"Назад в ГСВГ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Танки » Интересное и неожиданное о танках -2


Интересное и неожиданное о танках -2

Сообщений 251 страница 260 из 389

251

Серж-Пейзаж написал(а):

Затонувшее судно в Волгограде судно принадлежит к проекту С-40 - артиллерийский бронированный пограничный катер со стальным корпусом. Подобные суда задумывались для патрулирования крупных приграничных рек. Они строились до войны в Ленинграде, оснащались башней от танка Т-34-76, двумя пулеметами калибра 7,62 мм. Ход обеспечивал бензиновый двигатель "Паккард" мощностью 1200 л.с.

Еще кое-что по этим заслуженным и крайне нужным для войны машинкам.
Хоть они и неважнецки показали себя на приморских ТВД из-за своего башенного расположения "главного калибра" и крайне плохой мореходности, но они оказались незаменимыми для обеспечения боевых действий на крупных реках, какими оказались Волга и Дунай. На Волге они оказывали большую промощь в удержании прибрежных очагов обороны наших войск в Сталинграде, перебрасывая им ночами и в ненастную погоду  боеприпасы, подкрепления, предметы снабжения и эвакуируя раненых.
А с прекращением боевых действий вблизи акватории Азовского моря, в апреле 44-го Азовская флотилия была расформирована (точнее, переформирована в Дунайскую). Для этого основные  её плавсредства, в т.ч. и бронекатера в количестве примерно 40 штук  были по ж/д перевезены из портов Азовского моря в Запорожье, а после переплыли в Днепробугский лиман. Попытка перегонять их туда морем из Крыма окончилась печально из-за их слабой мореходности. Переброска это заняла много времени, т.к. в Запорожье пришлось восстанавливать железнодорожное хозяйство к берегу и понадобилось много подвижного состава (более 600 платформ и вагонов), которые еще надо было как то оторвать от обеспечения наступающих войск.
Да это и было оптимальным вараинтом, ибо эти катера изначально не проектировались для плавания на морях, а их габариты были выбраны из требования переброски их на ж/д платформах.
Все это заняло более 3-х месяцев. Где-то с середины августа 44-го флотилия начала боевый действия. После этого все 9 месяцев до последнего дня войны ни одна операция 2-го и 3-го Украинских фронтов по освобождению Румынии, Югославии, Венгрии и Восточной Австрии не обошлась без участия этой флотилии. Все эти операции велись в бассейне Дуная. Поэтому невозможно даже бегло перечислить все переброски с берега на берег войск , техники, боеприпасов, высадки небольших тактических десантов (интересно, кстати, что почти всегда в их составах был контингент штрафных рот) для захвата плацдармов на берегах рек, нередко приводившим к обвалам больших участков фронта обороны немцев и венгров.  Для этой задачи бронекатера подходили, как нельзя лучше, ибо у них было противопульное бронирование и неплохое пулеметное вооружение из крупнокалиберных ДШК. А спокойная речная поверхность позволяла эффетивно использовать и пушку в танковой башне. жаль конечно что пушка была танковой (с настильной стрельбой только по видимой цели и не полевой полковушкой  в башнях от БТ-7А с возможностью навесного огня , что была на предвоенных проектах). 
Помимо башен на них ставилось и другое оружие. Было несколько катеров с рамами для  пуска  РС 82 мм и 132 мм с "Катюш", были экземпляры с минометами 82 мм, а с августа 43-го спарка ДШК в бронеограждении стала обязательной в составе вооружения бронекатеров, выпускаемых до конца войны, а также перекочевала в послевоенные проекты.
Помимо Дунайской, эти бронекатера были и в Амурской флотилии, где использовались для переброски войск и их огневой поддержки в первые дни войны против Японии.
Было их до войны два проекта — малый (1124)  и большой (1125). Восемь катеров пр.1125 были выполнены в разновидности С-40, изначально предназначенных для Аму-Дарьи. Воевать им, понятно, пришлось на Волге. На этих катерах стояли два танковых дизеля от Т-34. Малый катер имел один движок, а большой два.
На катера довоенного выпуска  ставили  двигатели ГАМ-34 разных модификаций, являющиеся глиссерной версией самолетного М-34 (АМ-34), а с началом войны, благодаря  поставкам от союзников, на них ставили "Паккарды" и "Холл-Скотты". Имели интересную особенность противопожарной защиты бензобаков при их прострелах. Через безобаки до их выхлопа под воду или в воздух  прокачивались охлаженные в специальном радиаторе выхлопные газы, заполняя выработанный объем топлива, предотвращая этим взрыв бензиновых паров.
Была история с дипломатическим  скандалом с союзниками по поводу этих движков. Мы заказали их чрезмерно много, из-за чего они невостребованные нашими судостроителями валялись в складах  Архангельска. А в это время самим союзникам их остро не хватало для постройки  десантных барж, крайне  необходимых для передстоящей высадки в Нормандии.

Отредактировано сержант-1 (2017-11-10 10:50:47)

252

http://s8.uploads.ru/t/ubc4t.jpg

Танковая статистика. 107 ТБР в боях 5.07. - 9.08.1943 г.

Статистика 107 ТБР дает нам 1,3 погибших танкиста на сгоревший Т-34 и 0,9 (0,89) на танк Т-70.
На настоящий момент учтены потери по 156 безвозвратно потерянным Т-34, 3 КВ и 28 Т-70.
Примечание к отчету. 5 сгоревших в период 8-14.07.1943 г. танков Т-34 выявлены сличением цифр данных отчета.

253

Подводный танк Третьего рейха

http://s2.uploads.ru/t/EqHAJ.jpg

В конце лета 1940 года, в ходе подготовки операции «Seelove» («Морской лев») по высадке на Британские острова в Германии был создан танк для хождения под водой Tauchpanzer III.
За основу был взят немецкий средний танк Panzerkampfwagen III. Все люки и щели в башне и корпусе танка подверглись герметизации с помощью разного рода резиновых прокладок и чехлов, а также битумной замазки. Выхлопная труба снабжалась клапаном.
Воздух в танк Tauchpanzer III подавался через резиновый рукав длиной 18 м и диаметром 200 мм. На конце рукава крепился поплавок, удерживавший его на поверхности воды. К этому же поплавку крепилась радиоантенна.

http://s6.uploads.ru/t/XvT7j.jpg

Для откачки воды, которая могла бы поступать в танк, был установлен дополнительный водооткачивающий насос.
При движении под водой двигатель танка Tauchpanzer III охлаждался морской водой.
Члены экипажа имели в своем распоряжении индивидуальные дыхательные средства, заимствованные у подводников.
Tauchpanzer III должны были доставляться к английскому берегу на специальных баржах, а затем опускаться в воду на 15-метровую глубину с помощью крана.

http://s5.uploads.ru/t/Xv9w6.jpg

Для выдерживания направления движения под водой предназначался гирокомпас. Кроме того, корректировка направления могла осуществляться по радио с поверхности моря.
Всего, с июля по октябрь 1940 г. было создано 168 машин.
С июля 1940 г. четыре отделения, сформированные из персонала существующих танковых полков, проходили усиленную тренировку на острове Зильт. Готовность к действиям была продемонстрирована 10 августа в Путлоссе. В октябре три подготовленные отделения вошли в состав 18-й танковой дивизии, а четвертая — в 6-й танковый полк 3-й танковой дивизии.

http://s7.uploads.ru/t/pBXuj.jpg

После отказа от операции «Морской Лев» танки Tauchpanzer III оказались не нужны в их первоначальном оснащении. Весной 1941 г. на заводе в Миловицах (Чехия) танки переоборудовали для преодоления по дну рек с неподвижной шнорхельной трубой, установленной на крыше командирской башенки.
В первые часы операции «Барбаросса» эти танки по дну форсировали Западный Буг. В дальнейшем они использовались как обычные танки.  Еще раз применить эти машины по назначению планировалось при подготовке десантной операции на Мальту. Но и эта операция не состоялась.

http://sh.uploads.ru/t/cXkZ3.jpg

Тактико-технические характеристики танка Tauchpanzer III:
Экипаж, чел.: 5;
Масса танка, т: 19,8;
Габаритные размеры, мм: длина – 5380, ширина – 2910, высота – 2440;
Двигатель: «Майбах» HL120TR;
Скорость по суше, км/ч: 40;
Дальность хода, км: 165;
Радиостанция: FuG5;
Вооружение.......37-мм пушка либо 50-мм пушка, три 7,92-мм пулемета MG 34;
Бронирование танка, мм: башня лоб, корпус лоб, маска пушки, борта - 30; корма – 21…30; крыша – 12…17

http://s4.uploads.ru/t/qewVb.jpg

Источник Ссылка

254

Танки Т-150, Кв-220, КВ-3.

http://s5.uploads.ru/t/1RuI8.jpg

Деревянная модель танка Т-150 в натуральную величину. Кировский завод, декабрь 1940 года.

Вопрос о разработке танков с более мощным, чем у КВ, бронированием и вооружением обсуждался уже летом 1940 года, когда еще толком не было налажено производство самих КВ. 17 июня 1940 года Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление № 1288–495 сс в котором, в частности, говорилось: «К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре.
К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре».
Однако работы затянулись — 5 ноября заводом был сдан один КВ с броней 90 мм и пушкой Ф-32 (в документах именуется «танк Т-150»), а 5 декабря — один КВ со 100 мм броней и 85 мм орудием (по документам значится как «Т-220», «КВ-220» или «объект 220»).
Т-150 был построен на агрегатах серийного КВ и отличался от него только увеличенной толщиной брони корпуса (вместо 75 мм — 90 мм). Так как утолщение броневых листов производилось наружу, то все внутренние габариты машины были сохранены. Кроме того, на Т-150 стояли измененные кронштейны ходовой части и командирская башенка с перископом и четырьмя смотровыми приборами. В связи с возросшей массой танка, достигшей 50 тонн, на нем установили форсированный до 700 л. с. двигатель В-2.

http://s9.uploads.ru/t/aSxM4.jpg
http://s9.uploads.ru/t/asmHk.jpg
http://s4.uploads.ru/t/rd2KG.jpg

Танк Т-150 снятый с разных ракурсов перед полигонными испытаниями в январе 1941 года. Внешне он отличается от серийного КВ-1 очень слабо. Самый четкий отличительный признак - командирская башенка.

С 15 января по 14 февраля 1941 года машина проходила полигонные испытания (пройдено 199 км), выявившие ряд существенных недостатков в работе двигателя. Так, при движении по шоссе на 3-й и 4-й передачах при температуре наружного воздуха минус 9–12 градусов, масло в двигателе сильно перегревалось. По этой причине танк был снят с испытаний, а Кировский завод и завод № 75 в Харькове получили задание улучшить систему охлаждения и снизить перепад температуры масла, проходящего через двигатель.

http://s4.uploads.ru/t/DuySR.jpg

85-мм пушка Ф-30 в башне танка Т-28 на испытаниях возкой. Коллаж из отчета ГАУ, 1939 г.

КВ-220 внешне сильно отличался от других КВ большей длиной корпуса, увеличенной на один опорный каток ходовой частью и новой башней с 85-мм орудием Ф-30. Орудие было специально спроектировано для вооружения этого танка в КБ завода № 92 под руководством Грабина и осенью 1940 года успешно прошло испытания в танке Т-28.

http://s9.uploads.ru/t/Hpm8q.jpg
http://s0.uploads.ru/t/WewAU.jpg

Танк КВ-220 перед началом полигонных испытаний. Январь 1941 года.

Из-за сильно возросшей массы танка, достигшей 62 тонн, на нем установили двигатель В-5 мощностью 700 л. с. 30 января 1941 года КВ-220 поступил на испытания, прекратившиеся уже на следующий день из-за поломки двигателя. К тому же выяснилось, что орудия Ф-30 неуравновешено и вести из него прицельную стрельбу невозможно.

http://sd.uploads.ru/t/FKlC1.jpg
http://se.uploads.ru/t/6s4Jn.jpg

Танк КВ-220 в Ленинграде, февраль 1941 года.

http://sh.uploads.ru/t/9JDtf.jpg

Современный чертеж внешнего облика танка КВ-220.

Но уже в марте 1941 года появляется еще одна машина - тяжелый танк прорыва КВ-3. Рождением своим КВ-3 (причем что самое интересное индекс КВ-3 уже присваивался танку Т-150, из-за чего возникает некая путаница) был обязан двум факторам: желанием военных заменить не очень надежный, перетяжеленный штурмовой танк КВ-2 и слухам о разработке в Германии тяжелых танков неуязвимых для советской противотанковой и танковой артиллерии.
В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 548-232сс от 15 марта 1941 года предписывалось создать тяжелый танк с бронированием лобовой части корпуса и башни 115-120-мм. Башня планировали выполнить штампованной с углами наклона не менее 30 градусов и приспособленную под установку 107-мм пушки. Более конкретные требования были сформулированы в постановлении № 827-345сс, в котором определялись новые параметры танка КВ-3 и ставилась задача на проектирование сверхтяжелых танков КВ-4 и КВ-5:
"О танке КВ-3.
1. Во изменение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 548-232сс от 15 марта 1941 года приказываю:
а) установить броню КВ-3: лоб 115–120 мм, башни 115 мм;
б) вооружить КВ-3 107-мм пушкой ЗИС-6 с начальной скоростью снаряда 800 м/с.
2. Башни КВ-3 изготавливать штампованными с углами наклона не менее 30 градусов под установку 107-мм пушки ЗИС-6, для чего директору Кировского завода т.Зальцману:
а) к 15 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом изготовить и подать Ижорскому заводу чертежи на измененную башню и корпус КВ-3;
б) к 25 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом предъявить на утверждение НКО СССР макет башни КВ-3.
3. Кировскому заводу установить план по изготовлению в 1941 году 500 штук танков КВ-3 со 107-мм пушками ЗИС-6.
4. Директору Кировского завода т.Зальцману принять к сведению и руководству что:
а) Ижорский завод обязан к 20 мая 1941 года подать на Кировском заводе первую штампованную башню и корпус танка КВ-3 с полной механической обработкой и бронировкой артсистемы. В дальнейшем Ижорский завод обязан обеспечить изготовление и обработку этих башен и корпусов по графику выпуска танков КВ-3, утвержденному Правительством;
б) Народный комиссариат вооружения (тов. Ванников), завод № 92 (тов. Елян) и главный конструктор завода № 92 (тов. Грабин) вместе с Кировским заводом обязаны разработать чертежи установки 107-мм пушки ЗИС-6 в башне КВ-3 и к 30 мая 1941 года предъявить в НКО СССР для утверждения;
в) завод № 92 обязан к 25 мая 1941 года подать на Кировский завод 107-мм пушку ЗИС-6 с установочными деталями, установить в башне КВ-3 и вместе с Кировским заводом отработать бронировку системы;
г) завод № 92 НКВ обязан обеспечить подачу Кировскому заводу 107-мм пушек ЗИС-6 на программу 1941 года в следующие сроки:
июль - 45
август - 80
сентябрь - 110
октябрь - 110
ноябрь - 110
и до 15 декабря - 65."

По танку КВ-3 первыми выполнили задание артиллеристы. Дело в том, что КБ завода № 92 под руководством В. Грабина еще осенью 1940 года разработало проект 107-мм танковой пушки Ф-42, созданной на базе 95-мм танкового орудия Ф-39 (последнее успешно прошло испытания в башне танка Т-28 летом 1940 года).

http://sf.uploads.ru/t/eUl5p.png

К началу 1941 года по решению Наркомата Обороны СССР 107-мм орудие было изготовлено, успешно прошло заводские испытания на полевом лафете, а в марте 1941 года и в башне танка КВ-2. После получения задания на проектирование 107-мм танковой пушки ЗИС-6 с увеличенной баллистикой, КБ Грабина, используя уже имевшийся задел по пушке Ф-42, уже в мае изготовили новое орудие и успешно испытали его в башне танка КВ-2. До середины июня 1941 года пушка ЗИС-6 проходила заводские испытания, после чего была отправлена на Артиллерийский научно-испытательный полигон под Ленинградом.

http://sf.uploads.ru/t/Bh5A1.jpg
http://s6.uploads.ru/t/6INvA.jpg

Деревянная модель танка КВ-3 в натуральную величину. Май 1941 года.

К концу мая 1941 года КВ-220 догруженный прошел 1330 километров. В докладе заводских испытателей отмечалось, что у танка «плохо переключаются передачи, гнутся оси опорных катков и балансиры, скручиваются торсионы подвески, мощности двигателя для 70-тонного танка не хватает». 20 мая КВ-220 встал на ремонт, в ходе которого машина получила дизельный двигатель с наддувом В-2СН мощностью 850 л. с. С 30 мая танк снова вышел на испытания, и к 22 июня 1941 года общий километраж машины составил 1985 км.
Что же касается непосредственно КВ-3, то к 22 июня 1941 года было изготовлено шасси с двигателем, но из-за проблем, возникших с изготовлением штампованной башни, работа затянулась.

http://se.uploads.ru/t/6fn0Q.jpg

Шасси танка КВ-3 с макетом башни и орудия ЗИС-6. 1941 год.

http://s4.uploads.ru/t/qe7P9.jpg

Современный чертеж внешнего облика танка КВ-3.

После начала войны все работы над танками Т-150, КВ-220 и КВ-3 были свернуты. ЛКЗ занимался наращиванием выпуска КВ-1, стало не до перспективных разработок. Из документов военной приемки ЛКЗ известно, что танки Т-150, КВ-220-1 (так именовался в документах военной приемки танк КВ-220) и КВ-220-2 (так именовался в документах военной приемки недостроенный танк КВ-3) никуда не эвакуировались и все время находились на Кировском заводе. В начале октября 1941 года, когда производство танков КВ в Ленинграде было практически полностью прекращено, опытные машины решили передать в войска. Все они прошли необходимый ремонт, причем на КВ-3 и КВ-220 установили башни от серийных КВ-1 (на КВ-3 башни не было вовсе, а на КВ-220 орудие окончательно было сломано еще в начале лета). Согласно документам военпредов, «танк Т-150, опытный, убыл 11 октября 1941 года в 123-ю танковую бригаду, танк КВ-220-1 заводской № М-220-1, опытный, убыл в 124-ю танковую бригаду 5 октября 1941 года, танк КВ-220-2 заводской № М-220-2, опытный, убыл в 124-ю танковую бригаду 16 октября 1941 года. Все танки вооружены 76-мм пушками Ф-32».

http://s2.uploads.ru/t/95LIe.jpg

Причем КВ-220 (либо это КВ-3, их шасси было практически идентичным) с башней от КВ-1 случайно попал в кадр кинохроники. Вот он: висит на тросах

Сведения о дальнейшей судьбе этих машин крайне скудны. Так, Д. И. Осадчий, командир роты 124-й танковой бригады рассказал Максиму Коломийцу следующее (цитируется дословно): «Осенью 1941 года наша бригада получила на пополнение несколько танков КВ, один из которых назывался «За Родину». Он был изготовлен в единственном экземпляре на Кировском заводе. Он обладал теми же возможностями, что и танк КВ, но имел усиленную броневую защиту, вес более 100 т и более мощный двигатель с турбиной. При движении на высших передачах двигатель свистел и этот свист был очень похож на свист пикирующих «юнкерсов». Первое время после получения танка при его движении в бригаде даже подавали сигнал «Воздух!». Танк поступил в мою роту и сначала хотели назначить его командиром меня, но потом его командиром стал мой заместитель, опытный танкист лейтенант Яхонин. Танк считался практически неуязвимым для артиллерии противника и предназначался для штурма укрепленных позиций.
В декабре 1941 года (точной даты я не помню) наша бригада получила задачу прорвать оборону немцев на участке Усть-Тосно — железнодорожный мост, форсировать р. Тосна и во взаимодействии с частями 43-й стрелковой дивизией развить наступление на Мгу. В первом эшелоне атаковал 2-й танковый батальон под командованием майора Пайкина, танковый взвод 1-го батальона и танк «За Родину» моей роты. В данном бою танк получил задачу захватить железнодорожный мост через р. Тосна и удержать плацдарм для подхода основных сил. Бой развернулся на открытой местности. Промерзший верхний слой торфяника с трудом выдерживал танк. Когда он подошел вплотную к мосту, то был встречен огнем немецких тяжелых орудий и с ним пропала радиосвязь. Я находился в это время на КП батальона. Когда с танком «За Родину» прервалась связь, я попытался пробраться к месту боя вдоль железнодорожной насыпи. Когда мне удалось подползти к танку, я увидел, что с него сбита башня, а весь экипаж погиб».
Таким образом, или КВ-220 или КВ-3, точно неизвестно, был подбит. Других сведений о судьбе этих машин нет.

http://sf.uploads.ru/t/P6M7s.jpg

Тяжёлый танк КВ-220 (или КВ-3) с башней от КВ-1 с надписью "За Родину". 124-я танковая бригада, декабрь 1941 года. Современная реконструкция.

Источник Ссылка

255

Привет, друзья!
В своё время (1980-82) нам в армии рассказывали о немецком танке Леопард-2.
В то время это был наш противник – основной танк ФРГ.
Глядя на этого «монстра», сразу вспоминался Т-VI (Тигр), такие же прямые углы, такая же компоновка, короче «сумеречный гений Германии» - рулит…
http://s3.uploads.ru/Dod1V.jpg
http://sf.uploads.ru/sN5UT.jpg
http://sa.uploads.ru/0k25W.jpg
http://sd.uploads.ru/7t6Qk.jpg

Да и действительно его стояло бояться…

ТТХ Leopard впечатляла…
Масса – почти 60 тонн…
У нас (Т-64 - объект 434) масса 38 тонн, на 40% меньше, чем наш противник.
А вот дальше, у нас пушка 125 мм, а у немца 120мм, это, как у огромного боксёра "тяжа" удар, как у боксёра в категории «мухи».
Экипаж у «фрицев» на одного больше (закидной), габариты больше, боекомплект больше, броня толще, скорость по шоссе – выше (72км/час) имеется ввиду по германскому автобану, про пересечённую местность не разглашают результатов… Зато с гордостью объявляют скорость заднего хода – 31 км/час… Очень важно для боя разогнаться по автобану со скоростью 31км/ч… Для каких так сказать целей нужОн этот параметр? Это ты чё блин в жестяной коробке так будешь маневрировать, когда обзор у тебя хрен, да маненько?  Так эту дуру в 60 тонн (59,9т если точнее) ещё разогнать нужно.
У нашего, не совсем удачного, но концептуального Т-64, были практически такие же характеристики по скорости и преодолению препятствий, но габариты: пониже, поуже, поменьше, но порезвее. Зато пушка и скорострельность (по длительности боя) превышала!
Леопард до нового века (XXI века) не воевал…
Т-64 тоже…
http://s8.uploads.ru/kYjHq.jpg
http://se.uploads.ru/honk9.jpg
http://sd.uploads.ru/j6xah.jpg
В 2013-14 Т-64 пришлось серьёзно повоевать...

http://s1.uploads.ru/K2sBm.jpg
Это наши танкисты, воевали на Т-64 за НовоРоссию, была дуэль с двумя украинскими танками и тоже Т-64... Одну "ушатали", а вторая "ушатала" ребят, но все живы и Слава Богу...
Первые бои, что «шестьдесятчетвёрок», что Леопёрдов показали, что танчики-концепты не пригодны для боёв, нужны другие машины, сделанные для боя и проверенные боями.
Хотя если бы Леопарды поставить в те же условия, что Т-64 на Украине, то думаю потери у «фрицев» были бы катастрофическими… Открытая и потом вдруг резко пересечённая местность с оврагами, холмами, речками и мостами не расчитанами на 60 тонн…
Леопардам хватило и того, что им выпало… Их же создавали против нас, против нашей танковой лавы.. Так вот не вышло, мы не стали рваться к Ла-Маншу.. Поэтому Леопарду «воевали» на ученьях, а вот в впервые отправиться на войну танкам Leopard 2 удалось только в конце девяностых годов – примерно через два десятилетия после поступления на вооружение.
http://sa.uploads.ru/ik9DU.jpg

В июне 1999 года 28 танков Leopard 2A5 из состава Бундесвера были переданы в ведение структуры KFOR («Силы для Косово» или СДК), призванной стабилизировать обстановку на территории Косова. Технику предполагалось использовать для патрулирования, защиты важных объектов, а также для демонстрации силы и морального воздействия на конфликтующие стороны. Танки были развернуты в г. Призрен 12 июня, и уже 13-го один из них попал под обстрел. Несколько бойцов одной из вооруженных группировок обстреляли танк «Леопард-2», находившийся на блокпосту. Бронемашина на тот момент не была полностью укомплектована и потому не смогла ответить на обстрел. Впрочем, огонь из стрелкового оружия не нанес танку никаких повреждений, за исключением сколов на краске. Через две недели одному из танков пришлось вести предупредительный огонь из основного орудия. В остальное время танки вели патрулирование или дежурили возле важных объектов.

В конце 2000 года началась смена состава группировки немецких танков. Ранее эксплуатировавшиеся KFOR танки Leopard 2A5 заменили машинами предыдущей модификации 2A4. Такая техника была развернута как в Косове, так и в Македонии. Ее служба продолжалась до 2004 года, после чего бронемашины отозвали обратно в Германию. С определенного времени вместе с немецкими танкистами на Балканах несли службу экипажи из Нидерландов. Армия этого государства усилила местный контингент НАТО несколькими танками версий 2A4 и 2A5.

Во время событий на территории распадающейся Югославии танки немецкого производства регулярно участвовали в различных операциях и мероприятиях, время от времени попадая под огонь противника. Тем не менее, во всех подобных случаях в распоряжении вражеских солдат не было серьезного вооружения, благодаря чему танки не несли никаких потерь.
Дальше боевые испытания Леопарда провёл Афганистане, во время операции НАТО. Отправке немецких танков на афганские базы предшествовали любопытные события. Так, в начале прошлого десятилетия командование армии Канады рассматривало вопрос отказа от имеющихся основных танков в пользу колесной бронетехники. Тем не менее, первый опыт боевой работы в Афганистане показал, что такое решение было преждевременным. Имевшиеся машины Leopard C2 (доработанная версия Leopard 1) были отправлены в Афганистан в конце 2006 года, но солидный возраст этой техники уже не позволял получать желаемые результаты. Из-за этого Канада обратилась к Германии с просьбой об аренде двух десятков бронемашин более новых моделей. В августе 2007 года первый из немецких танков Leopard 2A6, арендованных Канадой, был доставлен к месту службы. Вскоре в Афганистан перевезли оставшиеся танки и некоторое количество ремонтно-эвакуационных машин на основе того же шасси. Арендованную технику предполагалось использовать в составе патрулей, для защиты баз и т.д.

В октябре того же года в Афганистан прибыло одно из подразделений Ютландского драгунского полка вооруженных сил Дании. На его вооружении было четыре танка Leopard 2A5DK (в том числе один резервный), ремонтно-эвакуационная машина и несколько бронетранспортеров. Любопытно, что датские танки, в отличие от немецко-канадских, были оснащены навесными модулями системы Barracuda, снижавшими заметность техники и в определенной мере повышавшими удобство работы экипажа.

2 ноября 2007 года канадский танк Leopard 2A6, оснащенный комплексом дополнительной защиты, подорвался на самодельном взрывном устройстве, заложенном террористами. Машина получила заметные повреждения, однако экипаж отделался легким испугом. Дальнейшая судьба подорванного танка стала темой для споров. Сначала в зарубежной прессе появились сообщения о списании этой машины ввиду невозможности ремонта, но позже официальные представители канадского военного ведомства заявили, что танк был восстановлен и возвращен к службе. Конечно, как сказать, что танк г..овно, его же продавать нужно, а то советской угрозы нет, а танков наклёпано овер до х(много)…
26 февраля 2008 года один из датских танков наехал на самодельное взрывное устройство и получил определенные повреждения ходовой части. Тем не менее, проблемы с шасси не помешали ему своим ходом вернуться на базу. После недолгого ремонта машину вернули в полноценную эксплуатацию.

А вот и первые потери:  25 июля 2008 года очередное столкновение с противником. Два танка Leopard 2A6 подорвались на минах. Экипаж одного из них смог без проблем покинуть машину и уйти на другой бронемашине. Второй танк после взрыва смог проехать около 200 м и только после этого остановился. Три танкиста были ранены, но покинули машину. Механик-водитель не сумел выбраться, а медикам не удалось спасти его. Последнее крупное сражение в Афганистане, проходившее с участием танков «Леопард-2», состоялось в конце 2008 года. В ходе операции Red Dagger, проводившейся в провинции Гильменд, несколько танков оказывали огневую поддержку пехоте. Впоследствии командование высоко отзывалось о работе танкистов. Бронетехнику называли решающим фактором, определившим исход сражения. После завершения операции «Красный кинжал» танки были возвращены к обычной для ISAF службе. Заметные столкновения с противником или потери в дальнейшем отсутствовали.
Ну и «триумф» современных немецких танков – Сирия! Тут наши «друзья-враги» турки отличились. У них на вооружении Leopard 2A4 состоит. Ну и решили они курдов в Сирии этими танками погонять и окончательно прибить… Только вот чегой то не вышло… Развертывание танков в непосредственной близости от сирийской границы началось в конце 2016 года. Изначально перебрасывались только сравнительно старые машины семейства M60, но со временем очередь дошла и до «Леопардов-2». В общей сложности на вооружении Турции к началу боев состояло более 350 танков немецкого производства. Не менее нескольких десятков машин было переброшено для борьбы с террористами.
Танки Leopard 2A4 (это те которыми нас пугали замполиты) вошли в Сирию в начале декабря 2016 года, и буквально через несколько дней появились первые сообщения о потерях. В середине месяца стало известно, что с 12 по 14 декабря боевики одной из крупнейших террористических группировок обстреляли три турецких танка с использованием противотанковых ракетных комплексов. Опубликованные фотографии и видеозаписи показывали поражение бронетехники в боковую проекцию с последующей крупной вспышкой. Последняя могла указывать на самые серьезные повреждения машин, вплоть до возгорания боеукладки с последующим выгоранием боевого отделения. Подробности этих инцидентов, тем не менее, не уточнялись. Турецкое военное ведомство предпочло не комментировать успешную стрельбу террористов.
http://sa.uploads.ru/Kvfa1.jpg
http://sd.uploads.ru/FEGtJ.jpg
http://s3.uploads.ru/jMg7n.png

Вскоре в зарубежных СМИ появились некоторые предположения, касавшиеся недавних атак. Утверждалось, что все три обстрелянных танка были выведены из строя. Кроме того, специалисты высказывали предположения о возможном типе использованных ракет. Так, для поражения турецких танков могли использоваться комплексы TOW 2 американского производства или советские/российские «Фагот» либо «Конкурс». Во всех случаях речь идет об оружии, захваченном на сирийских или иракских складах.

Вскоре «информационное агентство» террористов отчиталось об очередных достижениях группировки. Утверждалось, что в ходе боев за г. Эль-Баб террористы смогли отбить у турецкой армии танки «Леопард-2». Опубликованные фотографии показывали, что Турция потеряла не менее двух машин этого типа, а также некоторое количество другой материальной части. Любопытно, что даже через полгода так и не появились сообщения об эксплуатации таких танков подразделениями террористов, которые ранее достаточно активно применяли трофейную бронетехнику других типов.
К концу декабря появились новые сведения о потерях турецкой техники под Эль-Бабом, а кроме того, были опубликованы фотографии с мест сражений. Также появилась сводная таблица по потерям, согласно которой во время боев Турция лишилась десяти танков Leopard 2A4. Согласно таблице, половина всех потерь пришлась на противотанковые ракетные комплексы противника, наносившие танкам серьезные повреждения. Еще один был поврежден ракетой либо минометной миной. Две машины подорвались на взрывном устройстве, еще одна получила повреждения днища. Судьба десятого танка не была установлена, но считалось, что он достался террористам.

Чуть позже террористы опубликовали новые фотографии якобы захваченных или уничтоженных ими турецких танков. Машины на этих снимках имели самое плачевное состояние: присутствовали повреждения корпусов и ходовых частей, сбитая внешняя аппаратура и даже слетевшие с погона башни. Террористы утверждали, что это были результаты попадания противотанковых ракет или подрыва при помощи автомобилей-носителей взрывчатки. Тем не менее, есть все основания полагать, что, как минимум, часть этих танков лишь повреждена в боях и оставлена экипажами, после чего машины подвергались удару авиации или артиллерии во избежание захвата противником.

Следует отметить, что после завершения боев у г. Эль-Баб новые сообщения о потерях турецких танков Leopard 2A4 не поступали. Турецкая армия продолжает теми или иными способами решать поставленные задачи на сирийской территории, но, очевидно, это происходит уже без значительного риска для бронетехники. Будут ли «Леопарды-2» вновь активно использоваться в боях – неизвестно.
Ну вывод напрашивается: Не слишком долгая и активная боевая карьера основных танков Leopard 2 наглядно демонстрирует одну любопытную тенденцию. Пока танкистам приходилось иметь дело с балканскими вооруженными формированиями, имевшими весьма ограниченный потенциал с точки зрения вооружений, какие-либо проблемы фактически отсутствовали. В распоряжении террористов из Афганистана имелось более мощное оружие, что привело к потерям. Наконец, на территории Сирии действуют хорошо вооруженные и подготовленные бандформирования, что имеет известные последствия. При этом нетрудно заметить, что боевой потенциал и живучесть «Леопардов-2» зависит не только от вооружения и подготовки противника. В январе этого года, после крупнейших потерь за всю историю эксплуатации, в зарубежных и отечественных профильных изданиях появился ряд публикаций, посвященных живучести бронемашин Leopard 2 в целом и особенностям ее боевого применения турецкой армией в частности. Специалисты сошлись во мнении, что причинами недавних крупных потерь были как недостатки конструкции бронетехники, так и не вполне грамотное ее использование на поле боя.
Как известно, характерной чертой основного боевого танка Leopard 2 является мощное бронирование лобовой проекции. К примеру, усиление защиты при помощи различных средств привело к формированию узнаваемого облика башни. Тем не менее, столь мощная комбинированная броня на основе стали, твердых сплавов и керамики присутствует только в лобовой части корпуса и башни. Прочие элементы танка защищаются гомогенным стальным бронированием. Среди прочего, подобную защиту имеет и кормовая ниша башни, вмещающая одну из укладок боекомплекта. Как следствие, даже устаревшие противотанковые ракетные комплексы могут без особых проблем поражать такую технику в боковую или кормовую проекцию, а попадание в корму башни приводит к самым серьезным последствиям.
Последние проекты модернизации танков семейства «Леопард-2» подразумевают использование накладных элементов, способных повысить общий уровень защиты. Тем не менее, в распоряжении Турции имеются только машины версии 2A4, которые не могут оснащаться экранами и другими системами. Также следует учитывать, что даже в последних проектах обновления танков не предусматривается использование динамической или активной защиты.    Вот так вот за одну операцию потерять 10 танков… Это там где нет достойного противника…   Смотрел, как сирийцы на «семьдесятдвойках» зачищают городские поселения без штурмовых групп, практически без пехоты… И выходили победителями там где этого невозможно было сделать…                                                                                                                                                                              А тут «суперпупертанк» и так облажаться…
С другой стороны чего хотели то? Воевать в полигонных условиях? Так и «воюйте» тогда на полигонах. Не чего лезть туда, где реально можно огрести!

В 2013 году ездил в тур поездку по Европе.
В районе Дрездена "нарвался на Леопард...
Перевозили его толи для ремонта, толи ещё куда, я по немецки не очень, вот матерным владею :crazyfun:
Попросил сфоткаться на фоне своих страхов... Во время службы, увидел по ZDF рекламный ролик про Леопард. Как там его показали... И крутится  и вертится, и башня с пушкой не шелохнувшись упёрлась в одну точку, и экипаж бегает, прыгает, как заведённый и все такие статные, высокие, здоровые... Не то, что мы..
Реклама и жизнь совершенно разные вещи... Жаль, что поняли это не в 1982 году, а позже...
http://s3.uploads.ru/1QgqP.jpg
http://s9.uploads.ru/TDAN7.jpg
http://s1.uploads.ru/BxLZd.jpg
http://sh.uploads.ru/2Zf8i.jpg
http://sd.uploads.ru/ROp9U.jpg
http://s5.uploads.ru/KcuOe.jpg
http://se.uploads.ru/hI7V9.jpg
http://s5.uploads.ru/CjPaU.jpg

256

Sergey сержант написал(а):

Привет, друзья!
В своё время (1980-82) нам в армии рассказывали о немецком танке Леопард-2.
В то время это был наш противник – основной танк ФРГ.
Глядя на этого «монстра», сразу вспоминался Т-VI (Тигр), такие же прямые углы, такая же компоновка, короче «сумеречный гений Германии» - рулит…


Спасибо Сергей, хороший обзор.  :cool:

257

Sergey сержант написал(а):

Леопард до нового века (XXI века) не воевал…
Т-64 тоже…

В Сирии видел один Т64 "голый"....даже ковры персидские на нём были..... брошенный..не горел (откуда он там взялся)... Экипаж его убил! "Укатали Сивку крутые горки"
Из Ирака видать.
Злая "киска"...
Но ТВД (театр военных действий). казалось бы далёк...
Байка...
64 кинский двигатель 5ТДФ пытались скопировать (опозитный).
Я с ним ещё в 1985м умучился. Всего два танка учебной группы.

Sergey сержант написал(а):

Попросил сфоткаться на фоне своих страхов... Во время службы, увидел по ZDF рекламный ролик про Леопард. Как там его показали... И крутится  и вертится, и башня с пушкой не шелохнувшись упёрлась в одну точку, и экипаж бегает, прыгает, как заведённый и все такие статные, высокие, здоровые... Не то, что мы..
Реклама и жизнь совершенно разные вещи... Жаль, что поняли это не в 1982 году, а позже...

Прикоснулся?
Опять каток в каток.
Гусянки только по дорогам,- асфальт, бетон.
Они привыкли второй комплект гусениц возить с собой?
Ещё заметил. Для ремонта, говоришь ?
Он не проехал и километра по грунту? Так отмыть машину, в смысле танк? Лажа. И без ЗИПа? Ни одной канистры, чехлов и тента.
Девственник и сразу в ремонт? Липа!
Номера танка вижу (для нас нонсенс понятие госномер на танке)...
Номера прицепа, тем более "головастика" в кадр не попали...случайно конечно же...
Сергей, попытаюсь на своём IT-286 скопировать Ваше сообщение!?

258

Синицкий Александр Никола написал(а):

Номера танка вижу (для нас нонсенс понятие госномер на танке)...

Причем  передний в одну строку, а задний в две!! Разные стандарты? :dontknow:

259

Не могу понять, что за чудо-юдо на фото. Катки  как у Шермана,а корпус как у самоходки??
http://sa.uploads.ru/t/E0GYO.jpg

260

http://s8.uploads.ru/t/x6t8B.jpg

M3 Lee


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Танки » Интересное и неожиданное о танках -2