"Назад в ГСВГ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Первым делом,первым делом самолеты.. » Воздушная трагедия 14 апреля 1951 года


Воздушная трагедия 14 апреля 1951 года

Сообщений 41 страница 50 из 83

41

Версия причин авиакатастрофы, сделанная  Игорем Гуцевичем. Он давно занимается военной историей гарнизона Ютербога и сделал немало интересных открытий. Игорь общался с внуком командира полка А.Г. Гавруся, и тот поделился воспоминаниями своей бабушки.
Использованы также материалы немецких исследователей этой трагедии.

Летом 1950 началась война в Корее, вполне обосновано ожидали ее продолжение и в Европе, поэтому во второй половине 1950-го в ГСОВГ проводились периодические передислокации частей и соединений... В начале апреля такой же приказ получила и 114-я гв.шад - в составе трех своих полков передислоцироваться из Альтес Лагер в Финстервальде, в субботу 14.04.1951 три полка поднялись в воздух... Каков там уж их строй, в каком порядке перелетают полки дивизии - я не знаю, не летчик... как и не знаю - сколько Ил-10 было тогда по штату в одном полку... В районе Даме строй попал в грозу, похожую на шторм, заблудился, отклонился от маршрута, радиосвязь пропала... Далее - со слов внука комполка Гаврась А.Г.: "Полк деда летел вторым... Командир первой группы, окончательно потеряв ориентацию, принял решение развернуться и возвращаться - строи полков столкнулись"... Результат - 13 самолетов и 26 летчиков... Как я понимаю, задачу по перебазированию никто не отменял - продолжили ли остальные лететь дальше или чуть позже перелетели, но в открытых источниках 114-я гв.шад с 1951 по 1956 привязывается к Финстервальде, в составе двух полков - 635 и 725... А "заменивший" понесший наибольшие потери (823-й) 664-й гв.шап и штаб дивизии - на аэродроме рядом, в Фалкенберг... Как я понимаю, "заменили" не только разбившийся полк - полностью "заменили" и командование дивизии, времена-то были суровые.

http://sh.uploads.ru/t/LnWVz.jpg

Схема Игоря Гуцевича.

42

Владимир Белорус написал(а):

сколько Ил-10 было тогда по штату в одном полку...

В полках штурмовиков в те годы по штату было  около 40 самолетов (три эскадрильи по 12 машин, машина командира полка и могли быть одна-две учебно-тренировочных машины).

Но вот перелеты при передислокациях или аэродромных маневрах обычно производятся мелкими группами в составе звеньев (по 4 экипажа) или максимум — эскадрильями. С одной стороны это связано с лучшей управляемостью на перелете и с облегчением организации его, а с другой — с мерами маскировки от разведки пр-ка.
Так что...

Владимир Белорус написал(а):

В начале апреля такой же приказ получила и 114-я гв.шад - в составе трех своих полков передислоцироваться из Альтес Лагер в Финстервальде, в субботу 14.04.1951 три полка поднялись в воздух...


...такая картина встречных перелётов огромных масс самолетов, да еще в сомнительных метеоусловиях, вызывает большое недоверие.

Отредактировано сержант-1 (2016-06-13 11:31:59)

43

vt10otb написал(а):

Приплести Берию - это святое.

Жигарев в этом эпизоде выглядит странновато: его зам. грамотно валит все на снегопад, но главком ВВС упрямо пытается утопить Вершинина.

Вероятно, у Жигарева были основания топить Вершинина. Ведь именно он сменил Вершинина на посту главкома ВВС в 1949 году, когда тот попал в "опалу". И надо заметить, что Вершинин все же  был боевой генерал, в отличии от Жигарева. Есть воспоминания маршала Голованова о том, как сняли  Жигарева с поста Главкома в 1942 году. За достоверность не ручаюсь.


Ссылка

44

сержант-1 написал(а):

Но вот перелеты при передислокациях или аэродромных маневрах обычно производятся мелкими группами в составе звеньев (по 4 экипажа) или максимум — эскадрильями.


Мне кажется все так и происходило. Летели поэскадрильно, тем более, что расстояние перелета было около 150 километров. Первые две долетели благополучно до Финстервальде, а третья эскадрилья столкнулось с грозовым фронтом и командир ее решил повернуть назад в Альтес Лагер. Но навстречу ей уже вылетела первая эскадрилья 823-го шап во главе с командиром полка. Вот и встретились на встречных курсах в условиях ограниченной видимости около 25 самолетов. Результат ее имел трагические  последствия. Такова моя версия.

Отредактировано Владимир Белорус (2016-06-13 16:54:19)

45

Владимир Белорус написал(а):

Вот и встретились на встречных курсах в условиях ограниченной видимости около 25 самолетов. Результат ее имел трагические  последствия. Такова моя версия.

Такое количество лобовых столкновений крайне маловероятно и практически не имело места даже при массированном применении авиации в боевых условиях. Тогда бывала работа в режиме "конвейера", когда во время прорывов обороны пр-ка группы штурмовиков и бомбардировщиков непрерывно, сменяя одна другую, утюжили позиции артиллерии,  мешая им вести огонь по наступающим войскам или дезорганизуя колонны подходящих к атакованным уч-кам фронта  резервов пр-ка. 
В таких условиях гораздо чаще сталкивались самолеты внутри одной группы из-за плотных боевых порядков.

Думаю, все же, что при полете на малой высоте при попадании в туман или снегопад самолеты бились при столкновении с наземными препятствиями по причине неточности показаний барометрических высотомеров в условиях резко меняющегося атм. давления (если давление за время от его последней корректировки сильно понизилось, то высотомеры давали завышенные показания).

Отредактировано сержант-1 (2016-06-14 08:23:47)

46

сержант-1 написал(а):

Думаю, все же, что при полете на малой высоте при попадании в туман или снегопад самолеты бились при столкновении с наземными препятствиями

Тоже так думаю.  Косвенное подтверждение  - никто не спасся, видимо, именно из-за малой высоты. Вот поэтому и вызывает сомнения "разбор полетов" в кабинете Сталина. Во-первых, непонятно, какого рожна там делал Берия. Он к тому времени , хотя и курировал МГБ, как зампред правительства, никаких решений единолично не принимал, был лишь одним из руководящей в то время семерки (или пятерки - уже не помню). Не до летных происшествий Берия было - атомных дел хватало. Чего вдруг Сталину  с ним шушукаться - проще Абакумову дать указания.  И совершеноо нелогично ведет себя Жигарев. Для расследования ЧП назначена комиссия со всеми полномочиями, которую возглавил его зам. Комиссия делает однозначный вывод - всему виной непогода. Вдруг ни с того, ни с сего влезает Главком ВВС и  указывает на Вершинина, как на прямого виновника катастрофы (то есть фактически голословно обвиняет комиссию во вранье). Если верить Голованову, в 1942-м Сталин снял Жигарева именно за очковтирательство. Не самоубийца же он в самом деле, на те же грабли наступать, при том, что бардак выявился именно в его хозяйстве, а  вывод Агальцова максимально его устраивал.

47

vt10otb написал(а):

Комиссия делает однозначный вывод - всему виной непогода.

Тут, помимо непогоды, имела место и плохая организация вылета группы.
Если моя версия соответствует действительности, то в условиях сложных метеоусловий, во-первых, нужно было продумать  четкую радиосвязь  ведущего с РП, чтобы последний  более часто сообщал группе данные метеослужбы, во-вторых, дать бОльшую высоту на маршруте, а, в-третьих, лететь мелкими группами.
Конечно, малая высота подхода  к цели и режим радиомолчания на маршруте оправданы  обеспечением  внезапности удара по ней, но в таких случаях в сложных метеоусловиях, даже в боевой обстановке, авиация работает мелкими группами.
А здесь, судя по всему,  имел место не вылет на боевое применение (нет никаких упоминаний о детонации боекомплектов или стрельбы патронов из горящих обломков), а перелет для аэродромного маневра, которые и в войну всегда производились (опять же, для их скрытности), как можно более мелкими группами.

Отредактировано сержант-1 (2016-06-14 10:19:31)

48

сержант-1 написал(а):

А здесь, судя по всему,  имел место не вылет на боевое применение (нет никаких упоминаний о детонации боекомплектов или стрельбы патронов из горящих обломков), а перелет для аэродромного маневра, которые и в войну всегда производились (опять же, для их скрытности), как можно более мелкими группами.

Могла иметь место обычная наша показуха - недаром упоминаются крупные учения. В немецком варианте статьи говорится об интенсивном обучении полетам в любых метеоусловиях. Могла производиться именно показушная передислокация - вряд ли полк перебрасывали из-за корейской войны. По-моему, смысла особого в этом нет - некуда в то время в ГСОВГ авиаполк спрятать, число аэродромов ограничено, и их местоположение было хорошо известно бывшим союзникам.

49

У немецких исследователей катастрофы  Fred Tzschoppe и Reinhard Wildau есть версия, что падение самолетов могло произойти из за заправки их некачественным горючим.
Fred Tzschoppe является бургомистром населенных пунктов, вблизи которых упали ИЛ-10. Он нашел свидетелей аварии и с военным историком  Reinhard Wildau издал небольшую брошюру о событиях 1951 года.

http://s5.uploads.ru/t/xLY62.jpg

http://sa.uploads.ru/t/pM3Yf.jpg

http://sf.uploads.ru/t/4pxCv.jpg

На нижнем фото Фред Чоппе (слева) в руках держит и книгу Е.Толмачева об истории 16-й воздушной армии.
Ссылки на немецкие газетные материалы:

http://www.maz-online.de/Lokales/Teltow … ei-Kemlitz
http://www.lr-online.de/regionen/spreew … 62,2439865

50

vt10otb написал(а):

По-моему, смысла особого в этом нет - некуда в то время в ГСОВГ авиаполк спрятать, число аэродромов ограничено, и их местоположение было хорошо известно бывшим союзникам.

Обученность авиачастей и штабов соединений аэродромному маневру — очень важный вопрос боевой подготовки. Достаточно вспомнить ту войну, в ходе которой немцы постоянно гоняли не такую уж большое число своих авиаэскадр (и даже отдельных авиагрупп и авиаотрядов из них) по всем своим многочисленным фронтам от Африки до Заполярья и от Ла-Манша до Сталинграда, в любой момент создавая в нужном месте абсолютное локальное господство в воздухе, несмотря на многократное общее численное превосходство авиации своих противников. По этой причине, главным образом, их Люфтваффе в любой наземной операции были одним из наиболее важных компонентов успеха и постоянной головной болью для командования их противников, вплоть до последних дней войны. Достаточно вспомнить, хотя бы, донесения наших танкистов и пехотинцев  об их болезненных авиаударах даже в ходе штурма Берлина, в то время, когда общее численное преимущество только наших ВВС фронтов берлинского направления было десятикратным, а превосходство  союзнической авиации и вовсе несчитанным.
Можно также утверждать, что неудачному дебюту той войны мы также, в немалой степени, обязаны немецкому мастерству аэродромного маневра. Наше высшее руководство потому, возможно, и не верило в скорое начало войны, что наша разведка не видела вблизи наших границ сколь-нибудь серьезной авиации немцев, без которой те не воевали. А её и не было, буквально до последнего дня перед нападением. Практически вся их авиация была скрытно, мелкими группами, перебазирована из глубоких тылов и других ТВД на заранее подготовленные полевые площадки буквально за считанные дни и часы перед наступлением. До этого же в расположении передовых частей наземных войск копошились лишь тыловые службы авиации, её  штабы и узлы связи.

И, напротив, беспомощность нашего авиационного тыла и неумение командования маневрировать авиацией приводили к тому, что немцы быстро выбивали нашу авиацию на активных участках фронта и ударами с воздуха и авиаперебросками резервов срывали множество наших, удачно начинавшихся наступлений, в то время, когда огромные воздушные силы на соседних фронтах бездействовали.
Даже в ходе таких успешных наших наступлений, как Белорусская операция лета 44-го, огромные массы наших самолетов лишь в начальный их момент являлись их активными участниками. А стоило наземным войскам выйти из радиуса действия авиаполков с первоначальных мест базирования, они оказывались беззащитными от немецких авиаударов, имея в своих тылах огромные массы самолетов. А все оттого, что мы за всю войну так и не научились аэродромному маневру, благодаря которому наземные войска в ходе наступлений на большую глубину могли бы всегда иметь поддержку с воздуха....

Отредактировано сержант-1 (2016-06-14 19:57:42)


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Первым делом,первым делом самолеты.. » Воздушная трагедия 14 апреля 1951 года