перемещается вправо, значит у неё ещё есть небольшой ход. Таким образом, первой торпедой я промазал. Сразу же стреляю второй торпедой (G7e) с дистанции примерно 400 м с поправкой на ход в 5 узлов и угол расхождения 70°. Попадание в середину лодки.

02:13, квадрат AN 2989

Огромное пятно и всепроникающий запах нефти. В темноте мы ничего не видим, чтобы выловить из воды. Мы остаёмся на месте атаки в течение некоторого времени, затем уходим на 3 узлах, курс 330°. Радиосообщение передано, но оно не подтверждается штабом.

03:30

Снова возвращаемся на место атаки. 15 минут кружим вокруг пятна нефти».

Описанное Хиншем вызывает удивление. Выходит, что он после первого визуального контакта счёл расстояние для залпа слишком малым, развернулся, лёг на обратный курс, выпустил первую торпеду, затем другую. Но при этом на «Тисл» немецкую лодку не заметили, так как англичане всё это время шли, не меняя курса и скорости. При этом расстояние между субмаринами колебалось от 200 до 600 м. Впрочем, плохая видимость и недобросовестное несение верхней вахты у англичан делает такое возможным.

Погибшие за Короля и Отечество
Торпеды U 4 поставили точку в судьбе «Тисл» и её экипажа: все 53 подводника погибли, включая и Хаселфута, которому 9 апреля 1940 года исполнилось 32 года. «Угорь» поразил субмарину в районе рубки и, как отметил Хинш в торпедном рапорте, была видна короткая яркая вспышка пламени на высоту рубки, а затем всё окуталось дымом. Как следует из записей в журнале U 4, немцы дважды осматривали место атаки: сразу после гибели «англичанки» и спустя полтора часа. Но тщетно — там никого и ничего не было, только нефть…

Почему же, зная о присутствии вражеской лодки, «Тисл» всплыла, а не продолжала оставаться под водой? Это остаётся загадкой. Можно лишь строить предположения. Возможно, к этому моменту её батарея уже была основательно разряжена и нуждалась в подзарядке. Или же на лодке произошла авария, требовавшая строчного всплытия.

Когда приказ об отмене действий в гавани Ставангера был отправлен Хаселфуту, он уже два часа как был мёртв. По словам Джоффри Джонса, Лондон, не знавший о гибели лодки, вскоре понял, что вражеское вторжение в Ставангер началось не с моря, а с аэродрома Сола, где высадились немецкие парашютисты. Это означало, что в гавани важных целей нет. Но эта информация, которая могла бы спасти «Тисл» и её экипаж, поступила слишком поздно.
http://sd.uploads.ru/t/Yvt1N.jpg
U 3 и U 4 в довоенное время. Этим маленьким «двойкам» было суждено встретиться в бою с британской «Тисл».
subsim.com
Адмиралтейство и Хортон несколько дней пребывали в неведении о судьбе своей лодки. Ясность наступила 14 апреля, когда вернувшийся на базу Хинш доложил Дёницу о выигранной дуэли у норвежского фьорда. В результате Лондон узнал о гибели «Тисл» из немецких пропагандистских передач, где говорилось о том, что у Ставангера торпедирована и потоплена английская субмарина.

Отдельно стоит упомянуть значение успеха Хинша. Всё тот же Джонс пишет, что во время войны немногим немецким подлодкам удалось уцелеть после нападения британских субмарин. По его мнению, случай с U 4, сменившей статус жертвы на роль охотника и потопившей «Тисл», уникален. Хотя заявление британского автора насчёт «немногих» лодок выглядит сомнительным, с уникальностью U 4 можно согласиться. Маленькая учебная «двойка» стала первой немецкой подлодкой, потопившей британскую субмарину с начала войны. Кроме того, по словам американского историка Клэя Блэйра, «Тисл» оказалась единственным вражеским кораблём, потопленным немецкой подлодкой во время Норвежской кампании.

Отдельно стоит упомянуть и сам факт настоящей торпедной дуэли между подлодками с летальным исходом. Подобные случаи во время войны не были такими уж частыми. А то, что маленькой лодке с тремя торпедными аппаратами удалось уничтожить самую грозную субмарину Второй мировой, делает этот случай схожим с библейским сюжетом о бое между Давидом и Голиафом.

Владимир Нагирняк

37

Подводная лодка U-9. Черное море.

   Заложена 20 июля 1934 г. Водоизмещение надводное/подводное - 279/328 тонн Длина - 42,7 м Ширина - 4,08 м Скорость в надводном/подводном положениях - 13/7 узлов Дальность плавания - 3100миль Максимальная глубина погружения - 150 м Вооружение - 3 533 мм торпедных аппарата, артиллерийское - спаренный 20мм зенитный автомат Экипаж - 22-24 человека
   Спущена на воду 8 апреля 1935 г. на верфи Germaniawerft, Kiel (werk. No 543)    Вступила в строй 30 июля 1935 г.
http://s8.uploads.ru/t/nos5M.jpg
   Принята в состав флота 21 августа 1935 г. Принял капитан-лейтенант Ганс-Гюнтер Лооф. (Kptlt. Hans-Gunther Looff).  В память о подводной лодке U-9 прославившейся в годы Первой Мировой войны, лодка носила на ограждении рубки эмблему в виде Железного Креста.

      С 1 октября 1942 по 20 августа 1944 года входила в состав 30-й флотилии ПЛ (30. Flottille), базировавшейся на Черном море.
Командиры ПЛ в указанный период:
 
   28 октября 1942 - 15 сентября 1943 Капитан-лейтенант Ганс-Йоахим Шмидт-Вейхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert)
 
   16 сентября 1943 - 20 августа 1944 обер-лейтенант Гейнрих Клапдор    (Oblt. Heinrich Klapdor)
 
   5 апреля 1944 - 6 апреля 1944 обер-лейтенант Мартин Ландт-Хайен    (Oblt. Martin Landt-Hayen) (перевод лодки из Севастополя в Констанцу)
 
   7 апреля 1944 - июнь 1944 капитан-лейтенант Клаус Петерсен    (Kptlt. Klaus Petersen)

  Боевое патрулирование N1.
 
   11 ноября 1942, Констанца - 1 декабря 1942, Констанца.    Продолжительность - 21 день.    Командир ПЛ.    Капитан-лейтенант Ганс-Йоахим Шмидт-Вейхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert)
     1-й вахтенный офицер    Гейнрих Клапдор (Heinrich Klapdor)

  Боевое патрулирование N2.
 
   19 декабря 1942, Констанца - 7 января 1942, Констанца.  Продолжительность - 20 дней.    Командир ПЛ.   Капитан-лейтенант Ганс-Йоахим Шмидт-Вейхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert)
     1-й вахтенный офицер    Гейнрих Клапдор (Heinrich Klapdor)
   27 декабря 1942 года в 16.20, возле Сочи, ПЛ была атакована советским тральщиком, который сбросил на не 8 глубинных бомб. ПЛ получила незначительные повреждения.

  Боевое патрулирование N3.
 
   3 февраля 1943, Констанца - 3 марта 1943, Констанца, Продолжительность 29 дней.  Командир ПЛ.   Капитан-лейтенант Ганс-Йоахим Шмидт-Вейхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert)
    1-й вахтенный офицер    Гейнрих Клапдор (Heinrich Klapdor)

  Боевое патрулирование N4.

17 апреля 1943, Констанца - 10 мая 1943, Констанца.  Продолжительность 24 дня.    Командир ПЛ.   Капитан-лейтенант Ганс-Йоахим Шмидт-Вейхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert)
     1-й вахтенный офицер    Гейнрих Клапдор (Heinrich Klapdor)

   5 мая в квадрате CL9628 атаковала танкер, водоизмещением приблизительно 7000 тонн. Предположительно поврежден. Фактически был безрезультатно атакован танкер "Кремль", в 20 милях к югу от мыса Кодер, ПЛ услышала взрыв своей торпеды, самоликвидировавшейся через 10 минут.

  Боевое патрулирование N5.
 
   20 мая 1943, Констанца - 12 июня 1943, Констанца. Продолжительность - 24 дня.  Командир ПЛ. Капитан-лейтенант Ганс-Йоахим Шмидт-Вейхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert)
     1-й вахтенный офицер    Гейнрих Клапдор (Heinrich Klapdor)

  Боевое патрулирование N6.

   26 августа 1943, Констанца - 10 сентября 1943, Констанца. Продолжительность 16 дней.  Командир ПЛ. Капитан-лейтенант Ганс-Йоахим Шмидт-Вейхерт (Hans-Joachim Schmidt-Weichert)

  Боевое патрулирование N7.

  2 октября 1943, Констанца - 6 ноября 1943, Констанца. Продолжительность 36 дней.    Командир ПЛ    обер-лейтенант Гейнрих Клапдор (Oblt. Heinrich Klapdor)

  ПЛ донесла, что 29 октября в 21.30 в квадрате CL9312, к NW от Сочи, был вероятно потоплен торпедой советский танкер водоизмещением 3000 тонн. Подтверждения нет.

  Боевое патрулирование N8.

  28 ноября 1943, Констанца - 25 декабря 1943, Констанца. Продолжительность 28 дней.  Командир ПЛ обер-лейтенант Гейнрих Клапдор (Oblt. Heinrich Klapdor)

  Боевое патрулирование N9.
 
   21 февраля 1944, Констанца - 28 февраля 1944, Констанца. Продолжительность - 8 дней.  Командир ПЛ обер-лейтенант Гейнрих Клапдор (Oblt. Heinrich Klapdor)

  Боевое патрулирование N10.

  23 марта 1944, Констанца - 2 апреля 1944, Севастополь. Продолжительность - 11 дней. Командир ПЛ  обер-лейтенант Гейнрих Клапдор (Oblt. Heinrich Klapdor)

  31 марта во время налета советских штурмовиков одна бомба попала в левый борт U-9, появилась трещина в прочном корпусе. Командир лодки, обер-лейтенант Клапдор, получил осколочные ранения. Лодка была подготовлена к переходу в Констанцу, где менее чем за месяц была отремонтирована.

  Перебазирование
   5 апреля 1944, Севастополь - 6 апреля 1944, Констанца. Продолжительность - 2 дня.  Командир ПЛ обер-лейтенант Мартин Ландт-Хайен (Oblt. Martin Landt-Hayen)

  Боевое патрулирование N11.

   26 апреля 1944, Констанца - 28 мая 1944, Констанца. Продолжительность - 33 дня.  Командир ПЛ капитан-лейтенант Клаус Петерсен (Kptlt. Klaus Petersen)

   5 мая 1944 года, ПЛ доложила о потоплении около Туапсе в квадрате CL91, артиллерийским огнем небольшого рыболовного судна водоизмещением 50 тонн.
      11 мая 1944, при нахождении в квадрате Grid CL 9187, в точке 43.50N, 39.26E , ПЛ обнаружила советский конвой из танкера, миноносца, тральщика, семи малых кораблей охранения и трех гидросамолетов МБР-2. Лодка атаковала конвой самонаводящейся акустической торпедой Т-5 "Цаункениг" в 16.32, и через 2 минуты 31 секунду услышала взрыв торпеды. Торпедой был поврежден СКР "Шторм" (водоизмещение 412 тонн, построен в Ленинграде, заводской номер 194). После атаки конвоя, лодка подверглась атаке со стороны сил эскорта и получила незначительные повреждения.
        17 мая 1944 года , ПЛ доложила, что в поддень в квадрате CL6620, в 18 милях SE от Геленджика, она через 46 секунд наблюдала попадание торпеды в нос атакованного танкера и танкер поврежден. Подтверждения нет.
            25 мая 1944 года, ПЛ доложила, что до полудня к югу от Туапсе в квадрате CL9170, был атакован торпедой и поврежден сторожевой катер или охотник за ПЛ. Подтверждения нет. Фактически ПЛ слышала через 11 мин. 30 сек. Взрыв самоликвидировавшейся торпеды.

  Боевое патрулирование N12.
 
   15 июля 1944, Констанца - 11 августа 1944, Констанца. Продолжительность 28 дней. Командир ПЛ обер-лейтенант Гейнрих Клапдор (Oblt. Heinrich Klapdor)

  20 августа 1944 года в 10.30, в Констанце, 44.12N, 28.41E, лодка была потоплена советской авиацией.U-9 получила прямое попадание и легла на грунт у пирса.

http://s7.uploads.ru/t/KWHOF.jpg

Всего на Черном море U-9 совершила 12 боевых походов общей продолжительностью 278 суток. За это время она потопила артиллерийским огнем  одно рыболовецкое судно водоизмещением 50(!) тонн и повредило торпедой СКР "Шторм" водоизмещением 412тонн.

В 1945 году ПЛ была поднята и отбуксирована в Николаев. Зачислена в состав ВМФ СССР как ТС-16(по другим данным ТС-116). (TS-16), но из-за сильных повреждений лодки, ее не стали восстанавливать и исключили из списков флота 12 декабря 1946 года. В конце 1946 г списана на лом. Железный Крест с рубки U-9 представлен в экспозиции музея ЧФ РФ.

http://sh.uploads.ru/t/brAiB.jpg

38

ИС-3М написал(а):

5 мая в квадрате CL9628 атаковала танкер, водоизмещением приблизительно 7000 тонн. Предположительно поврежден. Фактически был безрезультатно атакован танкер "Кремль", в 20 милях к югу от мыса Кодер


А откель у тебя эти гнилые  "дровишки"?

Танкер "Кремль" был атакован не так уж "безрезультатно"…. Только вот  5-го мая 43-го танкер "Кремль" уже никак не мог попасть в эту историю, ибо еще 31-го марта он получил попадание торпеды с немецкой ПЛ (история этого корабля умалчивает — с какой конкретно) и до конца войны вышел из строя. Отремонтировали его  в румынской Констанце уже значительно позже окончания боевых действий на Черном море, когда румыны воевали против немцев  совместно с нашими войсками.
Из истории этого танкера (она очень интересна):
"…31.03.1943 г. у мыса Пицунда в 13.50 танкер "Кремль", который шел с бензином из Батуми в Туапсе, несмотря на охранение, получил попадание торпеды с подводной лодки в левый борт. И тут произошел единственный в своем роде случай, благодаря которому судно и его экипаж были спасены от нависшей над ними смертельной опасности. Дело в том, что вражеская торпеда попала в танк с бензином. Но на этот раз, как говорится, имело место исключение. Взорвавшаяся торпеда разворотила палубу и борт. Столб бензина поднялся высоко в воздух и затем рухнул вниз на судно. Если бы возник пожар, что казалось неизбежным, все члены экипажа и само судно сгорели бы полностью. Но случилось непредвиденное: масса бензина, поднятая взрывом, падая, потушила пламя взрыва, и пожар не возник. Моряки сумели устранить основные повреждения механизмов и довели судно своим ходом до порта Батуми…"

ИС-3М написал(а):

Всего на Черном море U-9 совершила 12 боевых походов общей продолжительностью 278 суток. За это время она потопила артиллерийским огнем  одно рыболовецкое судно водоизмещением 50(!) тонн и повредило торпедой СКР "Шторм" водоизмещением 412тонн.

Не так уж мало!
Чуть более полутора лет присутствия на этом ТВД — и 278 суток в 12-ти боевых походах на полную автономность! И это — с учетом двух ремонтов только по причинам боевых повреждений.
Высочайшая эффективность!
Если обратить внимание на районы проявления активности этой "скорлупки", то хорошо видно, что это — самый дальний от войны  угол Черного моря, где с середины 42-го прятался наш флот от немецкой авиации. Но и там наш флот, вместо уничтожения немецкого судоходства около Таманского плацдарма,  Крыма, Румынии и Болгарии,  вынужден был сопровождать каждый транспорт большими нарядами надводных кораблей и авиации.

ИС-3М написал(а):

5 мая 1944 года, ПЛ доложила о потоплении около Туапсе в квадрате CL91, артиллерийским огнем небольшого рыболовного судна водоизмещением 50 тонн.
      11 мая 1944, при нахождении в квадрате Grid CL 9187, в точке 43.50N, 39.26E , ПЛ обнаружила советский конвой из танкера, миноносца, тральщика, семи малых кораблей охранения и трех гидросамолетов МБР-2. Лодка атаковала конвой самонаводящейся акустической торпедой Т-5 "Цаункениг" в 16.32, и через 2 минуты 31 секунду услышала взрыв торпеды. Торпедой был поврежден СКР "Шторм" (водоизмещение 412 тонн, построен в Ленинграде, заводской номер 194).

Обратите внимание на даты!
В эти дни немцы активнейшим образом эвакуировали остатки своих войск из Крыма в Румынию. А единственный танкер, в самом дальнем углу Черного моря, сопровождается эсминцем, сторожевиком, семью "охотниками", да еще и тремя "Амбарчиками" с воздуха! И, даже при этом,  торпеда отрывает сторожевику всю корму с винтами, и больше он не участвует в войне, ремонтируясь до 46-го года только для того, чтобы быть списанным на разделку в 48-м.
Между тем, по здравому смыслу, в это время место всей этой надводной армаде было не в противолодочном конвое единственного нашего транспорта, а на маршрутах эвакуации немцев из Крыма, где наши надводные корабли не сделали по немецким катерам, самоходным паромам, десантным баржам и пр. мелкоте — ни одного выстрела своей артиллерии.
Все потери, что при этой эвакуации понесли немцы и румыны, были только от нашей авиации. Правда, четырежды за войну "потопленный" в донесениях наших летчиков, румынский  танкер "Продромос" утопили прямо около памятника затопленным кораблям в Севастополе наши ... самоходчики. Экипаж, не зная, что на  северный берег бухты уже вышли наши войска, вперся для предполагаемой погрузки войск под их стволы.

Так что эта лодчонка, сколько бы там она в реальности не утопила в многочисленных своих походах, была, благодаря своей активности,  серьезным пугалом для наших адмиралов и косвенной спасительницей большого количества эвакуированных из Крыма немецких войск.
И, кстати, о достоверности подобных источников....
СКР "Шторм", согласно его истории, строился не Ленинграде, а в Николаеве и имел №186, а не "№194". Да это и понятно. Больно уж неразумно было бы гонять вокруг всей Европы корабли с низкой мореходностью и малым ресурсом, которые можно было построить и на месте.


[edit]undefined[/edit]

Отредактировано сержант-1 (2019-02-25 10:39:12)

39

сержант-1 написал(а):

Так что эта лодчонка, сколько бы там она в реальности не утопила в многочисленных своих походах, была, благодаря своей активности,  серьезным пугалом для наших адмиралов и косвенной спасительницей большого количества эвакуированных из Крыма немецких войск.

Почему-то Вячеслав постеснялся проинформировать о других злодеяниях этой "скорлупки" до того, как она была по ж/д и внутренним речным коммуникациям оккупированной Европы переправлена на Черное море в конце 42-го —  в составе группы из шести таких же мелких "скорлупок" прибрежного плавания.
Может только по той причине, что достойных целей для торпед этих шести лодок у нас было в Черном море не шибко много, результативность их и была больше не в материальных результатах, а в наведении страха на наших адмиралов (это, увы, оказалось намного эффективнее). Каким он был, хорошо видно по тому, когда на последней неделе активной войны,  в самом дальнем углу этого ТВД, один наш танкер конвоируют ДЕВЯТЬ боевых кораблей и ТРИ гидросамолета, а в это время только при противодействии нашей авиации немцы и румыны эвакуируют свои войска из Крыма без всякого противодействия этому надводных кораблей (ни одна наша ПЛ, из развернутых в этом р-не тоже не имела никаких результатов) :mad: .

Но до 42-го у этих лодчонок была война и более активная, где целей для них было погуще.... Так вот, до перевозки этой U-9 в Констанцу, она, в семи боевых походах против североморских коммуникаций англичан, успела потопить три английских транспорта, один эстонский, два "нейтральных"  (но в то время обслуживающих англичан) шведских и одну французскую ПЛ "Дорис". А между этими периодами её боевой биографии она долгое время находилась в составе учебных отрядов, где на ней было подготовлены сотни подводников для экипажей "серьезных" океанских лодок.
Может кто знает хоть одну нашу ПЛ с подобным послужным списком?

[edit]undefined[/edit]

Отредактировано сержант-1 (2019-02-26 06:17:07)

40

сержант-1 написал(а):

этой "скорлупки" до того, как она была по ж/д и внутренним речным коммуникациям оккупированной Европы переправлена на Черное море в конце 42-го

лодку по жд перевезли???? разбирали на отсеки?


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Лодки » Германскии U-boot