"Назад в ГСВГ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Первым делом,первым делом самолеты.. » Самолеты Второй мировой.


Самолеты Второй мировой.

Сообщений 171 страница 180 из 277

171

Авиабаза Королевских ВВС Гибралтар, 1941 год.
http://s1.uploads.ru/t/g91aP.jpg

172

Андрей Михайлов написал(а):

Авиабаза Королевских ВВС Гибралтар, 1941 год.

Силуэт "Дугласа" трудно не узнать хоть в ясный день, хоть в темную ночь. Его  в начале войны трудно было не встретить хотя бы на одном из аэродромов или самой захудалой посадочной площадке  на территории, подконтрольной союзникам или нейтралам по всему свету.

Но вот про то, что  был у него менее удачливый конкурент фирмы "Локхид" знают меньше. Правда, у него была меньшей пассажировместимость, но зато была  выше скороость. Однако все гражданские эксплуатанты предпочли более экономичный вариант массового гражданского и транспортного самолета, каким оказался "Дуглас".
Возможно, на его судьбу оказало негативное влияние и то, что на прототипе этого самолёта свой кругосветный перелёт совершала знаменитая летчица Амелия Эрхарт, но самолёт бесследно пропал над Тихим океаном 2 июля 1937 года. Никаких следов самолёта обнаружено не было. Судьба Амелии Эрхарт осталась загадкой. Но этот  локхидовский транспортник приглянулся военным, которые применяли его в добром десятке вариантов  —  от извозчика генеральских задниц до легкого бомбардировщика и противолодочного патруля.  Было у него очень много вариантов силовых установок,  составов оборудования и вооружения.
В девичестве он назывался "Электра", на военных вариантах был и "Вентурой" и "Хадсоном" и "Гарпуном". Его преемником можно считать и послевоенный противолодочник Р-2 "Нептун".
Так выглядела прародительница всего этого семейства локхидовской продукции "Электра".
http://s3.uploads.ru/t/SmObW.jpg
http://sa.uploads.ru/t/ltzHN.jpg
Это она еще в изящном гражданском варианте  с маломощными движками и без обвисшего брюха бомбоотсека.
В военном облике практически те же машины сильно обрюзгли и потяжелели, обзаведясь мощными двигателями, громоздким брюхом бомбоотсека и оборонительным оружием.

Так выглядел  "Хадсон" с американской опознаваловкой, хоть его акивнее применяли англичане.
http://s0.uploads.ru/t/JBlQ5.jpg


Ну, а это "Вентура"....

http://s9.uploads.ru/t/r240f.jpghttp://s6.uploads.ru/t/VRNl7.jpg



,

Отредактировано сержант-1 (2017-07-19 19:11:14)

173

Везучий B–17 «All American», 1943 год.

Столкновение в небе над Тунисом произошедшее 1 февраля 1943 года между B –17 и немецким истребителем.
Истребитель противника управляемый вероятно, раненным пилотом протаранил заднюю часть B–17 под названием "All American", пилотируемого лейтенантом Кендриком Р. Брэггом, из 414–й эскадрильи США. От удара немецкий истребитель развалился, но оставил куски своей обшивки в B–17. Левый горизонтальный стабилизатор и руль высоты B –17 был полностью оторван. Два правых двигателя вышли из строя и в одном левом двигателе была серьезная утечка масла. Вертикальный руль был поврежден, фюзеляж был пробит насквозь и держался на чудом уцелевших кусках рамы. Радио, электрические и кислородные системы были повреждены. Хвостовой стрелок оказался заперт в ловушке, потому что был разрушен соединительный лаз с хвостовой частью самолета. Средние и хвостовой стрелки использовали части немецкого истребителя и стропы от парашютов в попытке связать хвост с фюзеляжем. Пока экипаж пытался соединить разваливающийся бомбардировщик, пилот продолжал полет и выпустил свои бомбы над целью. Когда люки бомбового отсека открылись, ветер ворвался в самолет с такой силой, что один из стрелков был отброшен в разлом фюзеляжа. Потребовалось несколько минут, и четыре члена экипажа, чтобы с помощью строп парашютов перетащить его обратно в переднюю часть самолета. Когда они попытались сделать то же самое с хвостовым стрелком, хвост начал сильно вибрировать. Вес хвостового стрелка придавал некоторую стабильность в хвостовой части, так что ему пришлось вернуться к своей позиции.

Чтобы хвост не отвалился, разворот назад к Англии был очень медленным, самолет пролетел почти 70 миль. Бомбардировщик был так сильно поврежден, что терял высоту и скорость, и вскоре остался один в небе. Вскоре, еще два немецких истребителя Ме–109 атаковали злосчастный All American. Несмотря на значительный ущерб, все пулеметчики были в состоянии ответить на эти нападения и вскоре немцы ретировались. Два средних стрелка стреляли через отверстие в верхней части фюзеляжа, а хвостовой стрелок был вынужден стрелять короткими очередями, потому что от отдачи самолет начинал поворачивать.

Союзные истребители P–51 встретили B –17 All American и сделали одно из показанных фото. Истребители также передали по радио на базу, что B –17 машет плоскостями, как рыба хвостом и, что самолет с такими повреждениями не сможет совершить посадку, поэтому необходимо садиться на воду. Истребители остались с B –17, передавая сигналы знаками рук и не пропуская их к базе. Лейтенант Брэгг знаками дал понять, что все парашюты, включая запасные, были использованы на укрепление фюзеляжа, и пять членов экипажа не могут покинуть самолет, поэтому он принял решение, что он останется с самолетом и приземлиться.
Спустя два с половиной часа после попадания, самолет совершил экстренную посадку не долетев до базы 40 километров. Удивительно, но ни один из членов экипажа не был ранен. Никто не мог поверить, что самолет мог летать в таком состоянии. Как только экипаж покинул самолет через дверь в фюзеляже, а хвостовой стрелок спустился вниз по лестнице, вся задняя часть самолета рухнула на землю. Крепкая старая птица сделала свое дело.

http://s0.uploads.ru/t/l3yQT.jpg
http://s0.uploads.ru/t/b4egU.jpg

174

Ласточка-касаточка

http://sa.uploads.ru/t/qIMk8.jpg

18 июля 1942 года, состоялся первый полет самолета Me.262V3 - третьего прототипа реактивного истребителя Мессершмитт Ме.262 "Швальбе" (Schwalbe - ласточка). На этой машине были впервые установлены турбореактивные двигатели Юнкерс Юмо.004, с которыми самолет впоследствии пошел в серию и вступил в бой.
Первые боевые вылеты "Швальбе" совершил в октябре 1944 года. По своим летным характеристикам он намного превосходил все истребители стран антигитлеровской коалиции. Особенно велико было его преимущество в скорости и скороподъемности. Фактически союзники могли сбить его только случайно, воспользовавшись невнимательностью пилота, либо - подкараулив на взлете или посадке.
Но никакие летные качества не могли перевесить десятикратного численного превосходства советской авиации на восточном фронте и двадцатикратного превосходства авиации союзников - на западном. 1433 турбореактивных "Мессершмитта", которые немцы успели построить до конца войны, не вернули германской авиации господство в воздухе. Однако это не умаляет заслуг германских авиаконструкторов и двигателистов, создавших отличную боевую машину.

http://sh.uploads.ru/t/jehSz.jpg

Наверное, не все знают, что первый прототип Ме.262V1, взлетевший весной 1941 года, был оснащен поршневым мотором, поскольку реактивные двигатели для него еще не прошли наземных испытаний.

http://s2.uploads.ru/t/O5RKy.jpg

Ме.262V3 имел "классическое" шасси с хвостовым колесом и еще не нес вооружения (вместо него в носовой части фюзеляжа находился балансировочный груз). В дальнейшем "Швальбе" оборудовали шасси с носовой опорой и установили на него четыре мощные пушки МК.108 калибра 30 мм.

http://se.uploads.ru/t/ZGqIP.jpg

Подготовка Ме.262V3 к испытательному полету.

http://sa.uploads.ru/t/XTSxE.jpg

Двигатель Jumo-004 со снятым кожухом под крылом

http://s3.uploads.ru/t/iRfKH.jpg

Кабина Me-262. Над приборной доской расположены 90-мм бронестекло в металлической обойме и коллиматорный прицел Revi-16B.

http://s4.uploads.ru/t/tVo9F.jpg

175

Два капитана, или жаркое лето в холодном краю

Два лётчика-аса, – советский и немецкий, – летом 1941 года дважды сталкивались в воздушных боях в небе Заполярья. Оба были достойны победы, но выйти живым из противостояния было суждено только одному. Победителем в итоге стал командир 2-й эскадрильи 145-го ИАП капитан Александр Зайцев, побеждённым – офицер штабного звена эскадры ZG 76 гауптман Герхард Шашке. Случай этот довольно хорошо известен любителям авиационной истории, но за рамками повествования часто остаются или неверно истолковываются важные детали. Попробуем исправить этот недочёт.
Ранее из-за отсутствия серьёзной документальной базы некоторые исследователи при написании работ о боевых действиях в небе Заполярья очень необъективно оценивали состояние ВВС советской 14-й Армии, Северного флота и 5-го Воздушного Флота люфтваффе. Указывая на количественное превосходство советской группировки, они не принимали во внимание качество авиатехники и подготовку личного состава сторон. Вследствие этого делались неверные выводы о причинах успехов и неудач. Сейчас есть возможность дать более объективную картину сильных и слабых сторон противников, причём, сделать это хотелось бы через призму противостояния двух неординарных лётчиков-истребителей.

                                     Соотношение сил накануне войны

К 22 июня 1941 года ВВС и ВМФ Красной Армии располагали в районе Мурманска довольно большой группировкой. 145-й ИАП и 147-й ИАП (без одной эскадрильи) 1-й смешанной авиадивизии ВВС 14-й Армии базировались на аэродроме Шонгуй южнее Мурманска, а 137-й СБАП и одна эскадрилья 147-го ИАП сидели на аэродроме Африканда в районе Кандалакши. ВВС Северного флота располагали 72-м смешанным авиаполком (четыре истребительных и одна бомбардировочная эскадрильи) на аэродроме Ваенга севернее Мурманска. Основными проблемами советских частей были недостаток аэродромов, особенно вблизи границы, и откровенно устаревшие и изношенные самолёты.

http://s8.uploads.ru/t/FUsTS.jpg

И-16 тип 5 (серийный №521А110) из 2-й эскадрильи 145-го ИАП, разбитый в аварии 25 февраля 1941 года, лётчик младший лейтенант П.А. Хижняк (реконструкция по фото из аварийного акта, художник Александр Казаков)

Из-за плохого состояния аэродромов в мае 1941 года учебно-боевая подготовка ВВС 14-й Армии была сорвана. Так, 137-й СБАП налетал 28 часов, 147-й ИАП – 38 часов, а рекорд установил 145-й ИАП, налетавший всего 13 часов. Это ставило под сомнение общую боеготовность частей в Заполярье. Командование было озабочено сложившийся ситуацией и рассматривало различные сценарии развития событий – к примеру, прорабатывался вопрос о переброске 137-го СБАП в Красногвардейск (ныне Гатчина) под Ленинград.
В итоге было принято решение о проведения масштабной реконструкции и расширения аэродромной сети. Работы начали немедленно, поэтому с аэродрома Мурмаши юго-западнее Мурманска командование перебросило 147-й ИАП на аэродром Шонгуй, что с началом военных действий ограничило манёвр и поставило части под угрозу уничтожения на земле, но другого выхода не было.

http://s8.uploads.ru/t/z3dPV.jpg

И-16 тип 10 (серийный №1021524) из 2-й эскадрильи 145-го ИАП, разбитый в катастрофе 26 марта 1941 года, лётчик лейтенант И.В. Мирошин погиб. Судя по фото, на самолёты полка до войны номера наносили в соответствии с цветовой системой (реконструкция по фото из аварийного акта, художник Александр Казаков)

Основной же проблемой армейских и флотских лётчиков были устаревшие самолёты. К примеру, в конце июля 1941 года командование ВВС 14-й Армии так характеризовало сложившуюся к началу войны ситуацию:
«Матчасть в дивизии была вся старая, самолёто- и моторесурс на исходе. Все И-16 двухточечные (И-16 тип 5 – прим. автора) и сильно изношенные, подлежали сдаче в школы. И-15бис для полётов годились ограниченно из-за изношенности. Самолёты после каждого полёта выходили из строя, требовали ремонта
Впрочем, и эта характеристика не полностью передаёт картину. На 22 июня основным истребителем на участке фронта был биплан И-15бис. На нём летали две эскадрильи 147-го ИАП (19 самолётов) и две эскадрильи 72-го САП (28 самолётов). «Бисы» ещё в 1939 году считались устаревшими, но из-за систематических срывов производства новой техники и через два года оставались на вооружении истребительных частей первой линии. Единственное амплуа, в котором можно было как-то использовать самолёт – лёгкий штурмовик, способный бомбить с пикирования, при обязательном прикрытии современными истребителями.

http://s4.uploads.ru/t/1rPbW.jpg

И-153 (серийный №6338) из 147-го ИАП, разбитый в аварии 19 февраля 1941 года, лётчик младший лейтенант А.М. Григорьев (реконструкция по фото из аварийного акта, художник Александр Казаков)

Все четыре эскадрильи 145-го ИАП летали на И-16 ранних серий выпуска, и они тоже не внушали оптимизма. Наиболее многочисленными были древние И-16 тип 5, выпущенные в 1936–1937 годах (40 машин) – выработавшие ресурс, с двумя 7,62-мм ШКАСами, они годились лишь для тренировочных полётов. Кроме них, в полку имелись И-16 тип 10, переданные весной 1940 года из 49-го ИАП (10 машин), прошедшие советско-финскую войну и изношенные.
Наконец, во 2-й эскадрилье 145-го ИАП было шесть пушечных И-16 тип 17. Увы, но при мощном вооружении из-за увеличившегося веса на них было сложнее драться с истребителями, чем на пулемётных машинах. Из-за отсутствия на ранних И-16 бомбодержателей эскадрилья единственная в полку могла наносить эффективные штурмовые удары по наземным целям – чем, в основном, и занимались пилоты И-16 тип 17 летом 1941 года.
Более-менее современные истребители И-16 тип 24 имелись на вооружении 4-й эскадрильи 72-го САП, однако их было только четыре, и подразделение было не боеспособно.

http://sa.uploads.ru/t/FChOo.jpg

Командир 2-й эскадрильи 145-го ИАП капитан А.П. Зайцев (слева) у пушечного И-16 тип 17, лето 1941 года

Условно боеспособными подразделениями можно назвать вооружённые бипланами И-153 две эскадрильи 147-го ИАП (36 И-153) и одну эскадрилью 72-го САП (17 И-153). «Чайки» вполне подходили на роль лёгкого штурмовика и пикировщика, который после сброса бомб мог постоять за себя в оборонительном воздушном бою, к примеру, против финских истребителей. Однако и «Чайки» на случай столкновения с «Мессершмиттами» требовали сопровождения.
Будь у советских лётчиков более современные истребители – безусловно, в бою против них любому противнику пришлось бы нелегко, но с имевшейся матчастью они были обречены на тяжёлые потери.
Большим плюсом советских полков был опытный лётный состав. Так, в 145-м ИАП из 49 лётчиков большинство прошли советско-финскую войну, и лишь семь были недавними выпускниками лётных школ. Некоторые командиры участвовали в боевых действиях в Испании, Китае и Монголии. Например, командир 2-й эскадрильи капитан Александр Петрович Зайцев в 1938 году воевал в Китае, а в 1939–1940 гг. – на карельском перешейке, за что был награждён двумя орденами.

http://sg.uploads.ru/t/1DGrs.jpg

Bf 109E командира 1./JG 77 обер-лейтенанта Хорста Карганико, аэродром Луостари, июль 1941 года

По другую сторону границы у командования 5-го Воздушного Флота люфтваффе также были большие проблемы с истребительными частями. Осенью 1940 года мощная авиагруппировка в Норвегии постепенно была демонтирована. На другие театры перебросили штаб и все три группы эскадры JG 77, а от ZG 76 остались только штаб и резервная группа. В итоге в январе 1941 года немецким штабам пришлось спешно формировать на севере новые части.
Первыми стали возрождённая группа I./JG 77 и отдельная эскадрилья тяжёлых истребителей 1.(Z)/JG 77. Личный состав в новые части прибывал из Германии. Рядовые лётчики в основном недавно окончили школы, но командиры, как правило, были очень опытными. За весну 1941 года молодые истребители приобрели определённый боевой опыт, действуя против английской авиации.
Все вновь сформированные части базировались в южной Норвегии от Бергена до Кьевика и осуществляли прикрытие побережья от английской авиации. Поэтому, когда в июне потребовалось обеспечить истребителями так называемое «Авиакомандование Киркенес» (Z.b.V. Kirkenes), которое сосредотачивалось в северной Норвегии для поддержки наступления на Мурманск, то пришлось формировать ещё одну истребительную группу IV./JG 77.

http://s7.uploads.ru/t/Wdhu6.jpg

Bf109E-7 командира эскадрильи 1./JG 77 обер-лейтенанта Хорста Карганико (Oblt. Horst Carganico), лето 1941 года. Заполярье было единственным участком советско-германского фронта, где самолёты люфтваффе летом 1941 года не несли жёлтых полос быстрого распознавания (реконструкция по предыдущему фото, художник Михаил Быков)

Для ускорения процесса в Киркенес отправили готовые подразделения, а именно штабное звено эскадры ZG 76 и эскадрилью 1./JG 77. Кроме того, на базе группы I./JG 77 экстренно формировались две новых эскадрильи, одна из которых, 14./JG 77, буквально в канун войны начала переброску на север. Последней туда отправилась 1.(Z)/JG 77, после чего истребительная группа приобрела окончательный вид.
С матчастью ещё весной было довольно туго. Если 1.(Z)/JG 77 в январе-феврале была укомплектована Bf 110, полученными из III./ZG 76, то по одномоторным истребителям были определённые проблемы. Однако в начале июня для перевооружения I./JG 77 начали прибывать новенькие Bf 109T-2, и вопрос с вооружением частей, отправляемых на север, решился. К 21 июня в 1./JG 77 и 14./JG 77 числилось 34 Bf 109E, из которых, правда, только 15 сначала считались исправными. Это были Bf 109E-7, а также модернизированные до этого стандарта более ранние Bf 109E-1, Bf 109E-3 и Bf 109E-4, поэтому утверждения, что самолёты группы собирали чуть ли не со свалки, не соответствует действительности.

http://s5.uploads.ru/t/NMDF8.jpg

Bf 110 (W.Nr.3761 «M8+YE») гауптмана Герхарда Шашке, Финляндия, Пори, июль 1941 года

С начала июня самолёты постепенно перегоняли в Киркенес. Первыми с этой задачей справились лётчики 1./JG 77, за ними последовали штабное звено ZG 76 и 14./JG 77, а последними перебазировались «церштереры» из 1.(Z)/JG 77. По разным данным, в «двухмоторных» подразделениях числилось 14–18 Bf 110С, Bf 110D и Bf 110E. Итого, советским лётчикам противостояли три эскадрильи и отдельное звено немецких истребителей, на вооружении которых было около 50 скоростных самолётов с пушечным вооружением.

                                                    Первый день боёв

Наступление на Мурманск планировалось на 29 июня, поэтому в первый день войны процесс перебазирования с аэродромов южной Норвегии был в разгаре – завершить его планировалось лишь 28 июня. Большой удачей для немцев стала установившаяся в районе Киркенеса плохая погода, которая закрыла основную немецкую авиабазу от ударов советской авиации 23–24 июня.
«Час Х» для частей «Авиакомандования Киркенес» настал 25 июня, когда, согласно директиве НКО и плану штаба ВВС СФ, все полки должны были нанести удары по аэродромам Киркенес, Петсамо и Рованиеми. Так как пробиться к Киркенесу не удалось, основными целями стали аэродромы Рованиеми и Луостари, причём, если первый атаковали исключительно бомбардировщики 137-го СБАП, то на район Луостари обрушились основные силы советских ВВС в Заполярье.

http://s8.uploads.ru/t/zTbPq.jpg

Bf 110E-2 (W.Nr.3761) адъютанта командира эскадры ZG 76 гауптмана Герхарда Шашке, август 1941 года (реконструкция по фото, художник Александр Казаков)

Однако и ранним утром 25 июня из-за плохой погоды советские самолёты не смогли пробиться в район Петсамо. Только начиная с 11:00 И-153 147-го ИАП начали наносить беспокоящие удары по аэродрому Луостари и другим целям в районе Петсамо. После проведения доразведки по аэродрому начали работать СБ из 137-го СБАП и 72-го САП, а вечером к атакам подключились пушечные И-16 145-го ИАП.
Если в Рованиеми базировались лишь три разведчика Do 17P из отдельного звена «Лапландия» (F-Kette Lappland), то в Луостари уже перебазировались «Мессершмитты» из 1./JG 77. За весь день им не удалось результативно перехватить атакующих, но немецкие зенитчики были удачливее. Утром им удалось подбить И-153, который едва дошёл до аэродрома, а около 17:00 сбить СБ из 137-го СБАП, весь экипаж которого (лейтенанты И.К. Кедун и Г.С. Моргунов, младший сержант Б.А. Марков) погиб.
Через час накал действий советской авиации в районе Луостари достиг пика. Примерно в 18:00 над аэродромом появились пять И-16 тип 17, ведомые капитаном Зайцевым, и восемь «Чаек» 147-го ИАП. На этот раз избежать боя с истребителями люфтваффе с аэродрома Киркенес не удалось.

http://s4.uploads.ru/t/VbOve.jpg

Командир эскадрильи 145-го ИАП капитан (на фото уже майор) Александр Петрович Зайцев, заместитель командира 3-й эскадрильи 147-го ИАП старший лейтенант (на фото лейтенант) Александр Захарович Дудник и командир звена 2-й эскадрильи 145-го ИАП старший лейтенант Сергей Николаевич Соколенков

На обратном пути был внезапно атакован и получил тяжёлые повреждения И-153 заместителя комэска старшего лейтенанта А.З. Дудника, который был ранен в руку и ногу. Пулеметно-пушечные очереди с Bf 110 разбили руль поворота и маслобак, был прострелен винт, пробиты фюзеляж и плоскости, деформирован стабилизатор, перебиты лонжероны фюзеляжа и центроплана. После вынужденной посадки в районе маяка у посёлка Мишукова самолёт списали. Описанные повреждения показывают уровень стрелковой подготовки адъютанта командира ZG 76 гауптмана Герхард Шашке (Hptm. Gerhard Schaschke), который вёл стрельбу сзади слева и снизу. Советскому лётчику невероятно повезло: возьми немецкий ас прицел чуть выше и левее – и выжить было бы практически невозможно.
Не обошлось без потерь и у группы капитана Зайцева: в том же районе в бою на виражах был потерян И-16 тип 17, пилот которого старший лейтенант С.Н. Соколенков был ранен в плечо и обгорел, но сумел выброситься с парашютом. Советские лётчики заявили групповую победу над Bf 110, которая стала первой на счету 145-го ИАП, но не подтверждается немецкими данными.
Этот бой провела смешанная пара гауптмана Шашке Bf 110 и командира звена эскадрильи 14./JG 77 лейтенанта Генриха Леша (Lt. Heinrich Lesch) на Bf 109, который и заявил победу над И-16 в 17:10 по берлинскому времени. Примечательно, что немцы вступили в манёвренный бой на виражах, в котором советским лётчикам не удалось реализовать ни численное превосходство, ни манёвренные качества своих самолётов. Это была первая встреча главных героев рассказа, и первый раунд остался за немецким асом.

http://sa.uploads.ru/t/Xplv0.jpg

В полете Bf 110 гауптмана Шашке из штабного звена ZG 76 и Bf 109 лейтенанта Леша из 14./JG 77

Потери частей 1-й САД на этом не закончились. У того же злосчастного маяка в Мишуково был сбит в воздушном бою (по некоторым данным, своими зенитками) И-15бис младшего лейтенанта Н.Н. Чудинова из 147 ИАП, который погиб. При перелёте с аэродрома Ура-Губа в Шонгуй немецким истребителем был сбит У-2 из того же полка, пилот младший лейтенант П.П. Ашмарин погиб. Один И-16 145-го ИАП был сбит в воздушном бою чуть позже, примерно в 19:00, его пилот командир звена лейтенант П.Т. Варфоломеев на аэродром не вернулся. С большой долей вероятности, все эти самолёты были сбиты гауптманом Шашке, который заявил четыре победы за день и стал асом, или другими пилотами штабного звена ZG 76, точных данных о победах которого за лето 1941 года не сохранилось.
Дальнейшие события развивались стремительно. Уже в светлую заполярную ночь на 26 июня ударные самолёты «Авиакомандования Киркенес» начали атаки на советские аэродромы. Воздушная война над Заполярьем набрала полные обороты: обе стороны вели активную разведку, пытались атаковать аэродромы, срывать перевозки, действуя по железнодорожным станциям, портам и скоплениям войск, вести борьбу в воздухе.

                                                               Кровавый июль

Вследствие превосходства в качестве самолётов, подготовке личного состава и боевом опыте лётчикам люфтваффе и в последующие дни удалось нанести серьёзный урон советской авиации, как на земле, так и в воздухе.
Так, 28 июня на аэродроме Африканда были уничтожены два и повреждены ещё четыре СБ 137-го СБАП, а на аэродроме Шонгуй – один И-16 145-го ИАП. 29 июня за два налёта в Ваенге сгорели два И-15бис и три И-16 72-го САП, один СБ 137-го СБАП, а ещё 16 самолётов получили повреждения. По этой причине получившая 26 июня 12 И-16 тип 24 и укомплектованная практически до полного штата 4-я эскадрилья 72-го САП вновь осталась с тремя исправными И-16. 2 июля в Шонгуе были уничтожены два И-16, в Африканде два И-15бис и один СБ, а на оперативном аэродроме Ура-Губа Bf 110 из 1.(Z)/JG 77 расстреляли шесть И-15бис. 2-я эскадрилья 147-го ИАП, в которой остался один боевой самолёт, практически была уничтожена. 12 июля в Африканде были уничтожены четыре СБ 118-й отдельной разведэскадрильи, переброшенной из-под Ленинграда.

http://s9.uploads.ru/t/Xxdwq.jpg

Слева адъютант командира эскадры ZG 76 гауптман Герхард Шашке. Справа чаепитие на аэродроме Хебуктен, Герхард Шашке в центре

Советским лётчикам, несмотря на непрерывные налёты на немецкие аэродромы, удача за то же время улыбнулась только однажды: 7 июля на аэродроме Киркенес бомбовым ударом был уничтожен один Bf 110, получили тяжёлые повреждения ещё один Bf 110 и один Ju 88.
Как и в первый день активных боевых действий, немецкие истребители, даже не имея численного превосходства, охотно шли в манёвренные воздушные бои, практически в каждом из них сбивая советские самолёты. 27 июня в районе аэродрома Мурмаши 15 И-16 145-го ИАП и семь И-153 147-го ИАП столкнулись, по советским данным, с девятью Bf 109 и Bf 110, которые сопровождали бомбардировщики. Немецкие истребители надёжно связали боем «ишаки» и «чайки», дав возможность своим подопечным отбомбиться и уйти без потерь. С советской стороны был сбит И-16 ветерана советско-финской войны командира звена 145-го ИАП лейтенанта И.Т. Мисякова, который погиб.
На следующий день в бою девяти Bf 109 и двух Bf 110 (по советским данным) против 15 И-16 и 11 И-153 над Мурмашами был сбит один И-153 147-го ИАП, опытный командир звена лейтенант Д.А. Ромась погиб, немцы ушли без потерь. В тот же день над Африкандой при отражении налёта был сбит и погиб командир 4-й эскадрильи 147-го ИАП старший лейтенант Л.И. Иванов. Ветеран советско-финской войны, он отличился 26–27 июня, когда ему удалось сбить Hs 126 и подбить Ju 88. Посмертно лётчик был удостоен звания Героя Советского Союза. Сбил Иванова лучший на тот момент немецкий ас в Заполярье (10 побед) фельдфебель Хуго Дамер (Fw. Hugo Dahmer) из 1./JG 77.

http://s8.uploads.ru/t/7Pt3C.jpg

Лучшие асы 1./JG 77 обер-лейтенант Хорст Карганико, фельдфебели Флориан Зальвендер (Florian Salwender) и Хуго Дамер, вручение Рыцарских крестов 30 июля 1941 года, аэродром Луостари

1 июля в районе Петсамо немецкие истребители (по советским данным, до 14 Bf 109 и Bf 110) перехватили девятку И-15бис 2-й эскадрильи 72-го САП, штурмовавшую немецкие колонны. Несколькими атаками были сбиты четыре И-15бис, погибли капитан С.В. Чаричанский, лейтенанты Н.А. Лопухов и А.Г. Горностаев.
11 июля в ходе очередных налётов на советские аэродромы над Шонгуем состоялся бой между восемью И-16 145-го ИАП и группой немецких истребителей (по советским данным, один Bf 110 и четыре Bf 109). Были сбиты и погибли командир 1-й эскадрильи старший лейтенант М.И. Балашов и его заместитель старший лейтенант Н.И. Позднышев – опытные лётчики, ветераны советско-финской войны.
13 июля гауптман Шашке и командир 1./JG 77 обер-лейтенант Карганико (согласно советским данным, немецкая группа состояла из четырёх Bf 110 и пары Bf 109) сбили взлетавшее с аэродрома Шонгуй звено И-16. Погиб награждённый орденом Красного Знамени ветеран советско-финской войны командир звена лейтенант В.Г. Ишаков. и его ведомые младшие лейтенанты В.Г. Макаров и И.И. Шумеев. Мало того – дождавшись взлёта нескольких И-16 и И-153, немцы сбили ещё и «Чайку» 147-го ИАП (младший лейтенант Л.С. Герасименко погиб). Три победы заявил Шашке, четвертая досталась Карганико.

http://sf.uploads.ru/t/nSMqr.jpg

И-16 тип 5 (серийный №521416) из 3-й эскадрильи 145-го ИАП, поломанный на посадке 26 сентября 1941 года лётчиком младшим лейтенантом А.И. Чехловым. Судя по фото, 145-й ИАП в июле 1941 года перешёл на числовую систему нумерации техники (реконструкция по фото художника Александра Казакова)

17 июля немцы обрушились на все аэродромы советских ВВС в Заполярье: бомбы полетели на Шонгуй, Африканду, Мурмаши, Ваенгу-1 и Ваенгу-2. В Шонгуе были уничтожены один И-16 и один УТИ-4 145-го ИАП, в Ваенге-2 получили повреждения восемь И-15бис 72-го САП. Немцы действовали довольно крупными группами, советские лётчики тоже поднимались в небо по 10–20 машин одновременно, в большинстве случаев не дав немцам эффективно отбомбиться. В одном из боев был подбит самолёт командира 1.(Z)/JG 77 лейтенанта Феликса-Марии Брандиса (Oblt. Felix-Maria Brandis), которому пришлось сажать свой Bf 110 на воду в Петсамо-фьорде. Сам Брандис спасся, а вот его стрелок погиб.
Примечательно, что в отражении налётов приняли участие новенькие истребители МиГ-3, накануне полученные 145-м и 147-м ИАП (четыре и 13 самолётов соответственно). К сожалению, «МиГи» страдали массой конструктивных и технологических недостатков, поэтому значительной роли не сыграли. При отражении налёта на Африканду в бою погиб на МиГ-3 перегонявший самолёты командир звена 159-го ИАП младший лейтенант Л.Н. Евсеев.
19 июля при отражении налёта на аэродром Ваенга-1 группа 72-го САП (шесть И-16, два МиГ-3 и два И-15бис) пыталась перехватить Ju 88, однако была контратакована немецкими истребителями. Немцы сбили два И-16 и один И-15бис (лейтенант И.И. Черновол, младшие лейтенанты А.М. Петров и Н.Т. Кулаев погибли). Ещё два И-16 были тяжело повреждены. За этот успех немцам пришлось заплатить: пилоту 1.(Z)/JG 77 лейтенанту Клаппенбаху (Lt. Dietrich Klappenbach) пришлось сажать свой Bf 110 на брюхо. Экипаж взяли в плен, самолёт перевезли в Мурманск и выставили на всеобщее обозрение, а победу засчитали лейтенанту Захару Сорокину, летавшему на МиГ-3.

http://s1.uploads.ru/t/W2loT.jpg

Bf 110 (бортовой код LN+DR) лейтенанта Клаппенбаха из 1.(Z)/JG 77, выставленный в Мурманске

22 июля в ходе атак на аэродромы флотская авиация лишилась двух МиГ-3 и одного И-153. Один «МиГ» попал на взлёте под бомбы (лейтенант И.И. Калугин), а второй был сбит в воздушном бою (лейтенант А.Е. Айрапетян) вместе с И-153 (лейтенант Е.Ф. Васильев). Все трое лётчиков погибли. В тот же день при налёте на Африканду был сбит И-16 145-го ИАП. Его пилот младший лейтенант Н.К. Шпота спасся, но только для того, чтобы погибнуть на следующий день от огня немецких зениток в районе Алакуртти.
24 июля вновь пострадал Шонгуй: на земле был уничтожены три и повреждены ещё пять И-16 145-го ИАП. Несмотря на то, что на отражение заблаговременно были подняты семь И-16 и четыре И-153, атаковать бомбардировщики не удалось. В бою с истребителями (три Bf 110 и три Bf 109) был сбит И-153 147-го ИАП, погиб опытнейший лётчик старший лейтенант Е.С. Крючков, имевший подтверждённую победу ещё в советско-финской войне.
24 июля отличились советские бомбардировщики, которым удалось уничтожить на аэродроме Хебуктен один He 111 из эскадры KG 26 и повредить один Bf 109, но на обратном пути «Мессершмитты» сбили один СБ. В ответ немцы уничтожили в Ваенге-1 один ДБ-3Ф и повредили СБ, однако и в этой ситуации советским истребителям удалось сбить Ju 88. Практически одновременно семью Bf 110 и Bf 109 (по советским данным) был атакован аэродром Шонгуй. В бою был сбит МиГ-3 лётчика-инспектора ВВС СФ майора Ф.А. Груздева, который получил тяжёлое ранение.

http://sd.uploads.ru/t/c56ER.jpg

ЛаГГ-3 (серийный №3121359) командира 2-й эскадрильи 145-го ИАП капитана А.П. Зайцева, разбитый в аварии 29 августа 1941 года и ЛаГГ-3 (серийный №3121356) заместителя командира 2-й эскадрильи 145-го ИАП старшего лейтенанта В.П. Янчевского, разбитый в аварии 26 августа 1941 года (реконструкция по фото из аварийных актов, художник Александр Казаков)

Через неделю немцы вернутся к Шонгую, но к этому моменту технический состав 145-го ИАП собрал 15 ЛаГГ-3 3-й и 4-й серий, полученных с горьковского завода №21. Лётчики приступили к их освоению, практически параллельно используя «ЛаГГи» в боях.

                                                      Сколько верёвочке не виться…

4 августа около 17:05 к аэродрому Шонгуй подошли, по советским данным, четыре Bf 110 и девять Bf 109 – скорее всего, это число завышено. На перехват была поднята тройка И-16, а затем четыре ЛаГГ-3. В последующем 40-минутном воздушном бою немецкие лётчики заявили шесть побед, а советские три (Bf 110 и два Bf 109). В действительности капитану Зайцеву удалось подбить Bf 110E-2, пилот которого гауптман Шашке погиб при вынужденной посадке, а стрелок-радист унтер-офицер Михаэль Виттман (Uffz. Michael Wittman) был тяжело ранен.

http://s9.uploads.ru/t/coYB1.jpg

Обломки «Мессершмитта» Bf 110 гауптмана Шашке. Шонгуй, 4 августа 1941 года

Немцы тоже завысили свои успехи, но им удалось сбить один И-16 и три ЛаГГ-3. На И-16 был сбит ветеран советской-финской войны, награждённый орденом Красной Звезды, лейтенант Л.Н. Звягин. В кабинах двух «ЛаГГов» погибли заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Н.В. Пискарев и адъютант эскадрильи старший лейтенант Н.А. Шелухин. Удалось уцелеть лишь ещё одному лётчику «ЛаГГа» лейтенанту М.П. Старкову, который выпрыгнул с парашютом. Погибшему Шашке немцы засчитали 21-ю и 22-ю победы над двумя ЛаГГ-3.
Шашке был далеко не первым немецким лётчиком, сбитым в небе Заполярья, но победа над асом непосредственно над аэродромом дала командованию 145-го ИАП хороший повод для поднятия боевого духа своих бойцов. По большому же счёту, принципиально в действиях сторон ничего после этого не поменялось. Учитывая, что из вылета в тот же день не вернулся на ЛаГГ-3 ещё и старший лейтенант С.Н. Соколенков, численность только что прибывших новейших истребителей буквально за день сократилось на треть.

http://sf.uploads.ru/t/aumVU.jpg

Летчики 145-го ИАП, погибшие в бою 4 августа 1941 года. Слева направо: командир звена лейтенант Лев Николаевич Звягин, заместитель командира эскадрильи старший лейтенант (на фото лейтенант) Николай Владимирович Пискарев, адъютант эскадрильи старший лейтенант Николай Александрович Шелухин

Тем не менее, вторая встреча гауптмана Шашке и капитана Зайцева окончилось однозначной победой последнего. Летом 1941 года советские авиаторы в Заполярье с огромным трудом сдерживали натиск люфтваффе. Так, в 145-м ИАП к 1 августа осталось 25 И-16 (14 исправных), в 147-м ИАП – 19 И-153 (16 исправных) и пять И-15бис (четыре исправных). Если бы не поставки в июле 17 МиГ-3 и 15 ЛаГГ-3, положение стало бы критическим. Но если численный состав был практически восстановлен, то качество поступивших машин было далеко от идеального – бросить вызов техническому превосходству люфтваффе по-прежнему не представлялось возможным. В истории 145-го ИАП без обиняков записано:
«Первые серии самолёта ЛаГГ-3 имели большое количество недоделок и производственных дефектов. Вследствие этого боевая работа на этих самолётах не дала должного эффекта…»
Ценой тяжёлых потерь армейские и флотские лётчики-истребители не позволили немцам завоевать господство в воздухе. Они выполняли сотни вылетов, атакуя аэродромы, ведя разведку, сопровождая ударные самолёты и прикрывая аэродромы. Самым же главным была поддержка наземных войск. Если бы не эти усилия, то не факт, что частям 14-й Армии удалось бы не пропустить немцев к Мурманску и Кировской железной дороге. Жизнями опытных лётчиков довоенной выучки советское командование расплачивалось за отставание в производстве новых самолётов, менее совершенную организацию и обеспечение. Увы, но в той ситуации другого выхода просто не было.

Источник Ссылка

176

Солдаты 165-го пехотного полка 27-й пехотной дивизии армии США смотрят на разбитую японскую летающую лодку Kawanishi H8K2 на острове Бурутари, атолл Макин, откбярь 1943 года. На атолле находилась японская база гидросамолетов.
http://s6.uploads.ru/t/rMv3D.jpg

177

Андрей Михайлов написал(а):

Kawanishi H8K2

Одна из самых крупных на тот период летающих лодок в мире. Из серийных машин такого назначения с ней мог сравниться лишь английский "Сандерленд", по образу и подобию которого этот аппарат и создавался.
Более интересным на этом снимке  является то, что уже осенью 43-го у америкосов был в массовом производстве самозарядный карабин Гаранда под промежуточный патрон (у среднего солдата на снимке) примерно аналогичный нашему СКС, но с отъемным магазином и существенно легче симоновского (предложен еще в 41-м году). У немцев оружие под промежуточный патрон (штурмовая винтовка StG.44) в это время лишь создавалось.

178

сержант-1 написал(а):

самозарядный карабин Гаранда

Это тот который с звонким щелчком выплевывал пустой магазин говоря противнику что у тебя патроны кончились???))))

179

Андрей Михайлов написал(а):

Это тот который с звонким щелчком выплевывал пустой магазин говоря противнику что у тебя патроны кончились???))))

Нет. Тот был под обычный винтовочный патрон ( у других солдат на этом снимке). И он "выплевывал" не магазин, а лишь восьмипатронную  пустую пачку.  А этот был  уже под промежуточный (7,62x33) патрон. и он был не со встроенным магазином, а с отъемным (на 15 патронов), как у немца или Калашникова.

Отредактировано сержант-1 (2017-08-06 17:13:43)

180

сержант-1 написал(а):

Нет

Понял, спасибо.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Первым делом,первым делом самолеты.. » Самолеты Второй мировой.