"Назад в ГСВГ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Первым делом,первым делом самолеты.. » Воздушная трагедия 14 апреля 1951 года


Воздушная трагедия 14 апреля 1951 года

Сообщений 21 страница 30 из 62

21

vt10otb написал(а):

Группу лидировал генерал-майор Гребенников на ИЛ-76.

Так и есть
http://crash.worldwebspot.com/aviakatas … tyazi.html

22

Владимир Белорус написал(а):

Фото Сергея Разина

видел этот памятник при втором посещении Михендорфа 31 января 2013 года. искал тогда одиночное захоронение потому и фото памятника мимоходом сделал! Спасибо Владимир за этот рассказ. сколько еще тайн и трагедий Михендорф не раскрыл? :dontknow:

http://s1.uploads.ru/t/3GPfc.jpg
http://s1.uploads.ru/t/kzoli.jpg
http://s0.uploads.ru/t/3x8ls.jpg

23

сержант-1 написал(а):

При чем тут "генеральская дурость"? Обычное распи@дяйство рядовых исполнителей (которые сами, кстати, в званиях от майора до полковника). Генералы с земли должны им нужную аппаратуру для полетов в СМУ включать, что ли?

Как то вы уж больно категорично, В.Ф.,да же Гребенникову такое в голову не пришло сказать!!! Хотя на суде он обвинял всех и вся,от главкома ВВС до подметальщиков на взлетке в Камрани,приглашал психиатров и  психоаналитиков,что бы подтвердили что у него состояние было такое,что он тупанул после сигнала тревоги,пока штурман его носом не ткнул в приборы. Но "Витязей"он не обвинял,кроме слов,что я их не вел и вообще меня руководителем полета и ведущим приказом не назначали! точно к психиатру надо!
.... После этого, руководство ВВС, хоть и с опозданием, сделало соответствующие выводы. На самолетах было установлено оборудование, позволявшее «Русским Витязям» самостоятельно совершать перелеты по международным воздушным трассам: систему спутниковой навигации, аппаратуру инструментальной посадки, модернизированный самолетный ответчик и др….

Вячеслав Звягинцев, полковник юстиции в отставке,

24

матвеев олег написал(а):

Как то вы уж больно категорично, В.Ф.

Может и так, Олег,  "мёртвые сраму не имут".... Но все же надо и свою голову включать а не тупо лезть на посадку в плотном строю, в "сложняке", за лидером, если он лыка не вяжет.
Похожий случай был в войну, когда  в апреле (кажется) 43-го целая эскадрилья Як-1 из 3-го ИАК, которым командовал Е.Я. Савицкий, при перелете на Кубань, так же за лидером на бомбардировщике Пе-2, вместо посадки для дозаправки в Ростове, была им "прилидирована" на занятый немцами аэродром в Таганроге. Несколько летчиков, правда, успели "включить мозги", разобраться в обстановке, и не выполнить команду ведущего на посадку, но большинство сделало  немцам  подарок из своего попадания в плен и новеньких самолетов. Немцы их потом использовали для разведки наших ближних тылов и для охоты за нашими самолетами, отбившимися от строя. Командир эскадрильи и еще один из летчиков, вроде бы, успели застрелиться, и (по городской легенде) немцы их с воинскими почестями похоронили....
Все известные подробности здесь:
http://www.almanacwhf.ru/?no=8&art=12

Отредактировано сержант-1 (2016-06-10 08:36:51)

25

http://s5.uploads.ru/t/h6OJ0.jpg

Немецкий список погибших летчиков. Составлен в порядке количества захоронений на участке, начиная с четырех.

26

8 Абдрашитов Рафаил Абдулович сержант 1927 9-4-7
87 Алфиров Николай Антонович сержант 1928 9-4-12
141 Апарин Дмитрий Григорьевич ст. лейтенант 1926 9-3-12
170 Архипов Иван Дмитриевич мл. сержант 1929 9-4-2
201 Бабенков Александр Иванович ст. сержант 26.01.1923 9-4-1
222 Байбоков Александр Яковлевич лейтенант 19.10.1925 9-3-5
402 Бовва Алексей Владимирович ст. лейтенант 1923 9-3-9
568 Бызгаев Владимир Федотович сержант 1928 9-4-14
774 Востроухов Виктор Иванович лейтенант 04.08.1926 9-3-6
800 Гаврась Александр Григорьевич подполковник 1914 9-3-16
803 Гаврилов Юрий Филиппович ст. сержант 1927 9-4-5
1069 Гузиков Владимир Антонович ст. лейтенант 1922 9-3-13
1085 Гуров Николай Иванович ст. лейтенант 27.04.1919 9-3-7
1289 Егоров Виктор Иванович капитан 1923 9-3-15
1615 Калмыков Василий Григорьевич ст. лейтенант 03.01.1921 9-3-1
1770 Кобяков Василий Петрович сержант 1928 9-4-13
1771 Кобяков Леонид Николаевич лейтенант 20.03.1928 9-3-2
1810 Козаков Иван трофимович мл. сержант 1929 9-4-11
2455 Люшнин Дмитрий Иванович мл. сержант 1929 9-4-9
2622 Моисеев Николай Андрианович капитан 1917 IX-3-14
2752 Михайлов Александр Николаевич лейтенант 1924 9-3-11
2909 Никаев Петр Филиппович сержант 1928 9-4-16
3109 Паников Петр Сергеевич мл. сержант 1929 9-4-10
3643 Савочкин Анатолий Иванович мл. сержант 1928 12-6-1
4825 Шемякин Николай Васильевич лейтенант 1921 9-3-10
4874 Шляпников Михаил Иванович(?) сержант 1927 9-4-6
          Халиуллин Чингис Минурович ст. сержант 1927

Список, составленный Виктором Толстых. Здесь числятся люди, погибшие (или умершие) 14 апреля 1951 года и похороненные на кладбище "Михендорф" вблизи Потсдама. Притом Чингис Халиуллин не значится среди упокоившихся здесь но его могила есть среди 16 летчиков своего полка. А Савочкин А.И. с этой датой смерти похоронен на другом участке кладбища. Возможно он не имеет отношения к авиакатастрофе и просто скончался в один день с летчиками.

27

Версия катастрофы, изложенная по воспоминаниям маршала авиации И.И.Пстыго.

На "Солдате РУ" А. Е. Жуков предоставил к прочтению отрывок из книги.
Толмачёв Е.П. Небесный страж ГСВГ / Летопись 16-й воздушной армии. - Калуга: ИД "Манускрипт", 2010.
С. 154-155.

http://se.uploads.ru/t/OlzYg.jpg

Одной из первоочередных задач всего личного состава 16-й ВА, как и всех советских авиаторов, стало овладение полётами в сложных метеорологических условиях днём и ночью. Любое игнорирование метеоусловий могло привести к тяжёлым последствиям, что и случилось в феврале 1951 г.
Свидетельствует маршал И.И. Пстыго:
"Зима в Германии вообще славится капризной погодой, преимущественно стоит низкая облачность и, в зависимости от температуры, выпадают осадки: или дождь, или снег. Шли учения войск, с привлечением большого количества самолётов.
Вроде, всё сделано. Лётчики и техника подготовлены, командиры на своих командных пунктах. Командир штурмовой авиадивизии полковник Неделько решил сам повести большую группу штурмовиков Ил-10. Когда обратились к Вершинину (а его КП был в стороне от этого облака), он сказал: на войне и в более сложную погоду ходили, т.е. дал добро на полёт. В передней группе шло почему-то 13 самолётов. На полпути между аэродромом и полигоном встречается низкая, почти до земли, плотная - не видны самолёты в строю, сплошная облачность, из которой идёт обильный густой снег. По прогнозу это не предвиделось.
Куда отвернуть или набрать высоту (снижаться нельзя, снег идёт, как известно, до земли) в этой сложной обстановке?
Группа врезалась в плотную снежную облачность. Лётчики по приборам летать ещё не были обучены и начали падать в разных положениях. Площадь разброса упавших самолётов немногим превышала площадь, занимаемую боевым порядком 13 самолётов. В соседней немецкой деревне, что была на пути следования группы и на окраину которой падали самолёты, люди в смятении. Самолёт ни один не загорелся. Из одного раздаются призывающие на помощь стоны.
Немцы вытащили тяжело раненого воздушного стрелка. Связь в ГДР хорошая. Сразу позвонили в полицейский участок. Оттуда в воинскую часть. Достаточно быстро прибежали люди, приехали машины. Но было уже поздно. Помощь ничего практически не давала.
Явилось начальство - руководство во главе с командующим, он отвечает за всё, и он понял, что случилась большая беда. Нет нужды расписывать, как растаскивали разбитые самолёты, как их тащили на ближайшие аэродромы. Случай этой катастрофы доложили министру обороны и Сталину.
Сталин приказал назначить ответственную и квалифицированную комиссию. Возглавить комиссию приказано генералу Ф.А. Агальцову. Поработав и изучив все обстоятельства на месте, комиссия вместе с главкомом ВВС Жигаревым и военным министром Василевским обстоятельно докладывает Сталину. Сталин несколько раз обменялся фразами с Берией.
Вершинин сидит в приёмной Сталина и накурил уже копну окурков. Вершинин понимал всю полноту ответственности за 13 катастроф, да ещё в одном полёте. Жигарев настаивал, что катастрофа явилась результатом плохой организации полётов в воздушной армии и, в частности, плохой разведки погоды, и тогда ответчик один - Вершинин.
А мы помним, что Сталин в таких случаях был беспощаден. Председатель комиссии Агальцов настойчиво докладывает Сталину, что это результат стихийного бедствия в природе - внезапный снегопад. Разговор был продолжительным. Каждая сторона настойчиво докладывала свои причины катастрофы.
Сталин снова обменялся фразой с Берией. Помолчав, Сталин спрашивает: сколько человек погибло? Ему отвечают: "Двадцать пять, товарищ Сталин".
Сталин ведёт совещание с паузами. И снова спрашивает: сколько человек погибло? Ему отвечают, что двадцать пять, товарищ Сталин. Сталин долго молчал. Затем заметил, как мы не бережём людей. Жалко людей - 25 человек. Погибло. После затянувшейся паузы делает заключение: и все-таки 26-й гроб делать не будем. Наверное, всем стало легче. Сталин говорит: "Вершинин подчинённый Василевскому. Разберитесь, товарищ Василевский, и примите меры, чтобы не гибло так много людей". На этом доклад комиссии закончен. Все пошли к выходу".
Погибших лётчиков тогда не отправляли в Союз, всех их похоронили в Потсдаме поэкипажно: лётчик-стрелок, лётчик-стрелок...

28

Владимир Белорус написал(а):

Группа врезалась в плотную снежную облачность. Лётчики по приборам летать ещё не были обучены и начали падать в разных положениях.

Я не спец в авиации, поясните мне почему самолеты попав "в плотную снежную область" упали, да еще "практически в боевом порядке"? Не заблудились там или не столкнулись, а именно упали?

29

Ветеран написал(а):

поясните мне почему самолеты попав "в плотную снежную область" упали, да еще "практически в боевом порядке"? Не заблудились там или не столкнулись, а именно упали?

Я уже предполагал, что в результате резко меняющегося давления начали давать неправильные показания барометрические высотомеры, которые выстанавливались на "нуль" высоты места вылета и они показывали только высоту относительно своего аэродрома и только в условиях неизменного атмосферного давления. Перед вылетом при  установке нуля нужно было ручкой в левом нижнем углу шкалы выставить и величину давления, которую давала метеослужба аэродрома. Реальная же высота над пролетаемым рельефом барометрическими высотомерами не учитывалась. Это можно было делать только с помощью радиовысотометров, которых на наших самолетах тогда еще не было.
Я предполагаю, что перед вылетом давление было выставлено за некоторое время до него. После вылет по каким-то причинам могли отложить, а команду на него дали по тревоге, и экипажам некогда было его скорректировать, а давление  за это время резко изменилось. Полет же  на полигон проходил на малой высоте, и когда при плохой видимости экипажи стали держать высоту только по приборам, то даже при нормальных показаниях высоты в пределах до сотни метров они вполне могли начать втыкаться в землю (да еще и рельеф в этом месте мог быть выше, чем на месте вылета).
Это одна из возможных причин. А другая — это та, что на наших истребителях, и штурмовиках военного времени выпуска (да и еще долго после войны) не устанавливались авиагоризонты, по которым только и возможен контроль пространственного положения самолета и полет вне видимости земли . И даже еще довольно  долго после того, как эти приборы появились в достаточных количествах, летный состав среднего уровня подготовки почти не имел навыков "слепого" полета по этим приборам. Наработка этого навыка требует довольно большой практики, и этим, главным образом,  определялась классность пилота. А практика — это налет часов в "сложняке" и в ночных полетах, что для нашей авиации тактического назначения всегда было большой проблемой (процент летного состава с допуском для ночных полетов и в СМУ был в полках тактической авиации весьма невысоким). Значительно лучше положение с этим  было в авиации ПВО и в дальней авиации.

Отредактировано сержант-1 (2016-06-12 17:20:22)

30

Владимир Белорус написал(а):

Площадь разброса упавших самолётов немногим превышала площадь, занимаемую боевым порядком 13 самолётов.


http://s5.uploads.ru/t/s4wIP.jpg

                   Немецкая схема мест падения самолетов ИЛ-10.


Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Первым делом,первым делом самолеты.. » Воздушная трагедия 14 апреля 1951 года