"Назад в ГСВГ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Танки Победы - Слава и Забвение. » Интересное и неожиданное о танках -2


Интересное и неожиданное о танках -2

Сообщений 51 страница 60 из 61

51

Александр Балашов написал(а):

одно и тоЖ, что лада что жигули...

И добрым словом вспомню "Москвич-408" 1970го года выпуска АЗЛК с квадратными фарами, который я купил у Кристы Лютер в Намбурге в 1990м году за 800 восточных марок. Продал за 300 долларов в 2003м. Машине насекундочку было 33года!! покупатель за ним ещё прицеп таскал на Вологодчину.

52

Синицкий Александр Никола написал(а):

Продал за 300 долларов в 2003м

поспешил, лет через 10 мог бы продать ляма за 2-3 :)
:crazyfun:  :flag:  :D

53

Pz.Kpfw.38(t) по эту сторону фронта

http://sd.uploads.ru/t/Pb7qk.jpg

Танки Pz.Kpfw.38(t) сыграли важную роль в ходе сражений на советско-германском фронте 1941 года. К 22 июня 1941 года в немецких частях находилось 772 машины этого типа, которые использовались в пяти немецких танковых дивизиях. Неудивительно, что построенные в Чехии танки стали объектом пристального изучения со стороны советских специалистов. Данный материал посвящен исследованию трофейных Pz.Kpfw.38(t), а также их использованию в Красной Армии.

                                                                Из-под Крапивни на полигон

Во второй половине 30-х годов между Чехословакией и СССР развилось плотное сотрудничество в военной сфере. Сотрудничество шло взаимовыгодное: благодаря ему в чехословацких ВВС появились бомбардировщики Avia B-71 (чехословацкая версия СБ), а Красная Армия получила орудия особой мощности БР-17 и БР-18 (лицензионная версия орудий фирмы Škoda).
Развивалось сотрудничество и в сфере бронетанковой техники. Особый интерес здесь имела та же фирма Škoda, которая в лице Советского Союза видела потенциального покупателя для своих танков LT vz.35. Дело дошло до испытаний опытного образца в СССР, но сделка не состоялась, в том числе из-за опасений Škoda по поводу возможности нелицензионного выпуска LT vz.35. На деле для СССР этот танк был вчерашним днем, хотя отдельные его узлы и детали вызывали интерес. В частности, советские инженеры обратили внимание на подвеску, которую испытывали на Т-26, и трансмиссию.

http://s6.uploads.ru/t/6swTu.jpg

Схема броневых листов Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E, которую весной 1941 года смогла добыть советская внешняя разведка

Довольно плотным было и советское сотрудничество с фирмой ČKD. До испытаний ее танков в СССР дело не дошло, но компания снабжала советскую сторону довольно подробный информацией по своим боевым машинам и тягачам. Например, в Автобронетанковом управлении Красной Армии были хорошо осведомлены о ходе работ по среднему танку V-8-H.
После оккупации Чехии Германией сотрудничество прекратилось, но кое-какие материалы по тамошним разработкам в СССР все же попадали. Это стало возможным благодаря работе советской внешней разведки и чешским инженерам, которые, мягко говоря, весьма неоднозначно восприняли оккупацию своей страны Германией. В конце 1940 года удалось добыть образцы брони легкого танка LT vz.38, которые отправили в Ленинград на изучение специалистам НИИ-48. По итогам изучения был сделан вывод, что чешская сталь не представляет интереса для советской танковой промышленности.
Весной 1941 года Главное бронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ КА; с лета 1940 года так стало называться Автобронетанковое управление – прим. ред.) получило подробный материал по танкам TNH-P (LT vz.38), TNH-Sv (будущий Strv m/41) и Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E. Помимо тактико-технических характеристик, была получена информация о конструкции корпуса и башни Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны советские военные имели подробную информацию по этому танку, массово использовавшемуся немецкой армией.

http://s7.uploads.ru/t/R1a8O.jpg

Захваченный Pz.Kpfw.38(t) из 20-й танковой дивизии, сентябрь 1941 года

Познакомиться с Pz.Kpfw.38(t) поближе советским специалистам удалось в начале августа 1941 года. 23 июля начались ожесточенные бои в районе деревни Крапивня Смоленской области. С немецкой стороны здесь сражалась 20-я танковая дивизия, в составе которой были Pz.Kpfw.II (в основном модификации Ausf.C), Pz.Kpfw.IV (в основном модификаций Ausf.D-E) и Pz.Kpfw.38(t). Также совместно с дивизией действовал 643-й противотанковый батальон, на вооружении которого находились истребители танков Panzerjäger I. С советской стороны немцам противостояли 107-я и, чуть позже, 102-я танковые дивизии.
В целом качественное превосходство было на немецкой стороне: несмотря на то, что в составе 107-й тд имелись КВ-1 и Т-34, основой силой являлись Т-26 и БТ. Это во многом объясняет, почему потери советской стороны оказались большими, чем у немцев. Тем не менее, удача от 20-й танковой дивизии отвернулась. Понеся тяжелые потери в боях в районе Крапивни, дивизия в последних числах июля была вынуждена отступить, потеряв при этом от 30 до 40 танков. Подбитые машины стали советскими трофеями. В «Красной Звезде» и других советских газетах появились материалы с фотографиями разгромленной немецкой техники.

http://sg.uploads.ru/t/8xVu5.jpg

Этот же танк спереди. Хорошо видна дивизионная эмблема

По одному танку каждого типа было отправлено на научно-испытательный полигон в Кубинку. Следует добавить, что под Крапивней началась история бронеавтомобиля БА-64. Среди трофеев оказались немецкие броневики Sd.Kfz.222 и Sd.Kfz.223. Итогом изучения Sd.Kfz.223 стало начало работ по созданию похожего по классу броневика, который заменил БА-20.
Помимо этого, прямо на месте военный совет Западного фронта провел работы по изучению немецких танков. Помимо Pz.Kpfw.IV (в документах он шел как «танк средний тип IV обр.37 г.»), изучался Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E. Первым делом танк обстреляли из противотанкового ружья Рукавишникова. Выяснилось, что пулей Б-39 с 300 метров танк не пробивается, а пуля БС-41 из 7 выстрелов пробила борт танка во всех случаях. При стрельбе из 45-мм пушки в лобовую часть на дистанции 500 метров один снаряд срикошетировал от экрана, сделав в нем вмятину и трещину, еще два в том же месте броню пробили. В целом был сделан вывод, что наличное противотанковое вооружение вполне может бороться с этими машинами.
Также было составлено довольно точное описание танка, правда, его боевую массу явно переоценили, указав ее как 18–20 тонн. Были указаны и слабые места машины. Таковыми являлись крыша моторного отделения, а также ведущее колесо, при попадании в которое часто имели случаи заклинивания. Слабой оказалась и защита моторного отделения от бутылок с зажигательной жидкостью.

http://sa.uploads.ru/t/xACDd.jpg

На глушителе видно специальное крепление, через которое проходил шланг от буксируемой бочки с бензином в топливный бак

Следующий этап изучения происходил уже на Полигоне в Кубинке, куда отправилась машина с башенным номером 44. Она также относилась к модификации Ausf.E. Интересно, что специалисты Полигона также ошиблись с боевой массой, изначально оценив ее в 14 тонн. Уже позже цифру скорректировали до 11 тонн. Отмечалась высокая культура производства, особое внимание было уделено планетарной коробке передач Praga-Wilson и планетарным механизмам поворота. Вместе с тем, по боевым возможностям и общей конструкции, по мнению специалистов полигона, машина не сильно отличалась от LT vz.35. Лобовая защита танка могла поражаться любыми типами артиллерии, а его борта были признаны уязвимыми для огня крупнокалиберных пулеметов. Дальнейшая судьба машины с башенным номером 44 неизвестна.
На более детальное изучение трофейного танка осенью 1941 года времени не нашлось. В тот момент у Полигона были совсем другие приоритеты. Осенью 1941 года его эвакуировали в Казань, а вместе с ним – и часть трофейной техники. Среди нее оказался и танк с башенным номером 624, также из состава 20-й танковой дивизии. Вероятнее всего, этот танк тоже был в числе трофеев, захваченных в сражении у Крапивни. Машина досталась Полигону в нерабочем состоянии, для ее ремонта понадобилось несколько месяцев. Закончился он только к весне 1942 года, хотя, судя по некоторым признакам, полностью работоспособным танк так и не стал.
Летом 1942 года было решено провести совместные испытания иностранных и трофейных танков. Принимал в них участие и Pz.Kpfw.38 (t). За время испытаний, проходивших в июле 1942 года, машина прошла 120 километров, то есть меньше всех участников. Это наводит на мысль о том, что ее техническое состояние было далеким от идеального. Об этом говорит и максимальная скорость, составившая на булыжном шоссе всего 30 км/ч. Соответствующими оказались и средние скорости, составившие 25 км/ч по шоссе, 16 км/ч по проселку и 13 км/ч по бездорожью. Расход горючего при этом оказался наименьшим среди участников – 132, 169 и 185 литров соответственно. Максимальный угол преодолеваемого подъема составил 20 градусов, а крена – 25 градусов.

http://s4.uploads.ru/t/4qhDk.jpg

Танк в ходе преодоления брода

В целом можно сказать, что советских военных чешский танк не впечатлил. Даже если бы он был полностью исправен, характеристики вряд ли сильно улучшились. Кроме того, в случае с преодолением подъемов ограничивающим фактором оказалась не мощность двигателя, а сцепление гусениц с грунтом. В этом отношении танк оказался равным американским Light Tank M3 и Medium Tank M3. Примерно та же картина была и с максимальным углом крена. Он ограничивался сбрасыванием гусениц, и здесь Pz.Kpfw.38(t) оказался в числе аутсайдеров. Аналогичный максимальный угол крена показал Medium Tank M3, остальные машины оказались в этом плане лучше.

http://s3.uploads.ru/t/z0ST4.jpg

Pz.Kpfw.38(t) хорошо показал себя при движении по болотистой местности

В случае с преодолением водной преграды сослаться на плохое техническое состояние было уже сложно. Итоги оказались печальными: пройдя 35 метров, танк погрузился на 1350 мм, вода быстро залила его моторное отделение, и мотор заглох. Вытаскивать машину пришлось с помощью тягача. Справедливости ради, немецкий Pz.Kpfw.III Ausf.H прошел еще меньше – 30 метров.
Реабилитировался чешский танк в ходе испытаний на преодоление болота. Машина несколько раз прошла болотистую местность вдоль и поперек, уверенно двигаясь по сложным участкам.

http://sf.uploads.ru/t/fslBJ.jpg

Выбоина после попадания бронебойного снаряда 2-фунтовой танковой пушки

В сентябре-октябре 1942 года были проведены испытания обстрелом трофейных танков. Кроме того, испытывались и огневые возможности пушек трофейных танков. При стрельбе из 37-мм пушки KwK 38(t) бронебойными снарядами по StuG III Ausf.B лобовой лист толщиной 50 мм не пробивался со всех дистанций, при этом борта успешно поражались на дистанции 850 метров. В случае использования подкалиберного снаряда лоб немецкой самоходной установки пробивался на дистанции 400 метров.

http://sa.uploads.ru/t/qgMXA.jpg

Составной лист лба корпуса после поражения его снарядом 45-мм пушки с дистанции 200 метров

Далее был проведен обстрел корпуса Pz.Kpfw.38(t) с башенным номером 121. В целом толщина брони чешского танка выглядела вполне достойно, но лишь до тех пор, пока не был проведен обстрел. Наиболее стойко броня показала себя против бронебойных снарядов 2-фунтовой (40 мм) английской пушки. На дистанции 200 метров из нее не удалось пробить ни лобовой лист корпуса, ни лоб подбашенной коробки, но при этом попадания сопровождались трещинами. Это означало, что после нескольких таких попаданий броня все равно будет пробита. При стрельбе из ДШК с дистанции 200 метров по корме корпуса было получено 100% пробитий. На дистанции 200 метров при стрельбе по борту корпуса в районе моторного отделения из 13 попаданий удалось добиться 4 пробитий. При сокращении дистанции до 150 метров из 9 попаданий не пробили броню всего 2 пули.

http://s5.uploads.ru/t/iJjs5.jpg

Для американской 37-мм пушки, установленной на легком танке M3, броня чешского танка не была проблемой

Результаты стрельбы по чешскому танку из 45-мм пушки примерно соответствовали результатам обстрела, произведенного в августе 1941 года. На дистанции 200 метров из трех выстрелов два увенчались сквозным пробитием. На дистанции 400 метров пробивался первый лист. Что же касается бортов, то они уверенно пробивались на дистанции до 1000 метров. Похожим образом показала себя броня Pz.Kpfw.38(t) при обстреле из 37-мм пушки американского легкого танка M3.

http://s1.uploads.ru/t/Lclje.jpg

Попаданием 37-мм снаряда американской пушки выбило шаровую установку башенного пулемета

Впрочем, к тому моменту основным противником Pz.Kpfw.38(t) были советские средние танки Т-34, встреча с которыми не сулила для него ничего хорошего. По танку с дистанции 800 метров из пушки советского среднего танка был выпущен всего один снаряд, чего оказалось достаточно. Лобовой лист подбашенной коробки сорвало и разбило на куски. Стрельба осколочно-фугасными снарядами дала очень похожий эффект. При попадании рвало клепаные соединения и гнуло листы. Попадание в правый борт башни раскололо его на куски.

http://s7.uploads.ru/t/UPEcv.jpg

Попадание осколочно-фугасного снаряда 76-мм пушки Ф-34 в борт башни

Полученные результаты не должны сильно удивлять. Проблемы с броней у чехословацких танков начались еще в 30-е годы, и к началу войны их так и не удалось устранить. По результатам обстрела был сделан вывод, что чешская броня хрупкая. То же самое в своем заключении отразили и специалисты НИИ-48, изучавшие осенью 1942 года зарубежные танки. Исследования показали, что присадки никеля, повышающие вязкость стали, сведены в этой броне на нет. Дополнительная проблема заключалась в том, что корпус и башня Pz.Kpfw.38(t) собирались при помощи клепаных соединений. При попадании снаряда внутренняя часть заклепки отрывалась и превращалась в поражающий элемент.

http://s2.uploads.ru/t/CaTDS.jpg

Схема бронирования Pz.Kpfw.38(t), составленная в 1942 году НИИ-48

Итоги изучения Pz.Kpfw.38(t) в СССР позволяют сказать, что этот танк рядом историков явно переоценен. В конце 30-х годов он действительно был одним из лучших танков в своем классе, но при этом проблема с броней значительно снижала его боевую эффективность. Кроме того, в 1940 – 1941 годах появилось несколько танков аналогичного класса, которые были явно не хуже. Прежде всего, это касается Light Tank M3. По совокупности характеристик он явно превосходил Pz.Kpfw.38(t), в первую очередь за счет подвижности. Больше того, и Strv m/41, шведский близнец Pz.Kpfw.38(t), был лучше его, особенно это касается танков второй серии. В отличие от чешской брони, шведская проблемами с хрупкостью не страдала.

                                            Со звездой на борту

Данный материал будет не полным, если не упомянуть в нем об использовании трофейных Pz.Kpfw.38(t) в Красной Армии. По-настоящему массово танки этого типа стали попадать в руки советских трофейщиков в конце 1941 года, когда началось контрнаступление под Москвой. Трофеев оказалось настолько много, что в декабре 1941 года на территории завода «Подъемник» был организован бронетанковый ремонтный завод (БТРЗ) №82, основной задачей которого стал ремонт иностранной и трофейной техники. Эта специализация предприятия сохранилась до конца войны. Кроме того, ремонтом трофейной техники занимались и на территории, которую ранее занимал эвакуированный в Свердловск завод №37. Постепенно на старых площадях был организован филиал завода №37.

http://s1.uploads.ru/t/1FVWh.jpg

Ремонт «Праги» на БТРЗ №82, Москва, май 1942 года

В целом трофейные чешские танки, которые в советских документах чаще всего назвались «Прага», оказались вполне надежными машинами. Другое дело, что далеко не все из них доставались заводу в состоянии, которое позволяло их отремонтировать. Чаще всего речь шла о достаточно серьезно поврежденных танках. Не стоит после этого удивляться, что из 53 завезенных на ремзавод №82 «Праг» удалось отремонтировать всего 13 штук. Филиал завода №37 отремонтировал еще 3 танка.

http://s9.uploads.ru/t/Y9Tsl.jpg

Для обучения танкистов было выпущено краткое руководство по эксплуатации.

В феврале 1942 года появилась идея перевооружения трофейных танков советскими орудийными системами. В случае с «Прагой» предполагалось поставить либо 20-мм автоматическую пушку ТНШ, либо 45-мм танковую пушку. В качестве исполнителя работ выступало КБ завода №592 под руководством Е. В. Синильщикова и С. Г. Перерушева. Судя по документам, дальше задания дело здесь не продвинулось, поскольку более приоритетной задачей являлся проект САУ 122-СГ (СГ-122) на базе StuG III. Вместе с тем, часть танков, судя по фотографиям, получила советские пулеметы ДТ. Для обеспечения экипажей информацией об устройстве трофейных танков была издана краткая инструкция по эксплуатации.

http://s8.uploads.ru/t/hWaiV.jpg

Отправка матчасти ООТБ на фронт, лето 1942 года. Хорошо видны пулеметы ДТ на крыше башни

Вероятнее всего, первый случай боевого применения трофейных Pz.Kpfw.38(t) имел место в Крыму. По крайней мере, несколько таких танков из состава 22-й танковой дивизии вермахта удалось захватить, и они попали в распоряжение Крымского фронта. Что же касается машин, которые поступили с ремзавода №82, то массово их применила в бою всего одна часть – ООТБ (отдельный особый танковый батальон). В некоторых публикациях он называется ООТБ литер «Б», но это уже другая часть, которая находилась в составе 31-й армии. Что же касается ООТБ, то он был отправлен в 20-ю армию.
Батальон сформировали в июле 1942 года, его командиром стал майор Ф.В. Небылов. Батальон полностью состоял из трофейных танков: помимо 10 Pz.Kpfw.38(t), в нем находилось 2 StuG III, 12 Pz.Kpfw.III и 6 Pz.Kpfw.IV. Характерной деталью «Праг» ООТБ были большие белые звезды, которые наносились на лобовой лист корпуса и борта башни. Такой отличительный знак был крайне необходим, поскольку трофейные танки могли подбить свои же.

http://sa.uploads.ru/t/OdK6t.jpg

Схема действия ООТБ в обороне, 23 сентября 1942 года

По состоянию на 31 августа в батальоне было 8 «Праг, 6 Pz.Kpfw.IV, 10 Pz.Kpfw.III и 2 StuG III. К тому моменту батальон действовал совместно с 354-й стрелковой дивизией. 3 сентября батальон поддерживал наступление 1203-го стрелкового полка 354-й стрелковой дивизии в районе деревни Опокино. На следующий день одна «Прага» была подбита артиллерией, еще две машины оказались подбиты вражеской авиацией. Из оставшихся танков один находился в распоряжении командира 354-й сд. На следующий день было подбито еще 2 трофейных танка, но при этом 1, поврежденный ранее, удалось ввести в строй. Днем позже количество боеспособных «Праг» удалось довести до 5, из них 2 требовали ремонта. Экипажи окопали машины и использовали как неподвижные огневые точки. В тот момент батальон находился северо-восточнее деревни Черниково.

На протяжении следующей недели танки держали оборону совместно с 331-й стрелковой дивизией. По состоянию на 25 сентября в строю оставалось 3 «Праги». Из потерянных ранее танков 2 остались на территории противника, не так давно их фотографии «всплывали» на одном из интернет-аукционов. Позже эти машины удалось эвакуировать. Батальон до конца октября 1942 года имел примерно такой же состав, после чего его расформировали. Федор Васильевич Небылов закончил войну в звании гвардии подполковника, занимая к тому моменту должность заместителя командира 67-й гвардейской тяжелой танковой бригады. В ее составе он дошел до Берлина.

Источники:

    Материалы ЦАМО РФ
    Материалы РГАКФД
    Фотоархив автора

автор Юрий Пашолок

Источник Ссылка

54

Помнится, выкладывалось фото 1941 г., где расчет немецкой 3,7-cm PaK-36 расстреливает из засады наши танки. На форуме Танкофронта нашелся источник снимка - издававшаяся в Германии серия пропагандистских брошюр Schnelle Truppen: Panzer und Panzerjäger. Может, кто сумеет перевести готический шрифт?

http://f22.ifotki.info/thumb/de909b977382dc44d3a8f39b8a4f978b5db911282608827.jpg   http://f22.ifotki.info/thumb/ae91642c319bbf72518fdfde8af422a55db911282608847.jpg   http://f22.ifotki.info/thumb/915235b8ea9ed75cfd2d2046754442255db911282608864.jpg   http://f22.ifotki.info/thumb/ee29c243e7237d19944f3b9836e9f7f05db911282608884.jpg

55

vt10otb написал(а):

Может, кто сумеет перевести готический шрифт?

А смысл???. И так все ясно. Если у "дверной колотушки" 37-мм снарядика достаточно возможностей для борьбы  с бортами любых наших танков до середины войны, то пропагандоны любой армии (а в ведомстве товарища Геббельса они были впереди планеты всей) при наличиии фотокамеры в кармане  у любого немецкого  чмошника, нащелкают сколько угодно кадров, воспевающих эффективность даже этого, устаревшего на начало войны, противотанкового оружия (прообраза нашей "сорокапятки").
На четвером снимке, правда, абсолютное противотанковое оружие середины войны РАК-37 калибра 50 мм , не оставлющая практически никаких шансов нашей "броне" середины войны при их прямых контактах.
Мы уже как то пытались выяснить тип пораженных целей этого снимка. Склоняюсь к американским "Грантам" М3с. Более легкий американский ленд-лизовский танк М3л "Стюарт" при похожем силуэте с дальнего расстояния  был был бы для расчета 50-мм П/Т пушки слишком легкой целью для особых эмоций ейного расчета.

Отредактировано сержант-1 (2017-07-15 05:55:13)

56

сержант-1 написал(а):

И так все ясно.

Как говориться, что бы это фото значило... в контексте "ясности" :glasses:
http://s2.uploads.ru/t/n94Ff.jpg
Фото немецкого снаряда, который застрял в броне советского танка КВ-1.
[edit]дополнил фото ответом[/edit]

Отредактировано Серж-Пейзаж (2017-07-14 23:49:40)

57

Серж-Пейзаж написал(а):

что бы это фото значило... в контексте "ясности"

Это значило лишь то, выстрел был либо  со слишком большого расстояния, либо в очень толстую броню для этого калибра. Поэтому все противники немцев уже до начала войны озаботились разработкой толстобронных танков. Даже у легкого английского танка "Валентайн" броня была что-то около 60 мм, а у "Матильды" и вааще, почти на уровне нашего КВ.  Самым же толтобронным танком войны до появления "Тигров" были даже не КВ, а тоже аглицкие "Черчилли", поставляемые нам по Ленд-лизу. 
По этой причине,  столкнувшись еше в 40-м году с толстой броней французов и англичан, немцы озаботились разработкой кумулятивных снарядов для повышения эффективности своей противотанковой обороны. Уже к началу 42-го немцы насытили ими боекомплекты своей полевой и танковой артиллерии и все тяжелые танки противников перестали быть для них проблемой, которой они были в первый год войны, ибо для кумулятивного снаряда не имеет значение ни расстояние, ни толщина брони (до разумного предела). Этим и объсняются тяжелые потери наших тяжелых и средних танков в летних боях 42-го. У нас такие снаряды из-за незнания принципа действия таких боеприпасов назывались в тот период "термитными" или "бронепрожигающими"  :dontknow:

Отредактировано сержант-1 (2017-07-15 14:14:54)

58

Танк и премьер. История одной катастрофы

http://sg.uploads.ru/t/yxCvg.jpg

История британского танкостроения в межвоенный период и даже в течение всей Второй мировой войны отличалась, если говорить политкорректно, изрядной экстравагантностью — достаточно вспомнить эпос о создании тяжёлого танка TOG-II. Здесь же можно вспомнить, что к сентябрю 1939 года, когда британский Генштаб разработал техзадание для создания новых типов танков, и в Германии, и в СССР уже имелись исключительные по качественным характеристикам модели бронетехники, в частности Pz.IV и Т-34.
Машина, о которой пойдёт речь ниже, пехотный танк Mk.IV «Черчилль», с самого начала была невероятно архаична. Достаточно упомянуть, что в первоначальном проекте башня у танка отсутствовала, а двухфунтовые пушки предполагалось разместить в спонсонах по бортам, спарив их с пулемётами BESA. Гусеницы должны были полностью охватывать корпус для более эффективного преодоления препятствий, а скорость планировалась всего 16 километров в час, на целых два больше, чем у самого скоростного танка Великой войны — «Уиппета»!
Никаких шуток — если взглянуть на фотографии первых «Черчиллей», то по обоим бортам можно увидеть огромные люки для посадки экипажа — на самом деле это ниши для спонсонов, так и не установленных. Справедливости ради надо заметить, что рассматривались и альтернативные способы размещения вооружения — например, пушка в корпусе, подобно французскому B1 bis. Спрашивается: для чего всё это — спонсонное вооружение, гусеницы по всему корпусу и прочие давно отжившие своё ужасы?!
Как и в случае с TOG-II или тяжёлым пятибашенным танком «Индепендент», мы имеем дело с реликтом эпохи Первой мировой и панический страхом перед позиционной войной. Все помнят, как это выглядело с 1914 по 1918 годы — «зависшие» фронты, сотни тысяч жертв при попытке прорыва, продвижение всего на несколько километров при колоссальных потерях? Британские генералы рассчитывали, что в предстоящем конфликте союзникам придётся преодолевать «Линию Зигфрида», а немцам, в свою очередь — «Линию Мажино».
Однако реальность выглядела куда сложнее — в новой мировой войне танк оказался инструментом мгновенного прорыва на глубину и стратегического охвата. Противники Германии и подумать не могли, что тяжёлые «пехотные» танки, предназначенные для проламывания эшелонированных оборонительных позиций, отжили своё, и ныне требуются мобильные быстроходные танки-хищники, поддерживаемые моторизованными дивизиями.
Увы, но «Черчилль» с самого начала был «танком Первой мировой» — разумеется, с поправкой на технические достижения последних двадцати лет. В декабре 1939 года контракты на постройку прототипов были заключены с Вулвичским королевским арсеналом и фирмой «Харленд и Вольф», а первая машина была готова к лету 1940 года — как раз тогда, когда немецкий блицкриг во Франции стал жутковатым фактом.

http://s2.uploads.ru/t/i7pdM.jpg

                                       Прототип А20

Впечатления у военных, которым показали прототип, были, назовём это так, пессимистичные. В варианте без башни проект с номенклатурой А20 выглядел, если позволите так выразиться, устрашающе. Корпус — прямоугольная сварная коробка, с полным охватом гусеницами. Что, впрочем, делало корпус максимально широким и позволяло достаточно свободно размещать узлы и агрегаты, а заодно обеспечивать комфортные условия для работы экипажа... Но двигатель!

http://s7.uploads.ru/t/DdwxQ.jpg

                                               Прототип А22

С двигателем возникли немалые проблемы, невзирая даже на то, что с моторостроением в Британии дело обстояло вполне неплохо. Достаточно вспомнить знаменитые авиационные «Роллс-Ройсы», впоследствии устанавливавшиеся и на бронетехнику. Двигатель Meadows DAV не развивал требуемой мощности, нечётко работала трансмиссия, и, что самое неприятное, никаких перспектив по модернизации у них не было, поскольку после установки башни и вооружения масса танка достигла бы тридцати семи с половиной тонн вместо тридцати двух по техзаданию. Предупреждая неизбежные вопросы: да, в соответствии с веяниями времени от спонсонов отказались в пользу башни! Мотор же едва был способен перемещать бронекоробку на гусеницах...
Да, Британия была технологически развитой державой, англичане строили отличные линкоры и самолёты, но вот с танками вышли одни неприятности — к бронетехнике всегда относились как к второстепенному направлению и пасынкам войны. Вскоре инициативу перехватила фирма «Воксхолл Моторс», у которой на складах завалялись 12-цилиндровые автомобильные двигатели мощностью в 350 лошадиных сил, вполне подходящие для нового танка. «Воксхоллу» и передали заказ вместе с двумя неудачными прототипами — дорабатывать, даже невзирая на всеобщую уверенность, что представленный проект танка ужасен, кошмарен и бесперспективен.

http://s1.uploads.ru/t/XjTrO.jpg

Премьер-министр наблюдает за проходом колонны танков его имени

Этого требовала катастрофическая военная обстановка. Британия находилась под угрозой немецкого вторжения, а вся боеспособная техника осталась на континенте после эвакуации из Дюнкерка. Защищать Метрополию было решительно нечем. На острове осталось несколько десятков устаревших моделей на учебных полигонах, из музеев извлекли танки времён Первой мировой, обшивались бронёй грузовики и даже частные легковые автомобили! Отчаянное положение – тут пригодится любой агрегат, у которого есть гусеницы и пушка. Пусть даже и безнадёжно архаичный.
Так или иначе, первые «Черчилли» сошли с конвейера в июле 1941 года и сразу же вызвали недовольство военных. Танк страдал от «детских болезней» — постоянно ломалась трансмиссия, наблюдалась утечка горючего, система зажигания не была герметизирована. Дошло до того, что в танковых частях приходилось заниматься импровизированным ремонтом. У «Черчиллей», приданных 147-му Хэмпширскому полку, выходила из строя тяга управления коробкой передач, а заводских специалистов было не дождаться. Дело кончилось тем, что офицеры полка скинулись из своего жалования и купили в автомобильном магазине американского «Форда» полуоси вместо штатных тяг, подходящие для установки на танк. И попутно выяснили, что они более прочны и надежны...

http://sg.uploads.ru/t/w7efG.jpg

Первый "Черчилль" с трёхфунтовой пушкой в лобовом бронелисте

Теперь представьте, как немецкие танкисты за свой счёт покупают запчасти для техники у «Даймлер-Бенц» или «Опеля». Впрочем, надо отметить, что производители оказались честными людьми. Инженерный корпус фирмы «Воксхолл» разослал по военным частям открытое письмо, в котором говорилось:
Мы знаем, что не все механизмы и агрегаты танка будут работать как положено. Все недостатки будут устранены, как только в нашем распоряжении появятся необходимые материалы и новые узлы. Пожалуйста, не делайте неверных заключений из нашего искреннего признания своих ошибок. Танк Mk IV — хорошая машина. Проблемы, возникшие в ходе его испытаний, не являются нормой. Ненормально то, что мы не устранили их прежде чем начать серийное производство.
У инженеров было и более серьёзное оправдание — в условиях войны мгновенно создать какой-никакой, а новый и полностью работоспособный танк почти невозможно. Пусть даже и «полный недостатков», по словам премьер-министра Уинстона Черчилля — легенда гласит, будто сэр Уинстон, впервые увидев «Черчилль» на Бовингтонском полигоне, остался очень расстроен и заметил: «У танка, названного моим именем, недостатков больше, чем у меня самого!». Однако в действительности вошедшее во все учебники истории изречение последовало в результате доклада Военного министерства — в течение полугода ремонту и переоборудованию новыми узлами и агрегатами в той или иной степени подверглись 1000 из 1200 единиц только что выпущенных танков!
К 1942 году, когда положение несколько выправилось и Британия больше не стояла перед угрозой германского десанта, было принято решение отправить танки «Черчилль» куда-нибудь повоевать. Первый же боевой опыт этих машин оказался не просто провальным, а катастрофическим...

                                                          Дьеппская конфузия

Это была, пожалуй, самая странная операция Второй мировой войны, не имевшая никакого тактического и оперативного смысла. Ничего более бестолкового нельзя упомнить ни на одном театре военных действий. Нигде — на Восточном фронте, в Африке, на Тихом океане. Однако есть возражение: апофеозом идиотизма является операция «Коттедж», случившаяся ровно год спустя — когда американский десант на брошенном японцами острове Кыска перестрелял сам себя, плюс американцы ухитрились едва не потопить собственный эсминец.

http://sh.uploads.ru/t/yOaVL.jpg

До сих пор не утихают споры: а каковы были цели самоубийственного десанта британцев в Дьеппе, вошедшего в историю как операция «Юбилей»? Отчего возникла столь острая необходимость бросать лучшие, наиболее подготовленные британские спецвойска фактически на верную смерть? Поговаривают, виновата политика — внутриполитическая обстановка в Великобритании в 1942 году сложилась явно не в пользу правительства Уинстона Черчилля. В британском обществе царили пораженческие настроения, и было отчего: на Дальнем Востоке японцы фактически потопили весь флот владычицы морей, который там дислоцировался, и в итоге захватили Сингапур. В Ливии африканский корпус Роммеля продолжал теснить и периодически громить 8-ю английскую армию, загоняя её обратно в Египет.

http://sf.uploads.ru/t/cF8mr.jpg

Рисунок майора Комфорта –высадка Королевского полка лёгкой пехоты Гамильтона (художественная реконструкция)

Сплошные поражения! Англии требовалась красивая и значимая победа, способная всколыхнуть всё британское общество и укрепить пошатнувшийся авторитет действующей власти. К сожалению, данные соображения и стали определяющим фактором для проведения «Юбилея» А в качестве дополнения следовало показать Сталину на практике, что открыть Второй фронт в 1942 году невозможно.

Выгрузка "Черчилля" из десантного транспорта
Можно возразить: десантная операция, не имеющая никакой практической цели? Так не бывает! Бросить на полностью контролируемое противником побережье шесть с лишним тысяч человек личного состава, новейшие танки, часть флота? Очень хорошо, давайте ознакомимся с директивой британского Генштаба:

Непосредственной целью операции является завладение и удержание порта Дьепп в течение времени, достаточного для того, чтобы можно было собрать сведения от военнопленных и оценить реакцию неприятеля, а также разрушить прибрежные оборонительные сооружения, портовые здания и другие объекты.

Затем предполагалось эвакуироваться под прикрытием авиации и при поддержке с моря. Хорошо, допустим. Обычно подобные десанты проводятся силами спецназа — быстрый ошеломляющий налёт, нанесение максимального ущерба, стремительное отступление. Но при чем здесь танки? Особенно такие медленные и неповоротливые, как «Черчилль»? Не проще ли было задействовать машины полегче и поманёвреннее? Например — «Тетрархи», уже имевшиеся на вооружении британской армии?

http://s5.uploads.ru/t/EV8Mm.jpg

                      Выгрузка "Черчилля" из десантного транспорта

Можно возразить: десантная операция, не имеющая никакой практической цели? Так не бывает! Бросить на полностью контролируемое противником побережье шесть с лишним тысяч человек личного состава, новейшие танки, часть флота? Очень хорошо, давайте ознакомимся с директивой британского Генштаба:
Непосредственной целью операции является завладение и удержание порта Дьепп в течение времени, достаточного для того, чтобы можно было собрать сведения от военнопленных и оценить реакцию неприятеля, а также разрушить прибрежные оборонительные сооружения, портовые здания и другие объекты.
Затем предполагалось эвакуироваться под прикрытием авиации и при поддержке с моря. Хорошо, допустим. Обычно подобные десанты проводятся силами спецназа — быстрый ошеломляющий налёт, нанесение максимального ущерба, стремительное отступление. Но при чем здесь танки? Особенно такие медленные и неповоротливые, как «Черчилль»? Не проще ли было задействовать машины полегче и поманёвреннее? Например — «Тетрархи», уже имевшиеся на вооружении британской армии?

http://s1.uploads.ru/t/kparj.jpg

Брошенные "Черчилли". У танка на переднем плане в корпусе смонтировано не орудие, а огнемёт.

Стоит напомнить, что «Черчилль» — так называемый «пехотный танк». В соответствии с британской доктриной применения бронетехники, он обязан прорывать укреплённые позиции и сопровождать пехоту. Боевая задача танкистам была поставлена следующая: поддержка огнём и манёвром высадившихся пехотинцев Эссекского шотландского полка и Королевского полка лёгкой пехоты Гамильтона, причём зона высадки была определена в черте города: на каменистом пляже Дьеппа.
Танки в городе? — спросите вы. А мы поставим вопрос более жёстко: танки в средневековом городе?! С узенькими кривыми улочками! Где и легковой автомобиль-то не всегда пройдёт! «Черчилль» тем временем был длиной почти 7,5 метров и шириной 3,5 метра. Но условия городского боя — это ещё полбеды! Пляж, находившийся между двумя вдававшимся в океан молами, был отделён от Дьеппа бетонной дамбой, преодолеть которую без помощи сапёров тяжёлые танки не могли. Вдобавок место высадки находилось под перекрёстным огнём артиллерии и пулемётов. Выезды с пляжа завалены баррикадами.

http://s0.uploads.ru/t/r6wig.jpg

Раненые канадские десантники. За ними – "Черчилль", который больше никуда никогда не поедет. На заднем плане догорает десантный транспорт.

Говоря откровенно, сотрудников разведки, подготавливавших десант, следовало бы расстрелять. Планировалось, что дамбу и баррикады взорвут сапёры, но и они, и пехотинцы сразу после начала высадки понесли такие потери, что выполнить свою задачу в полном объёме не смогли. В итоге почти три десятка танков застряли на берегу и начали отстреливаться с места, но подавить огневые точки немцев не получалось: двух- и шестифунтовые пушки в башнях «Черчиллей» не имели запаса фугасов, а трёхфунтовая гаубица в передней части корпуса имела слишком маленький угол возвышения: мешала дамба!
План командования выглядел так: всего в операции «Юбилей» было задействовано пятьдесят восемь танков, транспортировавшихся на десантных баржах. Первая волна — девять «Черчиллей», вторая — двенадцать, третья — шестнадцать, последняя и замыкающая — все остальные машины. Один из кораблей третьей волны затонул вместе с шестью танками. Ещё два «Черчилля» утонули сами, поскольку вошли в воду слишком далеко от берега. Несколько машин порвали гусеницы об острые камни. Наконец, погиб командир соединения, полковник Эндрюс, находившийся в одном из утопленных танков: он сумел выбраться из люка, доплыл до берега, но был застрелен немцами.

http://s1.uploads.ru/t/8Kpcj.jpg

Кажется, это и должно называться словом «катастрофа», но в реальности дело обстояло значительно хуже, если таковое вообще возможно. Уцелевшие сапёры попытались помочь танкам подняться на дамбу, уложили фашины. По разным данным, не то тринадцать, не то пятнадцать исправных «Черчиллей» выехали на городскую набережную и примыкавший к ней бульвар. Немедленно стало ясно, что улицы, ведущие вглубь города, загорожены бетонными противотанковыми надолбами. Сапёры ничего не могли поделать из-за заградительного огня немцев, уничтожить надолбы попытались танки, стреляя по ним шестифунтовыми бронебойными снарядами, но тоже безрезультатно. В этот момент противник успел подтащить 37-миллиметровые противотанковые пушки. Усиленную броню «Черчиллей» они не брали, но нескольким танкам перебили гусеницы и обездвижили.

http://s9.uploads.ru/t/vcBUy.jpg

                                             Дьепп. Финал.

В итоге вместо поддержки пехоты радиус действия танков был ограничен исключительно пляжем, набережной и прибрежным бульваром. Менее трёхсот метров вглубь побережья и примерно километр вдоль. «Черчилли» оказались заперты на крошечном простреливаемом пятачке, в небе появились пикирующие бомбардировщики Ju-87. Дальнейшее было предсказуемо — тотальный разгром. К счастью, когда стало ясно, что операция «Юбилей» провалилась, командование отменило высадку четвёртой волны танков — хоть эти уцелели.

http://s1.uploads.ru/t/KLxjS.jpg

                          Застрявший, подбитый и брошенный.

http://s4.uploads.ru/t/CoU4w.jpg

                              Осмотр подбитого "Черчилля".

http://s1.uploads.ru/t/LOeur.jpg

Немцы осматривают брошенный танк полка Калгари канадской армии – один из немногих, добравшихся до города.

http://s9.uploads.ru/t/TGnMF.jpg

                                 Тот же "Bert" с другого ракурса.

Это далеко не все потери. В общей сложности «Юбилей» обошёлся в 3367 убитых или захваченных в плен канадских пехотинцев, 275 британских коммандос, 28 танков уничтожены или захвачены, потоплены эсминец, три десятка десантных барж, убиты полтысячи моряков, сбито 106 английских самолётов. Немецкая сторона потеряла около пятисот человек убитыми, 48 самолётов и береговую батарею. Счёт явно не в пользу Британии.
Когда всё закончилось, Уинстон Черчилль заявил в парламенте, будто командование желало провести «разведку боем». Выявить сильные и слабые стороны противника. Дело о Дьеппской катастрофе быстро замяли, никто не был наказан. В свою очередь, немцы получили в свои руки трофейные танки, считавшиеся в Великобритании «новейшими». Уцелевшие в Дьеппе машины доставили в Германию, на полигон Куммерсдорф. Показали рейхсминистру вооружений и боеприпасов Альберту Шпееру, отличному специалисту в своей области. Вердикт был однозначен: «Если это новый танк, то я боюсь себе представить, каковы у англичан танки устаревшие...»

http://s9.uploads.ru/t/5dKJO.jpg

Рейхсминистр вооружений Альберт Шпеер (второй слева, стоит на земле рядом с танкистом) осматривает захваченные "Черчилли"
Служба захваченных «Черчиллей» у немцев ограничилась испытаниями и учебными подразделениями — несмотря на то, что вермахт обычно охотно использовал трофейную технику, от их использования в боевой обстановке категорически отказались: броня хорошая, но мобильность и вооружение из рук вон плохи. Есть невнятные данные о том, что захваченные в Дьеппе «Черчилли» якобы применялись в обороне Берлина в 1945 году, но фотографий или документов не сохранилось.

http://s4.uploads.ru/t/7Qafe.jpg

"Черчилль" на службе в панцерваффе. В девичестве машину звали Blondie и её командиром был капрал Джордан.

http://sd.uploads.ru/t/e0Y67.jpg

                                                  Тоже бывшая Blondie.

...В любом случае, британские десантники и танкисты выполнили свой долг до конца. И внесли вклад в общую победу. Жаль только, что те, кто оправил их на верную гибель, уже никогда за это не ответят.
Тем не менее, Infantry Tank Mk.IV «Churchill» прошёл долгий боевой путь и воевал на многих фронтах. Последнее боевое применение устаревших, архаичных и страшненьких «Черчиллей» относится к 1951 году и Корейской войне, окончательно машина ушла в прошлое в год смерти бывшего премьера — послевоенную сапёрную модификацию Mk IV сняли с вооружения в 1965 году. Черчилль-человек и «Черчилль»-танк покинули этот мир одновременно.

Источник Ссылка

59

Попалось фото "даючи", как говорит Никола...  Страшный на вид и Ни разу не добрый к участникам 1МВ  :canthearyou:
http://s6.uploads.ru/t/7sPCy.jpg
Так выглядел немецкий тяжёлый танк A7V во времена Первой мировой войны.

60

Серж-Пейзаж написал(а):

Так выглядел немецкий тяжёлый танк A7V во времена Первой мировой войны.


Крепость на колесах...впечатляет  :dontknow:  :)
А ведь всего - то сто лет прошло! И какие потрясающие изменения....


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Танки Победы - Слава и Забвение. » Интересное и неожиданное о танках -2