"Назад в ГСВГ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Лодки » Германскии U-boot


Германскии U-boot

Сообщений 11 страница 18 из 18

11

Да почитай и потри все это, чтобы флуд не разводить,

12

Gruner написал(а):

выход у меня один или с ноутбука это делать или вообще ничего не писать, а попросту быть читателем!

Тогда ты выкладывайте ссылки на Ютуб а я с их помощью прикреплю ролики к твоим сообщениям. Идет???

13

Что нибудь придумаем!

14

Лодка, о которой мы сегодня расскажем, принадлежала Кайзерлихмарине (Императорские военно-морские силы (Германии) и была спущена на воду 1 сентября 1917 года, в самый разгар Первой мировой. Подводная лодка UB-110.

http://s3.uploads.ru/t/HOLNa.jpg

Славной и героической истории у самой лодки практически нет, возможно потому, что пробыть в строю она успела чуть меньше года. Однако эти фотографии, сделанные почти 100 лет назад, уникальны тем, что показывают, как эта лодка выглядела изнутри и снаружи, в какой тесноте и ужасных условиях приходилось жить ее экипажу

http://s8.uploads.ru/t/WiarX.jpg

Эти фотографии были сделаны в сухих доках английского города Уоллсенд после того, как лодку подняли с морского дна. На дно ее отправил миноносец Ее Величества Garry.

http://s9.uploads.ru/t/CiOFX.jpg

UB-110 была затоплена 18 июля 1918 года недалеко от устья английской реки Тайн в Северном море, унеся при этом жизни всех 23 членов экипажа. Считается последней потопленной немецкой подлодкой в Первой мировой.

http://s9.uploads.ru/t/1nycU.jpg

А вот те самые интерьеры лодки, в которых приходилось существовать бедным подводникам того времени. Электрощитовое помещение.

http://sd.uploads.ru/t/lvcDW.jpg

То же помещение, рабочее место электрика.

http://s9.uploads.ru/t/lsDG9.jpg

Торпедный аппарат.

http://sd.uploads.ru/t/1iQn9.jpg

Машинное отделение. Только посмотрите, там что-то приводится в движение цепным приводом!
http://s8.uploads.ru/t/NihOc.jpg

Электрощитовая с другого ракурса

http://s5.uploads.ru/t/vQD2W.jpg
Управление лодкой осуществлялось отсюда. На фото видно рулевое колесо, глубиномер и топливный датчик.
http://sd.uploads.ru/t/AUNzW.jpg

Торпедные аппараты

http://sg.uploads.ru/t/JArWM.jpg

торпедный отсек наоборот. Сверху виден механизм водружения торпед в торпедные аппараты

http://s9.uploads.ru/t/jGgaK.jpg

Шестой отсек, спальные места.

http://s3.uploads.ru/t/QupX6.jpg

"Мостик" с иного ракурса. Видны глубиномер, датчики давления, колеса погружения и всплытия.

http://s5.uploads.ru/t/wzDbv.jpg

Носовая часть и торпедные аппараты снаружи. Вот на таких лодках приходилось воевать в ту войну.

http://s5.uploads.ru/t/PFrmh.jpg

15

300 секунд до гибели, или сражение без победителей

http://sh.uploads.ru/t/wHKyG.jpg

Снимок, сделанный с самолёта из авиагруппы эскортного авианосца «Кор» во время атаки на U 185 24 августа 1943 года. Вскоре подлодка пойдёт ко дну.
Сухие документы военного времени не всегда позволяют оценить весь драматизм событий, но когда они дополняются кадрами фото- и кинохроники – начинают играть новыми красками. Примером может служить один из эпизодов противостояния авиации ПЛО союзников и немецких подлодок, имевший место летом 1943 года у побережья Бразилии. В этой истории, когда никто не захотел уступать, не оказалось победителей – одни лишь побеждённые.

Из Франции к Бразилии
В течение июня 1943 года из баз на атлантическом побережье Франции вышли в море семь немецких подводных лодок: две субмарины IX серии и пять лодок VII серии. Они получили задание пересечь Атлантику и действовать против судоходства у побережья Южной Америки. При этом для перехода к Бразилии «семёрки» должны были в море дозаправиться топливом с подводного танкера U 487.

http://s9.uploads.ru/t/gDs04.jpg
Подводная лодка U 604 возвращается в Брест из своего второго похода с тремя победными вымпелами над рубкой, ноябрь 1942 года
В состав «бразильской» группы субмарин входила и «семёрка» U 604 опытного капитан-лейтенанта Хорста Хёльтринга (Horst Höltring), для которой данный поход был уже пятым по счёту. Как и другие «семёрки», его лодка совершала переход через океан на одном дизеле, экономя топливо. Приблизительно 8 июля 1943 года U 604 заправилась топливом с U 487 к югу от Азорских островов.
22 июля U 604 пересекла экватор. Согласно устоявшейся традиции, на борту провели праздник Нептуна: новичков посвящали в «морские волки», подвергнув всяческим экзекуциям, после чего каждому выдали свидетельство о пересечении экватора и порцию ликёра. Этим прелести плавания в экваториальных водах исчерпывались – высокая температура и влажность делали жизнь на борту лодки невыносимой.

Бой с ничейным результатом

Днём 30 июля 1943 года U 604 шла в надводном положении, находясь на некотором расстоянии от бразильского порта Сальвадор. На мостике несли верхнюю вахту первый вахтофицер обер-лейтенант Франк Ашман (Frank Aschmann) и три подводника, среди которых был обер-боцманс-маат Герберт Лурц (Herbert Lurz). Там же находился военный корреспондент обер-лейтенант Герберт Кюн (Herbert Kühn), который фотографировал.

http://s5.uploads.ru/t/qNG8c.jpg
Встреча победителей на пирсе, слева направо: командир U 659 капитан-лейтенант Ганс Шток (Hans Stock), командир U 604 капитан-лейтенант Хорст Хёльтринг, командир 9-й флотилии подводных лодок капитан-лейтенант Генрих Леман-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock). За привычку никогда не расставаться с пистолетом Хёльтринг носил прозвище «Стрелок», оказавшееся в итоге пророческим.
Внезапно в небе появился самолёт. Это был бомбардировщик PV-1 «Вентура» лейтенант-коммандера Томаса Дэвиса (Thomas D. Davies) из патрульной эскадрильи VB-129 ВМС США, который в 14:10 заметил U 604 на удалении в 15 миль. Вероятно, противники обнаружили друг друга одновременно, однако, имея время на погружение, обер-лейтенант Ашман почему-то приказал совершить разворот на 180° для отражения атаки.

Субмарина быстро развернулась на обратный курс. Подводники заняли места у двух зенитных автоматов, открыв огонь, когда самолёт Дэвиса находился на расстоянии четырёх миль от лодки. «Вентура» начала обстрел U 604 при сближении до одной мили. Пулемётный огонь прошёлся по мостику лодки свинцовым смерчем, подавив зенитки. Ашман и Лурц были смертельно ранены – офицеру оторвало челюсть, старшина получил ранения в живот. Выскочивший на мостик командир лодки получил пули в руку и грудь.
http://s3.uploads.ru/t/To1VU.jpg

Бомбардировщик «Локхид» PV-1 «Вентура» – один из самых распространённых типов самолётов, использовавшихся ВМС США и Береговым командованием Королевских ВВС Великобритании для охоты за субмаринами.
Пока немцы стаскивали раненых с мостика в центральный отсек, Дэвис цепочкой сбросил четыре глубинные бомбы, положив их поперёк лодки. Первая в серии бомба взорвалась с недолётом в примерно 15 метров, третья и четвертая – с перелётом приблизительно в 35 и 65 метров от борта U 604, но вторая угодила точно в палубу субмарины. Немедленного взрыва не последовало, но, вероятно, затем она скатилась с палубы в воду и сработала на заданной глубине 7,5 метров, прямо под килем. Именно этим можно объяснить взрыв, который наблюдали американские пилоты уже после детонации трёх первых бомб:

«После того, как лодка прошла примерно 300 ярдов, постепенно теряя ход, между рубкой и кормой был замечен второй взрыв (взрыв бомбы №2, скатившейся с палубы – прим. автора), выбросивший вверх примерно 200-футовый фонтан воды. После взрыва лодка погрузилась на ровном киле, продолжая медленно двигаться вперёд (под водой – прим. автора). Пятна мазута и крупные воздушные пузыри на поверхности обозначали малый ход и поворот вправо. Во время поворота лодка показала из воды рубку, а затем как будто села кормой. Новая серия пузырей обозначила дальнейшее продвижение вперёд. Вскоре под предельным углом на поверхности показалась корма, при этом перо руля и винты вышли из воды. Пробыв в таком положении около трёх минут без хода (винты не вращались), лодка исчезла из виду, оставив пятно мазута и воздушные пузыри, продолжавшие выходить ещё примерно 15 минут».

Больше никаких доказательств уничтожения субмарины замечено не было, хотя самолёт оставался в районе атаки ещё 2 часа 20 минут. Вернувшись на базу, Дэвис написал рапорт о проведённой атаке. Ознакомившись с ним, командир эскадрильи лейтенант-коммандер Джейми Джонс (Jamie E. Jones) посчитал атаку успешной, а субмарину «вероятно потопленной». Но американцы ошибались – Хёльтринг сумел уйти.
http://s9.uploads.ru/t/oXVAa.jpg
Снимок U 604 с самолёта Дэвиса, который пролетает лодкой после пулемётного обстрела. Лодка погружается на ровном киле после того, как под ней взорвалась бомба.
Любопытно, что командир U 604 в тот же день, сообщая в штаб о воздушной атаке и запрашивая разрешения вернуться на базу, доложил, что один из моторов самолёта был подожжён зенитным огнём, и, вероятно, противник был сбит. Таким образом, оба участника боя посчитали друг друга уничтоженными.

Второй раунд

Спустя несколько часов после атаки с воздуха Ашман и Лурц скончались. Ночью Хёльтринг решил всплыть и провести похоронную церемонию. Умерших, завёрнутых в холст и укрытых флагом, вынесли на палубу. Командир произнёс по громкой связи короткую речь, после чего последовала команда: «Опустить тела за борт». Смерть сослуживцев произвела на экипаж тяжёлое впечатление.

Результатом атаки Дэвиса стали также серьёзные повреждения лодки. Взрывы бомб вывели из строя электромотор левого борта, оба перископа и компрессор, был пробит ряд цистерн, повреждены несколько групп баллонов воздуха высокого давления и правый носовой руль. Лодка сохранила возможность погружаться, но под водой управлялась с большим трудом. После оценки повреждений Хёльтринг решил, что может попытаться достигнуть Франции, но последующие события заставили его изменить своё мнение.
http://s8.uploads.ru/t/EPnKY.jpg
Слева: корма U 604 висит в воздухе, прежде чем исчезнуть из виду и оставить нефтяное пятно и пузыри воздуха. Это последний визуальный контакт с лодкой с самолёта Дэвиса. Справа схема атаки U 604 самолётом Дэвиса.
Утром 3 августа 1943 года верхняя вахта U 604 вновь заметила самолёт, и лодка поспешила погрузиться. На сей раз это был четырёхмоторный PB4Y «Либерейтор» лейтенант-коммандера Бертрама Джозефа Прюэра (Bertram Joseph Prueher), командира эскадрильи VB-107 ВМС США, который заметил лодку в 07:22. Самолёт достиг места погружения субмарины спустя 16 секунд после того, как она скрылась под водой, и Прюэр сбросил вдогонку шесть глубинных бомб. После взрыва лётчики наблюдали в воде большое нефтяное пятно в форме восьмёрки.

Сразу после атаки Прюэр обнаружил вторую подлодку в 10–12 милях к югу-востоку, но она ушла под воду, прежде чем «Либерейтор» сумел атаковать. Самолёт пробыл в районе обнаружения лодок ещё 45 минут, но следов противника не обнаружил. Вскоре ему на смену прибыл другой «Либерейтор» из VB-107, и Прюэр ушёл на базу.

Сменщик Прюэра в 17:45 обнаружил и атаковал в этом же районе большую субмарину с палубным орудием перед рубкой. Лодка ответила огнём из зениток и погрузилась. Вероятно, это была U 185 капитан-лейтенанта Августа Мауса (August Maus) из той же «бразильской» группы лодок, что и U 604, действовавшая поблизости.
http://s5.uploads.ru/t/uMct9.jpg
Взрыв глубинных бомб, сброшенных самолётом Прюэра на месте погружения U 604, утро 3 августа 1943 года.
Дождавшись темноты, U 604 всплыла для зарядки батарей, но спустя несколько часов верхняя вахта услышала свист снарядов над рубкой. Перед погружением Хёльтринг приказал выпустить в воздух несколько «Афродит» (Aphrodite) – воздушных шаров FuMT 30 с грузом, имитировавших цель на вражеском радаре. После погружения на субмарине были слышны звуки работающего гидролокатора и разрывы глубинных бомб.

На этот раз за U 604 охотился американский эсминец «Моффетт» (USS Moffett), который был вызван «Либерейтором» после вероятной атаки лодки Мауса вечером 3 августа. «Моффетт» в течение ночи патрулировал район и сбросил 19 глубинных бомб по контактам гидролокатора. В 03:26 4 августа эсминец открыл орудийный огонь по появившейся на радаре субмарине и заявил пять прямых попаданий в неё, после чего цель исчезла с экрана. Очевидно, что никаких попаданий в благополучно погрузившуюся лодку Хёльтринга не было, а «Моффетт» уничтожил все воздушные шары.

Неизбежное рандеву

Утром 4 августа 1943 года U 604 вновь появилась на поверхности. Ей снова повезло, но пережитые приключения лодка выдержала чудом. Оценив состояние корабля, Хёльтринг понял, что не сможет вернуться во Францию. Среди команды быстро распространилось мнение, что командир может попытаться добраться до Аргентины и сдаться местным властям. Но после того, как Хёльтринг доложил о своём бедственном положении в штаб подводных сил, оттуда пообещали прислать на помощь другие лодки. Оставалось только ждать.

Получив сообщение с U 604, 5 августа Карл Дёниц отправил к Хёльтрингу две «девятки»: U 172 капитан-лейтенанта Карла Эммермана (Carl Emmermann) и уже упомянутую U 185 Августа Мауса. Спустя двое суток обмена радиограммами между Хёльтрингом и штабом стало ясно, что «семёрку» спасти нельзя. Поэтому 7 августа Дёниц отдал Маусу и Эммерману следующий приказ:

«1. Хёльтринг и Маус встречаются в квадрате FK 3955. Оттуда они вместе следуют в квадрат FL 1255. Там Хёльтринг должен передать Маусу всё топливо, а также половину провизии. Также следует принять важное оборудование, насколько хватит места.
2. Сегодня вечером Эммерман должен сообщить коротким сигналом о прибытии в последний квадрат. Там принять оставшуюся половину провизии, а затем экипаж Хёльтринга должен быть поровну разделён между обеими лодками. После этого U 604 должна быть затоплена. После её затопления Маус должен прислать сигнал «Да», и обе лодки должны раздельно идти на базу».

Спустя ещё двое суток Дёниц внёс поправки, согласно которым рандеву Мауса и Эммермана с Хёльтрингом должно было состояться в 10:00 11 августа в другом квадрате.

Встреча произошла в указанный день рано утром. Первой к U 604 пришла U 185. Лодки занялись процессом передачи топлива, провизии и оборудования
http://s9.uploads.ru/t/IYxop.jpg
Один из «Либерейторов» эскадрильи VB-107 ВМС США проводит поиск подводных лодок в южной Атлантике
U 172 прибыла на место только к вечеру 11 августа. В 18:10 Эммерман заметил обе лодки и обменялся с ними опознавательными сигналами. К этому моменту передача топлива и провизии с U 604 на U 185 завершилась, и U 172 приготовилась принять с U 604 остатки того и другого. Согласно записям Эммермана в журнале боевых действий, Хёльтринг нервничал и говорил о нахождении в этом районе поисковой группы кораблей противника, работу гидролокаторов которых он слышал накануне вечером.

Опасения Хёльтринга были вполне оправданными: союзники зафиксировали радиообмен немцев, и с аэродрома в Натале (Бразилия) вновь поднялся в воздух «Либерейтор» лейтенант-коммандера Прюэра. Последний собирался заняться поиском субмарины, обнаруженной с помощью радиоперехвата, и судьба снова свела двух противников вместе.

Фото за 300 секунд до гибели

Прюэр появился в небе над тремя немецкими лодками, когда на них вовсю кипела работа.

Согласно записям Эммермана, в 20:04 из тумана вынырнул самолёт и, снизившись до 40–50 метров, ринулся к U 172 и U 604, которые стояли напротив друг друга, соединённые линями и топливными шлангами. С лодок открыли огонь из зениток, но самолёт сбросил на них шесть глубинных бомб, взрывы которых на время скрыли обе субмарины под вздыбившимися фонтанами воды.
http://s8.uploads.ru/t/3NrkJ.jpg
Личный состав эскадрильи VB-107 ВМС США на аэродроме в Натале (Бразилия), 1944 год. Экипажи эскадрильи потопили в Атлантике четыре немецких подлодки и способствовали уничтожению пятой, которой стала U 604
Отойдя от шока, вызванного неожиданным нападением, Эммерман приказал освободиться от пут и дать полный ход. Лодка рванулась вперёд, но самолёт, сделавший второй заход, сбросил на неё ещё две бомбы и обстрелял из пулемётов. Одна из бомб взорвалась в пяти метрах от кормы, заклинив у U 172 вертикальный руль. Это привело к тому, что лодка начала разворот прямо на U 185, создавая угрозу тарана.

К этому моменту у Эммермана вышли из строя все зенитки, один подводник погиб, а двое были ранены. Командир U 172, получив доклад о готовности лодки к погружению, приказал нырять. Он понимал, что бомбы у самолёта, вероятно, кончились, но посчитал свои повреждения достаточными, чтобы не испытывать судьбу далее. В 20:15 U 172 скрылась под водой, оставив беспомощную U 604 на попечении Мауса.

Оставшись с противником один на один, U 185 начала описывать циркуляцию вокруг U 604, чтобы прикрыть её огнём, и зенитчики преуспели. Во время очередного разворота «Либерейтор» вдруг клюнул носом и рухнул в море – возможно, его пилот был убит. Маус подошёл к месту падения самолёта, но никого там не обнаружил: мужественный Прюэр и его экипаж погибли.
http://s5.uploads.ru/t/l3sLg.jpg
Редкий и необычный снимок, на котором зафиксирован момент атаки «Либерейтором» Прюэра подлодок U 604 и U 172 вечером 11 августа 1943 года. Кружками обведены выходящий из атаки самолёт Прюэра и U 604, окружённая взрывами. Фото было сделано с борта U 185. До гибели экипажа Прюэра остаётся не более 300 секунд
Любопытно, что момент одной из атак «Либерейтора» на U 604 и U 172 был зафиксирован на фотоплёнку одним из подводников. Снимок был сделан приблизительно за пять минут до падения самолёта в воду.

Разные лодки – разные судьбы

Разделавшись с самолётом, Маус принял на борт весь экипаж Хёльтринга, после чего U 604 была затоплена. Всплывший на поверхность Эммерман не обнаружил своих коллег на месте. Доложив о ситуации в штаб, он получил приказ снова встретиться с Маусом и все же забрать часть экипажа U 604 к себе.

Утром 14 августа лодки встретились. Эммерман объяснил своё опоздание неисправностью компаса. Позже на допросе у американцев один из членов экипажа U 604 заявил, что Маус обрушился на Эммермана с упрёками за уход с поля боя 11 августа, но другие свидетели этого обвинения не подтвердили.

http://s5.uploads.ru/t/TEYdj.jpg
Моряки из экипажа U 604 перебираются с U 185 Мауса на U 172 Эммермана во время вторичного рандеву 14 августа 1943 года. Эта часть команды Хёльтринга вернётся во Францию в сентябре 1943 года
U 172 забрала с U 185 22 моряка из экипажа U 604, включая инженер-механика и военкора Кюна, после чего лодки разошлись и взяли курс на Францию. Штаб подводных сил для обеспечения топливом приказал обеим субмаринам дозаправиться с подводного крейсера U 847 капитан-лейтенанта Герберта Куппиша (Herbert Kuppisch), следовавшего в Индийский океан. Эммерман встретился с Куппишем утром 25 августа и, приняв у него 30 тонн топлива, продолжил свой путь во Францию.

На последнем отрезке пути на U 172 случилась последняя неприятность в этом походе. У части экипажа началась диарея, сопровождаемая высокой температурой. Большинство заболевших быстро поправились, но с одним из подводников случился приступ безумия. Схватив на камбузе нож, он прибежал в центральный отсек и нанёс им лёгкое ранение инженеру-механику. Матроса скрутили, и на этом инцидент был исчерпан.

Днём 7 сентября 1943 года U 172 благополучно добралась до Лориана. Это был последний поход Карла Эммермана: после прихода на базу он сдал лодку своему первому вахтенному офицеру и, после награждения Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту, его назначили командиром 6-й подводной флотилии в Сен-Назере.
http://s3.uploads.ru/t/PglvS.jpg
Слева командир U 185 капитан-лейтенант Август Маус. Он был талантливым подводником. За три похода Маус потопил девять судов на 62 761 брт, повредить одно судно на 6840 брт и сбил два самолета: британский бомбардировщик «Уитли» и «Либерейтор» Бертрама Прюэра. Уже в плену Маус узнал, что награждён Рыцарским крестом. Справа командир U 172 капитан-лейтенант Карл Эммерман – один из наиболее опасных противников союзников в Битве за Атлантику. Несмотря на то, что 11 августа 1943 года Эммерман вышел из боя, оставив Мауса один на один с самолётом, он сумел доставить часть экипажа U 604 во Францию
Лодка Мауса до Франции не дошла. 24 августа 1943 года U 185 была атакована и потоплена самолётами с американского эскортного авианосца «Кор» (USS Core) к западу от Азорских островов. Командир, половина его экипажа и часть команды U 604 попали в плен.

Этот день ознаменовался ещё одной трагедией для членов экипажа U 604. После того, как самолёты атаковали U 185 и метко положили рядом с ней глубинные бомбы, разбитая лодка начала медленно тонуть. Узнав, что она больше не способна погружаться, а аккумуляторная батарея начала выделять хлор, Маус приказал всем покинуть субмарину. Несколько подводников задохнулись в отсеках, остальные сумели выбраться на мостик, продолжая умирать от отравления уже в воде.

В носовом отсеке, по рассказам очевидцев, в момент атаки на соседних койках оказались командир U 604 и раненный в ногу молодой матрос из команды U 185. Услышав крики о появившемся хлоре, раненые поняли, что отсек стал для них смертельной ловушкой. Увидев в руке Хёльтринга пистолет, матрос принялся умолять застрелить его, избавив от мучительной смерти. Тот выполнил его просьбу, после чего застрелился сам.

Подобранные американским эсминцем подводники на допросе раскрыли тайну исчезновения самолёта комэска VB-107. Американское командование, высоко оценив действия в последнем бою, посмертно наградило лейтенант-коммандера Прюэра крестом «За выдающиеся лётные заслуги» (DFC – Distinguished Flying Cross) с формулировкой:

«Пилотируя бомбардировщик и постоянно отслеживая вражескую субмарину в южной Атлантике, он совершил несколько последовательных атак, которые повредили её и, в конечном счёте, вынудили нацистскую команду уничтожить свою лодку».

16

Впечатляет фильм о U-455. А сколько таких забытых стальных могил на дне Мирового океана...

17

У восьми нянек дитя без глаза

http://sg.uploads.ru/t/MX0we.jpg
25 ноября 1941 года немецкая подлодка U 331 успешно атаковала британскую эскадру, потопив линкор «Бархэм» (HMS Barham). Это широко известное в истории Второй мировой войны событие оставило в тени случай, который произошёл полгода спустя. Тогда другая подлодка совершила успешную атаку в аналогичных условиях, нанеся не меньший по значимости вред британскому флоту, хотя был потоплен не линкор. Всего один торпедный залп поставил английские подлодки на Средиземном море в крайне сложное положение, и вот как это было.

ООчень важный корабль
6 июля 1929 года стало особенным днём для британских военно-морских сил. В этот день Королевский флот принял в свой состав плавбазу подлодок «Медуэй» (HMS Medway). Это был первый большой корабль данного класса, специально построенный под нужды британских субмарин, размещённых в различных военно-морских базах империи. Рассчитанный на обслуживание 18 субмарин типов O и P, «Медуэй» мог принять на борт до 144 торпед и 1880 тонн дизельного топлива. Двигательная установка корабля была также дизельной. Помимо размещения собственного экипажа в 400 моряков, на корабле оборудовали жилые и рабочие места для ещё 1335 человек, что соответствовало его роли плавбазы и плавмастерской для нескольких флотилий подлодок на дальних станциях.

После длительных приготовлений, в мае 1930 года плавбаза вышла в море из Портсмута в сопровождении четырёх лодок типа О и отправилась с ними на Дальний Восток. Там «Медуэй» должен была заменить судно «Титания» (HMS Titania), использовавшееся в качестве плавбазы подлодок с 1915 года. Прибыв к месту назначения, «Медуэй» задержался в Китае на десять лет, базируясь на Гонконг и Вэйхайвэй (Порт-Эдвард).

Война застала плавбазу на ремонте в Сингапуре. После его окончания Адмиралтейство решило перевести «Медуэй» на Средиземное море для поддержки лодок 1-й подводной флотилии. 3 мая 1940 года плавбаза прибыла в Александрию, где и находилась последующие два года. Затем всё изменилось.

Конец июня 1942 года был для союзников одним из наиболее худших периодов войны на Средиземном театре. Мальта держалась из последних сил, но 20 июня пал Тобрук, а подлодки и авиация Оси выбивали на море корабли и суда союзников. В итоге части танковой армии «Африка» Эрвина Роммеля оказались у Эль-Аламейна, всего в 60 милях от Александрии – главной базы британского флота в восточном Средиземноморье. Было принято решение произвести её эвакуацию с размещением кораблей и судов в Порт-Саиде, Хайфе и Бейруте.

http://sd.uploads.ru/t/Sspwl.jpg

Плавбаза 4-й флотилии подлодок Королевского флота «Медуэй» в Гонконге
29 июня 1942 года Александрию покинул небольшой конвой: «Медуэй» и греческая плавбаза подлодок «Коринфия» (Corinthia) вышли в Бейрут под охранением восьми эсминцев и крейсера ПВО «Дидо». (HMS Dido). Такие меры безопасности были обусловлены не только значимостью плавбаз, но и их груза. На борту «Медуэй» находилось 90 торпед – запас для 1-й подводной флотилии.

ООбычная «семёрка» U 372
Подводная лодка U 372, построенная на одной из верфей Киля, относилась к типу VIIC. 19 апреля 1941 года она была принята в состав кригсмарине. Командиром стал 32-летний капитан-лейтенант Хайнц-Йоахим Нойман (Heinz-Joachim Neumann), который до прихода на подлодки служил на линейном корабле «Шарнхорст» (Scharnhorst).

После двухмесячной подготовки U 372 была сочтена готовой к первому боевому походу, который начался 9 июля 1941 года из Тронхейма. 5 августа Нойман вместе с другими лодками атаковал к западу от Ирландии конвой SL-81. Выпустив последовательно четыре торпеды, U 372 добилась двух попаданий. Это позволило Нойману заявить потопление двух судов общим тоннажем 12500 брт. В действительности на дно пошли английские пароходы «Белгрэвиан» (Belgravian) и «Свифтпул» (Swiftpool) на 8341 брт. Всего лодка провела в Атлантике 36 суток, после чего пришла в Брест с двумя вымпелами на перископе.

Второй поход U 372 начался 10 сентября 1941 года и продлился 34 дня. 18 сентября U 372 включили в группу «Бранденбург», которой было приказано создать завесу к юго-востоку от Гренландии. В этот же день одна из лодок группы обнаружила конвой SC-44, но из-за плохой радиосвязи координированную атаку организовать не удалось. Тем не менее, четырём лодкам удалось совершить нападение, и SC-44 потерял четыре торговых судна и корвет. Нойман в атаке участие не принимал, но 19 сентября добил британский пароход «Барон Пентланд» (Baron Pentland) на 3410 брт, который был торпедирован U 652 девятью днями ранее и дрейфовал, брошенный командой. Этот успех U 372 оказался единственным в походе, и 13 октября 1941 года лодка вернулась во Францию.

Третий поход стал для U 372 прощанием с Атлантикой. 13 ноября 1941 года лодка вышла из Бреста и взяла курс на Ньюфаундленд, чтобы присоединиться к группе «Штойбен». Однако спустя 10 дней все лодки группы получили приказ идти в район Гибралтара для нападения на местные конвои. 6 декабря 1941 года штаб подводных сил сообщил Нойману, что у его лодки теперь новая база – итальянский порт Ла-Специя. Спустя трое суток Нойману удалось прорваться через «игольное ушко» Гибралтарского пролива и войти в Средиземное море. Теперь его лодка стала частью новообразованной группировки немецких субмарин в Средиземном море, отправленных Гитлером на помощь битому англичанами Муссолини. 16 декабря Нойман завершил поход, придя в Ла-Специю.

http://s9.uploads.ru/t/o6V4n.jpg
Подводная лодка U 372 самого распространенного типа VIIC – типичная «рабочая лошадка» кригсмарине
Первые два похода на новом театре военных действий сложились для U 372 откровенно неудачно. 25 января 1942 года, в первом из них, у побережья Египта лодка была атакована вражеским самолётом и получила повреждения от сброшенных бомб – пришлось возвращаться в Италию. Второй выход в море, 15 марта, оказался совсем провальным. Уже спустя несколько часов после выхода из базы из-за неисправности руля и машинного телеграфа лодка села на мель у острова Тино и вернулась в Ла-Специю. Ремонт затянулся – U 372 поставили в док почти на два месяца.

В очередной поход U 372 вышла вечером 15 июня 1942 года. Нойман снова получил приказ совместно с ещё несколькими лодками действовать в восточной части Средиземноморья: разведка Оси зафиксировала движение вражеских транспортов между Александрией и Сирией, Палестиной и Порт-Саидом. Прибыв на место 23 июня, U 372 заняла позицию к северо-западу от Александрии и неделю наблюдала за обстановкой. 29 июня Нойман доложил в штаб об отсутствии успехов, так как вражеский судоходный трафик оказался невелик. Кроме этого он сообщил, что рано утром все-таки заметил два конвоя из Александрии, один из которых двигался на восток. Это были «Медуэй» и «Коринфия» со своим эскортом.

30 июня 1942 года в журнале боевых действий командующего немецкими подводными силами на Средиземном море появилась такая запись:

«Были перехвачены короткий сигнал и радиосообщение, но они не могли быть приняты должным образом из-за сильных атмосферных помех. Сообщение было от U 372 (Нойман), короткий сигнал, вероятно, тоже от неё. Послан запрос на их повторение. В 22:45 от U 372 получено сообщение. Лодка сообщила, что она успешно атаковала конвой в квадрате CP7236, замеченный вчера в 04:48, а также, что в восточном направлении замечено активное движение вражеских судов и кораблей».

УУ восьми нянек дитя без глаза
Рано утром 30 июня Нойман обнаружил несколько транспортов и решил преследовать их. Лодка обогнала конвой, но в 05:20 была вынуждена срочно погрузиться. Прямо по курсу показался вражеский эсминец, который сорвал U 372 возможность выйти в атаку. Первый блин оказался комом.

http://sh.uploads.ru/t/TIEn4.jpg
«Медуэй» на Средиземном море в качестве базы лодок 1-й подводной флотилии. Корабль несет ломаную деформирующую окраску военного времени (из коллекции Манаса Иксанова)
В восемь часов утра лодка поднялась на перископную глубину, а спустя шесть минут акустик зафиксировал множественные шумы винтов другого конвоя. Подняв перископ, Нойман увидел большое двухтрубное судно, четыре эсминца и другие эскортные корабли. После этого командир объявил торпедную атаку:

«08:12. Мы меняем курс к 0° для прорыва охранения. Противник идёт на восток со средней скоростью. Использование командирского перископа затруднено, так как море как зеркальная гладь.

08:50–09:50. Спорадические взрывы глубинных бомб вдали, около 20. Отошли, заряжая торпедные аппараты».

08:30. На глубине 120 метров.

08:27. Залп четырьмя торпедами! Глубина хода торпеды 4 метра, дистанция 1500 метров. Стреляли без использования прибора управления торпедной стрельбой, который слишком шумит. Три попадания! За ними слышны шумы ломаемых переборок и звуки тонущего корабля. Судно, вероятно, класса «Атавея» или «Ниагара», но возможно и «Матсония».

08:25. Завершили прорыв охранения. Теперь помехой для нападения является только один эсминец.

Так, согласно записи в журнале боевых действий U 372, выглядела атака конвоя, идущего на восток. Эсминцы эскорта прикрывали «Медуэй» и «Коринфию» с флангов, образуя охранную завесу по четыре корабля с левой и правой стороны от плавбаз. Так как Нойман атаковал с южного направления, он мог видеть в перископ завесу правого фланга, состоявшую из эсминцев «Крум» (HMS Croome), «Алденхем» (HMS Aldenham), «Хиро» (HMS Hero) и «Сикх» (HMS Sikh).
http://s7.uploads.ru/t/anJgw.jpg
Снимок плавбазы «Медуэй», сделанный после торпедирования. Корабль, получивший несколько торпед в правый борт, ложится им на воду. Вероятно, снимок сделан с эсминца «Хиро»
Рискуя быть обнаруженным, Нойман на перископной глубине прошёл сквозь завесу правого фланга и вышел прямо на «Медуэй», тоннаж которого оценил в 13 000 брт. «Коринфию» и крейсер «Дидо» он, очевидно, заметить не успел, так как не имел времени и возможности для детального наблюдения.

Любопытной является сама торпедная атака. Поняв, что прорыв эскортной завесы прошёл удачно, Нойман спустя две минуты произвёл залп, не задействовав даже прибор управления торпедной стрельбой. Такая стрельба «на глазок» была вызвана боязнью обнаружить себя шумом, а также пистолетной дистанцией до цели после успешного манёвра U 372. Счёт шёл на секунды, что подтверждает время хода первой торпеды до цели.

Несмотря на то, что Нойман указал дистанцию стрельбы в 1500 метров, первая торпеда поразила «Медуэй» спустя 25,5 секунд после пуска. Это время примерно соответствует гораздо меньшей дистанции в 400 метров. Позже в журнале боевых действий лодки было записано, что лодку хорошо тряхнуло, погас свет, а рубочный люк дал течь. Все это говорит о том, что командир U 372 указал неверную дистанцию, взяв цифры с «потолка». Кроме того, после таких близких разрывов контроль над лодкой мог быть потерян и возвращён только на глубине 120 метров, где U 372 оказалась спустя три минуты.

http://s7.uploads.ru/t/lc2qv.jpg
Тонущая плавбаза издалека. Рядом с ней один из эсминцев эскорта, занимающийся спасением людей. Где рядом в глубине скрывается от возмездия U 372
Но фортуна просто бессовестно благоволила в то утро Нойману и его лодке, позволив не только потопить важную цель в рискованной атаке, но и уцелеть после нескольких взрывов торпед на самоубийственной дистанции. Кроме того, эсминцы охранения не смогли обнаружить лодку, позволив ей безнаказанно уйти от расплаты после торпедирования «Медуэй». Переждав опасность на глубине, U 372 в 12:58 всплыла на поверхность, чтобы доложить об успехе в штаб.

ППроверка дисциплины и испытание мужества
Для англичан атака U 372 оказалась неожиданной. Первым заметил опасность командир 1-й подводной флотилии кэптэн Филипп Рук-Кин (Phillip Ruck-Keene). Находясь на мостике, он в 300–400 ярдах от корабля увидел воронку, которая могла быть образована пуском торпед или рубкой подлодки, на мгновение показавшейся на поверхности.

Рук-Кин был бессилен что-либо сделать: прежде, чем плавбаза смогла бы совершить манёвр уклонения, в её правый борт попали две или три торпеды. Корабль лишился хода и электроэнергии. Приняв через пробоины много воды, он получил сильный крен и начал ложиться правым бортом на воду. Рук-Кин приказал людям покинуть «Медуэй», и в 08:42, спустя 15 минут после взрывов, плавбаза затонула.

http://sh.uploads.ru/t/1DfQT.jpg

Последние минуты плавбазы «Медуэй». Над водой остался только нос корабля, который тоже скоро скроется под водой. Множество спасшихся людей держатся на воде в ожидании помощи
Так как спуск шлюпок был невозможен, морякам пришлось прыгать в воду. Спасательная операция началась уже спустя пять минут после атаки лодки, когда эсминец «Хиро» получил приказ принять уцелевших людей на борт. В это время остальные эсминцы начали сброс глубинных бомб, и многие люди, находившиеся в воде, ощутили на себе последствия взрывов.

Однако все закончилось благополучно. Несмотря на то, что морякам с «Медуэй» не удалось воспользоваться шлюпками и плотами, жертвы оказались невелики: погибло, по разным данным, 18 или 30 человек. Большое количество обломков и части груза, оставшихся на плаву после гибели корабля, а также вовремя начатый эсминцами «Хиро» и «Зулу» (HMS Zulu) подбор людей из воды, позволили спасти 1105 человек. Безусловно, спокойное и тёплое море также сыграло большую роль в удачном исходе спасательных работ.

В своём рапорте кэптэн Рук-Кин впоследствии написал, что офицеры и нижние чины в момент гибели корабля вели себя образцово, в лучших традициях флота. Любопытно отметить, что экипаж «Медуэй» не был исключительно мужским и включал в себя женщин из Женской вспомогательной службы ВМС (Women's Royal Naval Service), которые не уступили в силе духа и мужестве сильному полу.

http://sd.uploads.ru/t/Bwejd.jpg
Одри Сильвия Конингхэм (в центре), офицер штаба 1-й флотилии, совершившая мужественный поступок, спасший жизнь раненому моряку
Самоотверженный поступок совершила Одри Сильвия Конингхэм (Audrey Sylvia Coningham), офицер штаба 1-й флотилии. Оказавшись в воде, она заметила спасательный круг и двух моряков, цеплявшихся за него. Один из них тонул – старшина Лесли Кроссмен (Leslie Crossman), при прыжке в воду повредивший ногу об ракушки на днище корабля. Отличная пловчиха, Одри отдала ему свой круг, что позволило раненому продержаться на воде до подхода шлюпки, а сама вплавь добралась до эсминца. Впоследствии она была награждена за свой поступок медалью Альберта, вручавшейся за спасение жизни.

ППоследствия
Потеря плавбазы «Медуэй» больно ударила по действиям английских лодок на Средиземном море. Кроме гибели ценного корабля, были утеряны нужное оборудование и боезапас 1-й подводной флотилии. Из 90 торпед уцелело только 47, которые не затонули и впоследствии были подобраны с поверхности. В итоге успешная атака U 372 привела к тому, что подлодки 1-й флотилии, потерявшие на «Медуэй» свои торпеды и снаряды, смогли потопить в июле 1942 года только 800 тонн торгового тоннажа противника.

Кроме этого, случившееся отразилось на подлодках, базировавшихся на Мальте, так как после гибели «Медуэй» англичанам пришлось вернуть обратно в Бейрут малую плавбазу «Тэлбот» (HMS Talbot), которая была отправлена на остров ранее. Позднее её переименовали в «Медуэй II».
Таким образом, один залп U 372 нанёс весьма существенный урон всему британскому подводному флоту на Средиземноморье. Можно предположить, что в тех условиях гибель корабля была сравнима с потерей как минимум тяжёлого крейсера, а то и линкора. Отдавая должное «убийце» плавбазы и памятуя о её важной роли в жизни 1-й флотилии, кэптен Рук-Кин сказал: «Раз уж [Медуэй] суждено было быть потопленным, справедливо, что это сделано подводной лодкой, которой удалось совершить прекрасную атаку, прорвав мощное кольцо кораблей охранения с асдиками, оставаясь незамеченной».

Гибель плавбазы вызвала разбирательства в военно-морских кругах Великобритании по вопросу эффективности тактики кораблей ПЛО на Средиземном море. Но Адмиралтейство отмело обвинения в неспособности эскортных кораблей обеспечить необходимую защиту важным кораблям вроде плавбазы или линкора «Бархэм». Так, заместитель командующего силами ПЛО в Адмиралтействе кэптэн Филипп Кларк (Philip Clarke) заявил, что такая точка зрения «воняет, как гнилая рыба: командующий [ПЛО] остаётся при мнении, что в целом британские эскортные корабли более успешно противодействуют подлодкам, чем итальянские. Возможно, дело в том, что мы не трубим об этом каждый раз, когда срабатывает асдик».

Кларк и другие офицеры лишь акцентировали внимание на заметных перепадах температуры слоёв воды, характерных для Средиземного моря летом, что заметно снижало эффективность гидролокатора, особенно в районе дельты Нила. К сожалению для англичан, эта точка зрения привела к ещё одной трагедии, когда спустя месяц в почти схожих условиях немецкая подлодка U 73 отправила на дно авианосец «Игл» (HMS Eagle).
Что касается авторов победы над плавбазой «Медуэй», то всего через месяц, 4 августа 1942 года, U 372 потопили юго-западнее Хайфы прозевавшие её атаку 30 июня эсминцы «Зулу», «Сикх» и «Крум», а также присоединившийся к ним «Теткотт» (HMS Tetcott). С воздуха кораблям ассистировал «Веллингтон» из 221-й эскадрильи Королевских ВВС. Все 48 членов экипажа лодки, включая командира, были подняты англичанами из воды и провели остаток войны в плену.

В завершение хотелось бы сказать, что атака капитан-лейтенанта Ноймана по сложности исполнения и значимости потопленной цели мало в чём уступает громким успехам его коллег, отправивших на дно линкор «Бархэм» или авианосцы «Игл» и «Арк Ройал» (HMS Ark Royal). Она вполне заслуживает включения в список наиболее ярких эпизодов подводной войны на Средиземном море.

18

http://s9.uploads.ru/t/XzJ8j.jpg

                      Что ели «серые волки» Дёница.

Благодаря роману Лотара-Гюнтера Буххайма и одноимённому фильму Вольфганга Петерсена «Das Boot», увидевшим свет в 70–80-х годах прошлого века, резко вырос интерес к действиям немецкого подводного флота во Второй мировой войне. У любителей истории стало возникать много вопросов не только по боевым действиям, но и по быту подводников. Особый интерес вызывает тема питания экипажей, выбора и хранения на подлодке в условиях длительных походов продуктов, в том числе тех, без которых человек не может долго обойтись. Почему немецкие подводники брали с собой свежий хлеб, который в условиях высокой влажности быстро покрывался плесенью, а не сухари, хранящиеся дольше?
                                                                 Проблемы снабжения
Немцы великолепно снабжали продовольствием свои подводные корабли. После установления в Европе гегемонии Германии продукты на базы подлодок поставлялись из Франции, Дании, Португалии, Испании, Италии и т.д. В поход лодки брали свежее и варёное мясо, свежие овощи и фрукты, сыр, мёд, шоколад, копчёные колбасные изделия, соки, различные консервы и многое другое. Проблема была одна – в походе, в условиях плохой вентиляции и сильной влажности, свежие продукты быстро портились. В итоге подводникам приходилось сидеть на консервно-витаминной диете – чем длительнее был поход, тем хуже было с питанием.
На лодках были предусмотрены и провизионки, и холодильные камеры, но при выдаче технических заданий конструкторам субмарин в мирное время командованию ВМС Германии трудно было представить, что средние лодки типа VII будут действовать у берегов США, Африки и в Карибском бассейне, а большие лодки типа IX – в Индийском океане.
Во время войны приходилось импровизировать, подстраиваться под ситуацию, которая требовала увеличения автономности лодок. Субмарины получали провизию в море с судов снабжения, заходили для пополнения запасов в порты Испании, затем появились «дойные коровы» – транспортные лодки XIV серии. Однако полностью проблему это не решало. Провизия портилась, пропитывалась разными запахами – в общем, гурманам с тонким гастрономическим вкусом на «семёрке» или «девятке» делать было нечего.

                                              Как рассчитывался запас пищи для экипажа.

В этом вопросе очень велика была роль двух членов экипажа подлодки – третьего вахтенного офицера (или штурмана) и кока, которые отвечали за заготовку провизии. Кок, или, как его звали подводники, «смутье» (smutje, smut – что приблизительно можно перевести как насмешливое «грязнуля», «замарашка»), был на лодке человеком с особым статусом. Он должен был не только хорошо готовить, но и обладать талантом ресторатора, чтобы составлять меню на каждый день плавания.

http://s8.uploads.ru/t/QpUSi.jpg

Кок лодки U 604 руководит погрузкой провизии. На переднем плане банки с фруктовыми консервами (слева). Многочисленные колбасы и окорока свисают с потолка отсека, соседствуя с оборудованием (справа)

Исходя из приблизительной продолжительности похода делался расчёт количества и ассортимента продуктов, которые получались на складе штурманом. После этого провизия грузилась на лодку под контролем штурмана и инженер-механика в места, которые наиболее подходили для хранения. Размещение продуктов на лодке всегда соответствовало трём основным правилам:
Продукты должны были размещаться и закрепляться так, чтобы не падать и не разлетаться во время маневрирования лодки и её атаки глубинными бомбами.
Провизия должна была распределяться по лодке равномерно, чтобы не создавать дифферент или свести его к минимуму, при этом должно было учитываться потребление продуктов. Ежедневно потребляемые продукты взвешивались, чтобы инженер-механик мог компенсировать их вес балластом.
Размещение продуктов не должно было препятствовать свободному доступу ко всем люкам и вентилям.
Основными местами хранения провизии были носовой, кормовой и электромоторный отсеки, и это было логично. В дизельном отсеке хранить что-либо было невозможно, так как продукты быстро пропитывались бы запахом соляра, известного всепроникающей способностью. Центральный пост захламлять было ни в коем случае нельзя, так как это место управления кораблём, в жилых отсеках офицеров и старшин много разместить бы не удалось, да и все проходы должны были оставаться свободными.

http://s5.uploads.ru/t/nKUst.jpg

Ящики с фруктами в носовом отсеке лодки U 295 соседствуют с торпедами. Хорошо видна надпись «Nantes» — окрестности французского Нанта славятся своими яблоневыми садами по сей день.

Вот как выглядел запас провизии на лодке типа IXC при экипаже в 55 человек с расчётом его питания на 12-недельный срок. На лодку грузилось продовольствие и напитки весом более 12 тонн (12 583 кг), в том числе:
свежее и варёное мясо – 224 кг
колбасные изделия – 108 кг
мясные консервы – 2180 кг
рыбные консервы – 150 кг
свежий картофель – 1750 кг
другие овощи – 1555 кг
лимоны – 416 кг
свежие фрукты – 300 кг
свежие яйца – 270 кг
сливочное масло – 50 кг
сыр – 50 кг + 65 кг (твёрдый и плавленый)
кофе – 60 кг
чай – 3 кг
молоко – 784 кг
свежий хлеб – 456 кг
консервированный хлеб – 660 кг
«Хлеба к обеду в меру бери…»
Хлеб на подводной лодке был необходимым продуктом, и с ним же возникали особые проблемы в хранении. Несомненно, в этих условиях решением проблемы стало бы использование сухарей, которые хранятся гораздо дольше, но проигрывают хлебу во вкусе и при длительном употреблении вызывают проблемы с пищеварением, поэтому немцы подошли к вопросу по-другому. Они использовали свежий хлеб, который у подводников получил интересное прозвище «кролик». Вот как писал об этом известный немецкий подводный ас Райнхард Зурен (Reinhard Suhren):
«Самой большой проблемой был хлеб. Мы подвешивали его в сетках так, чтобы обеспечить к нему приток воздуха, но всё равно через некоторое время он портился, начинал плесневеть и становился похожим на белого и пушистого кролика, потому что был покрыт большим количеством плесени. Мы срезали её, насколько это было возможно, и ели хлеб. Когда поход длился больше четырёх недель, питание превращалось в проблему, и удержать здоровье команды в хорошем состоянии становилось нелегко».

http://s8.uploads.ru/t/8Rq3Q.jpg

Кок «колдует» над приготовлением пищи в тесном камбузе немецкой подлодки (слева).
Приём пищи на верхней палубе немецкой подводной лодки. Снимок сделан в довоенное время (справа)

Кроме свежего хлеба, был ещё и консервированный, но какого он был качества? На этот вопрос дал ответ весьма необычный свидетель. 21 ноября 1942 года лодка U 163 потопила британское торговое судно «Эмпайр Старлинг» (Empire Starling), затем взяв на борт в качестве военнопленного капитана судна Эрика Монктона (Eric Monckton). Впоследствии Монктон оставил любопытные воспоминания о пребывании на борту U 163, в том числе и о питании:
«Завтрак подавался в семь утра и состоял из молочного супа, кофе и печенья или хлеба с джемом. Хлеб хранился в герметично упакованных цилиндрических банках около 10 см в диаметре и 23 см в длину. В таком виде он сохранялся очень хорошо и, пожалуй, был лишь немного суховат».
В итоге, система снабжения представляется достаточно логичной. Запас хлеба на подлодке делился на две почти равных части, состоящих из свежего и консервированного хлеба. Свежий хлеб, разумеется, долго не лежал, и его старались съесть как можно быстрее. После того как свежий хлеб съедался или приходил в негодность, на лодке оставался ещё достаточно большой запас консервированного хлеба, употребление которого строго лимитировалось.

http://s9.uploads.ru/t/XNH6h.jpg

Мытьё посуды на подводной лодке после приёма пищи (слева).
Судя по растительности на лицах подводников, поход длится не первую неделю, и никто не против разнообразить меню свежей рыбой. На фото разделка акулы на палубе немецкой подлодки (справа)

Если посмотреть на меню экипажа лодки U 93, составленное коком на четвёртую неделю похода (12–18 января 1942 года), то станет ясно, что хлеб подавался к «столу» дважды в сутки (непонятно, чем объясняется отсутствие ужина в четверг – пропущен ли он в меню по недосмотру, или это был официальный «постный день»):
Понедельник:
завтрак: кофе, хлеб, смалец
обед: чечевица и колбаски, сливы
ужин: чай, масло, хлеб, различные колбасы и мясо
Вторник:
завтрак: кофе, булочки, масло, джем
обед: суп, свинина, картофель, овощи
ужин: чай, масло, хлеб, различные колбасы
Среда:
завтрак: кукурузные хлопья, булочки, масло
обед: яйца-пашот, шпинат, картофель, абрикосы
ужин: чай, масло, хлеб, язык, колбаса, сыр
Четверг:
завтрак: кофе, хлеб, масло, джем, сыр
обед: квашеная капуста, свиная рулька, тушеные яблоки
Пятница:
завтрак: кофе, масло, хлеб, яйца
обед: суп, гуляш, картофель, персики
ужин: чай, масло, хлеб, различные колбасы
Суббота:
завтрак: кофе, масло, хлеб, джем
обед: суп-лапша, говядина, пудинг
ужин: чай, масло, хлеб, холодное мясо
Воскресенье:
завтрак: кофе, хлеб, яйца, масло
обед: свинина, капуста, земляника и сливки
ужин: чай, масло, ветчина, хлеб, колбаса
Стоит отметить, что немецкие подлодки имели возможность получать свежевыпеченный хлеб и прямо в море, на рандеву с «дойными коровами» – последние были оборудованы электропечами для выпечки хлеба. Так, в отчёте о первом походе транспортной U 459, головной лодки проекта XIV, говорилось:
«Примерно за 10 часов работы на борту может выпекаться около 80 килограммовых буханок свежего хлеба. Около 800 таких буханок были выпечены ночами, переданы на лодки и с радостью приняты их экипажами. Кроме того, примерно 250 буханок приготовлены для собственных нужд. Выпеченный ржаной хлеб сытный, имеет прекрасный вкус и хорошо хранится…»

http://s9.uploads.ru/t/kuGmq.jpg

Снимок, сделанный с борта U 604 в феврале 1943 года, запечатлел рандеву с «дойной коровой» U 459 в Северной Атлантике для пополнения запасов, в том числе и провизии.

К вышесказанному стоит добавить, что на каждой боевой лодке имелся собственный 300-килограммовый запас теста, а также галеты – очевидно, что сухари подчинённым адмирала Деница были не нужны.

Источник Ссылка


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Лодки » Германскии U-boot