"Назад в ГСВГ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Первым делом,первым делом самолеты.. » Этажерки и летчики Первой мировой войны.


Этажерки и летчики Первой мировой войны.

Сообщений 111 страница 120 из 120

111

http://sg.uploads.ru/t/6iJk8.jpg

                          Франческо Баракка - 34 победы.

Мало кому известно, что вздыбленный конь, увенчивающий капоты знаменитых «Феррари», впервые появился на борту самолета Франческо Баракка -лучшего итальянского аса первой мировой войны.
Родился 9 мая 1888 г. в Луго ди Романье близ Равены. Будучи младшим сыном в семье крупных землевладельцев Энрико и Паолы Баракка, юноша должен был унаследовать родительское поместье, но выбрал военную карьеру и в ноябре 1907 г. поступил в офицерскую кавалерийскую школу (Scuola Militare), находившуюся в Модене.
19 сентября 1909 двадцатилетний лейтенант (Sottotenente) получил назначение в 11-й Королевский Пьемонтский кавалерийский полк. Первое знакомство Баракки с авиацией произошло в 1912 г., когда он в числе других военных наблюдателей впервые увидел аэропланы на маневрах французской армии. Впечатление от полетов «механических птиц» оказалось столь сильным, что уже 25 апреля он стал одним из четырех младших офицеров, зачисленных в летную школу города Реймса.
Вскоре Франческо совершил свой первый полет на двухместном «Анрио» с 36-сильным двигателем, а 9 июля ему был вручен диплом гражданского летчика №1037. После этого итальянское командование перевело молодого авиатора в авиационный батальон (Battaglione Aviatori). Его карьера складывалась вполне удачно: уже 3 октября ему присвоили звание старшего лейтенанта (Tenente), a 8 декабря он получил диплом военного летчика. Полтора года интенсивных полетов не прошли даром: командование поручило подающему надежды авиатору выбор самолетов, которые предполагалось принять на вооружение зарождающейся авиации Италии.
7 сентября 1915 года Франческо провел свой первый воздушный бой, но заевший пулемет позволил австрийцу уйти. 13 сентября пришло сообщение об австрийском самолете, замеченном над Кодроипо, и Баракка взлетел на перехват. Он быстро настиг противника и, сблизившись с ним на 50 м, открыл огонь. Но после первых же выстрелов пулемет снова заклинило. Покинув место схватки, Баракка попытался исправить оружие, но его усилия оказались тщетными, и пришлось возвращаться домой. Впрочем, проблемы с оружием были не только у него: в том же бою отказал пулемет и у командира 1-го отряда 8-й эскадрильи, которому также не позволил ему открыть счет победам. 1 апреля 1916 г. он получил новый «Ньюпор» Х1, а через неделю, 7 апреля, его пути пересеклись с австрийским разведчиком «Бранденбург»С1. Подобравшись к противнику сзади-снизу, Франческа открыл огонь. На этот раз пулемет не подвел - длинная очередь разбила двигатель неприятельского аэроплана, и тот пошел на вынужденную. Баракка сел рядом со своей жертвой и взял в плен экипаж, австрийский летнаб был тяжело ранен и вскоре умер в госпитале, а летчик отделался легким испугом.

http://sa.uploads.ru/t/vmxwL.jpg

В конце ноября 1917 года 91 -я эскадрилья в полном составе была перевооружена истребителями «СПАД» Х111 с более мощными 220-сильными двигателями и вооружением из двух пулеметов. Уже 7 декабря (по другим данным 12-го) Баракка увеличил на нем свой счет еще на одного разведчика (итальянская авиация одержала в тот день три победы, но австрийцы потеряли только один самолет. - Прим. авт.). Так Баракка завершил свою работу в 1917 г., на его счету уже было 30 побед, которые он одержал в 63 боях. За эти успехи он заплатил двумя серьезно поврежденными самолетами.

http://sa.uploads.ru/t/Ntlk8.jpg

Франческо Баракка в кабине своего Ньюпора-11.

Вечером 19 июня в 91-ю эскадрилью пришла заявка от пехоты на штурмовку неприятельских траншей. Выполнять задание пошел сам комэск. Баракка взлетел в 18:30 в паре с только что прибывшим на фронт лейтенантом Франко Оснаго. Во время штурмовки оба истребителя попали под плотный зенитный огонь и разделились; позже ведомый увидел пылающий самолет, штопорящий к земле.
Место гибели аса долго не могли найти, только после отступления австрийских войск поиски увенчались успехом. Были обнаружены обгоревшие обломки «СПАДа», а в четырех метрах от них - обугленное тело летчика. Но свою смерть Баракка встретил еще в воздухе, так как одна из пуль попала ему в лоб...
По официальной австрийской версии лучший итальянский ас был сбит в воздушном бою с «Фениксом» С I, в экипаже которого был летчик цугфюрер Макс Кауэр и летнаб обер-лейтенант Арнольд Барвиг. Но это вызвало протест с итальянской стороны, и уже 3 июля 1918г. для ее опровержения было выпущено сообщение, в котором утверждалось, что Баракка был сбит огнем из траншей.
А вставший на дыбы черный конь - личная эмблема аса - обрела свою вторую жизнь 23 мая 1923 г., когда мать пилота, Паола Баракка, передала ее автогонщику Энцо Феррари, успешно выступившему за команду фирмы «Альфа Ромео». Тот добавил к ней желтый геральдический щит с герба города Модены и национальный триколор. С 1929 г, эмблема стала официальным символом команды «Скудериа Феррари», продолжавшей представлять фирму «Альфа Ромео». 9 июля 1932 г. в ходе «24-часового марафона в Спа» (Бельгия) ее машины заняли два первых места. В этот день на их капотах появилось изображение черного вставшего на дыбы жеребца. Ас 1947 г. эмблема стала неотъемлемой частью красных машин фирмы «Феррари». Но итальянская авиация также не забыла своего героя, и во время второй мировой войны его эмблема стала эмблемой 4-го Stormo (авиаполка).

http://sg.uploads.ru/t/Ci8tD.jpg

112

http://sh.uploads.ru/t/h8Z01.jpg

                                   Евграф Николаевич Крутень.

Евграф Николаевич Крутень родился в Киеве в 1891 году. По примеру отца, кадрового офицера, выбрал стезю военного. В сентябре 1911 года после Константиновского артиллерийского училища, молодой подпоручик Крутень зачислен в 4-й конно-артиллерийский дивизион. В 1913 году стал поручиком. В августе откомандирован в Броварскую авиароту для обучения по специальности летчика-наблюдателя. В январе 1914 года Крутень добился перевода в Гатчинскую летную школу. "Мертвую петлю" впервые выполнил на тяжелом двухместном "Фармане". 27 октября Крутень прибыл в 21-й авиаотряд действующей армии. На самолете "Вуазен" летал на разведку и бомбардировку германских военных объектов, совершал рейды в глубокий тыл противника. Одним из первых освоил ночные полеты и корректировку артогня с помощью бортовой радиостанции. В мае 1915 года получил звание штабс-капитана и должность командира авиаотряда. Выступил инициатором создания первых в российской авиации отрядов истребителей. Весной 1916 года Управление Военно-Воздущного флота издало приказ о формировании двух таких отрядов. Командиром 2-го назначили самого Крутеня. 1 августа подбитый им "Альбатрос" упал в расположении русских войск. Пилота и летнаба взяли в плен.
В декабре Крутень в группе российских летчиков истребителей отбыл на стажировку во Францию. В искусстве пилотажа не уступал своим инструкторам. Вскоре он и поручики Орлов и Свешников были зачислены в знаменитую 3-ю эскадрилью "Аисты", лучшую на Западном фронте. За месяц во Франции Крутень сбил 2 немецких самолета, награжден "Боевым крестом с пальмовой ветвью". В 1917 году в России опубликовал брошюры "Воздушный бой", "Тип аппарата истребителя" и "О чем думалось во Франции".
19 апреля 1917 года Крутень в чине капитана принял командование боевой авиагруппой Юго-Западного фронта. Вскоре одержал очередную победу, сбив австрийский разведчик "Ганза-Бранденбург". 24 мая - еще один. Через два дня сбил 2 "Фоккера" в одном бою. Но бой проходил над вражеской территорией, и победы не получили официального подтверждения. 6 июня, возвращаясь на поврежденной машине из второго за день боевого вылета, Евграф Крутень разбился при заходе на посадку. В тот день, защищая разведчик "Вуазен" от атак трех австрийских истребителей, летчик сбил свой последний "Фоккер"…

                                      Зверев Фёдор Трофимович

http://sa.uploads.ru/t/ezAIv.jpg

Русский летчик, есаул Федор Трофимович Зверев в окружении друзей-офицеров (в бурке с часами поверх рукава).

Зверев Фёдор Трофимович. Родился 20 Сентября 1890 года в станице Наурская Моздокского отдела Терской области. Закончил Владикавказское реальное училище. С 1909 по 1911 год обучался в Казанском военном училище. 6 Августа 1911 года выпущен в 1-й Горско - Моздокский полк Терского казачьего войска, с 14 Сентября 1913 года - младший офицер 5-й сотни.
С 23 Марта по 16 Августа 1915 года обучался в Севастопольской военной авиационной школе. С 12 Сентября 1915 года - младший офицер I-го корпусного авиационного отряда. За разведку 15 Марта 1916 года награждён орденом Св. Георгия 4-го класса. 17 Июня 1916 года назначен начальником 4-го авиационного отряда истребителей, 3 Октября 1917 года - помошником командира Авиационного дивизиона охраны Петрограда. Со 2 Февраля 1918 года военлёт 4-го Кавказского авиационного отряда. 30 Мая 1918 года уволен за штат.
В годы Гражданской войны вступил в Добровольческую армию. С 3 Сентября 1918 года - командир 1-го авиационного отряда Астраханского авиационного дивизиона, с 1 Марта 1919 года - 4-го Донского самолётного отряда. В Русской армии генерала Врангеля состоял в распоряжении дежурного генерала Штаба Верховного Главнокомандующего.
8 Июля 1920 года переведён в резерв лётчиков. С 17 Августа - старший офицер 6-го авиационного отряда. 24 Августа 1920 года за боевые отличия произведён в войсковые старшины, прикомандирован к управлению авиации. 30 Августа произведён в Полковники.
После эвакуации из Крыма находился в эмиграции. Жил в Константинополе, с 1923 года - в Ливане. Работал механиком, чертёжником во французском Генеральном штабе, чиновником городского управления. Почётный председатель Союза русских военных инвалидов в Сирии и Ливане. Проживал в казачьей станице в городе Бейрут. Умер 16 Января 1938 года.

                                    Вячеслав Матвеевич Ткачёв.

http://s9.uploads.ru/t/8otgL.jpg

Вячеслав Матвеевич Ткачёв (1885—1965) — генерал от авиации, военный лётчик, Георгиевский кавалер. Родился Вячеслав 24 Сентября (6 октября) 1885 года в станице Келермесской Майкопского отдела Кубанской области (нынешняя Адыгея) в семье войскового старшины. Ткачев стал первым летчиком - Георгиевским кавалером. Генерал, белогвардеец, отсидевший 10 лет после войны, но не сотрудничавший с немцами.

                                   ЯНКОВСКИЙ Георгий Викторович

http://sd.uploads.ru/t/gGqQ8.jpg

ЯНКОВСКИЙ Георгий Викторович (Ежи-Витольд) (1888, г. Лодзь, Польша, – 1943, г. Сараево, Югославия).
В 1911 г. окончил Варшавскую школу пилотов «Авиата». В начале 1912 г. вместе с летчиком М.Г. Лерхе и итальянским конструктором Ф.Э. Моска в мастерских Московского общества воздухоплавания построил одноместный моноплан ЛЯМ (по первым буквам фамилий). На нём 14 (27) мая 1912 г. он установил всероссийский рекорд высоты – 1775 м. В то время в прессе широко отмечалось, «что этот русский рекорд высоты поставлен русским пилотом, на русском аппарате ЛЯМ, построенном из русских материалов». Работал лётчиком-испытателем у И.И. Сикорского на Русско-Балтийском вагонном заводе в С.-Петербурге. Весной 1913 г. на моноплане Сикорского С-11 выиграл второй приз на соревновании в Петербурге. В начале 1914 г. выполнил «мертвую петлю» на самолете С-12.
Участник Первой мировой войны с августа 1914 г., доброволец 16-го корпусного авиаотряда. Воевал охотником на собственном самолёте С-12А в центральной Польше. До конца 1915 г. он совершил 66 боевых вылетов общей продолжительностью 90 ч 25 мин. 22 марта (4 апреля) 1915 г. он сбивает свой первый самолёт противника. За эту победу его производят в прапорщики. После освобождения Галиции и приезда туда императора Николая II Янковского, с его С-12А, направили на защиту царского поезда. В октябре 1915 г. его производят в подпоручики. С ноября 1915 г. состоял в Эскадре воздушных кораблей, где командовал самолетом «Илья Муромец» ИМ-3. В ходе Гражданской войны воевал на стороне белых в составе Донской армии и Вооруженных сил юга России. В 1919 г. летчик 3-го самолетного отряда, штабс-капитан. С апреля 1920 г. в эмиграции. На 1941 г. – офицер королевской югославской авиации. После организации хорватской авиации вступил в нее, летчик 5-й бомбардировочной группы Хорватского авиационного добровольческого легиона. В составе легиона воевал на Восточном фронте. С 1942 г. служил в Русском охранном корпусе. Погиб в 1943 г. при посадке на подбитом югославскими партизанами бомбардировщике.
Награжден орденами: Св. Владимира 4-й ст., Св. Станислава 3-й ст., Св. Анны 4-й ст., знаком отличия Военного ордена Св. Георгия 3-й и 4-й ст.

113

http://s3.uploads.ru/t/d1CNB.jpg

                                      Петр Нестеров.

http://s3.uploads.ru/t/uOD9w.jpg

                                     Памятник Петру Нестерову в Киеве.

http://s7.uploads.ru/t/OvtqY.jpg

                                Памятник Петру Нестерову в Нижнем Новгороде.

http://s7.uploads.ru/t/o6Seg.jpg

                                 Петр Нестеров на советской почтовой марке.

http://sa.uploads.ru/t/OfyTC.jpg

                                        Неизвестнный русский пилот.

http://sg.uploads.ru/t/FAaxl.jpg

                               Прокофьев-Северский, Александр Николаевич.

http://s5.uploads.ru/t/dSvBp.jpg

http://s7.uploads.ru/t/GjS2F.jpg

http://s4.uploads.ru/t/JEYzh.jpg

http://s8.uploads.ru/t/jFZJe.jpg

http://s3.uploads.ru/t/KwOmu.jpg

http://s7.uploads.ru/t/WEsKH.jpg

http://sg.uploads.ru/t/8TJAi.jpg

114

http://sd.uploads.ru/t/FBGbC.jpg
Robart, 1908.

http://s3.uploads.ru/t/aVzY5.jpg
Da Silva, 1909.

http://s8.uploads.ru/t/jJGXU.jpg
Sloan, 1910.

http://sh.uploads.ru/t/oAUSE.jpg
Stoeckel, 1909.

http://s5.uploads.ru/t/aK3Hz.jpg
Witzig-Liore-Dutilleul.

http://s5.uploads.ru/t/LiUjo.jpg
Albessard.

http://s5.uploads.ru/t/D2oKl.jpg
Dorand, 1908.

http://sd.uploads.ru/t/jrgtL.jpg
Givaudan, 1909.

115

Андрей Михайлов написал(а):

Givaudan, 1909.

Единственный аэроплан имеющий технический индустриальный вид, остальные по мотивам птиц.

116

Владимир Белорус написал(а):

Прокофьев-Северский, Александр Николаевич.

Кстати, это один из летчиков, много летавщий без ноги, которую ему оторвало в одном из боевых вылетов. Поэтому он и запечатлен на некоторых снимках с тростью, весьма модной в 20-х и 30-х годах. Но он таскал её не только для модного выпендрёжа, а потому, что ходил на протезе. 
Это был очень интересный и талантливый человек. После окончания Морского корпуса в чине мичмана служил на флоте. Обучившись летать, стал одним из пионеров гидроавиации в России. За Первую Мировую войну налетал в гидроавиции 1600 часов, был командующим (хоть и не весьма многочисленной) авиацией Балтфлота. Имел 13 побед над немецкими пилотами. Заслужил много наград, в т.ч. и почетное золотое оружие. Перед самой Октябрьской революцией был направлен в САСШ помощником военного атташе по авиации, но оттуда не вернулся, понимая, что его там ожидает, как потомственного дворянина. В эмиграции работал летчиком-испытателем, пока не открыл свою авиационную фирму (известную впоследствии, как "Рипаблик"), где стал конструктором, разработав много весьма удачных и весьма продвинутых самолетов. Один из его истребителей во второй половине 30-х  был был даже закуплен для изучения в СССР.
Поскольку в коммерции, как руководитель фирмы,  он не шибко преуспел, то уйдя с основанной им фирмы, стал военно-авиационным теоретиком, занимая в конце Второй мировой должность консультанта при правительстве США. Был также писателем и преподавал в авиационном университете.

Но в СССР имя такого столь талантливого и заслуженного пилота, авиаконструктора, писателя и военного эксперта  было под запретом. В советские годы встречал лишь одно упоминание о безногом русском военном пилоте. Было это  в повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке". Но даже там вдохновителем Мересьева на продолжение летной работы после ампутации ног изображен не реальный Александр Прокофьев-Северский, а какой-то вымышленный Карпович (если память не изменяет).

Отредактировано сержант-1 (2018-06-28 08:15:41)

117

http://s5.uploads.ru/t/OPWed.jpg

Вячеслав Матвеевич Ткачев – звезда отечественной истребительной авиации, человек непростой судьбы. В 1917 году – полковник, исполняющий должность начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания Ставки. Автор работ «Вопросы тактического применения авиации в маневренной войне», «Материал по тактике воздушного боя», «Крылья России. Воспоминания о прошлом русской авиации. 1910-1917 гг.»
Об этом выдающемся разностороннем человеке можно говорить много и долго. Но нам бы хотелось вспомнить один из первых подвигов летчика – за который он был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени. И во время которого проявил поразительную находчивость и хладнокровие.
Он отличился во время одного из этапов Галицийской битвы – в ходе Люблин-Холмской операции 12 августа 1914 года.
В этот день подъесаул В. М. Ткачев выполнял разведывательное задание в одиночестве (без летчика-наблюдателя).
В. М. Ткачев установил факт продвижения вражеских колонн к Люблину, определил их силу. Летчик действовал на старом самолете «Ньюпор», у которого был к тому же неисправный двигатель. Высота 500 - 600 метров. Пролетев километров 20 и поднявшись до 900 метров, он заметил соединение противника силой до 1,5 дивизии, двигавшееся в обход правого фланга русских войск. У Аннополя им также были обнаружены густые колонны войск неприятеля, артиллерия и обозы, двигавшиеся к Люблину. Несмотря на обстрел, летчик прошелся над колонной почти вплоть до австрийской границы, выяснив силы противника – численностью до корпуса.
Над Красником на высоте 700 метров подъесаул угодил в сферу шрапнельного огня: огонь велся с двух сторон. Решив установить позиции батарей противника, разведчик продолжал действовать под шрапнельным огнем, причем не имея парашюта. Он очутился в самом эпицентре облачков шрапнельных разрывов - шрапнельные пули барабанили по крыльям и корпусу самолета. Вдруг пробит масляный бак машины - и «Ньюпор» стал терять высоту. Уровень масла быстро падал, и летчик, выключив мотор, pешил планировать к лесу.
И тут его озарила блестящая идея.
Находчивый офицер, не отпуская штурвала, спустился почти на пол кабины, заткнув ногой дыру в баке. Затем он снова включил мотор и вновь набрал высоту.
А затем - посадил свой самолет в расположении русских частей - чуть не став жертвой своих пехотинцев, принявших его за австрийца из-за «басурманских» кожаной куртки и авиационного шлема.
Являясь обладателем важной развединформации, В. М. Ткачев позаимствовал у артиллеристов коня, и, добравшись до штаба ближайшей дивизии, сообщил ценные сведения.
А затем подъесаул вернулся за своим аппаратом и, прицепив его к проезжавшей мимо двуколке, сумел благополучно эвакуировать. За важную информацию, оказавшую влияние на ход сражения, находчивость, мужество и за спасение самолета В. М. Ткачев был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени. А данный случай показал, что русский летчик - это не только мужественный, но и отчаянно находчивый человек.

Автор: Олейников Алексей

118

сержант-1 написал(а):

Один из его истребителей во второй половине 30-х  был был даже закуплен для изучения в СССР.

Это был очень интересный тяжелый истребитель Северского  SEV-2PA, в этом варианте имевший  дополнительную заднюю огневую точку. Обладая большой дальностью, мог использоваться, как истребитель сопровождения, как разведчик и как штурмовик. В таком ключе применялся в годы войны его потомок (Р-47 "Тандерболт"), созданный на фирме, основанной Северским. На преемственность конструкции указывает и его существенное внешнее сходство.
Имел много технологических новинок для нашего авиапрома и вполне уверенно противостоял в учебных воздушных боях, проводимых нашими испытателями,  с современными, на тот момент, легкими истебителями нашего выпуска.
http://s9.uploads.ru/t/6UDLl.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Nl8UZ.jpg

Отредактировано сержант-1 (2018-06-12 07:15:42)

119

и тогда находились любители автопортрета :canthearyou:
http://s5.uploads.ru/t/Hwh1R.jpg

120

Крутень Евграф Николаевич - русский ас Первой мировой войны.

http://s8.uploads.ru/t/igGbQ.jpg

Евграф Николаевич Крутень родился 17 декабря (5-го по ст. ст.) 1890 года в Киеве, образование получил в Киевском кадетском корпусе. Окончил Константиновское артиллерийское училище и был зачислен в 4-й конно - артиллерийский дивизион. Летом 1913 года поручик Е. Н. Крутень был направлен в качестве наблюдателя на осенние маневры Киевского военного округа. Здесь он попал в 11-й авиаотряд, которым командовал штабс - капитан П. Н. Нестеров. Крутень летал с ним на разведку, проводил корректировку огня батарей, присутствовал при выполнении первой в мире "мёртвой петли".
Восхищённый увиденным, Крутень принял решение стать лётчиком. По рекомендации Нестерова поступил в Гатчинскую военную авиационную школу и окончил её по 1-му разряду в 1914 году.
Началась Первая Мировая война. В воздушных сражениях на Западном фронте ярко проявились боевые качества пилота. 23 августа он выполнил на двухместном "Фармане-20" две петли Нестерова, после чего был откомандирован в 21-й корпусный авиаотряд, куда прибыл 27 Октября.
На двухместном самолёте "Вуазен" Крутень успешно выполнял задачи, связанные с разведкой и бомбометанием, в начале 1915 года организует первый в истории авиации групповой ночной полёт на расположение противника, доставляет ценные сведения о расположении врага, корректирует огонь артиллерии (с помощью бортовой радиостанции).При встречах с неприятельскими аппаратами старается атаковать их, сбить. Но это пока не удается - у вражеских машин больше скорость, они уходят, часто не принимая боя.
Крутень делает вывод: для борьбы с вражеской авиацией нужны истребительные авиаотряды, и просит разрешить ему создать такой отряд. 24 мая 1916 года из Управления военного воздушного флота пришёл приказ: "Начальник 2-го армейского авиационного отряда штабс - капитан Крутень назначен на должность командующего 2-м авиационным отрядом истребителей" ( в 1916 году в России приступили к созданию 12-ти таких соединений ).
С необыкновенной энергией Евграф Николаевич принялся за формирование отряда, обучение лётчиков воздушному бою. Отряд имел одноместные самолёты "Ньюпор-XI" со скоростью до 150 км/час и базировался около Броды. Немецкие лётчики скоро поняли, какого грозного противника они имеют в лице этой авиагруппы. Крутень, приняв командование, в короткий срок сумел создать крепкий боевой коллектив и лично водил своих пилотов в бой. 30 Июля он одержал свою первую победу. Через 2 дня снова вышел победителем из поединка.
О боевой деятельности Крутеня в те дни свидетельствует приказ от 2 августа 1916 года по войскам 2-й армии Западного фронта. В нём говорится:
"1 августа сего года, около 19 часов, над Несвижем появился неприятельский самолёт. Командир 2-го авиационного отряда истребителей штабс - капитан Е. Н. Крутень, всего лишь 30 июля сбивший немецкий самолёт в районе Своятичи, тотчас же поднялся на своём "Ньюпоре", нагнал немца и вступил с ним в бой.
Я, многие чины моего штаба и весь город любовались смелым поединком двух самолётов. Штабс - капитан Крутень коршуном налетал на немца и после короткого, но чрезвычайно эффектного боя сбил немецкий "Альбатрос", вынудив раненого лётчика спланировать недалеко от города. Население, с захватывающим интересом следившее за смелыми и искусными действиями нашего героя - лётчика, радостно кинулось за город, где и устроило ему овации.
Штабс - капитану Крутеню за проявленную им исключительную выдающуюся удаль, бесповоротную решимость и доблесть в борьбе с врагом объявляю мою сердечную благодарность. Приказываю представить его к награде.
В конце Ноября 1916 года Е. Н. Крутеня вместе с другими фронтовыми лётчиками - Орловым, Барковским, Свешниковым, Кежуном командировали за границу для изучения боевого опыта союзников и освоения новых типов самолётов. Во Франции он воевал в эскадрильи № 3 "Аистов", группы воздушного боя А. Брокара ( GC 12 ). За месяц боёв, совершая полёты с аэродромов Каши ( под Амьеном ) и Манонкур ( вблизи Нанси ), сбил 2 , а по другим источникам - 3 вражеских самолёта. [ Официальных подтверждений этих побед не найдено ] Наряду с ведением воздушных боёв, Крутень штурмовал позиции противника, выполнял разведывательные полёты. За боевые действия во Франции он был награждён "Боевым Крестом с пальмовыми ветвями".
Журнал "Искры" писал, что Крутень поражал даже своих учителей безумной отвагой и выработал те самые приёмы нападения в воздухе, которыми впоследствии создал себе славу одного из лучших авиаторов - истребителей. Его, наряду с Петром Нестеровым, по праву можно счетать одним из основоположников тактики истребительной авиации.
В марте 1917 года Крутень вернулся в Россию и уже 19 Апреля был назначен командиром 2-й боевой авиагруппы, состоящей из 3, 7 и 8-го корпусных отрядов, на Юго - Западном фронте. У каждого отряда был свой опознавательный знак на борту фюзеляжа. У 3-го отряда - голова индейца, у 7-го - голова орла, у 8-го туз червей. Крутень пользовался в отряде исключительным авторитетом и любовью. Он обладал замечательным качеством лётчика - сочетанием смелости с высоким лётным мастерством.
Вскоре он одержал очередную победу, сбив австрийский разведчик "Ганза - Бранденбург", а 24 Мая - ещё один. Через 2 дня Крутень сбил 2 "Фоккера" в одном вылете. Но бой проходил над вражеской территорией, и эти победы не получили официального подтверждения.
Сначала он летал на самолёте "Ньюпор-17" с ротативным двигателем "Рон" мощностью 80 л. с., затем на "Ньюпор-21" с мотором в 120 л. с., на борту которого была нарисована голова русского витязя в древнем шлеме. Эта машина в руках опытного лётчика была грозным оружием и имела скорость до 160 км / час. Крутень, выдающийся виртуоз пилотажа, в совершенстве владел ею. Его очень боялись вражеские лётчики и уклонялись от боя даже при численном превосходстве.
Приём воздушного боя Крутеня заключался в создании преимущества по высоте и последующей атаке противника с заходом со стороны солнца. Проскочив на 50 - 100 метров ниже врага, Крутень круто взмывал, подходя к самолёту противника с хвоста и снизу в "мёртвом конусе" обстрела, и с расстояния в 10 - 15 метров прошивал его пулемётной очередью.
Лучшие лётчики Германии и Австрии в схватках с ним неизменно терпели поражения. Например, Обер - лейтенант Франк фон Линко - Кроуфорд, известный австрийский ас, имевший к концу войны 30 побед, трижды "скрещивал в воздухе шпаги" с Крутенем и, как пишет сам австриец, каждый раз был вынужден "снижаться" ( приземляться ), спасая свою жизнь. На Восточном фронте Крутеню не было равных. Скромный и даже аскетичный в быту, Евграф Николаевич в бою проявлял отвагу и предприимчивость. Его характеру были присущи чувство воинского долга и гуманность по отношению к своему противнику.
...Однажды Крутень приземлился возле сбитого им самолёта в надежде оказать помощь вражескому лётчику. Но оказалось, что тот был уже мёртв. В документах погибшего Крутень обнаружил фото: бравый пилот с женой и сыном. Семейная идиллия тронула сердце русского лётчика. В то время ещё было принято по возможности сообщать противнику о судьбе его сбитых лётчиков. Крутень, пролетая над аэродромом немцев, сбросил пакет, в котором были фотоснимок и записка: "Сожалею об убитом муже и отце, но война есть война: если не я его - так он меня..."
В то время как большинство лётчиков - истребителей ещё не имело точно определённых методов ведения боя, у Крутеня были свои тактика и методы, дававшие прекрасные результаты. Он был не только примером мастерства, мужества и хладнокровия, но и создателем научных основ ведения воздушного боя. Считая, что обязанностью истребительной авиации является "истребление воздушного противника, везде, где его можно найти", лётчик разработал более 20 способов атак одиночного, пары и группы самолётов. Крутень первый рекомендовал действовать в бою парами, считая их наиболее эффективной тактической еденицей. Он автор 9 работ по тактике истребительной авиации.
По различным источникам, Евграф Крутень уничтожил в воздушных боях от 7 до 17 самолётов противника ( включая сбитые неофициально ), был награждён рядом орденов и Георгиевским оружием.
Однажды Крутень охранял корректировщика. Находясь на высоте 3000 метров и израсходовав весь бензин, начал планировать на свой аэродром, но встретил немецкий самолёт. Не раздумывая, он обстрелял противника и сбил его, не имея в баках ни капли горючего.
6 июня 1917 года, совершая посадку без капли горючего на свой аэродром у деревни Плотычи возле Тарнополя, Капитан Крутень на самолёте "Ньюпор-17" сделал крутой разворот на небольшой высоте и, сорвавшись в штопор, разбился. В этот день, защищая разведчик "Вуазен" от атак 3-х австрийских истребителей, Крутень сбил свой последний "Фоккер".
"После великого Нестерова, - писали газеты, он был наиболее видным из боевых лётчиков. Погибшему Крутеню шёл всего лишь 27-й год..."
В поисках истинной причины трагедии выдвигалось множество различных версий: и полный отказ повреждённой в бою системы управления аэропланом, и остановка изношенного мотора... Как вспоминал бывший лётчик 2-й истребительной авиагруппы И. К. Спатарель:
"Погиб Крутень скорее всего потому, что был тяжело ранен и потерял сознание в воздухе. Ведь даже в случае отказа мотора он мог в любой момент посадить свою машину. Евграф Крутень был, как говорят авиаторы, пилот божьей милостью..."
Трудно спорить с такой оценкой, данной пусть даже опытным лётчиком. Однако это всего лишь очередная версия.

http://s5.uploads.ru/t/yPBEe.jpg

Источник Ссылка


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Первым делом,первым делом самолеты.. » Этажерки и летчики Первой мировой войны.