"Назад в ГСВГ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Танки Победы - Слава и Забвение. » Интересное и неожиданное о танках -2


Интересное и неожиданное о танках -2

Сообщений 161 страница 170 из 253

161

Александр Балашов написал(а):

Александр Балашов написал(а):
«Матильда»: толстокожая леди на советско-германском фронте
продолжение http://warspot.ru/10282-matilda-tolstok … kom-fronte

Крепкий тихоход
Осенью 1941 года НИБТ Полигон был эвакуирован из Кубинки в Казань. В том числе и с этим связана задержка испытаний танков Matilda III в СССР. Они начались в январе 1942 года, когда танки не только уже попали в войска, но и успели повоевать. Для испытаний была выбрана Matilda III с регистрационным номером T.6886. Это был танк производства фирмы Vulcan, построенный во второй половине 1941 года в рамках серии из 40 машин. Он поступил в СССР в числе первых 49 Matilda III, прибывших в октябре-ноябре 1941 года.
Незадолго до начала испытаний Matilda III в Казани начались испытания другого английского танка – Valentine II. Поскольку вооружение и радиостанция у обеих машины были идентичными, из испытаний Matilda III их исключили. В сокращенной программе осталось изучение конструкции танка, а также пробег на 1000 км, из которых 300 машина должна была пройти по шоссе. На основе технического описания, составленного по итогам изучения танка, была подготовлена инструкция по эксплуатации.
Помимо широкого применения литья и соединения гужонами в конструкции английского танка, советские специалисты обратили внимание на то, что количество всевозможных лючков английские конструкторы свели к минимуму. Это положительно сказалось на стойкости брони. С другой стороны, использование деталей корпуса с рациональными углами наклона тоже было сведено к минимуму. Не было обойдено вниманием и использование экранов для защиты ходовой части.
Позже конструкцию и химический состав брони изучали специалисты НИИ-48. Здесь ничего особенно интересного они для себя не обнаружили.
Стрельба не вошла в программу испытаний, но само вооружение советские специалисты изучили. Орудийную установку с плечевым упором признали простой и надежной, отметив при этом, что ничего нового из себя она не представляет. Гораздо больший интерес вызвала обзорность танка. Дело в том, что при небольшом количестве смотровых приборов обзорность у английского танка оказалась лучше, чем у советских Т-34 и КВ-1. Объяснялось это тем, что на танке стояли перископические смотровые приборы MK-IV с большими секторами обзора. Правда, в тот момент советские специалисты только отметили хорошую обзорность, сами же приборы были скопированы после изучения танка Churchill.

162

Александр Балашов написал(а):

«Матильда»: толстокожая леди на советско-германском фронте
продолжение http://warspot.ru/10282-matilda-tolstok … kom-fronte

Про ходовую часть Matilda в отечественной военно-исторической литературе обычно принято писать исключительно в негативных тонах. А вот оценка испытателей НИБТ Полигона оказалась несколько иной. Справедливо отмечая отрицательные стороны, они нашли в подвеске «Матильды» и положительные стороны. Например, наличие фальшбортов не только усложняло монтаж ходовой и утяжеляло танк, но и одновременно облегчало преодоление надолбов и противотанковых ежей. Кроме того, экраны предохраняли ходовую часть от поражения снарядами. Похвалили испытатели и конструкцию ведущих колес, венцы которых имели больший срок службы.
Неоднозначной оказалась оценка конструкции траков и опорных катков. Испытатели верно подметили тот факт, что траки явно разрабатывались для использования на местности без обледенелых и скользких участков. В целом ходовая часть Matilda была признана не плохой, а, скорее, специфичной.
Специфичной была признана и конструкция моторно-трансмиссионной группы. На танке использовалась спаренная установка двигателей, которые советских специалистов совершенно не удивили, скорее даже разочаровали. Мало того, что их суммарная мощность составляла всего 180 лошадиных сил, так ещё и общая масса составила 1000 кг, что оказалось больше, чем у советского танкового мотора В-2 (750 кг), развивавшего мощность 500 лошадиных сил. Впрочем, имелись у такой конструкции и положительные стороны. В случае выхода из строя одного двигателя танк мог двигаться на другом, что в боевых условиях могло оказаться важным преимуществом.
Советских специалистов сильно заинтересовала планетарная коробка передач Wilson. Она в значительной степени компенсировала недостатки силовой установки. В ходе испытаний планетарная коробка передач настолько хорошо себя показала, что возникла идея разработки аналогичной трансмиссии для советских танков. В апреле 1942 года было представлено два варианта проекта планетарной коробки передач для тяжелого танка КВ-1, у которого как раз наблюдались серьезные проблемы с работой трансмиссии. Оба варианта так и не были реализованы, но работы в данном направлении продолжились.
Ходовые испытания танка проходили в январе и феврале 1942 года. Они сильно отличались от того, что планировалось в программе. По бездорожью танк прошел всего 95 километров. Расстояние, которое танк преодолел по булыжно-щебеночному шоссе, покрытому снегом, оказалось значительно большим – 813 километров. Шоссе это было далеко не лучшего качества, что сказалось, в том числе, и на достигнутой максимальной скорости. По результатам пробега на четырех участках, покрытых снегом, она составила 21,1 км/ч. Разгон до максимальной скорости занимал в среднем 24,7 секунды. То, что танк не смог разогнаться до заявленных 24,7 км/ч, испытатели объяснили плохими дорожными условиями.

163

Александр Балашов написал(а):

«Матильда»: толстокожая леди на советско-германском фронте
продолжение http://warspot.ru/10282-matilda-tolstok … kom-fronte

Большое расстояние, которое танк прошел по шоссе, отчасти можно объяснить донесениями из частей. Дело в том, что в войсках отмечались частые случаи потери управления и вылета в кювет, а иногда и переворота танков. Плохое сцепление с заснеженной дорогой отмечали и испытатели. Для решения проблемы были предложены шпоры, представлявшие собой наварки на рабочие поверхности траков. После их установки управляемость резко выросла. Радиус поворота танка уменьшился с 10–13 до 4–5 метров. Правда, имелась одна существенная проблема: на чистой дороге шпоры быстро истирались. К таким же результатам более чем за год до того пришли англичане, когда переходили на траки Ford.
Средняя скорость движения по ухабистой и покрытой снегом дороге составила 14,5 км/ч, танк при этом расходовал 169 литров топлива на 100 километров. На бездорожье скорость резко падала – до 7,7 км/ч. Значительно увеличивался и расход топлива, составлявший 396 литров на 100 километров. В таких условиях запаса топлива танку хватало всего на 55 километров. Неудивительно, что на модификации Matilda IV дополнительный топливный бак стал штатным. Отмечалось, что система охлаждения и вентиляции явно рассчитана на условия работы при высоких температурах воздуха, что создавало проблемы при зимней эксплуатации.
С другой стороны, английский танк показал очень хорошую проходимость по снегу. Предельной глубиной снежного покрова для него были 600 мм, такие сугробы преодолевал далеко не каждый средний танк. Проблемы возникали при подъеме на заснеженных участках: из-за плохого сцепления с грунтом танк не мог преодолеть подъем крутизной в 12 градусов.
В ходе испытаний на преодоление трех снежных валов Matilda III смогла преодолеть препятствие за 21 минуту. Valentine II проделал то же самое за 14 минут, Pz.Kpfw.III Ausf.H за 16 минут, а Т-34 за 10 секунд.
Общее заключение по английскому пехотному танку было следующим:
«Танк MK-IIa обладает, сравнительно со средними танками СССР, США и Германии тем преимуществом, что в нем сочетаются мощная круговая броневая защита со сравнительно небольшими габаритами и боевым весом.
Положительным качеством является также примерная равноценность броневой защиты лобовой части, бортов и кормы танка.
Вооружение танка МК-IIа (40 мм танковая пушка) обеспечивает возможность поражения большинства танков противника – танки T-I, T-II в любую часть корпуса и башни; T-3, T-4 и «Прага-38-Т» — за исключением экранированных лобовых листов.
Танк обладает вполне удовлетворительной обзорностью.
Боевой вес танка является вполне приемлемым с точки зрения железнодорожных перевозок и проходимости по дорожным мостам и переправам.
К недостаткам танка MK-IIa следует отнести:
а) неудовлетворительную динамику танка, обусловленную малой удельной мощностью. Этот недостаток ограничивает возможность динамического преодоления препятствий.
б) ограниченную маневренность танка. Танк является в полном смысле этого слова Infantry (пехотным), так как низкие скорости движения и малый запас хода по топливу затрудняют его использование в отрыве от баз и других родов оружия».
Проведенные испытания дали вполне исчерпывающую информацию о характеристиках английского пехотного танка. Не удивительно, что эта машина не участвовала летом 1942 года в сравнительных испытаниях иностранных танков. Особого смысла в этом не было, для руководства ГАБТУ и так было понятно, что Matilda является самым медленным танком в Красной армии. Несмотря на это, плохим английский танк не считался. Более того, он сильно задержался на фронте.

164

Александр Балашов написал(а):

«Матильда»: толстокожая леди на советско-германском фронте
продолжение http://warspot.ru/10282-matilda-tolstok … kom-fronte

3,5 года на фронте
Первые части, получившие на вооружение Matilda III, попали на передовую примерно 10 декабря 1941 года. В переписке эти танки называли либо «Матильда», либо MK-II, либо MK-2. Первое время бороться приходилось не столько с противником, сколько с самим танком. Серьезной проблемой стало забивание грязи и снега под фальшборты. Если такая мешанина замерзала, танк вставал колом. Нередко дело и вовсе кончалось обрывом гусеничной ленты. Ещё одной проблемой, о которой уже упоминалось, было плохое сцепление траков с дорогой. Случаи, когда танки улетали в кювет, были довольно частыми.
Одной из первых частей, которая отчиталась об особенностях применения английского пехотного танка, стала 23-я танковая бригада. В этом соединении «Матильду» оценили по достоинству. Танк спокойно прокладывал дорогу в снежном покрове глубиной 40–45 см, двигаясь при этом на 3-ей передаче. Помимо «Матильд», в составе бригады имелись Valentine II, проходимость которых тоже удостоилась хороших отзывов. А вот Т-60, напротив, ругали за то, что снег глубиной больше 25 см для него не проходим.
На Северо-Западном фронте, где действовали 170-й и 171-й отдельные танковые батальоны, получившие 12 и 13 танков соответственно, отношение к английской машине оказалось иным. Как раз в 170-м ОТБ отмечались случаи потери управления на заснеженной дороге.
Но в боях зимой 1942 года танки данного типа показали себя с положительной стороны. Толстая броня, сравнимая с бронёй КВ-1, отчасти компенсировала далеко не лучшую согласованность с действиями пехоты, которая часто не поддерживала атаку танков. Нередко машины 170-го ОТБ оказывались один на один с противником. Тут и помогала толстая броня, которая часто оказывалась не по зубам немецким 50-мм противотанковым пушкам Pak 38. За 2 месяца боёв батальон потерял всего 8 танков данного типа. С учетом условий, в которых приходилось сражались, это очень небольшая цифра.
Количество прибывающих Matilda росло несмотря на желание советской стороны получать больше Valentine. С января по март 1942 года именно «Матильды» были самыми массовыми среди прибывающих северными конвоями. Пик поставок пришёлся на март, когда в СССР прибыло 170 машин. В дальнейшем цифра резко снизилась, а в июле из-за разгрома конвоя PQ-17, прибыло всего 6 танков. В дальнейшем «Матильды» прибывали в сентябре (84) и ноябре (56). Всего за 1942 год поступил 771 такой танк. В начале 1943 года произошло увеличение объёмов поставок, но в марте, на который пришёлся их пик, поставки как раз и прекратились. Всего в СССР попало 916 танков Matilda, все они были доставлены северными конвоями.
Больше всего танков Matilda IV попало в СССР в первой половине 1942 года, что отразилось и на массовости их использования в сражениях этого периода. Например, в печально известном наступлении под Харьковом в мае 1942 года приняло участие 117 танков данного типа. Много таких танков участвовало и в летних боях 1942 года. Например, в 201-й танковой бригаде, которая в июле 1942 года воевала под Болховом, имелось 23 танка данного типа, а в 10-м танковом корпусе, в состав которого эта бригада входила, имелось 44 танка этого типа. 36 танков Matilda IV имелось в составе 196-й танковой бригады, сражавшейся в августе 1942 года подо Ржевом.
Далеко не лучший для Красной армии ход операций весны и лета 1942 года привел к тому, что количество английских танков в строю неуклонно снижалось. Весной 1942 года на вооружение немецкой армии стали массово поступать 75-мм противотанковые пушки Pak 40. Для них броня Matilda не представляла никаких проблем. В свою очередь, 2-фунтовая пушка английского танка стремительно устаревала.
Но, несмотря на это, английские пехотные танки продолжали воевать. Например, по состоянию на июль 1943 года в уже упомянутой 201-й танковой бригаде всё ещё числилось 7 машин данного типа. К 1 января 1944 года в РККА все еще имелось танков 315 Matilda, то есть чуть больше трети от поставленного англичанами числа. Это было вполне обычное соотношении для зарубежной техники, использовавшейся Красной армией.
Из имевшихся на 1 июня 1944 года в СССР 262 «Матильд» 201 находилась на ремзаводах, в а действующей армии их имелось всего 48. Впрочем, как раз в июне 1944 года БТРЗ №82, предприятие, на котором в основном ремонтировались «Матильды», выдал большую партию отремонтированных боевых машин. Долго без дела они не стояли. Часть тихоходных английских танков оказалась в танковых полках при кавалерийских дивизиях. Например, в 61-м отдельном танковом полку по состоянию на 1 июля 1944 года имелось 4 МК-2. Они действовали совместно с 1-й гвардейской кавалерийской дивизией. 4 июля 1944 года 5 «Матильд» было зачислено в состав 87-го отдельного танкового полка, который действовал совместно с 7-й гвардейской кавалерийской дивизией. Оба полка приняли самое активное участие во Львовско-Сандомирской операции.
Но и на этом боевая карьера «Матильд» не закончилась. По состоянию на 1 января 1945 года в РККА всё еще числилось 218 таких танков. До конца войны 10 машин из их числа погибло в боях. 1 июня 1945 года, 37 танков всё еще числилось в боевых частях. Правда, непосредственно на передовой их было всего 7 (в составе 2-го Белорусского фронта), из них 5 находились в исправном состоянии.
До наших дней дожил всего один танк «Матильда», который использовался в Красной армии. Это Matilda IV CS с WD-номером T.29908, построенный в 1942 году на заводе Vulcan. Он прибыл в СССР в апреле 1942 года. Боевой путь этого танка в 1942 году неизвестен, но осенью машина «всплывает» в Казанском танковом училище, где её отремонтировали и попросили оставить для учебных целей. Судя по всему, танк там и осел, попав на НИБТ Полигон в Кубинку уже после войны. Ныне машина находится в парке «Патриот».

165

http://sf.uploads.ru/t/prOqD.jpg
Подготовка Matilda III к отправке в СССР 26 сентября 1941 года http://s8.uploads.ru/t/RQHv6.jpg
Разгрузка танков Matilda III и Valentine, прибывших в Архангельск с конвоем PQ-4. Конец ноября 1941 года

166

http://s6.uploads.ru/t/DadEi.jpg
Matilda CS. Из-за отсутствия бронебойных снарядов эти машины поступали в СССР в небольших количествах
http://s5.uploads.ru/4saiP.jpg
Эшелон с Matilda IV движется на фронт. Хорошо заметно, что командирская башенка стала ниже
http://s5.uploads.ru/qtsJK.jpg
Погрузка ЗИП на Matilda IV T.27778. Англия, лето 1942 годаhttp://s6.uploads.ru/DadEi.jpg

167

http://sa.uploads.ru/Dpr1i.jpg
На башню нанесена предупреждающая надпись о том, что в систему охлаждения залит этиленгликоль. Эти надписи дублировались на английском и русском языках
http://sh.uploads.ru/4yxSO.jpg
Погрузка того же танка на палубу транспорта
http://s5.uploads.ru/giKw1.jpg
Matilda III в WD-номером T.6886 на НИБТ Полигоне. Казань, январь 1942 года
http://s7.uploads.ru/VrAPo.jpg
Эта же машина спереди

168

http://s1.uploads.ru/RxOHP.jpg
Схема бронирования, изготовленная специалистами НИИ-48
http://s4.uploads.ru/L4zD7.jpg
Схема обзорности танка Matilda III
http://s7.uploads.ru/m78Da.jpg
Схема ходовой части во многом была скопирована из английского руководства. К тому моменту поддерживающие катки заменили на полозья.
http://s4.uploads.ru/nsbXc.jpg
Схема трансмиссии
http://sh.uploads.ru/wNsDV.jpg
Один из двух проектов трансмиссии для КВ-1, выполненных под влиянием конструкции трансмиссии Matilda

169

http://sa.uploads.ru/2dakG.jpg
Эскиз установки шпор на траки
http://s7.uploads.ru/xePCs.jpg
Преодоление заснеженного поля.
http://sh.uploads.ru/XBYxW.jpg
Преодоление заснеженного уклона
http://s1.uploads.ru/bOpw9.jpg
В ходе совместных испытаний с другими танками по преодолению препятствий

170

http://s6.uploads.ru/hGewb.jpg
Перевернувшиеся Matilda III из состава 170-го ОТБ. Интересно, что фотографы сначала ошиблись и приняли эти танки за немецкие
http://se.uploads.ru/8Fbc4.jpg
Танки Matilda III принимали участие в съемках фильма про контрнаступление под Москвой. Картина снималась под Казанью
http://s5.uploads.ru/7C1Q9.jpg
Танки Matilda III из состава 192-й танковой бригады готовятся к атаке


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Танки Победы - Слава и Забвение. » Интересное и неожиданное о танках -2