"Назад в ГСВГ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Лодки » подлодки России и СССР


подлодки России и СССР

Сообщений 71 страница 78 из 78

71

http://s8.uploads.ru/t/Iu2Kn.jpg

Над отсеком — боевая рубка (очень тесная) с перископом атаки.

http://s7.uploads.ru/t/jtRbi.jpg

                              Внутри рубки.

http://s5.uploads.ru/t/X3yTp.jpg

Третий отсек - аккумуляторный, присутствует кают-компания, каюты командира и комиссара. Капитан (похожий, скорее, на штурмана) в раздумьях.

http://s7.uploads.ru/t/EPLvy.jpg

                           Кают-компания.

http://s3.uploads.ru/t/iyJwg.jpg
http://sg.uploads.ru/t/S9DT0.jpg

Под палубой, где раньше были аккумуляторы, теперь дополнительно размещены и информационные стенды (надо спуститься вниз по трапу)

http://s7.uploads.ru/t/b4kGu.jpg

Информационные стенды в бывших аккумуляторных ямах.

72

http://s3.uploads.ru/t/IyhiN.jpg

Второй отсек : опять аккумуляторы, радиорубка, камбуз и гальюн.

http://sh.uploads.ru/t/UP1m0.jpg

                   Самое важное помещение на ПЛ.

http://s3.uploads.ru/t/TO5qG.jpg

Первый отсек (носовой) - самый большой отсек в ПЛ. Что логично - в нём расположены шесть носовых торпедных аппаратов вместе с боезапасом - ещё шесть запасных торпед.

http://sg.uploads.ru/t/8geMk.jpg

На крышке торпедного аппарата №6 хорошо читается его производитель.

Ещё в первом отсеке находилось торпедопогрузочное устройство, носовой аварийный буй. В трюме теперь расположена оставшаяся часть инфостендов.

http://sh.uploads.ru/t/FXc7v.jpg

                     Современное оборудование музея  - радиатор...

http://sg.uploads.ru/t/9q0Pe.jpg

                                           ...котёл (справа)
Немного истории: начало войны Д-2 встретила в Ленинграде, где с 1939 г. стояла на ремонте. Было принято решение включить ПЛ в состав Балтийского флота. Первый боевой поход состоялся осенью 1942 г. и стал самым успешным для ПЛ. Всего за войну Д-2 под командованием Р. В. Линденберга совершила четыре боевых похода, потопив 14 октября 1942 года транспорт "Якобус Фрицен" и, возможно, 26 октября 1944 года транспорт "Нина", а также повредив 19 октября 1942 года железнодорожный паром "Дойчланд". В общем, результат значительно "выше среднего" для советского ВМФ. Одно преодоление минных полей в Финском заливе - для выхода на позиции - чего стоит...
После войны ПЛ продолжила службу на Балтийском флоте, в 1949 была переименована в "Б-2", а с 1956 г. использовалась в качестве учебно-тренировочной станции "УТС-6" для практической подготовки экипажей ПЛ. При этом, значительная часть внутреннего оборудования была демонтирована, а второй отсек был переделан в бассейн для водолазов.

http://sh.uploads.ru/t/P5dlC.jpg

Нынешний вид ПЛ так же изменился, т.к. боевая рубка была переделана для имитации "столба воды", который надо преодолеть при выходе из затонувшей ПЛ.
Разрешение о создания музея на ПЛ Д-2 подписал тогдашний генсек М.С. Горбачёв - 18 августа 1986 г. Характерно, что главком ВМФ С.Г. Горшков в 1977 г. в просьбе о создании музея ветеранам флота отказал.

Источник Ссылка

73

Владимир Белорус написал(а):

Д-2

парадокс-судя по фото пространства для экипажа в этой довоенной лодке гораздо больше чем в стоящей в Калининграде Б-413 1968 года рождения. :dontknow:

74

Не вернулись из моря.

http://sh.uploads.ru/t/mLuB2.jpg

Подводная лодка С-178 столкнулась с транспортным рефрижератором недалеко от Владивостока.

Ежегодно 7 апреля в России вспоминают погибших моряков-подводников — представителей одной из самых ответственных и опасных военных профессий. Подводники подвергаются постоянному риску как в военное, так и в мирное время. За более чем полвека на Тихоокеанском флоте произошло немало трагедий, жертвами которых стали подводники. В день памяти погибших подводников ИА PrimaMedia вспоминает трагедии на субмаринах ТОФ.

С-117 (Щ-117)
С-117 (до 10 июня 1949 года — Щ-117) — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времен Второй мировой войны в составе Тихоокеанского флота. Принадлежала к серии V-бис проекта Щ — "Щука". Погибла в Японском море в декабре 1952 года.

http://sd.uploads.ru/t/Md9WB.jpg

14 декабря 1952 года С-117 вышла в свой последний поход в рамках учений ТУ-6 по отработке атаки целей группой подводных лодок. В учениях должны были принять участие шесть подводных лодок бригады, а С-117 должна была наводить их на корабли условного противника. Последняя связь с лодкой состоялась в 3 часа 15 минут 15 декабря. Больше на связь лодка не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны.
На борту лодки находились 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.

                                                                К-129
Дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К-129 из состава Тихоокеанского флота погибла 8 марта 1968 года. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов. На связь субмарина перестала выходить 8 марта.
Затонула приблизительно 7—8 марта 1968 года в северной части Тихого океана, в 750 милях от острова Оаху, на глубине порядка 5,6 тысяч метров. Погиб весь экипаж в составе 98 человек.

http://s3.uploads.ru/t/3aNQJ.jpg

                                К-129 погибла 8 марта 1968 года.

12 августа 1974 года в результате секретной операции ЦРУ "Проект Азориан", при помощи специально сконструированного оборудования (корабль "Гломар Эксплорер" и спецдок с устройством подводного захвата корпуса лодки), была поднята носовая часть подводной лодки.
Расследование госорганов США (операция "Дженнифер"), основанное на непосредственном исследовании остатков корпуса судна как на дне океана, так и после их подъема на поверхность, пришло к выводу, что причиной катастрофы К-129 стало срабатывание двигателей ракет Р-21.

                                                                   К-56

13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 с научно‑исследовательским судном "Академик Берг". Подлодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб.

http://s5.uploads.ru/t/hDFAC.jpg

"Академик Берг", шедший со скоростью девять узлов, ударил К-56 в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в прочном корпусе четырехметровую пробоину.
В первом отсеке осталось 22 моряка, сумевшие сохранить воздушную подушку и боровшиеся с поступлением воды, пока командир К-56 не выбросил лодку на отмель. Второй отсек затопило в течении нескольких минут, находившиеся в отсеке офицеры загерметизировали переборки изнутри, чтобы предотвратить затопление смежных отсеков. Личный состав отсека погиб в результате отравления хлором после затопления аккумуляторных ям. Ценой своей жизни подводники второго отсека спасли подлодку от полного затопления. Прибывшие на следующий день спасательные суда завели под К-56 понтоны, лодку сняли с отмели и отбуксировали в док.
Столкновение "Академика Берга" с К-56 было отнесено к разряду "навигационных происшествий с тяжелыми последствиями". В результате трагедии погибли 27 человек, из них 16 офицеров, пять мичманов, пять матросов, один гражданский специалист из Ленинграда. В живых остались около 140 моряков.
19 июня 1973 года на кладбище поселка Тихоокеанский (ныне город Фокино) состоялись похороны погибших подводников.

                                                                      С-178

Дизельная средняя подводная лодка С-178 проекта 613В из состава Тихоокеанского флота погибла 21 октября 1981 года вблизи Владивостока в результате столкновения с РФС "Рефрижератор-13".

В день катастрофы подводная лодка под командованием капитана 3-го ранга Маранго В. А. возвращалась в базу после двухдневного выхода в море.

http://s7.uploads.ru/t/8Z5Ms.jpg

21 октября 1981 года подлодка С-178 столкнулась с транспортным рефрижератором недалеко от Владивостока.

В 19.30 С-178 получила "добро" на вход в бухту Золотой Рог. На фоне береговых огней Владивостока и стоящих на рейде судов, огни РФС-13 с мостика подводной лодки заметили, когда судно было очень близко. Командир успел отдать команду: "Право на борт"! Сигнальщику осветить встречное судно"... Но было уже поздно. В 19.45 "Рефрижератор-13" ударил субмарину в левый борт в районе 6-го отсека. Через образовавшуюся пробоину отсек был затоплен в течение 15-20 секунд., а лодка получила сильный крен. Примерно через 40 секунд после столкновения С-178, принявшая около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 32 метра.
18 человек, находившиеся в 6-м, 5-м и 4-м отсеках, не успели загерметизироваться и погибли в течение полутора минут. Четверо моряков загерметизировались в 7-м отсеке, в 1-м и 2-м отсеках также загерметизировались оставшиеся в живых члены экипажа. В носовых отсеках оставались 26 выживших моряков. РФС-13 сумел принять на борт 7 подводников, выбравшихся на поверхность, после чего сообщил об аварии на берег.
В 8:45 следующего дня, 22 октября, впервые в мировой истории подошедшая к затонувшей субмарине подлодка БС-486 начала спасение людей. Однако из-за трудностей поиска объекта и выбора позиции для начала работы все началось только в 3 часа ночи 23 октября. Три подводника погибли при попытке самостоятельно выбраться из затонувшего судна. Только в 20.30 23 октября был спасен последний моряк — старпом капитан-лейтенант Кубынин.
24 октября началась операция по подъему затонувшей лодки. С-178 была отбуксирована в бухту Патрокл и положена на грунт, после чего водолазы вынесли из отсеков тела погибших. 15 ноября 1981 года субмарина была поднята на поверхность, после осушения отсеков и выгрузки торпед лодку отбуксировали в сухой док Дальзавода. Восстановление лодки было признано нецелесообразным. Всего жертвами стали 32 человека: 31 член экипажа и один курсант. Удивительным является то совпадение, что подлодка затонула на глубине 32 метра с креном 32 градуса на правый борт.
Захоронение погибших произведено 5 ноября 1981 года. В братской могиле захоронено 16 моряков-подводников, 10 моряков похоронено по месту жительства, тела шестерых — не найдены.
Памятник экипажу подводной лодки "С-178" был создан по инициативе подводников и установлен на Морском кладбище города Владивостока у места захоронения погибших подводников в 1982 году, в первую годовщину со дня гибели подводной лодки. На лицевой стороне памятника, на гранитной табличке выгравированы слова: "Морякам-тихоокеанцам ПЛ "С-178", погибшим 21 октября 1981 года в Японском море". На правой стороне ограждения рубки находится табличка с надписью: "Вечная память морякам-подводникам, погибшим при исполнении воинского долга" и списком погибших подводников. На гранитных табличках, которые расположены на трех общих захоронениях, выгравированы фамилии 32 погибших подводников.

                                                К-429
24 июня 1983 года в 4,5 милях от берегов Камчатки во время погружения затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. К‑429 была срочно отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборным экипажем (часть штатного находилась в отпуске, сменный был не подготовлен).

http://s8.uploads.ru/t/ta2sJ.jpg

АПЛ К-429 670 проекта затонула 24 июня 1983 года у берегов Камчатки.

При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек. Лодка легла на грунт на глубине 40 метров. При попытке продуть главный балласт из‑за открытых клапанов вентиляции цистерны главного балласта большая часть воздуха ушла за борт.
В результате катастрофы погибли 16 человек, остальные 104 смогли выйти на поверхность через носовые торпедные аппараты и шахту кормового аварийного люка.

Источник Ссылка

75

Советский Наутилус.
http://s7.uploads.ru/t/81u0o.jpg
Наличие в составе ВМФ Российской Федерации современных сверхмалых подводных лодок не тайна. В доступных каждому журналах или справочниках можно ознакомиться с подробными описаниями и тактико-техническими характеристиками субмарин, а для того, чтобы увидеть сверхмалую подлодку, не надо проникать на сверхсекретную базу. Достаточно посмотреть на видео русский кинохит «Особенности национальной рыбалки». Но с чего начинались сегодняшние «Пираньи», знают далеко не все.

В августе 1942 года в оккупированную немцами Феодосию прибыла «экскурия» моряков из состава 11-й флотилии сверхмалых подводных лодок типа КБ Королевского ВМФ Италии. С падением Севастополя активные действия в крымских водах практически прекратились, и их недавние участники - немцы и итальянцы - могли немного отдохнуть от боев. Однако итальянские подводники прибыли на берега Феодосийского залива отнюдь не для отдыха: новые хозяева Крыма, немцы, пригласили их для ознакомления с необычным трофеем - советской сверхмалой подводной лодкой. По словам историографа 11-й флотилии, эта субмарина явилась «своего рода сенсацией» для подводников Реджиа Марина Итальяна, «которые до этого считали, что итальянские разработки являются уникальными во всем мире». Так представители двух противостоящих СССР флотов ознакомились с тем, что было тайной даже для своих - с одной из первых советских сверхмалых подводных лодок...

Первым воплощенным в металл советским проектом сверхмалой подводной лодки стала разработка под шифром АПСС (автономное подводное специальное судно). В различных документах и публикациях можно встретить и другие обозначения этого проекта: «телемеханическая подводная лодка», «радиоуправляемая подводная лодка с телевидением» и даже «телеуправляемый самодвижущийся снаряд». Проект АПСС был создан в 1934 - 1935 годах в 1-м отделе (так называемой группе подводных лодок) знаменитого ленинградского Остехбюро (Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения) под руководством главного конструктора Федора Викторовича Щукина, для которого АПСС стала первой разработанной им подводной лодкой. Работы над проектом АПСС велись при непосредственном участии начальника Остехбюро, известного инженера-оборонщика Владимира Ивановича Бекаури и под наблюдением Научно-исследовательского морского института связи (НИМИС).

АПСС представляла собой сверхмалую (надводное водоизмещение - 7,2 т, подводное - 8,5 т) подводную лодку, вооруженную одним носовым неподвижным торпедным аппаратом. Управлялась АПСС двумя вариантами: обычным (единственным членом ее экипажа) и дистанционным. В последнем случае прорабатывалась возможность управления АПСС с так называемых «водителей» - с надводных кораблей или самолетов. «Волновое управление» должно было осуществляться с помощью установленной на этих «водителях» специальной аппаратуры «Кварц» (разработка № 134), созданной специалистами того же Остехбюро. В «телемеханическом» варианте АПСС вместо торпеды несла установленный на ее месте заряд взрывчатки массой 500 кг.

В том же 1935 году, когда проектирование АПСС было завершено, приступили к строительству. Постройка была возложена на Ленинградский судостроительно-механический завод «Судомех». Были построены сразу две лодки этого проекта, которые в 1936 году проходили заводские испытания.

Однако полностью воплотить в металле весьма смелые по тому времени технические идеи Остехбюро не удалось. В официальных выводах по реализации проекта АПСС говорится, что «проблема дистанционного управления этой лодкой была далека от положительного решения». Хотя Остехбюро и располагало собственной «эскадрой» опытовых судов, состоявшей из бывших боевых кораблей ВМФ (миноносец «Конструктор», тральщики «Инженер» и «Микула», торпедный катер «Быстрый») и самолетами (гидросамолеты МБР-2), но до испытаний лодок типа АПСС с использованием этих «водителей» дело не дошло. Можно предположить, что уже в том же 1936 году обе лодки АПСС были разобраны. Второй тип сверхмалой подводной лодки Остехбюро получил шифр АПЛ (автономная подводная лодка) и условное обозначение «Пигмей».

Первоначально эта «карликовая» субмарина разрабатывалась как «автономная подводная лодка, управляемая с самолета». Однако в дальнейшем работы над ней продолжались уже как над сверхмалой подводной лодкой, управляемой собственным экипажем. Как и в случае с АПСС, их вели сотрудники 1-го отдела Остехбюро во главе с Ф.В. Щукиным. 27 июня 1936 года проект был одобрен заместителем начальника Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВМС РККА) флагманом 1-го ранга И.М. Лудри. После этого в Ленинграде под руководством А.Н. Щеглова был создан опытный образец АПЛ «Пигмей».
http://s3.uploads.ru/t/HgepA.jpg
Затем лодка была перевезена по железной дороге на Черное море, на Севастопольскую базу Остехбюро. Здесь в октябре 1936 года АПЛ «Пигмей» прошла весь комплекс испытаний. В целях повышения секретности во время их проведения корабль официально именовался только как «подводная лодка Остехбюро». Ответственным сдатчиком АПЛ «Пигмей» флоту был назначен главный конструктор 3-го отдела Остехбюро Константин Афанасьевич Щукин - однофамилец разработчика проекта. В экипаж опытной лодки были назначены кадровые моряки из подводных сил Черноморского флота. Так, командиром АПЛ «Пигмей» на время испытаний стал 29-летний помощник командира подводной лодки А-3 старший лейтенант Борис Александрович Успенский.

Несмотря на то, что испытания «Пигмея», по некоторым данным, «выявили недостатки, которые помешали принять его в состав флота», по их итогам руководством ВМС РККА было принято решение о постройке серии из 10 сверхмалых подводных лодок этого типа со сдачей первых шести до конца 1936 года, а всей серии - в 1937-м. Несколько «Пигмеев» начали строиться на «Судомехе» в Ленинграде, но так и не были «доведены до боеспособного состояния» и, очевидно, впоследствии были разобраны. В результате флот не получил ни одной серийной сверхмалой субмарины этого типа, и не только потому, что АПЛ «Пигмей» имела «конструктивные недоработки», а из-за «объективной сложности разрешения принципиально новых технических вопросов», как говорится об этом в официальных документах. Была и еще одна причина, о которой мы скажем ниже.
http://sh.uploads.ru/t/df9Be.jpg
Таким образом, в распоряжении советского Военно-Морского Флота оказался лишь один опытный образец АПЛ - «Пигмей». Это была сверхмалая (длина - 16, ширина - 2,62 м) подводная лодка стандартным надводным водоизмещением 18,6 т. Она могла развивать максимальную скорость в 6 узлов (5 - под водой). Ее дальность плавания полным ходом составляла 290 миль, под водой - от 18 (полным) до 60 (экономическим) миль. Предельная глубина погружения была определена в 30 метров, а автономность плавания - в трое суток. Главным вооружением АПЛ «Пигмей» должны были стать две 450-мм торпеды типа «45-15» в бортовых торпедных аппаратах открытого (желобного) типа. Кроме того, на вооружении экипажа подлодки, состоявшего из 4 человек, имелся 7,62-мм пулемет.

К началу Великой Отечественной войны АПЛ «Пигмей» официально числилась за Народным комиссариатом ВМФ (НК ВМФ) как опытовая подводная лодка. В строй она официально не вводилась, в состав какого-либо из флотов не зачислялась и хранилась на берегу. По одним данным, АПЛ «Пигмей» так и оставили на бывшей Севастопольской базе Остехбюро в Балаклаве, по другим - перевезли в Феодосию, где установили на территории испытательной базы морского оружия НК ВМФ. Летом 1942 года лодка оказалась в руках немцев, однако ее дальнейшая судьба пока точно не выяснена.

Выше уже говорилось о том, что в августе 1942 года АПЛ «Пигмей» осматривали итальянские подводники, составившие небезынтересное для историков флота ее описание. «Это была новейшая единица, находившаяся на заключительной стадии оборудования, - читаем мы в нем. - Ее размеры не отличались от итальянского типа КБ, но корпус был стройнее и длиннее. Лодка имела довольно большую, но узкую рубку трапециевидной формы. На середине высоты корпуса находились продолговатые углубления, позволявшие располагать в них торпеды».

Что стало с единственной АПЛ «Пигмей» дальше, неизвестно. Так как после освобождения Крыма и всего Причерноморья об обнаружении этой лодки ни на берегу, ни затопленной в море никто не сообщал, то можно предположить, что оккупанты пытались вывезти ее из Крыма в Германию. Для немцев, которые в то время активно работали над многочисленными проектами собственных сверхмалых подводных лодок, реализованный на практике советский проект, без сомнения, должен был представлять интерес. Однако отсутствие каких-либо упоминаний об ознакомлении немецких инженеров-кораблестроителей с трофейной советской сверхмалой субмариной заставляет думать, что АПЛ «Пигмей» так и не достигла территории третьего рейха и была потеряна новыми хозяевами где-то на железных дорогах Европы. Но это только предположение.

Кроме АПСС и АПЛ «Пигмей» конструкторы 1-го отдела Остехбюро под руководством все того же Ф.В. Щукина разработали проект еще одной субмарины - малой подводной лодки стандартным надводным водоизмещением 60 т. Однако к тому времени в течение уже нескольких лет серийно строились малые подводные лодки VI серии (типа «М») стандартным надводным водоизмещением 158 т, которым 60-тонные «подводные суда» Остехбюро из-за своих размеров уступали и в мореходности, и в обитаемости (эти характеристики и на самих «Малютках» были далеки от совершенства). Поэтому третий «подводный» проект Остехбюро, в отличие от первых двух, так и остался на бумаге.

Безусловно, Остехбюро и дальше могло продолжать деятельность на благо советского подводного флота и всех вооруженных сил. Однако как сама организация, так и многие ее сотрудники пали жертвой «большого террора». В течение 1937 - 1938 годов органами НКВД были арестованы, осуждены «к высшей мере наказания» и расстреляны ведущие специалисты Остехбюро, включая его руководителя В.И. Бекаури. Так, в сфабрикованном сотрудником особого отдела НКВД при Остехбюро А.П. Грунским обвинительном заключении по делу главного конструктора АПСС и АПЛ «Пигмей» Ф.В. Щукина говорилось, что обвиняемый «проводил ... вредительскую деятельность умышленно неправильным проектированием предназначенных для вооружения РККФ новых типов ... подводных лодок, в результате чего запроектированные... ПЛ оказались непригодными для вооружения РККФ». Этот «документ» был утвержден 20 февраля 1938 года, а уже через три дня смертный приговор в отношении «врага народа» Ф.В. Щукина был приведен в исполнение. В следующем 1939 году не стало и самого Остехбюро.

В результате советский ВМФ вступил во вторую мировую войну, так и не получив на вооружение сверхмалые подводные лодки. Истории было угодно, чтобы первыми сверхмалыми подводными лодками, официально вошедшими в состав советского ВМФ, стали в 1945 году трофейные немецкие «Зеехунды», конструкторы которых, возможно, использовали в своей более успешной, чем у их советских коллег, работе и один из проектов Остехбюро - «Пигмей».

Автор Константин Стрельбицкий - вице-председатель Московского клуба истории флота

76

http://s9.uploads.ru/t/hG6Lw.jpg
http://sh.uploads.ru/t/SyNId.jpg
http://s9.uploads.ru/t/K2UN1.jpg
http://s8.uploads.ru/t/eO3dA.jpg
http://sd.uploads.ru/t/p60XZ.jpg
http://s7.uploads.ru/t/Xragy.jpg

  Первые подводные лодки России. Иллюстрации из журнала "Огонек!

77

Б-37: три причины катастрофы. 

В истории отечественного ВМФ России трагедия с подводной лодкой «Курск» является самой масштабной. Та катастрофа, произошедшая в 2000 году, побила печальный рекорд «коллеги» Б-37, продержавшийся тридцать восемь лет. Тогда, в январе 1962 года, трагедия унесла жизни семидесяти девяти человек, а более пятидесяти получили ранения. Капитана взорвавшейся подводной лодки Б-37, который выжил лишь по счастливой случайности, судил военный трибунал. А граждане СССР о произошедшей трагедии узнали спустя год.

http://s3.uploads.ru/t/k06L2.jpg

                                              Катастрофа.

Подлодка Б-37 была построена и отправилась на базу в Северодвинск для прохождения испытаний в 1959 году. После этого дизель-электрическая субмарина, относящаяся к проекту 641, вошла в состав тридцать третьей дивизии подводных лодок Северного флота. А «прописали» ее в пункте базирования в военном порту Полярный. В 1960 году Б-37 приняла участие в учениях «Метеор», проходивших в Атлантическом океане.
Изначально подводная лодка «капризничала». То и дело возникали неполадки различной сложности. Но ее ремонтировали, доводя, что называется, до ума (четыре из семи аварий, случившихся на базе Полярный в течение года, произошли именно на Б-37). Но 11 января 1962 года случилась катастрофа — взорвался весь боезапас подлодки. Взрыв одиннадцати торпед был такой силы, что первый и второй отсеки были полностью уничтожены. Мгновенно погибли пятьдесят девять членов экипажа, находящиеся в тот момент на борту.

                             Взрыв погубил две подводные лодки. 

Досталось и подлодке С-350, располагавшейся неподалеку. Взрывной волной убило одиннадцать человек, а сама субмарина от полученных повреждений пошла ко дну. Также погибло еще четверо человек из других подводных лодок, один — из состава резервного экипажа № 154 и четверо — из состава береговой базы четвертой эскадры. В общей сложности семьдесят девять человек. А ранения различной тяжести получили еще пятьдесят два человека.
Из всей команды Б-37 выжить удалось лишь тринадцати морякам. Троих не было в момент взрыва на подлодке, еще трое спаслись самостоятельно, а десятерых вытащили через люк седьмого отсека. Не погиб и капитан второго ранга Анатолий Степанович Бегеба. Его взрывной волной отбросило с палубы в воду. После взрыва Б-37 в считанные минуты затонула…

                                                         Причины трагедии.

Утро одиннадцатого января было стандартным. Экипаж, как обычно, выстроился на поднятие военно-морского флага. Но вместо этого в Екатериновской гавани военного порта Полярный прогремел мощный взрыв.
Вскоре на место трагедии прибыла специальная высокая комиссия, которой предстояло разобраться в причинах гибели подводной лодки. Первая версия (она же и официальная по решению экспертов) заключалась в том, что во время погрузки одна из торпед получила механическое повреждение и этого никто из экипажа не заметил (либо же заметили и решили по-быстрому починить). Поэтому рядом с ней кто-то начал сварочные работы, использовав бытовую паяльную лампу. Из-за этого поврежденный снаряд сначала загорелся, а потом и взорвался. Затем произошла детонация и остального боезапаса.

                        Комиссия выдвинула несколько причин гибели Б-37.

По другой версии, причиной взрыва стала халатность одного из вахтенных, который при перезарядке автомата случайно выстрелил в головную часть торпеды, которую в тот момент как раз загружали в первый отсек. Но никто из выживших не смог вспомнить, был ли выстрел или нет. Третья версия заключалась в заводском дефекте торпеды. Но что это был за дефект и почему торпеда взорвалась — неизвестно.

http://s8.uploads.ru/t/cspWA.jpg

Подлодки после подъема и демонтажа оторванных взрывом отсеков.

Капитан подводной лодки рассказал комиссии о пожаре, который произошел незадолго до взрыва. Из-за чего произошло возгорание, Бегеба не знал. Поэтому его показания лишь добавили вопросов специальной комиссии. Когда тела были подняты на борт базового тральщика, перед выжившими матросами поставили тяжелую задачу — опознать своих боевых товарищей. Погибших уложили на кусок брезента, растянутого прямо на корме. По воспоминаниям очевидцев, от вида изуродованных тел потерял сознание врач.Работы по подъему обеих затонувших лодок заняли более трех недель. Примерно полтора года Б-37 с заглушкой вместо носовой части стояла у пирса. А в начале мая 1963 года ее вывели из состава Северного флота и отправили на утилизацию.

                                                         Трибунал.

Гибель Б-37 привела в ярость тогдашнего Первого секретаря ЦК КПСС Никиту Сергеевича Хрущева. Расследование причин катастрофы он взял под свой личный контроль. Поэтому, в ходе разбирательств многие высокопоставленные чиновники и военные были лишены своих должностей и званий, поскольку «не углядели». Хрущев взял расследование под личный контроль. крепко досталось и капитану погибшей подводной лодки. Под военный трибунал его отправил лично министр обороны СССР Родион Яковлевич Малиновский. Во время судебных разбирательств Анатолию Степановичу пришлось самостоятельно себя защищать, поскольку женщина-адвокат не разбиралась в тонкостях военной службы. На состав военного трибунала давили «верхи» (ЦК КПСС, государственная комиссия, министр обороны, командующий Северным флотом, не сомневались в вине Бегебы), ведь им просто необходим был козел отпущения, а выживший капитан — идеальный вариант. Но судьи работали дотошно, стараясь во всем разобраться.

http://s9.uploads.ru/t/QmVuX.jpg

Из воспоминаний Анатолия Бегебы: «Государственная комиссия выдвинула более двадцати версий гибели лодки. В том числе и такую: в ходе погрузки торпед одну из них слегка помяли или поцарапали о причальные стойки. А потом подмарафечивали с помощью паяльника. Она и взорвалась. Спросили об этом и меня. Ответил примерно так. Когда я прибыл из отпуска на корабль, минер доложил: «Товарищ командир, мы приняли не боезапас, а мусор!». Стал разбираться, в чем дело. Оказывается, все лучшее погрузили на лодки, которые ушли в Атлантику под Кубу, где начинался известный Карибский кризис. А нам — второму эшелону — сбросили просроченное торпедное старье, все, что наскребли в арсеналах. Хотя мы стояли в боевом дежурстве». Судебный процесс занял несколько дней. И, что удивительно, несмотря на «рекомендации», трибунал оправдал капитана. А граждане СССР о трагедии узнали лишь спустя год. Да и то, в газетах об этом рассказали несколькими короткими предложениями.
Военный трибунал оправдал капитана
В Морском соборе на Крюковом канале находится памятная доска с именами моряков, погибших во время взрыва. Она появилась благодаря усилиям Бегебы и Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников. Самого же Анатолия Степановича не стало в декабре 2002 года. Он похоронен на Серафимовском кладбище.

Источник Ссылка

78

Маринеско.

Обычная история тех лет: окончив всего 6 классов, одесский парнишка Саша Маринеско ушёл в море учеником матроса. Через пару лет он уже матрос 1 класса. После окончания в 1933 году Одесского мореходного техникума ходил третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». В ноябре того же 1933 года по путёвке ВЛКСМ он был направлен на курсы комсостава РККФ. Там и обнаружилось, что у рабочего парня есть родственники за границей, за что чуть не отчислили (отец Александра, Иона Маринеску – румын; был приговорён к расстрелу, бежал в Одессу, где сменил румынское окончание фамилии на украинское «о»).

Тогда, похоже и начал заглядывать в стакан Александр Иванович Маринеско. С 1939 года он служил командиром М-96. В 40-м экипаж подлодки занял первое место по итогам боевой подготовки: норматив погружения 35 секунд был перекрыт почти вдвое – 19,5 секунды. Командира наградили именными золотыми часами и присвоили звание капитан-лейтенант.

В октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство и организацию в дивизионе подлодок карточных игр, а комиссару дивизиона, допустившему бардак, дали десять лет лагерей с отсрочкой исполнения приговора и направили на фронт. Гуляли морячки! И каждый раз – как в последний раз!

Во время войны Балтика напоминала суп с клёцками: в районе острова Гогланд было выставлено около 6 тысяч мин, в районе острова Наргин (Нейссаар) – около 2 тысяч. Фарватеры для выхода из Финского залива были не только заминированы немцами, но и перекрыты противолодочными сетями. Все наши субмарины сосредоточились на ограниченном пространстве залива, и очень редко уходящие в поход подводники возвращались. Семьи членов экипажей даже не получали похоронок – лишь извещения: «Пропал без вести»...

...Годами бороздя волну,
в удачу безрассудно веря,
как много нас пошло ко дну,
как мало нас сошло на берег...

«Малютка» М-96 оказалась востребованной в 1941 г. для боевой службы всего лишь раз – для несения прибрежного дозора у Моонзундских островов в конце июля, при этом встреч с противником лодка не имела. 14 февраля 1942 года артиллерийский снаряд осадной батареи проделал полутораметровую пробоину в корпусе стоявшей у пирса М-96, затопило два отсека, вышли из строя многие приборы. Ремонт занял полгода.

Выходит, что когда 12 августа 1942 г. субмарина вышла в очередной поход, её экипаж и командир не только не имели в течение года нормальной подготовки, предусматривавшей погружения и учебные торпедные атаки, но и ни разу не видели на море настоящего врага! Боевой опыт сам по себе не приходит, это надо учитывать при «разборе полётов».

Обнаружив 14 августа конвой в составе плавбатареи SAT 4 «Хелене» и двух шхун, охранявшихся тремя сторожевыми катерами, Маринеско в 11:17 атаковал его. По транспорту с дистанции 12 кабельтовых была выпущена одна торпеда. Спустя минуту на лодке услышали треск, который приняли за признак попадания. Но «Хелене» отделалась лёгким испугом (в 1946 году «потопленный» корабль был передан советскому ВМФ).

Катера сопровождения ринулись бомбить район. Они сбросили двенадцать глубинных бомб, от гидравлических ударов которых на лодке была повреждена часть приборов, в районе четвертой цистерны главного балласта лопнул шов корпуса, вышел из строя гирокомпас. При возвращении пришлось форсировать несколько линий минных заграждений, лодка трижды касалась минрепов (минреп – трос, удерживающий мину на якоре).

В ноябре 42-го М-96 вышла в Нарвский залив для высадки разведгруппы в операции по захвату шифровальной машины «Энигма». В немецком штабе шифровальной машины не оказалось, десант вернулся ни с чем. Александру Ивановичу не понравилось, как его встретили на берегу после похода, и он без церемоний отдал команду на погружение прямо у пирса. Сутки экипаж праздновал возвращение под водой, не обращая внимания на попытки командования до него достучаться.

Но тем не менее действия командира на позиции оценили высоко, он сумел скрытно подойти к берегу и без потерь вернул десант на базу. А. И. Маринеско наградили орденом Ленина. В конце 1942 года ему было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б); правда, в боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона капитан 3-го ранга Сидоренко всё же отметил, что его подчинённый «на берегу склонен к частым выпивкам».

В апреле 43-го Маринеско перевели командиром подлодки С-13, на которой он прослужил до сентября 1945 года. До осени 1944 года С-13 в море не выходила, и командир попал в очередную «пьяную» историю: Маринеско не поделил симпатичную докторшу с командиром дивизиона ПЛ, Александром Орлом, и одержал над ним верх в драке – вынужденное бездействие расслабляет и расхолаживает.

В поход подлодка вышла только в октябре 1944 года.

В первые же сутки, 9 октября, Маринеско обнаружил и атаковал одиночный транспорт (в реальности – немецкий рыболовный траулер «Зигфрид», 563 брт). С дистанции 4,5 кабельтовых был дан залп тремя торпедами – промах! Через две минуты – ещё торпеда: промах! Всплыв, С-13 открыла артиллерийский огонь из 45-мм и 100-мм орудий подлодки. По наблюдению командира, в результате попаданий корабль (водоизмещение которого Маринеско в докладе завысил до 5000 тонн) начал быстро погружаться в воду.

На самом деле траулер только потерял ход и накренился, что не помешало немцам после ухода С-13 устранить повреждения и отбуксировать судно в Данциг (ныне Гданьск), к весне 1945 года оно было восстановлено. В том же походе Маринеско, в соответствии с данными своего же вахтенного журнала, имел еще три возможности атаковать, но не использовал их – вероятно, берег людей.

В 1944-м Финляндия вышла из войны, СССР получил возможность перебазировать флот ближе к границам рейха. Дивизион подлодок расквартировали в Турку. Наступающий 1945 год Маринеско и его приятель, командир плавбазы «Смольный» Лобанов, решили отметить в ресторане гостиницы. Там же, в ресторане, у Александра завязался роман с хозяйкой гостиницы, и он «застрял» на два дня.

В итоге Лобанов оказался на передовой, а Маринеско командующий КБФ адмирал В.Ф. Трибуц хотел отдать под суд военного трибунала, однако предоставил возможность искупить вину в предстоящем походе (заменить его было некем, из тринадцати средних подлодок, воевавших на Балтике, «в живых» осталась только С-13).

С-13, по сути, стала единственной «штрафной подлодкой» советского ВМФ за все годы войны. Как явствует из всего вышеизложенного, С-13 и её командир ни по реальным, ни по декларируемым победам явно не ходили в лидерах.

Пятый боевой поход подлодки С-13 и уничтожение лайнера «Вильгельм Густлофф» вошли в историю подводной войны как «атака века», и описаны они предостаточно. По современным данным, с «Густлоффом» погибло 406 матросов и офицеров 2-й учебной дивизии подводных сил, 90 членов собственного экипажа, 250 женщин-военнослужащих немецкого флота и 4600 беженцев и раненых, из них почти 3 тыс. детей. Западная пресса во времена «холодной войны» неоднократно ставила этот факт в вину Маринеско, но лайнер шел под флагом «Кригсмарин» и не нес опознавательных знаков Красного Креста.

Из числа подводников погибло 16 офицеров (в т.ч. 8 медицинской службы), остальные – малообученные курсанты, нуждавшиеся ещё, как минимум, в полугодичном курсе подготовки. Поэтому, несмотря на заявления командира дивизиона ПЛ Александра Орла и советской прессы о гибели 70-80 экипажей, погибшие подводники могли сформировать лишь 7-8 экипажей подводных лодок (численность экипажа самой распространенной немецкой подлодки типа VII составляла 44-56 человек).

В том же походе, 10 февраля 1945 года, «несчастливая эска» потопила транспорт «Генерал фон Штойбен», на борту которого эвакуировались 2680 раненых солдат и офицеров рейха, 270 человек медперсонала, около 900 беженцев, плюс собственно экипаж – 285 человек. В результате, по количеству потопленных брутто-регистровых тонн, а также уничтоженной живой силы, Маринеско за один поход вышел на первое место среди советских подводников.

За потопленные вражеские корабли командиры субмарин получали не только награды, но и неплохие денежные премии. В Финляндии Маринеско на свои премиальные купил «Опель» и не захотел с ним расставаться, когда по окончании войны поступил приказ перебазироваться в Лиепаю. Машину укрепили на палубе краснознамённой С-13, и она успешно форсировала Балтику.

Эта выходка стоила Маринеско карьеры командира подлодки. 14.09.1945 г. вышел приказ № 01979 наркома ВМФ адмирала флота Н. Г. Кузнецова: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота».

Всего месяц А. И. Маринеско служил командиром тральщика Т-34 в Таллиннском морском оборонительном районе. 20 ноября 1945 года по приказу наркома ВМФ № 02521 старший лейтенант Маринеско А. И. был уволен в запас.

После войны в 1946-1949 годах А. И. Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства, ходил в порты Бельгии, Голландии, Англии. В 1949-1950 годах он – заместитель директора Ленинградского НИИ переливания крови.

Осужден 14 декабря 1949 года на три года лишения свободы по статье 109 УК РСФСР (злоупотребление служебным положением) и Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» – Маринеско вменили в вину хищение торфяных брикетов, присвоение принадлежащей институту кровати стоимостью 543 рубля и три прогула без уважительных причин, допущенные в ноябре 1949 года.

Наказание А. И. Маринеско отбывал на рыбопромыслах в Находке, а с 8 февраля по 10 октября 1951 года – в Ванинском исправительно-трудовом лагере Дальстроя. 10 октября 1951 года Маринеско досрочно освобождён из мест лишения свободы, а на основании акта амнистии от 27 марта 1953 года судимость с него была снята.

После освобождения бывший командир ПЛ «С-13» в период с конца 1951 по 1953 годы работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон». Умер Александр Иванович Маринеско в Ленинграде 25 ноября 1963 года, похоронен на Богословском кладбище. Через 27 лет, Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза – посмертно...

До сих пор не умолкают споры, кто же он – герой или разгильдяй, жертва обстоятельств или преступник? Человек – не пуговка от кальсон, нельзя присвоить ему определенный артикул или «обточить» под заданный стандарт. Не нам его судить...

С окончания Великой Отечественной войны и до смерти имя Маринеско было под запретом. Но в неписаной истории отечественного флота, которая слагается в курилках, он был и остаётся самым известным подводником-легендой.
https://a.radikal.ru/a29/1905/fe/b0542f74e229.jpg


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Лодки » подлодки России и СССР