"Назад в ГСВГ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Первым делом,первым делом самолеты.. » Воздушная трагедия 14 апреля 1951 года


Воздушная трагедия 14 апреля 1951 года

Сообщений 41 страница 50 из 62

41

Владимир Белорус написал(а):

Скорее всего это художественная обработка его воспоминаний с изрядной дозой отсебятины автора книги

В тех воспоминаниях самого И.И. Пстыго, что мне попадались ("На боевом курсе", кажется), я об этом происшествии ничего  не читал, а другие издания с его воспоминаниями мне не попадались.

42

Версия причин авиакатастрофы, сделанная  Игорем Гуцевичем. Он давно занимается военной историей гарнизона Ютербога и сделал немало интересных открытий. Игорь общался с внуком командира полка А.Г. Гавруся, и тот поделился воспоминаниями своей бабушки.
Использованы также материалы немецких исследователей этой трагедии.

Летом 1950 началась война в Корее, вполне обосновано ожидали ее продолжение и в Европе, поэтому во второй половине 1950-го в ГСОВГ проводились периодические передислокации частей и соединений... В начале апреля такой же приказ получила и 114-я гв.шад - в составе трех своих полков передислоцироваться из Альтес Лагер в Финстервальде, в субботу 14.04.1951 три полка поднялись в воздух... Каков там уж их строй, в каком порядке перелетают полки дивизии - я не знаю, не летчик... как и не знаю - сколько Ил-10 было тогда по штату в одном полку... В районе Даме строй попал в грозу, похожую на шторм, заблудился, отклонился от маршрута, радиосвязь пропала... Далее - со слов внука комполка Гаврась А.Г.: "Полк деда летел вторым... Командир первой группы, окончательно потеряв ориентацию, принял решение развернуться и возвращаться - строи полков столкнулись"... Результат - 13 самолетов и 26 летчиков... Как я понимаю, задачу по перебазированию никто не отменял - продолжили ли остальные лететь дальше или чуть позже перелетели, но в открытых источниках 114-я гв.шад с 1951 по 1956 привязывается к Финстервальде, в составе двух полков - 635 и 725... А "заменивший" понесший наибольшие потери (823-й) 664-й гв.шап и штаб дивизии - на аэродроме рядом, в Фалкенберг... Как я понимаю, "заменили" не только разбившийся полк - полностью "заменили" и командование дивизии, времена-то были суровые.

http://sh.uploads.ru/t/LnWVz.jpg

Схема Игоря Гуцевича.

43

Владимир Белорус написал(а):

сколько Ил-10 было тогда по штату в одном полку...

В полках штурмовиков в те годы по штату было  около 40 самолетов (три эскадрильи по 12 машин, машина командира полка и могли быть одна-две учебно-тренировочных машины).

Но вот перелеты при передислокациях или аэродромных маневрах обычно производятся мелкими группами в составе звеньев (по 4 экипажа) или максимум — эскадрильями. С одной стороны это связано с лучшей управляемостью на перелете и с облегчением организации его, а с другой — с мерами маскировки от разведки пр-ка.
Так что...

Владимир Белорус написал(а):

В начале апреля такой же приказ получила и 114-я гв.шад - в составе трех своих полков передислоцироваться из Альтес Лагер в Финстервальде, в субботу 14.04.1951 три полка поднялись в воздух...


...такая картина встречных перелётов огромных масс самолетов, да еще в сомнительных метеоусловиях, вызывает большое недоверие.

Отредактировано сержант-1 (2016-06-13 11:31:59)

44

vt10otb написал(а):

Приплести Берию - это святое.

Жигарев в этом эпизоде выглядит странновато: его зам. грамотно валит все на снегопад, но главком ВВС упрямо пытается утопить Вершинина.

Вероятно, у Жигарева были основания топить Вершинина. Ведь именно он сменил Вершинина на посту главкома ВВС в 1949 году, когда тот попал в "опалу". И надо заметить, что Вершинин все же  был боевой генерал, в отличии от Жигарева. Есть воспоминания маршала Голованова о том, как сняли  Жигарева с поста Главкома в 1942 году. За достоверность не ручаюсь.


Ссылка

45

сержант-1 написал(а):

Но вот перелеты при передислокациях или аэродромных маневрах обычно производятся мелкими группами в составе звеньев (по 4 экипажа) или максимум — эскадрильями.


Мне кажется все так и происходило. Летели поэскадрильно, тем более, что расстояние перелета было около 150 километров. Первые две долетели благополучно до Финстервальде, а третья эскадрилья столкнулось с грозовым фронтом и командир ее решил повернуть назад в Альтес Лагер. Но навстречу ей уже вылетела первая эскадрилья 823-го шап во главе с командиром полка. Вот и встретились на встречных курсах в условиях ограниченной видимости около 25 самолетов. Результат ее имел трагические  последствия. Такова моя версия.

Отредактировано Владимир Белорус (2016-06-13 16:54:19)

46

Владимир Белорус написал(а):

Вот и встретились на встречных курсах в условиях ограниченной видимости около 25 самолетов. Результат ее имел трагические  последствия. Такова моя версия.

Такое количество лобовых столкновений крайне маловероятно и практически не имело места даже при массированном применении авиации в боевых условиях. Тогда бывала работа в режиме "конвейера", когда во время прорывов обороны пр-ка группы штурмовиков и бомбардировщиков непрерывно, сменяя одна другую, утюжили позиции артиллерии,  мешая им вести огонь по наступающим войскам или дезорганизуя колонны подходящих к атакованным уч-кам фронта  резервов пр-ка. 
В таких условиях гораздо чаще сталкивались самолеты внутри одной группы из-за плотных боевых порядков.

Думаю, все же, что при полете на малой высоте при попадании в туман или снегопад самолеты бились при столкновении с наземными препятствиями по причине неточности показаний барометрических высотомеров в условиях резко меняющегося атм. давления (если давление за время от его последней корректировки сильно понизилось, то высотомеры давали завышенные показания).

Отредактировано сержант-1 (2016-06-14 08:23:47)

47

сержант-1 написал(а):

Думаю, все же, что при полете на малой высоте при попадании в туман или снегопад самолеты бились при столкновении с наземными препятствиями

Тоже так думаю.  Косвенное подтверждение  - никто не спасся, видимо, именно из-за малой высоты. Вот поэтому и вызывает сомнения "разбор полетов" в кабинете Сталина. Во-первых, непонятно, какого рожна там делал Берия. Он к тому времени , хотя и курировал МГБ, как зампред правительства, никаких решений единолично не принимал, был лишь одним из руководящей в то время семерки (или пятерки - уже не помню). Не до летных происшествий Берия было - атомных дел хватало. Чего вдруг Сталину  с ним шушукаться - проще Абакумову дать указания.  И совершеноо нелогично ведет себя Жигарев. Для расследования ЧП назначена комиссия со всеми полномочиями, которую возглавил его зам. Комиссия делает однозначный вывод - всему виной непогода. Вдруг ни с того, ни с сего влезает Главком ВВС и  указывает на Вершинина, как на прямого виновника катастрофы (то есть фактически голословно обвиняет комиссию во вранье). Если верить Голованову, в 1942-м Сталин снял Жигарева именно за очковтирательство. Не самоубийца же он в самом деле, на те же грабли наступать, при том, что бардак выявился именно в его хозяйстве, а  вывод Агальцова максимально его устраивал.

48

vt10otb написал(а):

Комиссия делает однозначный вывод - всему виной непогода.

Тут, помимо непогоды, имела место и плохая организация вылета группы.
Если моя версия соответствует действительности, то в условиях сложных метеоусловий, во-первых, нужно было продумать  четкую радиосвязь  ведущего с РП, чтобы последний  более часто сообщал группе данные метеослужбы, во-вторых, дать бОльшую высоту на маршруте, а, в-третьих, лететь мелкими группами.
Конечно, малая высота подхода  к цели и режим радиомолчания на маршруте оправданы  обеспечением  внезапности удара по ней, но в таких случаях в сложных метеоусловиях, даже в боевой обстановке, авиация работает мелкими группами.
А здесь, судя по всему,  имел место не вылет на боевое применение (нет никаких упоминаний о детонации боекомплектов или стрельбы патронов из горящих обломков), а перелет для аэродромного маневра, которые и в войну всегда производились (опять же, для их скрытности), как можно более мелкими группами.

Отредактировано сержант-1 (2016-06-14 10:19:31)

49

сержант-1 написал(а):

А здесь, судя по всему,  имел место не вылет на боевое применение (нет никаких упоминаний о детонации боекомплектов или стрельбы патронов из горящих обломков), а перелет для аэродромного маневра, которые и в войну всегда производились (опять же, для их скрытности), как можно более мелкими группами.

Могла иметь место обычная наша показуха - недаром упоминаются крупные учения. В немецком варианте статьи говорится об интенсивном обучении полетам в любых метеоусловиях. Могла производиться именно показушная передислокация - вряд ли полк перебрасывали из-за корейской войны. По-моему, смысла особого в этом нет - некуда в то время в ГСОВГ авиаполк спрятать, число аэродромов ограничено, и их местоположение было хорошо известно бывшим союзникам.

50

У немецких исследователей катастрофы  Fred Tzschoppe и Reinhard Wildau есть версия, что падение самолетов могло произойти из за заправки их некачественным горючим.
Fred Tzschoppe является бургомистром населенных пунктов, вблизи которых упали ИЛ-10. Он нашел свидетелей аварии и с военным историком  Reinhard Wildau издал небольшую брошюру о событиях 1951 года.

http://s5.uploads.ru/t/xLY62.jpg

http://sa.uploads.ru/t/pM3Yf.jpg

http://sf.uploads.ru/t/4pxCv.jpg

На нижнем фото Фред Чоппе (слева) в руках держит и книгу Е.Толмачева об истории 16-й воздушной армии.
Ссылки на немецкие газетные материалы:

http://www.maz-online.de/Lokales/Teltow … ei-Kemlitz
http://www.lr-online.de/regionen/spreew … 62,2439865


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Первым делом,первым делом самолеты.. » Воздушная трагедия 14 апреля 1951 года