"Назад в ГСВГ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Первым делом,первым делом самолеты.. » Великие летчики и авиаконструкторы


Великие летчики и авиаконструкторы

Сообщений 131 страница 140 из 156

131

Николай Лисконоженко.
В одном бою уничтожил тараном два вражеских самолета, а свой посадил, будучи тяжело раненным. Признаюсь, до сего дня о нем не слышал. Сегодня наткнулся на заметку в номере "Правды" от 9 июля 1961 г.

http://sd.uploads.ru/t/QutWI.png

Здесь о нем немного

http://vmelitopole.ru/stati/izvestnye-m … konozhenko

132

vt10otb написал(а):

Признаюсь, до сего дня о нем не слышал

Просто какая-то сказка для детишек.... Такой летчик, наверняка, был.... Наверняка был либо  ранен в воздушном бою и после умер от ран, либо просто разбился при посадке.
Все остальное — вольная фантазия писарчуков.
От кого освобождала 52-я армия Клыкова Малую Вишеру  в июне 41-го? Сама армия лишь сформирована в августе. Тогда же её командующим и стал Клыков.  А в бои вступила уже во второй половине октября, когда немцы начали наступление в сторону Тихвина. Причем никуда она в это время не наступала, и до этого лишь занимала фронт по Волхову, в 20-х числах октября оставив эту самую Мал. Вишеру, находившуюся до этого в её глубоких тылах....
И как можно всерьез рассматривать наземного наблюдателя за серьезный источник таких подробностей воздушного боя, который и длится-то несколько секунд из-за быстрого относительного перемещения самолетов противников.  Можно подумать, что военачальнику ранга командарма более делать не хрен, как, под угрозой бомбежки, лёжа на лесной полянке на кровати вверх брюхом, любоваться на детали воздушного боя на высоте километра и более и на удалении в несколько верст от его КП и разглядеть при этом (не иначе, как в телескоп) чем там и кто кого ударил....

Отредактировано сержант-1 (2018-09-23 07:15:28)

133

vt10otb написал(а):

Николай Лисконоженко.
В одном бою уничтожил тараном два вражеских самолета, а свой посадил, будучи тяжело раненным. Признаюсь, до сего дня о нем не слышал. Сегодня наткнулся на заметку в номере "Правды" от 9 июля 1961 г.

Здесь о нем немного

http://vmelitopole.ru/stati/izvestnye-m … konozhenko


Эту журналистскую сказку можно не читать - в документах о его подвиге говорится иначе. Вот фрагмент донесения о потерях ВВС 52 А за тот период:

http://f23.ifotki.info/org/6ebc5d553726d4c91c3dcf2903723c905db913320341889.jpg

Как видим, о двойном таране ничего нет, хотя в донесении о потерях такие подробности не нужны. Но вот удачная посадка после тарана опровергается напрочь - "от тарана потерпел катастрофу"

В наградном листе первая страница - вообще ни о чем:

http://f23.ifotki.info/org/c0bed9ec79c96cc2a6443ebb77eb364e5db913320340449.jpg

Правильно оценивать международную обстановку во время войны - это, конечно, необходимое качество для любого боевого летчика. А вот боевого опыта мало - всего 3 вылета. На второй странице наградного листа - некоторые любопытные подробности. Двойной таран зафиксирован (по моему мнению он вполне мог быть). Но вот про удачную посадку - опять ни слова.

http://f23.ifotki.info/org/17d71ae3ca1cfba7739767a20fb228565db913320340948.jpg

И почему-то нет никаких данных, что он вообще вел бой. Согласно изложенному в наградном, наткнулся на два бомбардировщика, но не стрелял, а бросился на врага и таранил (вот это мне непонятно, возможно все произошло неожиданно для него самого). Затем на него напали три мессера. Сомневаюсь, что у него при этом было преимущество в высоте, хотя второй таран не исключаю.

Указ о присвоении звания ГСС был подписан 27.12.1941.

Отредактировано vt10otb (2018-09-23 08:56:36)

134

vt10otb написал(а):

В наградном листе первая страница - вообще ни о чем:

Да и вторая - наихудший образец партийного  словоблудия.  Бригадный комиссар тов. Усатый таким образом действительный героизм своих летчиков превращал в фарс. Парень погиб в БОЮ. Осознано или случайно он таранил врага - не столь важно... Так или иначе он сбил двух благородных рыцарей Геринга. И заплатил за это своей жизнью. Вечная ему память.

135

ИС-3М написал(а):

Так или иначе он сбил двух благородных рыцарей Геринга.

Тоже весьма сомнительно, ибо нет никаких подтверждений.
1.Оторвался от группы. Это означает, что  никто из других участников этого вылета попросту не видел, куда он делся, и  квалификация самого пилота еще никакая. 
2.Плохие метеоусловия (все же ноябрь, а не июнь, как газетной побрехушке)  означает, что и с земли никто ничего на наблюдал.
3. Радиосвязи с ним не было.

Отсюда следует, что потери "двух благородных рыцарей", взяты не иначе, как лишь из документов немцев (что было в то время нереально).
А уж про то, что у  пилота НБЗ (не вернувшегося с боевого задания, ибо о посадке на свой аэродром в документе нигде ничего не сказано) были ранения, столь подробно расписанные, и "погнут винт", означает, что там с ним в кабине сидели не иначе, как полковой врач и зампотех....

Главное  же в том, что сама 52-я армия в это время еще весьма быстро отступала, теряя много тяжелого вооружения, техники и без вести пропавших, в условиях чего некогда и некому было искать эти, никому в такой обстановке  не интересные, обломки самолетов, останки самого нашего пилота и мнимые трупы "благородных рыцарей". Тормознуть немцев после подхода фронтовых резервов ей удалось где-то в середине ноября.
Ну, а уж про то, что там были какие-то тараны, или даже сам бой — это уже побрехушки политодельцев штаба ВВС армии для геройского приукрашивания в глазах старшего начальства своих  больших потерь при бегстве армии с оставлением большой территории, вплоть до Тихвина.

Отредактировано сержант-1 (2018-09-23 12:28:41)

136

сержант-1 написал(а):

это уже побрехушки политодельцев штаба ВВС армии для геройского приукрашивания в глазах старшего начальства своих  больших потерь при бегстве армии с оставлением большой территории, вплоть до Тихвина.
Отредактировано сержант-1 (Сегодня 12:28:41)


Вообще есть, над чем поразмыслить. Сохранился  ЖБД ВВС 52 А, его можно посмотреть здесь

https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451004617&backurl=division%5C513%20иап::end_date%5C01.01.1942::use_main_string%5Ctrue::group%5Call::types%5Copersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie

Прежде всего погода 2 ноября:

http://f23.ifotki.info/org/9a30e3feefb59d0c902595b101435e465db913320357656.jpg

Сохранилось и описание боя. Думаю, двойной таран все же имел место. Героизм был, а вот мастерство и слаженность звена Лисконоженко вызывает вопросы. Клочко и Лисконоженко погибли в этом бою, Зуев не вернулся с задания (согласно донесению о потерях он погиб 16 ноября, значит, позднее все же возвратился в полк)

http://f23.ifotki.info/org/4b5e7d6fea6e0e7c2749e6ba0a8124035db913320357926.jpg

Отредактировано vt10otb (2018-09-23 13:31:06)

137

vt10otb написал(а):

Думаю, двойной таран все же имел место.

Тоже лишь в чьем-то воображении.... Летчик погиб. А наблюдать ход боя с земли  никто не мог из-за сплошной (10 баллов) облачности высотой 100-200 метров. Не немцы же сообщили об этом нашим политодельцам даже  о типе машин (что, "как шакалы", за ним гонялись).
Большой вопрос даже в том, имел ли место сам этот бой в таких погодных условиях. Фактом во всей этой штабной писанине является лишь то, что в сложных погодных условиях на штурмовку наземных целей с попутной разведкой полетело  звено истребителей и в полном составе сгинуло.
  Обрати внимание, что остальные два пилота звена еще числятся в НБЗ, а в донесении 513-го ИАПа уже геройская реляция и о двойных таранах, и о типах "шакалов", что гонялись за нашим пилотом.

Отредактировано сержант-1 (2018-09-23 14:30:19)

138

сержант-1 написал(а):

о типах "шакалов", что гонялись за нашим пилотом.

Вот этот пассаж меня наиболее озадачивает.

Отредактировано vt10otb (2018-09-23 14:50:52)

139

vt10otb написал(а):

Вот этот пассаж меня наиболее озадачивает.

Тут, видимо, причина в том, что полк свежесформирован и никто никого толком не знает. Лишь пару дней, как перелетел к фронту и района полетов не изучил. Пилоты еще никакие. Слаженность в звеньях не отработана.  Матчасть не освоена, да и сами самолеты "тупые" и тяжкие в управлении (ЛаГГ-3).  Его штабники еще знают о реалиях фронтовой действительночти лишь по передовицам газет.
Вот оттель и пошли такие геройские реляции в верхний штаб, что и они не лыком шиты,  пока их, похоже,  не поставили на место, чтобы меньше врали и не забивали донесения всякой хренью в стиле подобных "шакалов"....
Если почитать  более ранние донесения штаба ВВС 52-й, то  них обстановка подается менее геройско-истеричной и с довольно умеренным враньем. Вполне заурядны в них объективные доклады о невыполнении заданий из-за плохой погоды или о том, что  штурмовали цели,  не наблюдая результатов. Да и обстрелянные в воздушных боях немецкие самолеты,  в большинстве случаев, не однозначно "уничтоженные", а "снижающиеся с дымящими моторами"  (в реальности — включившие форсаж, чтобы на снижении набрать скорость для отрыва от повторных атак истребителей).
Нет там и никаких таранов (в реальности на 99% аналоги ДТП по вине  водителей-недоучек), ни страшных "шакалов" или "стервятников" среди пилотов противника.

Отредактировано сержант-1 (2018-09-23 15:46:01)

140

сержант-1 написал(а):

Тут, видимо, причина в том, что полк свежесформирован и никто никого толком не знает. Лишь пару дней, как перелетел к фронту. Пилоты еще никакие. Слаженность в звеньях не отработана.  Матчасть не освоена, да и сами самолеты тяжкие в управлении.  Его штабники еще знают о реалиях фронтовой действительночти лишь по передовицам газет.
Вот оттель и пошли такие геройские реляции в верхний штаб, что и они не лыком шиты,  пока их, похоже,  не поставили на место, чтобы меньше врали и не забивали донесения всякой хреью в стиле подобных "шакалов"....
Если почитать  более ранние донесения штаба ВВС 52-й, то  них обстановка подается менее геройско-истеричной и с довольно умеренным враньем. Вполне заурядны в них объективные доклады о невыполнении заданий из-за плохой погоды или о том, что  штурмовали цели  не наблюдая результатов. Да и обстрелянные в воздушных боях немецкие самолеты  в большинстве случаев не однозначно уничтоженные, а "снижающиеся с дымяшими моторами".
Нет там никаких таранов (в реальности на 99% аналоги ДТП по вине  водителей недоучек), ни страшных "шакалов" или "стервятников" среди пилотов противника.

Отредактировано сержант-1 (Сегодня 15:24:12)

Это действительно так. Полк начал воевать лишь с 22.10.41 г. и до марта 1942 г. находился в составе ВВС 52 А. Матчасть - ЛаГГ-3, основная задача 513 иап (до конца войны) - прикрытие штурмовиков. И по поводу вранья я согласен, оно действительное довольно умеренное, без фанатизма (вроде массированного налета в один из дней  - 49 самолето-вылетов за день  на три населенных пункта - хорош массированный налет). Думаю, вины политотдела армии особой здесь нет - они просто фиксировали в своем БЖД выжимки из боевых донесений авиаполков. Все же интересно, чья была инициатива с присвоением звания. Однозначно, командир полка здесь не при чем - наградной лист, дата которого тоже не ясна, составлен командующим ВВС армии с комиссаром. Любопытно, это их придумка или кто-то надоумил?

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie2028681/?backurl=%2Fheroes%2F%3Fadv_search%3Dy%26last_name%3Dлисконоженко%26naimenovanie_nagradi%3DГерой%20Советского%20Союза%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%3Apotery_kartoteki%3Apotery_vpp%26page%3D1

Ничего конкретного больше не нашел. Разве что этот шедевр на Милитере, который противоречит даже имеющимся документам

Иноземцев И. Г. Тараны в северном небе. — М.: Воениздат, 1981. — 144 с., ил. (Героическое прошлое нашей Родины). Тираж 100 000 экз.

http://militera.lib.ru/h/inozemtsev_ig/03.html

Три летчика 513-го истребительного авиаполка ВВС 52:й армии во главе с командиром звена лейтенантом Н. Г. Лесконоженко 2 ноября прикрывали сухопутные войска. «Чем им помочь?» — думал лейтенант, наблюдая разрывы снарядов на израненной тихвинской земле, черные клубы дыма над домами, подожженными фашистами. «Главное — не допустить к позициям наших пехотинцев вражеские бомбардировщики», — повторял он про себя наказ командира перед вылетом.
И вот на западе показались и стали быстро расти силуэты шести бомбардировщиков Ю-88, которых прикрывало такое же количество «Мессершмиттов-109». Основной удар наши летчики нанесли по «юнкерсам». После первых атак два бомбардировщика горящими врезались в землю. Но тут на советскую тройку набросились «мессершмитты». Отражая их атаки, Лесконоженко расстрелял все патроны.
Воспользовавшись тем, что советские истребители оказались связанными боем с немецкими истребителями прикрытия, воздушный противник, продолжал полет к цели. И тогда Лесконоженко пошел на таран. «Мессершмитт» с обрубленным хвостом рухнул [62] вниз. В это время сзади подкрался другой фашистский истребитель и обстрелял советский самолет. Голову и плечо Лесконоженко пронзила острая боль. Но и раненный, комсомолец не вышел из боя. Вторым таранным ударом он уничтожил еще один Ме-109.
На поврежденной машине командир звена с трудом пересек линию фронта и произвел вынужденную посадку в расположение своих войск. Подоспевшие к месту приземления бойцы доставили летчика в госпиталь. Ранения оказались слишком тяжелыми. В госпитале лейтенант умер.


[edit]Добавил ссылку на наградной[/edit]

Отредактировано vt10otb (2018-09-23 15:50:42)


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Первым делом,первым делом самолеты.. » Великие летчики и авиаконструкторы